Jump to content

Ламповые фонокорректоры на дроссельных и трансформаторных каскадах


sound one
 Share

Recommended Posts

     Привет всем, вниманию форума предлагаются ламповые фонокорректоры на дроссельных и трансформаторных каскадах.
   Корректор для винила это больная тема для всех меломанов, аудиофилов и просто любителей музыки. Впервые мысль применять трансформаторные каскады появилась после того как прочёл статью «ФИЛОСОФИЯ  SPB SOUND» ,посмотреть можно здесь http://spbsound.narod.ru/SPbSound/pages/spbphil.htm  . В этой статье говорится о преимуществе, в плане КПД, трансформаторного каскада над резистивным каскадом. Главная  идея  заключена в следующей фразе “в трансформаторном каскаде 9/10 мощности сигнала достигает нагрузки (пусть даже при 1/10 потерь в трансформаторе), а в резистивно-емкостном – лишь 1/11 часть (остальные 10/11 выделяются на анодном резисторе впустую!) . В связи с этим возникла мысль – если трансформаторный каскад настолько эффективнее, в плане КПД, резистивного каскада, то и усиливать звук он будет гораздо эффективнее. Математического аппарата, позволяющего оценить эту эффективность, на сегодня просто нет, или я об этом просто не знаю. Затем нашел работы Susumy Sakuma , посмотреть можно здесь   http://www10.big.or.jp/~dh/work/pre.html  , оказалось что свои корректора он строит по этой же идеологии, т.е. на трансформаторных каскадах. Собственно говоря это было последней каплей и я решил проверить свои предположения на практике. Первым был собран макет, фото ниже, на четырёх лампах 6С45П и одной 6Н6П. Результаты превзошли все ожидания, получившийся звук просто завораживал.
   Хочу поделиться своими наработками в этой области.
Выкладываю фото некоторых корректоров, принципиальные схемы и моточные данные.                                                                                                                           

Моточные данные макета:
- первого каскада
  30Гн;   I≤0,01 А; (ПЛ  20 х 20)
   Δf – 16Гц ÷ 70 кГц;   Rн = 110 кОм ;     
  – 5000 вит. Ø 0,09 мм;   
 - второго каскада
           27,6 Гн;  4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,62;  (Ш 20 х 20)
   Δf – 13Гц ÷  23 кГц;   Rн = 3,3 k Ω ;       К = 17,5
 I – 5466 вит. Ø 0,08 мм;  II – 3390 вит.; Ø 0,12 мм;
- третьего каскада
            40 Гн;  4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,22;  (Ш 20 х 20)
   Δf – 13Гц ÷ 20 кГц;   Rн = 2,7 k Ω ;       К = 8,0
 I – 6000 вит. Ø 0,08 мм;  II – 2220 вит.; Ø 0,11 мм; 

   Потом был корректор на 6Ф12П. Корректор собран всего на двух лампах 6Ф12П. Собрать такой корректор захотелось, когда на глаза в очередной раз попалась схема Сергея Сергеева, только вместо резистивных нагрузок поставил дроссели и трансформаторы.
   Моточные данные корректора на 6Ф12П с (ТВ3 - Ш) :

- первого каскада
  89 Гн;  R= 3490 Ом;   I≤0,01 А; (ТВ3 – Ш)
      Δf – 19Гц ÷ 26 кГц;   Rн = 110 кОм ;     (триод)
I – 9725 вит. Ø 0,09 мм;   
          - второго каскада
            88 Гн;  R= 4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,22;  (ТВ3 – Ш)
   Δf – 13Гц ÷ 16 кГц;   Rн = 620  Ω ;            (пентод триодом)
 I – 9672 вит. Ø 0,08 мм;  II – 2130 вит.; Ø 0,12 мм; 

   В итоге получился компактный фонокорректор с очень приличным звуком,
но такие корректора как EAR 834, PPROJECT TUBE BOX SE II переигрывает.
Фото и схема ниже.
Усиление корректора - 41 дб ( при 5 мВ на входе на
выходе 600 мВ);
Уровень фона - 56 дб.

   Наиболее оптимальным с точки зрения цена/качество можно считать корректор на 6С45П. Этот корректор имеет очень приличный звук.
Моточные данные корректора на 6С45П с (ТВ3 - Ш)
Трансформаторы :
- первого каскада
33,5 Гн; 1460 Ом; I≤0,02 А; n = 1,4; ТВ3 - Ш
Δf – 14Гц ÷ 37 кГц; Rн = 13,8 кОм ; К = 37,8 (6С45П)
I – 5200 вит. Ø 0,09 мм; II – 7300 вит.; Ø 0,07 мм;
- второго каскада
47 Гн; 1910 Ом; I≤0,02 А; n = 0,636; ТВ3 - Ш
Δf – 13Гц ÷ 24 кГц; Rн = 10 кОм ; К = 29
I – 6060 вит. Ø 0,09 мм; II – 3852 вит.; Ø 0,12 мм;

2. Дроссели:
- первого каскада пит-я 10 Гн; 285 Ом; Ш 16 х24 (ТВЗ1-9); Io≤ 20 mA; 3500 вит. ; Ø 0,16 мм
- второго каскада пит-я 10 Гн; 285 Ом; Ш 16 х24 (ТВЗ1-9); Io≤ 20 mA; 3500 вит. ; Ø 0,16 мм


Отвечу на конструктивные вопросы.
На вопросы умников отвечать не буду.
   Дерзайте, пробуйте, результат вас не разочарует, всем успехов в творчестве. 

 

 

 

макет.jpg

схема макета.gif

6Ф12П фронт.JPG

6Ф12П тыл.jpg

6Ф12П схема .gif

6С45П фронт_.jpg

6С45П тыл_.jpg

6С45П схема.jpg

6С45П монтаж.jpg

6С45П монтаж.jpg

6Ф12П монтаж.lay

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

    Привет всем обитателям этого форума. На свет появился ещё один корректор.
 Корректор собран на 4 лампах 6Ж49П-ДР. Корректор ММ с RС коррекцией.
 Все звуковые трансформаторы корректора имеют К.П.Д.= 0,7. Практика показала
 что делать источник смещения в отдельном блоке питания и по кабелю подавать в
 корректор не целесообразно, так как из-за внешних магнитных полей наводится фон
 и он комбинированный и бороться с ним довольно проблематично. Поэтому было организовано
 автоматическое смешение, что позволило значительно ослабить наводки от внешних полей.
 Что касается звука, то он получился нейтральным пространство и звуковые образы от
изменения схемы смещения не пострадали. Теперь поставлю корректор на прогрев и в конце месяца
сделаю на нём оцифровки и выложу ссылку на них.
 В итоге получился корректор  со следующими параметрами:
- чувствительность  входа ММ – 5,0 мВ; (на выходе 775 мВ)
- коэффициент усиления Kус.= 155 раз = 43.8 дб при входном сигнале 5 мВ, на выходе 775 мВ);
- уровень фона Uф = ~ 0.8 мВ = - 59,7 дб;
- уровень взвешенного шума Uш = ~ 0,34 мВ = - 67 дб.

фронт.jpg

тыл.jpg

монтаж.jpg

схема.GIF

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Наверное, хорошие корректоры. Только если назвали в честь математика Леонардо Пизанского, то не "Fibonachi" а  "Fibonacci". Вдруг аппенинские рынки завоевывать будете, итальянцы могут не понять )))

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, Холодно сказал:

Наверное, хорошие корректоры. Только если назвали в честь математика Леонардо Пизанского, то не "Fibonachi" а  "Fibonacci". Вдруг аппенинские рынки завоевывать будете, итальянцы могут не понять )))

   Ну во первых на итальянские рынки в выходить не собираюсь. А во вторых по этому поводу я отвечал ещё 20.05.2015г. на форуме diyaudio.ru. "Дело в том что за всё то время что я делаю корректора, вы третий кто заметил что в названии стоит имя Fibonachi, оно только созвучно с именем знаменитого Fibonacci. Дело в том что Fibonacci в своей жизни никогда не занимался проблемами звука, его работы были в области математики. Но самое большое его достижение, на мой взгляд, состоит в том что он открыл число золотой пропорции, на основе которой построен наш мир. Казалось бы какое отношение имеет золотая пропорция к названию фонокорректора? Дело в том что число золотой пропорции закладывается ещё на этапе  электрического расчета каскадов, оно также закладывается в электрический расчет трансформаторов. Имя гениального Fibonacci было специально изменено на Fibonachi чтобы не было разговоров об эксплуатации имени гения.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, sound one сказал:

гениального Fibonacci было специально изменено на Fibonachi

Хорошо, хоть не Fibronah.

Идея привязаться к известному имени и его исковеркать, не очень удачная.

Хотя китайцы активно пользуются таким приемом.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

  Привет всем обитателям этого форума! Наконец то нашлось время чтобы сделать
оцифровки показанного выше корректора. Оцифровки можно скачать по этой ссылке
https://dropmefiles.com/9IaMS (ссылка действительна 7дней). Оцифровки сделаны в
формате 44,1 кГц 16 бит. По отдельному запросу могу сделать в формате 96 кГц 24 бита.
 Оцифровка проводилась на следующем оборудовании:
1.Вертушка Marantz Model 6100;
2.Картридж Denon DL 103;
3.MC трансформаторы https://www.hi-fi.ru/auction/detail/1083442
4.Фонокорректор показанный выше
5.Звуковая карта E-MU 0404;
6.Ноутбук с установленной программмой Sound Forge 10.
Перечень исполнителей и композиций в приложении. Приятного прослушивания.
Вопросы можно задать в личку, на sound@crimea.com или по
тлф. +7 978 868 3708

перечень.GIF

Link to comment
Share on other sites

14.06.2021 в 20:19, sound one сказал:

На свет появился ещё один корректор.

А зачем так много корректоров, что вы с ними делаете?

Склонен к побегу

Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, sound one сказал:

Оцифровки можно скачать по этой ссылке

С какой целью?

Склонен к побегу

Link to comment
Share on other sites

Цитата

А зачем так много корректоров, что вы с ними делаете?

С какой целью?

   Угадайте с трёх раз, солю конечно.😄 Скачать можно чтобы послушать или сравнить с тем что есть у вас.

Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)

Послушал ваши ролики.

В общем - все неплохо, ожидал худшего.

Из достоинств - есть бас, тембр приятный, мягкий.

Из недостатков - везде заметная окраска, звук как  с ватой (недостаток открытости и послезвучий), но верх есть, так что окраска приятна.

Также, по динамике явный недостаток (хорошо знаю Дайер Стрейтс, там динамика должна быть больше) и Йелло, конечно, не тянет. И по динамике, и по скорости - Йело из праздника жизни превратилось в некую музыку с минорными оттенками. Ну, чтоб Йелло играла аппаратура - это нужно резко вверх по цене брать всей аппаратуры.

Бас довольно однообразный.

Из роликов Битлс не понравился - может, запиленный? Смоки каналы не в фазе,  звук ужасный. Смоки можете смело стирать.

Edited by okok
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.



×
×
  • Create New...