Перейти к публикации
News Ticker
  • Добро пожаловать на High End форум!

Рекомендованные сообщения

Добрый день, уважаемые форумчане, встречайте новичка!

Меня зовут Владимир Данилов, и я представляю лабораторию акустики Dorius. Нашу небольшую команду - это Александр Новиков, Сергей Кучерук и ваш покорный слуга, - вы могли неоднократно встречать на выставках РХЭ с весны 2013 года. Мы занимаемся разработкой и изготовлением штучных и микросерийных акустических систем, как по своим проектам, так и под конкретные требования заказчика, порой приходится удовлетворять самые причудливые требования дизайнеров. 😀

Для удобства создания новых моделей мы разработали новый формат акустического ателье, где на специальном стенде мы вместе с заказчиком создаём прототип нового изделия - подбираем головки, конфигурацию раздела, ставим звук, обсуждаем дизайн. Это даёт стопроцентную гарантию результата - заказчик сразу получает представление, как именно будет звучать его будущая акустика, и тут же может внести необходимые коррективы.

Кроме стенда ателье, в нашем шоу-руме постоянно находятся несколько готовых моделей акустики Dorius. Можно пощупать и послушать изделия других отечественных мастеров - усилители Ноосфера и Профиль Аудио, кабели Эфа Лайф, Вега и ВекторВокс.

Шоурум_1.jpg

Стенд_ателье.jpg

Шоурум_7.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В основе конструкции АС Dorius лежат три постулата, простых в формулировке, но довольно сложных в реализации:

Принцип первый - любую проблему в электроакустическом преобразовании надо в первую очередь решать акустическими средствами, стараясь минимизировать вмешательство на электрической стороне процесса. Простейший пример - надо выровнять плавно спадающую вниз АЧХ условного типового широкополосника. Можно, конечно, срезать всё фильтром по уровню низких частот, но при этом мы потеряем драгоценную чувствительность, добавим низкочастотных резонансов (т. н. "накачка"), получим дополнительный окрас, а в некоторых случаях просто задушим звук. Правильным же инженерным решением будет синтез нужного акустического оформления, корректирующего АЧХ головки, например фронтального рупора в экране нужной формы, тылового рупора или их комбинации. Дорого? Сложно? Да. Но мы же здесь вроде про хайэнд говорим.

Принцип второй, вытекающий из первого - лучше обойтись меньшим числом головок для разных полос, передав функции поддержки отдельных диапазонов акустическому оформлению. Наше фирменное решение - многокамерный трансформатор - обеспечивает фундаментальный, глубокий и чистый бас даже от небольших и лёгких широкополосных или мидбасовых головок, предоставляя полноценную замену отдельному низкочастотнику. Плюсы очевидны: нет необходимости согласовывать НЧ и СЧ динамики с разным характером звучания, нет необходимости ставить громоздкие фильтры с низким разделом со всеми вытекающими, нагрузка на усилитель остаётся оптимальной. Отдельным бонусом является существенное, до долей процента, снижение искажений вплоть до нижнего края диапазона. Платить же за всё приходится сложностью конструкции и объёмом оформления, иногда в разы превышающим традиционные решения ЗЯ и ФИ.

И наконец, принцип третий, также связанный с первыми двумя - делить полосы надо в первую очередь акустически, и только затем электрически. При этом измеряются и анализируются все показатели отклика головок в определённом угле, при необходимости принимаются меры акустической коррекции, и простейшая электрическая фильтрация вводится как компенсационная функция для акустического раздела. В результате мы получаем идеальный импульсный отклик, и вся наша система начинает работать как один излучатель. В акустике Dorius этот принцип реализован в полной мере в двух старших моделях - F-1 и Unica Prima.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В первую очередь мне хотелось бы рассказать о флагманской напольной модели Unica Prima, впервые представленной на суд публики меньше полугода назад, на РХЭ-2018. Основная секция этих АС широкополосная, построена на базе 8-дюймового динамика и не имеет электрических фильтров. Акустически секция выполнена в виде многокамерного трансформатора, отвечающего за воспроизведение частот до 110 Гц. Основные секции дополняются съёмными ленточными супертвитерами в рупорном оформлении, подключенными через единственный конденсатор. Требуемые характеристики раздела полос достигаются за счёт комбинации естественных спадов головок, характеристик рупора, наклона основной секции и взаимного положения динамиков. В итоге удалось добиться идеальной импульсной характеристики всей системы. Супертвитеры можно двигать и разворачивать, чтобы скорректировать особенности конкретного помещения и расстановки АС.

Акустика обладает ровным импедансом и высокой чувствительностью 97 дБ/Вт/м, что позволяет её эффективно использовать с маломощными однотактами. Максимальная мощность 90 Вт, линейный участок АЧХ 40...22000 Гц, рабочая полоса частот по -10 дБ 30...30000 Гц, ширина ДН на 18 кГц 90 град.

Unica_Prima.jpg

Супертвитер_Unica_Prima.jpg

UP_1.jpg

UP_2.jpg

UP_3.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Слушал акустику Дориус,  весьма достойная. Концепция акустического оформления позволяет выжать из динамиков многое, чего не ожидаешь в низкочастотном регистре.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Кроме того, в отличие от фазоинвертора и бандпасса, являющихся резонансными конструкциями, предлагаемый трансформатор преставляет собой широкополосное устройство с линейной фазовой характеристикой без пиков ГВЗ".

Т.е. следуя логике Вашего заявления - "предлагаемый трансформатор" является "нерезонансной конструкцией"?  Новая физика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
34 минуты назад, Вадим Анатольевич сказал:

Т.е. следуя логике Вашего заявления - "предлагаемый трансформатор" является "нерезонансной конструкцией"?  Новая физика?

Физика только старая, ничего нового. Неужели никогда длинные линии из точечных емкостей и индуктивностей не собирали? 😀.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
44 минуты назад, Вадим Анатольевич сказал:

Т.е. следуя логике Вашего заявления - "предлагаемый трансформатор" является "нерезонансной конструкцией"?  Новая физика?

Мне кажется, что правильно было бы назвать ее полирезонансной системой. Если ФИ или ПИ имеют один резонанс, то тут их много. Володя, я правильно понял идею или нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
13 минут назад, kostya-m сказал:

Мне кажется, что правильно было бы назвать ее полирезонансной системой. Если ФИ или ПИ имеют один резонанс, то тут их много. Володя, я правильно понял идею или нет?

Костя, привет! Очень близко. Электрический эквивалент - четырёхполюсник высокого порядка, на который нагружена эквивалентная схема самой головки. При определённом сочетании параметров передаточная характеристика будет близка к линии в полосе до трёх октав.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Следующая история будет о модульной платформе SoundBrick. В 2014 году появилась идея сделать на базе многокамерного трансформатора универсальное решение для стерео и домкино, которое можно было бы масштабировать как в конструкторе, добавляя или убирая отдельные кубики. Анализ показал, что для построения всех вариантов системы достаточно будет использовать всего два типа таких кубиков - компактный полнодиапазонный модуль и пассивное басовое звено. Набрав нужное число модулей каждого типа, как на картинке, можно решить задачу озвучивания практически любого помещения, от спальни до серьёзного кинозала.

Сказано - сделано, и уже в 2015 году начальный комплект из пары компактных модулей и пары басовых звеньев был показан на выставке РХЭ. Пассивное сведение на низкой частоте имело свои нюансы, на той выставке мы получили довольно много критических замечаний, провели работу над ошибками, и в 2016 году система была полностью пересведена. Один комплект сейчас находится в шоуруме на Октябрьском поле и ждёт своих слушателей.

SB_1.jpg

SB_conf.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Компактный модуль SB-Mini представляет собой самостоятельную двухполосную акустическую систему, построенную с использованием двух лёгких мидбасовых головок 4'' и ленточного твитера увеличенной площади. Как и в остальных АС Dorius, в качестве акустического оформления применён многокамерный трансформатор, обеспечивающий начало басовой полки от 70 Гц и воспроизведение 40 Гц по -10 дБ. Модуль имеет сопротивление 16 Ом, чувствительность 88 дБ/Вт/м и выдерживает долговременную мощность 100 Вт.

SB-Mini может использоваться как самостоятельная полочная стереопара, как излучатель центрального или тылового канала в домашнем кинотеатре. Конструкция модуля позволяет объединять нужное их число в линейный массив, чтобы добиться требуемых значений чувствительности и уровня ЗД в точке прослушивания.

Гнутый корпус - не только дань дизайну, но и средство повышения жёсткости конструкции и борьбы с нежелательными резонансами. 🙂

SB-Mini_1.jpg

SB-Mini_2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Низкочастотную поддержку модулям SB-Mini обеспечивают пассивные басовые звенья SB-Sub, построенные на 10-дюймовом динамике и способен выдержать долговременную мощность до 700 Вт. Многокамерный трансформатор позволяет идеально сопрячь чувствительность басовых звеньев с основными АС, и обеспечивает крайне низкий уровень искажений на равномерном участке АЧХ от 30 Гц. Вниз по -10 дБ АС играют до 19 Гц.

SB-Sub уже содержит встроенный фильтр для подключения основных АС. Несмотря на то, что SB-Sub проектировался под SB-Mini, он может использоваться как отдельное басовое звено практически для любых существующих АС. Недавно в качестве эксперимента к ним подключили очень интересные полочные АС Spica, так даже с существующим кроссовером сшивка и по микрофону, и на слух получилась практически идеальной.

SB-Sub_1.jpg

SB-Sub_2.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Расскажу ещё про одну систему, которая по сложности и затратам на изготовление с полным правом попадает в категорию High End 🙂 - модель А-1 "Спираль". В ней была реализована очень интересная инженерная задумка - способ сделать фронтальный рупор всенаправленным, просто сплющив его и скрутив в спираль вокруг вертикальной оси. Если при этом выдержать постоянным длину пути волны от динамика до любой точки на краю рупора, вся спираль будет излучать в фазе, образуя цилиндрический фронт волны. Дополнительным бонусом является расширение рабочей полосы частот рупора вплоть до 20 кГц - высокочастотная волна распространяется между параллельных стенок спирали как в волноводе, не испытывая интерференционных затуханий. В АС использовалась коаксиальная головка 8'', причём для согласования ВЧ-драйвера с горлом рупора был сделан дополнительный переходник с излучателем Карлсона. Тыльная сторона коаксиального динамика работает на многокамерный трансформатор, точно согласованный по времени задержки со спиральным рупором. Конструкция была защищена двумя патентами РФ - полезная модель на спиральный рупор и изобретение на многокамерный трансформатор. При правильной расстановке АС давали абсолютно голографическую сцену, где каждый инструмент можно было потрогать руками, причём сцена сохранялась во всём помещении. Вторую версию спиралей с модифицированным многокамерным трансформатором мы показали на весенней выставке РХЭ в 2013 году.

А-1_2.jpg

А-1_3.jpg

РХЭ 2013 в зале.jpg

Спирали v1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К 2008-2009 году технологию акустического трансформатора удалось достаточно отработать - была сделана хорошая математическая модель динамика в этом оформлении, основанная на электромеханической аналогии. Разность между результатами моделирования и практическими измерениями укладывалась в 10%. В дальнейшем при совершенствовании модели погрешность удалось понизить до <5%, что позволило сразу после обмера динамиков проектировать чистовые корпуса, не прибегая к дополнительному макетированию. С использованием многокамерного трансформатора стабильно удавалось добиться увеличения отдачи динамика на нижнем краю до 12-15 дБ, максимальный измеренный прирост составил 20 дБ. Изменяя геометрию многокамерной конструкции, можно в широких пределах управлять АЧХ, ФЧХ и ГВЗ всей системы, а также обеспечить плавный стык с фронтальным излучением самого динамика выше 100 Гц.

По сути, мы получили виртуальный басовик, акустически идеально сшитый с основной полосой, не имеющий лишних механических нелинейностей и не требующий громоздких фильтров! Отсюда появилась концепция всей линейки Dorius DX - берём лёгкий небольшой широкополосник или мидбас, хорошо играющий середину, заключаем его в многокамерный трансформатор, и по необходимости добавляем ВЧ. Просто и музыкально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
06.04.2019 в 18:51, Владимир Данилов сказал:

флагманской напольной модели Unica Prima,

Следует сказать, что модель предназначена для маленьких помещений.

В больших (и даже средних) помещениях качество баса будет неудовлетворительно при любой более-менее заметной громкости из-за очень малого линейного смещения диффузора ширика.

Поэтому понятие "флагманская", наверное, неуместно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первая модель в этой линейке, DX-1, появилась как чисто заказная акустика. Лет десять назад ко мне обратился друг-художник с просьбой сделать домашнюю АС для винила, под маломощное усиление, и чтобы душевно играла его любимого Шаляпина. И, поскольку он был художник, он просто нарисовал свой интерьер, и в нём - будущие колонки. Под заданные ТТХ, размеры и стоимость подходило не так уж много вариантов комплектации, и в итоге я остановился на 126-х Фостексах.

Небольшие напольники с вынесенной, как бы "парящей" передней панелью, получились довольно симпатичными. Звук, невзирая на крохотный размер динамика, удалось им поставить совершенно взрослый, с прекрасной чистой серединой и мощным басовым фундаментом. Конструкция так нам понравилась, что было решено её повторить и нести в широкие массы. Поскольку целевой аудиторией являлись и владельцы маломощных ламповых однотактов, была сделана модификация с увеличенными объёмами камер, рассчитанными под высокое выходное сопротивление усилителя. На фото внизу как раз стоят оба варианта рядом.

Мы показали их на РХЭ-2013, и самым частым вопросом слушателей был "а где там спрятан басовик?" 🙂

DX-1.jpg

Старые и новые 1.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 минут назад, okokok сказал:

Следует сказать, что модель предназначена для маленьких помещений.

В больших (и даже средних) помещениях качество баса будет неудовлетворительно при любой более-менее заметной громкости из-за очень малого линейного смещения диффузора ширика.

Поэтому понятие "флагманская", наверное, неуместно.

Принимается. 🙂

В нижнем зале на РХЭ они себя ещё чувствовали довольно уверенно. Наверно, тут больше жанровые ограничения возникают - суровый сырой блэк на них не послушаешь даже в 15 м.кв.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Очень скоро появилась следующая модель - более крупные двухполосные напольники DX-2. От DX-1 они унаследовали дизайн корпуса с вынесенной передней панелью, скрывающей выходной порт трансформатора, а также внутреннюю геометрию многокамерного трансформатора. Комбинация 5-дюймового бумажного мидбаса с пропиткой и ринг-радиатора на ВЧ дала очень интересное сочетание драйва и прозрачности. В отличие от лёгких и деликатных DX-1 новые АС были способны выдерживать до 60 Вт долговременной / 200 Вт пиковой мощности, работа акустического трансформатора начиналась уже от 24 Гц. Вместе со Спиралями и DX-1 они были представлены на РХЭ-2013.

DX-2_2_edited(3).jpg

DX-2_1(1).jpg

DX-2_2_edited(2).jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опять же непонятно, зачем в довольно крупные колонки засунут мелкий динамик. 

Даже с увеличенным ходом такой динамик имеет очень маленькую площадь диффузора и не позволит создать сколько-нибудь значимое звуковое давление без искажений.

Это динамики для мелких полочных настольных кабинетных колонок, а не для напольников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, Владимир Данилов сказал:

с вынесенной передней панелью, скрывающей выходной порт трансформатора, а также внутреннюю геометрию многокамерного трансформатора.

А вот очень интересно было бы посмотреть без этой передней панели. Такое возможно? А какой принцип у этого трансформатора многокамерного?

Изменено пользователем Юрий Зувков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
10 часов назад, okokok сказал:

Опять же непонятно, зачем в довольно крупные колонки засунут мелкий динамик. 

 

3 часа назад, Юрий Зувков сказал:

А какой принцип у этого трансформатора многокамерного

Крупный корпус - это как раз плата за высокий к.п.д. трансформатора. В трансформаторе динамик нагружен на последовательность камер, объём которых растёт по определённому закону. В первой, маленькой камере мы имеем высокое давление при малом объёмном потоке, динамик практически стоит на месте, не выходя из линейного хода даже на нижнем краю. В последней, большой камере наоборот - низкое давление и высокий объёмный поток наружу, что оптимально согласуется с низким сопротивлением среды. Математически работает как рупор.

Что касается размера динамика, трансформатор рассчитывается индивидуально под его ТС. Грубо можно сказать, что общий объём всех камер будет до 5хVas динамика. Прелесть в том, что мы получаем от 5 дюймов отдачу как от 8"-10".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо за информацию, очень интересно. Надо бы заехать к вам и послушать в реале, как это работает и самое главное - звучит. А фото корпуса без передней панели можно показать?

А переходы из одной камеры в другую происходят через какие отверстия? А камеры какой формы - куб. прямоугольник или произвольной, важен только объем ее?

Есть вообще то теория такого трансформатора? Если есть - можно ссылочку.

Изменено пользователем Юрий Зувков

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Если ваша нагрузка - рупорная или эквивалент рупору, то для такой нагрузки должны быть применены специальные динамики с особо жесткой мембраной,  в профессиональных драйверах рупора применяют титановые, бериллиевые или алюминиевые мембраны. Применение обычного динамика вызовет повышенные искажения из-за существенно увеличившейся нагрузки на диффузор. И уж совсем странно применение шириков со сверхлегкими  и сверхтонкими мембранами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
2 минуты назад, okokok сказал:

в профессиональных драйверах рупора применяют титановые, бериллиевые или алюминиевые мембраны.

Не соглашусь, сплошь и рядом применяют пластиковые. Фенольные, опять же.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, Юрий Зувков сказал:

Не соглашусь, сплошь и рядом применяют пластиковые. Фенольные, опять же.

Фенольные - они тоже не бумажка - весьма жесткие.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
39 минут назад, okokok сказал:

. И уж совсем странно применение шириков со сверхлегкими  и сверхтонкими мембранами.

Ну, не совсем странно. Обратный рупор для ШП - абсолютно классический вариант.

 

42 минуты назад, okokok сказал:

Применение обычного динамика вызовет повышенные искажения из-за существенно увеличившейся нагрузки на диффузор.

Всё дело в том, в каком диапазоне работает рупор. Если говорить об основной полосе динамика, нагруженного на фронтальный рупор, то Вы правы, здесь надо следить, чтобы мембрана не ломалась. В нашем же случае динамик "видит" за собой только ящик малого объёма, аналог предрупорной камеры.

 

52 минуты назад, Юрий Зувков сказал:

Надо бы заехать к вам и послушать в реале, как это работает и самое главное - звучит.

Конечно, заезжайте. Давайте в личку координатами обменяемся.

 

54 минуты назад, Юрий Зувков сказал:

Есть вообще то теория такого трансформатора?

Во многом тут моё ноу-хау, широко делиться по понятным причинам я не планирую.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


×
×
  • Создать...