7 лучших фильмов, основанных на произведениях Говарда Лавкрафта

Классик мрака и ужаса в кино


Многие современные фильмы ужасов черпают вдохновения в литературных произведениях прошлого. Говард Лавкрафт, американский журналист, выдумавший целую вселенную монстров и событий, является одним из столпов мрачной фантастики и хоррора, а его произведения лежат в основе сценариев многих лент. Наиболее впечатляющие из таких картин мы собрали для вас сегодня.

«Ужас в Данвиче» / The Dunwich Horror (1970)

«Ужас в Данвиче» / The Dunwich Horror (1970)

Произведения Лавкрафта так или иначе получали пропуск на экраны еще в 50-х, но по-настоящему на удивительный мир Древних, придуманный писателем, массовый зритель обратил внимание после выхода в 1970 году фильма «Ужас в Данвиче». В нем сплелись едва ли не все те темы, которые затем станут отличительной чертой «лавкрафтовских ужасов»: тут и таинственные монстры из глубин морей, и безумные чернокнижники, обращающиеся к Тьме, и даже Некрономикон, вымышленная Книга Мертвых, способная открыть читателю путь в мир мертвых. По нынешним временам «Ужас» смотрится несколько наивно, но мощная основа в нем чувствуется с первых кадров.

«Реаниматор» / Re-Animator (1985)

«Реаниматор» / Re-Animator (1985)

Возможно, самое известное кино, снятое по мотивам книг Лавкрафта – «Реаниматор» режиссера Стюарта Гордона и продюсера Брайана Юзны, классиков хоррора 1980-х. История поисков средства, способного оживить мертвых, предсказуемо оборачивается чередой трагедий, в первую очередь бьющих по изобретателю злосчастной «сыворотки». «Реаниматор» тонко балансирует на грани фильма ужасов и черной комедии, и именно это (и еще блистательный Джеффри Комбс в одной из главных ролей) сделало ленту необыкновенно популярной и любимой зрителями нескольких последующих поколений – два сиквела и комикс-продолжение тому доказательство.

«Извне» / From Beyond (1986)

«Извне» / From Beyond (1986)

Еще одно впечатляющее появление актера Джеффри Комбса в совместной работе Юзны, Гордона и… хммм… Лавкрафта – фильм ужасов «Извне». Экранизация короткого рассказа «За пределом бытия» получилась столь ужасающей (в хорошем для хорроров смысле слова), что во многих странах лента получила максимально возможный запрещающий возрастной рейтинг. А испугаться было чего – главные герои путем воздействия на мозг особых электромагнитных волн смогли проникнуть в иное измерение, но, к их беде, оттуда на землю ринулись полчища жутких кровожадных монстров. С учетом того, что фильм стоил сущие копейки, изобретательность и талант его создателей впечатляет.

«В пасти безумия» / In the Mouth of Madness (1994)

«В пасти безумия» / In the Mouth of Madness (1994)

При всем уважении к «Хэллоуину», «Нечто» и «Кристине», многие критики именно «В пасти безумия» называют лучшей работой режиссера Джона Карпентера. Такое мнение вполне обосновано – подлинный ужас можно показать не только демонстрацией кровавого маньяка, жестокого монстра или ожившей машины, но и погружением в липкий мир потерявшего рассудок человека, который часто не понимает, что с ним происходит. «В пасти безумия» не является прямой экранизацией какого-либо произведения Лавкрафта, однако строки мастера здесь активно цитируются не только режиссером, но и персонажами.

«Зов Ктулху» / The Call of Cthulhu (2005)

«Зов Ктулху» / The Call of Cthulhu (2005)

Лента «Зов Ктулху» – необычное кино даже для жанра фильмов ужасов или экранизаций книг Говарда Лавкрафта. Длящаяся всего 47 минут картина стилизована под немые фильмы 1920-x годов и больше всего напоминает «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине – монструозные декорации сочетаются здесь с экспрессивным гримом актеров, а изобретательная работа камеры «притушена» эффектом состаривания пленки. Сюжет обращается к культу Ктулху, монстра, придуманного Лавкрафтом в далеком 1928 году – герои тем или иным образом соприкасаются с чем-то пугающим, опасным и грандиозным, с чем-то, что древнее самой Земли.

«Последняя зима» / The Last Winter (2006)

«Последняя зима» / The Last Winter (2006)

Центральным произведением Говарда Лавкрафта многие исследователи называют повесть «Хребты безумия», историю открытия в Антарктиде следов древних цивилизаций, избравших Землю полем своего сражения. Эту книгу уже много лет безуспешно пытается экранизировать Гильермо Дель Торо, а пока знаменитый режиссер ищет бюджет и вдохновение, его менее именитые коллеги уже во всю используют сюжет повести в своих фильмах. Например, в «Последней зиме» исландец Ларри Фессенден показывает группу бурильщиков, наткнувшуюся на таинственные артефакты в нефтеносных пластах за Полярным кругом. И это открытие грозит жизни всего человечества.

«Пустота» / The Void (2016)

«Пустота» / The Void (2016)

Как это часто бывает, отечественные локализаторы несколько поспешили с переводом, и фильм «The Void» в России получил бестолковое название «Пустота» вместо вместительной и всеобъемлющей «Бездны», той мрачной изнанки мира, которой пел свои темные песни Говард Лавкрафт. «Пустота» начинается как классический ужастик 80-х – несколько человек оказываются ночью заперты в больнице, в то время как за стенами госпиталя начинает твориться форменное безумие – и пока зритель гадает, куда вывернет сюжет, к маньяку-одиночке или озверевшей секте, действие принимает неожиданный оборот. Не станем раскрывать концовку, да ее смысл и не объяснишь доступным словарем, а упомянем лишь, что к героям выйдет сам Йог-Сотот, лавкрафтовское древнее божество, связывающее измерения и время.

Евгений Ухов


30 июля 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: