10 боевиков, сформировавших правила жанра


Нестареющая классика...

Как и другие жанры, боевики имеют ряд сюжетных и режиссерских шаблонов, отзвуки которых можно найти в любом современном фильме. Как сложились эти правила? Откуда взялись сценарные лекала для боевиков? Предлагаем вам подборку фильмов, которые объясняют, из чего вырос современный боевик.

Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery (1902)

Большое ограбление поезда / The Great Train Robbery (1902)

Как с «Путешествия на Луну» начинается жанр кинофантастики, так боевик свои истоки берет из постановки начала прошлого века. Вестерн «Большое ограбление поезда» режиссера Эдвина Портера навсегда перевернул представление о синематографе, продемонстрировав несколько новых приемов режиссуры и операторских приемов. Фильм идет всего 12 минут и состоит из 14 сцен, однако самые современные на тот момент спецэффекты и знаменитый финальный кадр со стрельбой главного злодея прямо в объектив камеры повергали зрителей в шок. И заставляли покупать билеты на показ снова и снова. Кинематограф уже никогда не будет прежним.

Лицо со шрамом / Scarface: The Shame Of The Nation (1932)

Лицо со шрамом / Scarface: The Shame Of The Nation (1932)

Гангстерский триллер «Лицо со шрамом» мы знаем по постановке 1983 года режиссера Брайана Де Пальмы, но с точки зрения культурного значения оригинальная лента 1932 года стоит повыше безусловно блистательного ремейка. «Лицо со шрамом» Ховарда Хоукса возникло на экранах в ответ на разгул преступности, порожденный Великой Депрессией. Автоматы шли в ход по поводу и без повода как в мегаполисах, так и в крохотных провинциальных городах, полиция не справлялась с разгулом мафии. Отсюда и разгул жестокости в кадре. Герои и злодеи теперь стреляют без раздумий и разговаривают так, словно каждая их реплика – это пуля, выпущенная во врага.

Семь самураев / Shichinin no Samurai (1954)

Семь самураев / Shichinin no Samurai (1954)

Несмотря на то, что картина «Семь самураев» была снята в далекой Японии, а жанрово ее скорее относят к историческим драмам, значение ленты Акиры Куросавы для мирового кино неоспоримо, а для боевиков на долгие годы эта картина стала и сюжетным шаблоном, и образцом постановки экшена. Лента рассказывает о противостоянии небольшого отряда разрозненных бойцов умелой банде разбойников, причем злодеи не только превышают защитников деревни числом бойцов, но и владеют огнестрельным оружием, в то время как самураи презирают новомодные ружья. «Семь самураев» положили начало жанру «осажденной крепости», который пользуется успехом и по сей день.

Доктор Ноу / Dr. No (1962)

Доктор Ноу / Dr. No (1962)

Первый фильм Бондианы (канонически первый, формально раньше все-таки вышел телефильм «Казино Рояль») открыл зрителям совершенно новый мир ироничного, чуть снобистского и аристократического боевика. Главный герой его, оказывается, может быть не грязным бандитом и не бедным крестьянином, защищающим свою деревню. Нет, герой боевика может отдыхать на пляже и пить коктейли из красивых бокалов. Но когда придет время, он проникнет туда, куда нет хода, достанет то, чего не может быть, и поставит на место тех, перед кем трепещет остальное человечество. Джеймс Бонд неслучайно является одним из самых известных киногероев. Это целая вселенная со своими законами физики и правилами поведения, которые другие могут только принимать и повторять.

Грязный Гарри / Dirty Harry (1971)

Грязный Гарри / Dirty Harry (1971)

Если Шон Коннери в первой ленте о Бонде показал «прилизанного» британца, то Клинт Иствуд подарил миру растрепанного американца, да такого, которого испугался весь мир. Мы, конечно, говорим о «Грязном Гарри», полицейском триллере, продемонстрировавшим зрителям, что настоящим героям сложно оставаться с чистыми руками. Детектив Кэллахан честно и эффективно выполняет свою работу, но при этом ходит по грани допустимого и частенько плюет на этические нормы и политкорректность. Кого-то такое представление Голливуда о полицейских напугало, кого-то, наоборот, обрадовало, но одно можно сказать точно – Грязный Гарри и его методы стали общепринятыми для киношных копов.

Рэмбо: Первая кровь / First Blood (1982)

Рэмбо: Первая кровь / First Blood (1982)

Сейчас смешно вспоминать, что Сильвестр Сталлоне, посмотрев первый вариант монтажа картины «Первая кровь», остался так ей недоволен, что намеревался выкупить исходные пленки и уничтожить их до выхода фильма в прокат. Тогда продюсерам удалось договориться с актером, что лента будет перемонтирована, а сам Слай в кадре будет появляться как можно меньше. Сейчас, без сомнения, первый фильм о Джоне Рэмбо стал культовым, а его сюжетная структура разобрана на мелкие детали и активно используется в новых фильмах. В случае с «Первой кровью» забавен тот факт, что в картине гибнет всего один человек, да и тот сам выпадает из вертолета – такой вот «самый жестокий боевик 80-х».

Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Крепкий орешек / Die Hard (1988)

Завязка боевика «Крепкий орешек» довольно проста – главный герой оказывается не в том месте и не в то время, вот только его характер не позволяет Джону Маклейну просто покинуть место преступления, а подготовка и огромная любовь к жизни не оставляют шансов его противникам. На первый взгляд в «Крепком орешке» нет ничего особенного, но Джон Мактирнан сделал такой фильм, от просмотра которого невозможно оторваться – симпатичный герой, жестокий злодей, несколько бандитов, годных только на то, чтобы пойти в расход, заложники, среди которых находятся свои смельчаки и трусы. Вроде бы все просто, но это «и один в поле воин» неожиданно подкупает, хочется новых и новых продолжений (на самом деле уже нет).

Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002)

Идентификация Борна / The Bourne Identity (2002)

Если в случае с «Лицом со шрамом» мы акцентировали внимание на оригинальном фильме, то с «Идентификацией Борна» ситуация обратная – здесь современный ремейк оказался куда более важным для жанра, чем лента 1988 года. Новый Борн, авторами которого выступили сценарист Тони Гилрой и режиссер Даг Лайман, показал боевик с несколько неприглядной и даже непривычно грубой стороны. Там, где раньше постановщики трюков старались все сделать красиво, «Идентификация» идет прямолинейно в лоб: драки проходят максимально жестко и с применением подручных средств, погони не блещут изяществом, а в стрельбе на первом месте стоит эффективность. Не слишком зрелищно, но имеет право на жизнь.

Казино Рояль / Casino Royale (2006)

Казино Рояль / Casino Royale (2006)

Сейчас многие уже забыли, с каким скрежетом на роль Джеймса Бонда был принят публикой Дэниел Крэйг. Обновленный Агент 007 стал коренастым блондином с лицом водопроводчика и походкой футболиста, а вместе с этим изменились и манеры супершпиона, как минимум в той части, которая касается драк и преследований злодеев. В «Казино Рояль» авторы решили к минимуму свести использование различных фантастических гаджетов и невидимых автомобилей, но зато развязали Бонду руки – и тот пошел дубасить злодеев, как заправский боксер. Правда и сам получил славно, когда еще Джеймса лупили по причинному месту? Да и вообще, показывали ли такое раньше в кино?!

Темный рыцарь / The Dark Knight (2008)

Темный рыцарь / The Dark Knight (2008)

Экранизации комиксов давно и прочно заняли место в расписаниях сеансов кинотеатров, поэтому вряд ли кто-то мог ожидать, что «Темный рыцарь» скажет что-то новое в жанре, тем более что первый фильм Кристофера Нолана о «Бэтмене», прямо скажем, не произвел эффекта разорвавшейся бомбы. Но вот в кадре появился Джокер Хита Леджера и картина заиграла совсем иными красками – столь масштабную постановку можно смотреть в несколько приемов и каждый раз находить что-то необычное, что-то новое и захватывающее. Нолан захватывает внимание зрителя сразу несколькими «щупальцами», ведь его боевик – это и серьезная драма, и исследование природы зла, и поиск грани, за которой добро утрачивает свои положительные свойства. Но прежде всего, это конечно зрелищный боевик, образец для потомков.

Евгений Ухов


28 ноября 2019 года