8 фильмов, нагло исказивших историю


Вольная интерпретация...

Открывающий фильм титр «Основано на реальных событиях…» часто играет со зрителями злую шутку – мы сразу оказываемся готовы поверить во все, что покажут на экране. Но исторические фильмы и в Голливуде, и в Европе, и у нас порой настолько неточны в демонстрации подлинных событий и реальных личностей, что просто диву даешься. И ладно бы создатели картин ошибались в цветах военной форме или отличительных признаках оружия разных эпох, но ведь путаница доходит до того, что кино полностью перевирает факты. Мы вспомнили несколько наиболее возмутительно ошибочных «исторических» фильмов, которым верить не следует.

«Амадей» / Amadeus (1984)

«Амадей» / Amadeus (1984)

За то, что легенда о ненависти Антонио Сальери к Вольфгангу Амадею Моцарту прочно вошла в умы обывателей, мы должны винить «Наше Все» – именно с легкой руки Пушкина гению стало противостоять злодейство, и это соперничество закончилось драматическим отравлением самого талантливого композитора в мировой истории. На «Маленькие трагедии» в свое время ориентировался и Милош Форман, а потому следом за Пушкиным режиссер допустил все возможные ошибки в демонстрации на экране истории Моцарта и Сальери. Реальность куда прозаичнее: Сальери никогда не пытался плести интриги против Моцарта, поскольку был, во-первых, гораздо выше его статусом, а во-вторых, был горячим поклонником австрийского виртуоза и регулярно дирижировал исполнением его произведений. Больше того, историки давно пришли к однозначному выводу, что никакого отравления не было и в помине – Моцарт скончался от годами одолевавшей его хронической болезни, а свое признание в «убийстве» Сальери сделал уже будучи помещенным в психушку. Что взять с больного человека?

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» / JFK (1991)

«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» / JFK (1991)

Убийство Президента США Джона Кеннеди по сей день остается одним из самых запутанных преступлений в истории человечества. И хотя официальный убийца давно назван и даже «казнен», «белых пятен» в этом деле достаточно для того, чтобы продолжать искать новые объяснения трагедии. Режиссер Оливер Стоун в убийстве Кеннеди увидел заговор американских спецслужб и решил снять об этом кино – его «Выстрелы в Далласе», якобы, основаны на выводах прокурора Гаррисона, ведшего расследование, и признаниях Дэвида Ферри, подозреваемого в заговоре против главы государства. Внимательное знакомство с подлинными документами, впрочем, ломают версию Стоуна на корню: некоторые выводы прокурора он просто выдумал, никакого признания Ферри не было, а от части противоречащих концепции заговора фактов режиссер просто отмахнулся. Кино получилось интересное, но в его связь с реальностью верить не стоит.

«Храброе сердце» / Braveheart (1995)

«Храброе сердце» / Braveheart (1995)

Драма «Храброе сердце» наполнена таким количеством ляпов, что если бы в ней рассказывалось не о шотландском, а о русском герое, наши Государственная Дума и Министерство культуры давно бы требовали казни режиссера Мела Гибсона. Начать стоит с того, что прозвище «Храброе сердце» во времена противостояния англичан и шотландцев было дано не Уильяму Уоллесу, главному герою фильма, а Роберту Брюсу, показанному в картине предателем. Никаких романтических отношений между Уоллесом и королевой Изабеллой не было и быть не могло – во время событий, показанных в фильме, ей было всего три года. Наконец, авторы приписали главному герою крестьянское происхождение и фермерский домик, хотя реальный Уильям Уоллес был сыном аристократа, получил отличное образования и занимался дипломатической перепиской при дворе Шотландского монарха.

«Влюбленный Шекспир» / Shakespeare in Love (1998)

«Влюбленный Шекспир» / Shakespeare in Love (1998)

Об истинной личности Уильяма Шекспира историки и культурологи ведут ожесточенные споры и по сей день, поэтому авторы фильмов о знаменитом драматурге имеют некоторую свободу в интерпретации событий того времени. Но количество условностей, которые позволили себе создатели «Влюбленного Шекспира», выходит за разумные рамки. Здесь Королева Елизавета свободно посещает уличный театр, чего, разумеется, никогда не было. Шекспир здесь придумывает «Ромео и Джульетту», опираясь на собственные отношения с молодой актрисой, хотя в реальности его самое известное произведение – это всего лишь англоязычный пересказ итальянской сказки. Наконец, сценаристы фильма просто не знакомы с хронологией работ драматурга – у них Шекспир подряд пишет «Ромео и Джульетту» и «Двенадцатую ночь», а на деле между из выходом поместились шесть лет и десять опубликованных пьес…

«Ю-571» / U-571 (2000)

«Ю-571» / U-571 (2000)

Военная драма «Ю-571» после своего выхода на экраны вызвала протесты аж самого премьер-министра Великобритании, который призвал Голливуд публично извиниться перед ветеранами за искажение истории, продемонстрированное фильмом. Картина режиссера Джонотана Мостоу посвящена героической операции по захвату немецкой подводной лодки американскими моряками с целью получения секретных ключей шифровальной машинки «Энигма». Все бы ничего, но в реальности американцы захватили немецкую субмарину в 1944 году, тогда как англичане под руководством Алана Тьюринга еще в 1942-м научились взламывать немецкие шифровки. Больше того, еще в 1939-м польские разведчики переправили в Англию и Францию коды первых образцов секретной машинки. При всем драматизме истории, показанной на экране, в ней нет ничего исторически достоверного – даже сама лодка U-571 никогда не подвергалась захвату, а довольно бесславно затонула в январе 1944-го у берегов Ирландии, пораженная глубинными бомбами.

«Золотой век» / Elizabeth: The Golden Age (2007)

«Золотой век» / Elizabeth: The Golden Age (2007)

Упаси вас бог изучать историю Англии по дилогии режиссера Шекхара Капура «Елизавета» и «Золотой век» – при всей красоте, масштабу и пышности эти картины настолько небрежно относятся к фактам, что с почерпнутыми в лентах знаниями не сдать ни один ЕГЭ. Начнем с того, что авторы фильмов произвольно указывали возраст окружения знаменитой королевы – явно старшие ее наставники вдруг становились ровесниками, а некоторые противники к моменту действия сюжета еще были младенцами. Не знают авторы картин и историю покорения Америки – фаворит Елизаветы Уолтер Рэли отправился за океан лишь через десять лет после событий «Золотого века», а не до них. Наконец, самым забавным ляпом фильма стало сватовство Ивана Грозного – мало того, что 52-летняя королева вряд ли могла интересовать кого-то из монархов в качестве супруги, так еще и посватался наш царь через год после… собственной смерти. Причем на смотрины послы принесли портрет Ивана, написанный Васнецовым только через 300 лет! Хорошо, хоть не на планшете фото показали.

«Робин Гуд» / Robin Hood (2010)

«Робин Гуд» / Robin Hood (2010)

Картины о легендарном лучнике Робине Гуде сложно в полной мере называть историческими, ведь в их основе лежит легенда, а образ таинственного борца за справедливость сложилась из эпизодов жизней самых разных реальных персон. Но картину Ридли Скотта 2010 года вполне можно покритиковать за историческое несоответствие по нескольким другим направлениям – например, за ложное представление о том, когда и при каких обстоятельствах французы пришли в Англию в начале XI века. Все дело в том, что не французы в то время атаковали Британские острова, а наоборот, англичане то и дело отбивали французские земли у берегов Ла-Манша. Так что и защищать остров от нападения «лягушатников» под предводительством короля Франции Филиппа II Августа Робину не нужно было, до 1216 года такой угрозы просто не существовало.

«1+1» / Intouchables (2011)

«1+1» / Intouchables (2011)

У нас, да и в остальном мире, горячо любят основанную на реальных событиях французскую трагикомедию «1+1», рассказывающую о трогательных дружеских отношениях парализованного французского бизнесмена и его медбрата-сиделки, эмигранта и бывшего заключенного. История, безусловно, очень красивая, эмоциональная и мотивирующая, но, увы, слишком легко манипулирующая фактами. Начать стоит с того, что в реальности парализованный герой актера Франсуа Клюзе вовсе не был гением-управленцем – весь бизнес, недвижимость и богатства достались ему от родителей-аристократов, принадлежащих к древнему дворянскому роду. Далее будет полезно знать, что настоящий помощник «бизнесмена» не долговязый афроамериканец, а коренастый араб родом из Марокко. Наконец, наиболее бессовестно авторы обошлись с реальной супругой главного героя – в фильме ее буквально вычеркнули из повествования, а ведь в реальности женщина три года ухаживала за парализованным мужем пока ее саму не подкосил рак, и именно она научила прототипа героя Омара Си, как ухаживать за больным. Этот эпизод авторам, видимо, не показался интересным.

Евгений Ухов


28 августа 2019 года