Jump to content

Ламповые фонокорректоры на дроссельных и трансформаторных каскадах


sound one
 Share

Recommended Posts

     Привет всем, вниманию форума предлагаются ламповые фонокорректоры на дроссельных и трансформаторных каскадах.
   Корректор для винила это больная тема для всех меломанов, аудиофилов и просто любителей музыки. Впервые мысль применять трансформаторные каскады появилась после того как прочёл статью «ФИЛОСОФИЯ  SPB SOUND» ,посмотреть можно здесь http://spbsound.narod.ru/SPbSound/pages/spbphil.htm  . В этой статье говорится о преимуществе, в плане КПД, трансформаторного каскада над резистивным каскадом. Главная  идея  заключена в следующей фразе “в трансформаторном каскаде 9/10 мощности сигнала достигает нагрузки (пусть даже при 1/10 потерь в трансформаторе), а в резистивно-емкостном – лишь 1/11 часть (остальные 10/11 выделяются на анодном резисторе впустую!) . В связи с этим возникла мысль – если трансформаторный каскад настолько эффективнее, в плане КПД, резистивного каскада, то и усиливать звук он будет гораздо эффективнее. Математического аппарата, позволяющего оценить эту эффективность, на сегодня просто нет, или я об этом просто не знаю. Затем нашел работы Susumy Sakuma , посмотреть можно здесь   http://www10.big.or.jp/~dh/work/pre.html  , оказалось что свои корректора он строит по этой же идеологии, т.е. на трансформаторных каскадах. Собственно говоря это было последней каплей и я решил проверить свои предположения на практике. Первым был собран макет, фото ниже, на четырёх лампах 6С45П и одной 6Н6П. Результаты превзошли все ожидания, получившийся звук просто завораживал.
   Хочу поделиться своими наработками в этой области.
Выкладываю фото некоторых корректоров, принципиальные схемы и моточные данные.                                                                                                                           

Моточные данные макета:
- первого каскада
  30Гн;   I≤0,01 А; (ПЛ  20 х 20)
   Δf – 16Гц ÷ 70 кГц;   Rн = 110 кОм ;     
  – 5000 вит. Ø 0,09 мм;   
 - второго каскада
           27,6 Гн;  4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,62;  (Ш 20 х 20)
   Δf – 13Гц ÷  23 кГц;   Rн = 3,3 k Ω ;       К = 17,5
 I – 5466 вит. Ø 0,08 мм;  II – 3390 вит.; Ø 0,12 мм;
- третьего каскада
            40 Гн;  4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,22;  (Ш 20 х 20)
   Δf – 13Гц ÷ 20 кГц;   Rн = 2,7 k Ω ;       К = 8,0
 I – 6000 вит. Ø 0,08 мм;  II – 2220 вит.; Ø 0,11 мм; 

   Потом был корректор на 6Ф12П. Корректор собран всего на двух лампах 6Ф12П. Собрать такой корректор захотелось, когда на глаза в очередной раз попалась схема Сергея Сергеева, только вместо резистивных нагрузок поставил дроссели и трансформаторы.
   Моточные данные корректора на 6Ф12П с (ТВ3 - Ш) :

- первого каскада
  89 Гн;  R= 3490 Ом;   I≤0,01 А; (ТВ3 – Ш)
      Δf – 19Гц ÷ 26 кГц;   Rн = 110 кОм ;     (триод)
I – 9725 вит. Ø 0,09 мм;   
          - второго каскада
            88 Гн;  R= 4450 Ом; I≤0,01 А; n = 0,22;  (ТВ3 – Ш)
   Δf – 13Гц ÷ 16 кГц;   Rн = 620  Ω ;            (пентод триодом)
 I – 9672 вит. Ø 0,08 мм;  II – 2130 вит.; Ø 0,12 мм; 

   В итоге получился компактный фонокорректор с очень приличным звуком,
но такие корректора как EAR 834, PPROJECT TUBE BOX SE II переигрывает.
Фото и схема ниже.
Усиление корректора - 41 дб ( при 5 мВ на входе на
выходе 600 мВ);
Уровень фона - 56 дб.

   Наиболее оптимальным с точки зрения цена/качество можно считать корректор на 6С45П. Этот корректор имеет очень приличный звук.
Моточные данные корректора на 6С45П с (ТВ3 - Ш)
Трансформаторы :
- первого каскада
33,5 Гн; 1460 Ом; I≤0,02 А; n = 1,4; ТВ3 - Ш
Δf – 14Гц ÷ 37 кГц; Rн = 13,8 кОм ; К = 37,8 (6С45П)
I – 5200 вит. Ø 0,09 мм; II – 7300 вит.; Ø 0,07 мм;
- второго каскада
47 Гн; 1910 Ом; I≤0,02 А; n = 0,636; ТВ3 - Ш
Δf – 13Гц ÷ 24 кГц; Rн = 10 кОм ; К = 29
I – 6060 вит. Ø 0,09 мм; II – 3852 вит.; Ø 0,12 мм;

2. Дроссели:
- первого каскада пит-я 10 Гн; 285 Ом; Ш 16 х24 (ТВЗ1-9); Io≤ 20 mA; 3500 вит. ; Ø 0,16 мм
- второго каскада пит-я 10 Гн; 285 Ом; Ш 16 х24 (ТВЗ1-9); Io≤ 20 mA; 3500 вит. ; Ø 0,16 мм


Отвечу на конструктивные вопросы.
На вопросы умников отвечать не буду.
   Дерзайте, пробуйте, результат вас не разочарует, всем успехов в творчестве. 

 

 

 

макет.jpg

схема макета.gif

6Ф12П фронт.JPG

6Ф12П тыл.jpg

6Ф12П схема .gif

6С45П фронт_.jpg

6С45П тыл_.jpg

6С45П схема.jpg

6С45П монтаж.jpg

6С45П монтаж.jpg

6Ф12П монтаж.lay

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

    Привет всем обитателям этого форума. На свет появился ещё один корректор.
 Корректор собран на 4 лампах 6Ж49П-ДР. Корректор ММ с RС коррекцией.
 Все звуковые трансформаторы корректора имеют К.П.Д.= 0,7. Практика показала
 что делать источник смещения в отдельном блоке питания и по кабелю подавать в
 корректор не целесообразно, так как из-за внешних магнитных полей наводится фон
 и он комбинированный и бороться с ним довольно проблематично. Поэтому было организовано
 автоматическое смешение, что позволило значительно ослабить наводки от внешних полей.
 Что касается звука, то он получился нейтральным пространство и звуковые образы от
изменения схемы смещения не пострадали. Теперь поставлю корректор на прогрев и в конце месяца
сделаю на нём оцифровки и выложу ссылку на них.
 В итоге получился корректор  со следующими параметрами:
- чувствительность  входа ММ – 5,0 мВ; (на выходе 775 мВ)
- коэффициент усиления Kус.= 155 раз = 43.8 дб при входном сигнале 5 мВ, на выходе 775 мВ);
- уровень фона Uф = ~ 0.8 мВ = - 59,7 дб;
- уровень взвешенного шума Uш = ~ 0,34 мВ = - 67 дб.

фронт.jpg

тыл.jpg

монтаж.jpg

схема.GIF

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Наверное, хорошие корректоры. Только если назвали в честь математика Леонардо Пизанского, то не "Fibonachi" а  "Fibonacci". Вдруг аппенинские рынки завоевывать будете, итальянцы могут не понять )))

Link to comment
Share on other sites

55 минут назад, Холодно сказал:

Наверное, хорошие корректоры. Только если назвали в честь математика Леонардо Пизанского, то не "Fibonachi" а  "Fibonacci". Вдруг аппенинские рынки завоевывать будете, итальянцы могут не понять )))

   Ну во первых на итальянские рынки в выходить не собираюсь. А во вторых по этому поводу я отвечал ещё 20.05.2015г. на форуме diyaudio.ru. "Дело в том что за всё то время что я делаю корректора, вы третий кто заметил что в названии стоит имя Fibonachi, оно только созвучно с именем знаменитого Fibonacci. Дело в том что Fibonacci в своей жизни никогда не занимался проблемами звука, его работы были в области математики. Но самое большое его достижение, на мой взгляд, состоит в том что он открыл число золотой пропорции, на основе которой построен наш мир. Казалось бы какое отношение имеет золотая пропорция к названию фонокорректора? Дело в том что число золотой пропорции закладывается ещё на этапе  электрического расчета каскадов, оно также закладывается в электрический расчет трансформаторов. Имя гениального Fibonacci было специально изменено на Fibonachi чтобы не было разговоров об эксплуатации имени гения.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, sound one сказал:

гениального Fibonacci было специально изменено на Fibonachi

Хорошо, хоть не Fibronah.

Идея привязаться к известному имени и его исковеркать, не очень удачная.

Хотя китайцы активно пользуются таким приемом.

Link to comment
Share on other sites

  • 4 weeks later...

  Привет всем обитателям этого форума! Наконец то нашлось время чтобы сделать
оцифровки показанного выше корректора. Оцифровки можно скачать по этой ссылке
https://dropmefiles.com/9IaMS (ссылка действительна 7дней). Оцифровки сделаны в
формате 44,1 кГц 16 бит. По отдельному запросу могу сделать в формате 96 кГц 24 бита.
 Оцифровка проводилась на следующем оборудовании:
1.Вертушка Marantz Model 6100;
2.Картридж Denon DL 103;
3.MC трансформаторы https://www.hi-fi.ru/auction/detail/1083442
4.Фонокорректор показанный выше
5.Звуковая карта E-MU 0404;
6.Ноутбук с установленной программмой Sound Forge 10.
Перечень исполнителей и композиций в приложении. Приятного прослушивания.
Вопросы можно задать в личку, на sound@crimea.com или по
тлф. +7 978 868 3708

перечень.GIF

Link to comment
Share on other sites

14.06.2021 в 20:19, sound one сказал:

На свет появился ещё один корректор.

А зачем так много корректоров, что вы с ними делаете?

Склонен к побегу

Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, sound one сказал:

Оцифровки можно скачать по этой ссылке

С какой целью?

Склонен к побегу

Link to comment
Share on other sites

Цитата

А зачем так много корректоров, что вы с ними делаете?

С какой целью?

   Угадайте с трёх раз, солю конечно.😄 Скачать можно чтобы послушать или сравнить с тем что есть у вас.

Link to comment
Share on other sites

Posted (edited)

Послушал ваши ролики.

В общем - все неплохо, ожидал худшего.

Из достоинств - есть бас, тембр приятный, мягкий.

Из недостатков - везде заметная окраска, звук как  с ватой (недостаток открытости и послезвучий), но верх есть, так что окраска приятна.

Также, по динамике явный недостаток (хорошо знаю Дайер Стрейтс, там динамика должна быть больше) и Йелло, конечно, не тянет. И по динамике, и по скорости - Йело из праздника жизни превратилось в некую музыку с минорными оттенками. Ну, чтоб Йелло играла аппаратура - это нужно резко вверх по цене брать всей аппаратуры.

Бас довольно однообразный.

Из роликов Битлс не понравился - может, запиленный? Смоки каналы не в фазе,  звук ужасный. Смоки можете смело стирать.

Edited by okok
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.



×
×
  • Create New...