Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Hi-Fi.ru

Iiro Rantala

My History of Jazz

ACT


Ииро Рантала - один из самых известных финских джазовых пианистов. Он выходил далеко за пределы джаза; в частности, сочинил фортепианный концерт и возглавлял коллективы различной направленности, например ансамбль, играющий танго. Но основными его проектами были фортепианные трио, прежде всего Trio T?yke?t, существовавшее более полутора десятилетий, а также Iiro Rantala New Trio, где функцию барабанщика выполнял битбоксер (то есть исполнитель, имитирующий звучание инструментов посредством голосового аппарата). Новейший альбом в большинстве случаев записан также усилиями фортепианного трио, но уже не чисто финского, как предыдущие два, а североевропейского или скандинавского (на контрабасе и виолончели играет известнейший шведский музыкант Ларс Даниэльссон, на барабанах - датчанин Мортен Лунд), и иногда к ним присоединяется польский скрипач Адам Балдых. Джаз у пианиста начинается (и заканчивается) Бахом. Баха с джазом не связывал только ленивый - достаточно вспомнить сверхпопулярные экзерсисы Жака Лусье или более изящные опыты The Modern Jazz Quartet. Рантала тоже не первый джазовый пианист, обращающийся к Гольдберг-вариациям, - американец-постмодернист Ури Кейн, помнится, сделал из них нескончаемый поток экспериментов, когда латиноамериканский ансамбль пел что-то про контрапункт, а его сменяли электроника и диджейские сеты. Рантала обходится более традиционными средствами, легко вписывая Баха и свои импровизации на тему все тех же вариаций (ими перемежаются остальные композиции альбома) в собственную, развивающуюся парадоксальным образом историю, в которой находится место и неувядающему "Каравану" с солирующей скрипкой, и сочинениям Джорджа Гершвина, Телониуса Монка, Курта Вайля со страйд-стилем, и шведского саксофониста Ларса Гуллина, и самого пианиста. Здесь есть регтайм, страйд, свинг, хардбоп, баллада, а также легкие опыты над формой (кривые ритмы в "What Comes Up Must Come Down") и звучанием (подготовленное фортепиано в "Uplift"). Так что если кто-то хотел энциклопедического подхода и всеохватности, то его постигнет разочарование. Скорее, Рантала предлагает свой взгляд на ту музыку, которую он любит, в которой он чувствует себя естественно и которую готов преображать так, как ему захочется.




Charles Lloyd & Jason Moran

Hagar's Song

ECM, 2013


Саксофонист Чарльз Ллойд сегодня, как и в 1960-е, работает с талантливыми партнерами в камерных составах. В данном случае перед нами его дуэт с оригинально мыслящим пианистом Джейсоном Мораном, который играет в ансамбле Ллойда уже несколько лет. Центральное произведение альбома - пятичастная сюита, посвященная прапрабабушке саксофониста, пережившей все невзгоды и радости, которые обычно выпадали на долю черной рабыни. Помимо саксофона, мы слышим флейту и басовую флейту, помимо фортепиано - подготовленное фортепиано и тамбурин. В "Hagar Suite" звучат отголоски африканской музыки, спиричуэлз. А окружают сюиту обработки пьес Эллингтона и Гершвина, песен Боба Дилана и The Beach Boys - последнее неудивительно, если вспомнить, что в 1970-е годы Чарльз Ллойд активно сотрудничал с этой группой. Во всех номерах, будь то исполненные по-традиционному "Mood Indigo" и "Bess, You Is My Woman Now", средняя часть сюиты, "Alone", для флейты и дребезжащего рояля, или фри-джазовая композиция Ллойда "Pictogram", голоса обоих участников дуэта звучат наполненно, концентрированно, с эффектом присутствия.




Christian Muthspiel 4

Seaven Teares: Tribute to John Dowland

ACT, 2013


Австрийский тромбонист, пианист и композитор Кристиан Мутшпиль создал что-то вроде парафраза цикла паван для пяти виол да гамба и лютни британского композитора XVI-XVII веков Джона Дауленда "Lachrimae, or Seaven Teares", которые, в свою очередь, являются своего рода вариациями на тему его знаменитой песни "Flow My Tears". Интересы Мутшпиля широки: он исполняет (и дирижирует!) современную академическую музыку, а в проектах, близких к джазу, обращается к тирольскому пению, творчеству Мессиана и даже техно. Здесь звучат тромбон, рояль, электророяль, блокфлейты (все - Мутшпиль), труба и флюгельгорн (Матье Мишель), вибрафон (Франк Тортилье) и бас-гитара (известный американский музыкант Стив Суоллоу). Все композиции формально сочинены Мутшпилем, названия их обыгрывают заглавия частей цикла Дауленда: у британца - слезы печали, слезы возлюбленного, подлинные слезы, притворные слезы, а у австрийца - счастливые слезы, горькие слезы, замерзшие слезы и даже крокодиловы слезы. Тема Дауленда, которую не спутаешь ни с чем, угадывается довольно отчетливо, но она то появляется, то исчезает. Налицо удачнейшее сочетание старинной музыки и джаза, никакого китча, крайне неожиданные инструментальные сочетания; все красиво, естественно, и следить за музыкальным развитием весьма интересно.




Trilok Gurtu

Spellbound

Moosicus, 2013


У этой записи довольно необычный жанр: посвящение трубе от ударника. Выдающийся индийский перкуссионист Трилог Гурту, ставший заметным артистом интернационального джаза, выпустил альбом памяти великого американского трубача Дона Черри, с которым играл в 1970-х годах, и для этого пригласил семерых трубачей из разных стран. Есть на "Spellbound" место и для самого Черри: в самом начале звучит полуминутный фрагмент их записи с Гурту, а в финале его голос благодарит публику. Для коллег Черри перкуссионист избрал не только его и свои произведения, но и композиции, созданные другими мастерами трубы - Майлсом Дэйвисом и Диззи Гиллеспи. Естественно, главный голос в каждом треке принадлежит трубе, и любопытно сравнивать манеры совершенно непохожих друг на друга музыкантов - турка Хасана Гезетлика, норвежца Нильса Петтера Мольвера, живущего во Франции ливанца Ибрахима Маалуфа, сардинца Паоло Фрезу, немцев Маттиаса Шрифля и Маттиаса Хефса, американца Амброуза Акинмусири. Вместе с тем на заднем плане всегда отчетливо слышны разнообразные, индийские и неиндийские, ударные Гурту, так что нам не дадут забыть, чей это альбом и чья идея.




Pat Metheny

Tap: The Book of Angels, Vol. 20

Nonesuch / Tzadik, 2013


Встреча титанов. Глава лейбла Tzadik, лидер нью-йоркской авангардной сцены, композитор и генератор идей Джон Зорн уже восемь с лишним лет выпускает диски из серии "Книга ангелов": каждый диск - коллекция сочиненных им композиций с небольшой долей элементов, позаимствованных из музыки клезмер, и восточных мотивов. Композиции эти до сих пор исполняли почти исключительно артисты, которых Зорн уже записывал на своем лейбле. С гитаристом Пэтом Метини, тоже фигурой неординарной, музыкантом, заставившим всех по-новому взглянуть и на возможности гитары, и на гитарную музыку, и на джаз, и на фьюжн, и даже на поп-музыку, Зорн до сих пор не работал. Объединяет их безусловная открытость практически любым влияниям. В этом смысле "Tap" - равным образом и альбом музыки Зорна, потому что его композиторский почерк чувствуется в самых разных работах, и альбом Метини, потому что точно так же здесь чувствуется его исполнительский почерк. Почти на всех инструментах, - а это, помимо различных видов гитар, также фортепиано, бандонеон, флюгельгорн и маримба, управляемая при помощи механического устройства под названием "Оркестрион", - играет сам Метини, и только на ударных - его постоянный партнер Антонио Санчес. В последнем треке поет его дочь Уиллоу (кстати, Зорн больше всего ценит именно эту вещь, сильно непохожую на остальные, более всего близкую к фри-джазу). Самое, пожалуй, ценное в записи, - то, как органично фирменная многослойность Метини (с его способностью сделать все слои различимыми) подходит живому, дышащему зорновскому материалу.






radio.string.quartet.vienna

Posting Joe: Celebrating Weather Report - live

ACT, 2013


Переложение джазовых произведений для струнного квартета - затея не такая уж диковинная, достаточно вспомнить, как всемирно известный Kronos Quartet исполнял пьесы Телониуса Монка. Ансамбль radio.string.quartet.vienna - типичный пример коллектива, работающего в жанре crossover, то есть, собственно говоря, на пересечении жанров. В его репертуаре сочинения Листа соседствуют с мелодиями Генри Манчини, песнями Radiohead и собственными произведениями, где сложно разграничить влияния разных направлений. Еще в 2009 году под смычками австрийцев переиначивались пьесы Mahavishnu Orchestra. К творчеству выдающегося клавишника Завинула квартету случалось обращаться и ранее, но теперь ему посвящена целая программа. Включены в нее не только композиции времен его работы в Weather Report (в программу попала и пьеса сооснователя ансамбля Уйэна Шортера), но и относящиеся к периоду сотрудничества с Майлсом Дэйвисом (знаменитая "In a Silent Way"), а также к сольному его творчеству. Кроме того, квартет играет посвященное ему сочинение виолончелистки Аси Вальчич. В звучании произведений Завинула виден, пожалуй, идеальный подход музыкантов: они воссоздают оригинал, так что он хорошо опознается, но одновременно и создают новые пьесы, с учетом возможностей струнных смычковых, с характерными вибрато и другими специфическими способами звукоизвлечения.




Terence Blanchard

Magnetic

Blue Note, 2013


Кто хотел мейнстрима - получите. И наверное, трудно будет найти человека, назвавшего бы такой джазовый мейнстрим скучным. Какое там! Здесь все дышит и пылает и вот-вот сорвется в совсем уже какую-то разнузданность (а порой и срывается). Теренс Блэнчард - один из ведущих сегодня американских джазовых трубачей, которые продолжают дело Уинтона Марсалиса, хранителя мейнстрима, примеряющего на себя одеяние патриарха. Ядро ансамбля, записавшего этот альбом, - традиционный донельзя (по составу) квинтет: саксофон, труба, фортепиано, контрабас, барабаны. К ним, однако, присоединился гитарист Лионель Луэке из Камеруна, восходящая звезда той разновидности современного джаза, которую не назовешь революционной, но и с консервативным направлением у нее мало общего. Значительность альбому придает появление в ряде треков вместо участников основного состава контрабасиста Рона Картера, истинного патриарха, и саксофониста Рави Колтрейна, сына Джона Колтрейна. Иные композиции в высшей степени любопытны по своей структуре: совершенно непредсказуемым образом на фоне вроде бы развивающейся темы возникает пронзительный дуэт духовых, инструменты то вступают друг с другом в конфликт, то ищут дорогу на ощупь, то наслаждаются свободой полета. Интересно различать проходы гитары и рояля, будто прячущихся за спиной духовых. Блэнчард дополнительно обогащает звучание электронными примочками для трубы. Для такой музыки уже некоторое время принят несколько более подходящий термин, чем мейнстрим, - straightahead. Вот это оно и есть.




Jim Black

Antiheroes

Winter & Winter, 2013


Альбом записан ансамблем Alas No Axis во главе с барабанщиком Джимом Блэком, куда входят также другие активные деятели авангардной и околоавангардной сцены - саксофонист и кларнетист Крис Спид и два музыканта из Исландии, басист Скули Свериссон и гитарист Хильман Йенссон. Музыка Alas No Axis часто близка пост-року, поскольку она больше сосредоточена на игре с ритмами и особенностях звучания ансамбля, чем на сольных импровизациях. Композиции Блэка - это постоянное развитие, в них музыка никогда не возвращается на исходную позицию, к начальной теме, движение идет только вперед, к новым мелодиям. Звучание камерное, насколько это возможно с саксофоном и гитарой: инструменты приглушают клокочущую и готовую вылиться страсть. "Antiheroes" - альбом с идеей, он посвящен существам, персонажам и вещам, которые пытаются улучшить мир. Например, будто бы устремляющаяся ввысь "Super K's" посвящена Крису Спиду и певице из группы Blonde Redhead Кадзу Макино, а завороженно дрожащая "Meowchless" - избавлению от подросткового страха; эта композиция, по замыслу Блэка, должна изображать то отсутствие ожидаемого звука, когда удается случайно не наступить на кошку.





Григорий Дурново
Популярные статьи
Новости 15.07.2018 Microsoft Xbox One обновляется до Dolby Vision Microsoft анонсировала апгрейд игровых консолей Xbox One X и Xbox One S до поддержки видеоформата Dolby Vision. Напомним, что еще недавно... 15.07.2018 Devialet выпустил пару новых усилителей: Expert Pro 140 и Expert Pro 210 Devialet анонсировал сразу две новых модели интегральных усилителей (фирменная схемотехника ADH) со встроенными ЦАП'ами - Expert Pro 140 и... 15.07.2018 Devialet прекратил поддержку старых версий Devialet Expert Не слишком приятная новость для владельцев интегральных усилителей со встроенным ЦАП'ом Devialet Expert, Devialet Expert Pro и Devialet... 14.07.2018 Всем любителям винила – Hana ML Японская компания Excel Sound выпустила в свет самую дорогую головку в серии Hana. Она называется Hana ML и отличается использованием алмаза с... 14.07.2018 Наушники NuForce BE Free5: Ты свободен! Бренд NuForce выпускает на рынок новую модель беспроводных внутриканальных наушников BE Free5. Новинка может работать даже в сложных погодных... Объявления 16.07.2018 onkyo pa mc5501 onkyo pa mc5501 16.07.2018 Динамики широкополосные Philips 9762 Динамики широкополосные Philips 9762 16.07.2018 Пассивный балансный трансформаторный аттенюатор-коммутатор GRUMANN PBTA-23 Входы: 1 XLR, 3 RCA, 23 ступени регулировки, переворот фазы 16.07.2018 Пентоды 6AG7 KEN-RAD JAN (6П9) NOS NIB USA, металл, пара 16.07.2018 Сетевой кабель высокого уровня SoundPhase из 9 моножил FI-50M(R) Carbon US + FI-50(R) Carbon IEC C15, made in Japan Форум 16.07.2018 "Магнитофоная ... Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио) 16.07.2018 Ваши последние купленные ... Любителям винила 16.07.2018 Деки NAKAMICHI Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио) 16.07.2018 ЧМ2018 как альтернатива ... Любителям винила 16.07.2018 Картинки по теме Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио)
Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2018 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники