10 советских детективов

Которые вы могли не видеть


Детектив – любимый жанр советского кино. Даже знаменитые комедии 60-х и 70-х в СССР были завязаны на разгадке тайн и поиске преступников, вспомните хотя бы «Бриллиантовую руку», «Невероятные приключения итальянцев в России» или «Берегись автомобиля». Что уж говорить про популярные телепроекты от «Место встречи изменить нельзя» и «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» до «Визита к минотавру» и «Противостояния»… Мы же сегодня подобрали для вас такие «дела», которые раскрывались советскими зрителями в темноте кинозалов, но сейчас почти неизвестны. Присоединяйтесь к расследованиям вместе с нами.

«Дело Румянцева» (1955)

«Дело Румянцева» (1955)

Детективную мелодраму «Дело Румянцева» у нас знают не только поклонники жанровых картин, но и любители классики советского киноискусства – лента режиссера Иосифа Хейфица является одним из первых советских детективов, в котором собственно криминальная часть быстро отступает перед социальной подоплекой и красивой романтической линией. Главный герой против своей воли оказывается втянут в нелегальное предпринимательство, милиция задерживает его с краденым грузом и пытается повесить на шофера серьезное преступление, но опытный начальник карательных органов встает на сторону оступившегося. В главных ролях задействованы молодой Алексей Баталов, прекрасная Нинель Подгорная и основательный Сергей Лукьянов.

«Дело №306» (1956)

«Дело №306» (1956)

В середине 1950-х руководство Министерства внутренних дел СССР озаботилось повышением авторитета советской милиции у сограждан. В рамках этой работы было заказано несколько фильмов, но в отличие от современности те картины получились не бездарным прославлением несуществующих героев за деньги, которые не окупаются в прокате, а вполне добротным зрелищем. Взять хотя бы «Дело №306» режиссера Анатолия Рыбакова – за поисками серебристой «Победы», сбившей пожилую женщину и постового, только в 1956 году пришли понаблюдать 33 миллиона зрителей. Впрочем, возможно, очереди в кино объясняются участием в картине Марка Бернеса – форма подполковника милиции популярному артисту была очень к лицу.

«Государственный преступник» (1964)

«Государственный преступник» (1964)

Если ваше знакомство с работами Александра Демьяненко в кино ограничивается фильмами, где он блистал в образе Шурика, эту узость кругозора следует срочно исправлять. Начать стоит с исторической драмы «Государственный преступник» – расследования тяжелой и жестокой истории предателя, добровольно ставшего полицаем у немцев в годы Великой Отечественной войны. Картина начинается с того, что во время суда над шефом зондеркоманды, зверствовавшей в городе, всплывают данные о наиболее бессердечном из карателей. Когда же выясняется, что этим монстром, не жалевшим ни детей, ни стариков, был наш соотечественник, следователи отправляются на его поиски. Не бойтесь, Демьяненко играет не предателя, он как раз идет по следу преступника в образе сотрудника госбезопасности.

«Два билета на дневной сеанс» (1966)

«Два билета на дневной сеанс» (1966)

Детективная картина «Два билета на дневной сеанс», а также последовавшие за ней продолжения «Круг» и «Меня это не касается…» сделали суперзвездой советского кино молодого актера Александра Збруева. И этот взлет легко объясним – артист создал на экране симпатичный и в то же время цельный образ сотрудника Отдела по борьбе с хищениями. За такого героя хотелось переживать, верилось, что именно эти молодые и честные окончательно уничтожат пороки, не дающие окрепнуть социализму. В «Двух билетах» герой Збруева отправлен начальством проверить обстоятельства недавно раскрытого дела валютчиков, но покопавшись в уликах, молодой следователь находит ниточку, которая ведет к еще более крупным расхитителям.

«Возвращение “Святого Луки”» (1970)

«Возвращение “Святого Луки”» (1970)

Лента «Возвращение “Святого Луки”» открыла трилогию, в которой блистал великолепный Всеволод Санаев в роли полковника Зорина. Лента основана на реальных, но строго засекреченных событиях – похищении из Пушкинского музея картины Франца Хальса с целью продажи иностранному коллекционеру. Злоумышленникам в 1965 году удалось вынести полотно из здания музея и раствориться на просторах огромной страны – найти шедевр удалось лишь по счастливой случайности. В кино, впрочем, все показано несколько иначе, тут бравая милиция раскрывает дело, благодаря тонко проведенным следственным действиям. Безусловно хорош в «Возвращении» Владислав Дворжецкий, сыгравший вора-рецидивиста – пугающий образ магически притягивает зрителей к экранам.

«Трактир на Пятницкой» (1978)

«Трактир на Пятницкой» (1978)

Приключенческий детектив «Трактир на Пятницкой» – один из тех немногих попавших на советские экраны фильмов, в которых преступники оказываются симпатичнее, мотивированнее, а порой и справедливее тех, кто пытается их поймать. Так что мальчишкам того времени приходилось нелегко, выбирая, в кого после кино играть: в милиционера Панина или щипача Пашку-Америку. Николай Еременко и Александр Галибин безусловно крадут этот фильм об орудовавших в годы НЭПа бандах у своих коллег, играющих сотрудников МУРа, но в этом состоит особая прелесть «Трактира». Это неоднозначное и многогранное кино, говорящее со зрителями не штампами, а на более сложном языке.

«Два долгих гудка в тумане» (1980)

«Два долгих гудка в тумане» (1980)

Детектив «Два долгих гудка в тумане», несмотря на антураж советского севера и декорации теплохода, совершающего свой последний рейс перед окончанием навигации, является прямым наследником британской классики жанра. Как во многих произведениях Агаты Кристи, герои картины оказываются запертыми в изолированном от внешнего мира месте и должны своими силами вычислить, кто совершил убийство. Тяготы следствия берет на себя капитан судна, а преступник, между тем, угрожает жизни всего экипажа. Прекрасные Николай Гринько, Александр Пороховщиков и Виктор Проскурин превращают несложный сюжет в настоящий большой спектакль, наслаждаться которым можно вне зависимости от того, знает зритель, кто скрывается за преступлением, или нет.

«Тайна “Черных дроздов”» (1983)

«Тайна “Черных дроздов”» (1983)

Раз уж мы упомянули Агату Кристи, стоит вспомнить и единственный советский фильм, в котором расследование ведет мисс Марпл, популярная героиня серии произведений британской королевы детективов. Сюжет ленты разворачивается вокруг таинственной гибели промышленника-миллионера – убийца не только отравил жертву, но и оставил на его рабочем столе мертвых птиц. Полиция не смогла разгадать тайну и вынуждена обратиться к детективу-любительнице, которая очень скоро определяет, что заинтересованных в смерти магната было предостаточно. В лучших традициях романов Кристи мисс Марпл проявляет чудеса дедукции и понимания человеческого поведения. Роль пронырливой старушки исполнила эстонская артистка Ита Эвер, и получилось у нее это не хуже, чем у Джоан Хиксон, самой знаменитой Марпл на ТВ.

«Двойной капкан» (1985)

«Двойной капкан» (1985)

Снятый на Рижской киностудии детектив «Двойной капкан» стал в 1986 году лидером советского кинопроката отнюдь неслучайно – после череды довольно беззубых и не слишком реалистичных картин в этом горячо любимом зрителями жанре вдруг появилась актуальная и яркая лента о спекулянтах, подпольных коллекционерах антиквариата и торговцах ценностями. Щедро сдобренная прибалтийским «западным» колоритом, непривычным для остальной территории СССР, картина впечатляет и масштабом погонь и сцены задержания банды. Странные имена и нестандартные объекты преступлений придали «Двойному капкану» флер «заграничной картины», демонстрирующей, что и мы можем снимать на уровне лучших образцов триллеров остального мира.

«Кодекс молчания» (1989)

«Кодекс молчания» (1989)

Вышедшая сперва на большие экраны, а затем появившаяся на ТВ в формате четырехсерийного сериала картина «Кодекс молчания», возможно, не является сколько-то впечатляющим произведением детективного жанра и киноискусства в целом, но ее стоит увидеть тем, кто интересуется событиями, приведшими в конечном итоге к распаду СССР. В фильме поднята проблема коррупции, приписок, экономических преступлений на территории Узбекской ССР, расследование которых вылилось в так называемое «Хлопковое дело». Картина демонстрирует наличие в стране мафии, щупальца которой простерлись на самую вершину власти республики. Бороться с ней по силам только самым идейным и по-настоящему самоотверженным героям. Именно такого в «Кодексе» сыграл Александр Фатюшин – и это, возможно, лучшая роль в карьере этого актера.

Hi-Fi.ru


04 июня 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: