9 наиболее успешных фильмов, снятых за скромные деньги

Не в деньгах счастье!


Кинематограф – искусство затратное, крупные проекты требуют больших денег, звезды запрашивают колоссальные гонорары, а реклама съедает миллионы долларов. Но это не означает, что без денег в кино нечего соваться – вот лишь несколько примеров, как весьма ограниченные в средствах проекты становились культовой классикой или обладателями престижных наград. Деньги значат многое, но далеко не все.

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)

Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead (1968)

О культурном значении хоррора «Ночь живых мертвецов» написаны тома исследований, и мы вряд ли сможем сказать на эту тему что-то новое, но мало кто обращает внимание на тот факт, что самый главный зомби-фильм ХХ века оказался еще и невероятно прибыльным. Джордж Ромеро никогда не рассчитывал на то, что его ленты будут приносить миллионные прибыли, но всегда относился к работе над картинами с душой и любовью. Это получило отклик у зрителей – «Ночь живых мертвецов» стала суперпопулярным зрелищем в американских кинотеатрах под открытым небом, и несмотря на невысокую цену билетов на подобные мероприятия, 114 тысяч производственного бюджета были отбиты сторицей. А всего фильм заработал 30 миллионов – неплохо для мертвецов.

Рокки / Rocky (1976)

Рокки / Rocky (1976)

Сегодня сложно себе это представить, но одна из самых значимых спортивных драм в истории кинематографа – «Рокки» – стоила студии United Artists всего какой-то миллион долларов с небольшим. Вышедший на экраны в ноябре 1976-го этот фильм собрал в США 57 миллионов и стал самым кассовым фильмом года, а затем принес создателям 9 номинаций на «Оскар» и три статуэтки, отметившие в том числе и режиссуру. Лента стала основой большой франшизы, которая процветает до сих пор – Рокки Бальбоа в последних двух картинах перешел на тренерскую работу, но ринг продолжает манить зрителей всех возрастов.

Безумный Макс / Mad Max (1979)

Безумный Макс / Mad Max (1979)

Австралийский фантастический боевик «Безумный Макс» долгие годы возглавлял список картин, принесших своим создателям наибольшую прибыль – Джордж Миллер потратил на съемки ленты 400 тысяч австралийских долларов и легко вернул их в первый же уикенд проката на Зеленом континенте. Выход на мировые экраны принес создателям картины 100 миллионов долларов чистой прибыли, а заодно подтолкнул к созданию сиквела – «Безумного Макса 2» – одного из основополагающих фильмов жанра постапокалиптики. Многие знают историю Пустошей именно по второму фильму-погоне, но экономически первый «Безумный Макс» легко затыкает продолжение за пояс.

Музыкант / El Mariachi (1992)

Музыкант / El Mariachi (1992)

Своим «Музыкантом» Роберт Родригес заявил на весь мир об умении делать кино на коленке из ничего, но при этом увлекать зрителя своими историями. Итоговые сборы в два миллиона долларов при расходах в 7 тысяч, может быть и не самые впечатляющие цифры, но нужно понимать, что Родригес в картине выступил режиссером, сценаристом, продюсером, монтажером и композитором, то есть за скромные деньги студии могли получить в свое распоряжение многопрофильного мастера с незаурядным талантом. И Роберт, благодаря «Музыканту», совершил невероятный прыжок – фильм получил два продолжения, а Родригесу сегодня доверяют ленты с бюджетом в 170 миллионов долларов.

Ведьма из Блэр / The Blair Witch Project (1999)

Ведьма из Блэр / The Blair Witch Project (1999)

Многие полагают, что «Ведьма из Блэр» является рекордсменом в соотношении производственного бюджета к кассовым сборам, и на первый взгляд цифры действительно впечатляют – сняв кино за 20 тысяч долларов, авторы получили назад 250 миллионов. Но, как это часто бывает, в данном случае нужно смотреть на мелкий шрифт. Безусловно, работа в лесу с актерами-любителями стоила недорого, а вот дальше в дело вступила студия Artisan, вложившая в монтаж, звук и досъемку еще полмиллиона. Соотношение затрат и прибыли при этом существенно поменялось, но все равно осталось впечатляющим – подобраться к таким результатам удалось лишь нескольким проектам.

Моя большая греческая свадьба / My Big Fat Greek Wedding (2002)

Моя большая греческая свадьба / My Big Fat Greek Wedding (2002)

Романтическую картину Джоэла Цвика «Моя большая греческая свадьба» стоит отметить, как самую кассово успешную комедию в истории – стоившая всего 5 миллионов долларов лента неожиданно даже для авторов стала суперхитом, собравшим в прокате почти 370 миллионов. В США по кассовым сборам «Свадьба» обошла даже «Властелина колец: Две башни» и «Людей в черном 2». Симпатичная история о столкновении культур и невозможности всю жизнь жить старыми традициями была позитивно воспринята зрителями и критиками, но вот закрепить этот успех авторам не удалось – ни продолжение, ни сериал по мотивам не «взлетели».

Детонатор / Primer (2004)

Детонатор / Primer (2004)

Собранные в ограниченном прокате фантастической картиной «Детонатор» 840 тысяч долларов у многих вызовут лишь улыбку, иной блокбастер такие деньги зарабатывает в час, но чтобы понять уникальность этих цифр, нужно рассмотреть ленту поближе. Начать стоит с того, что бюджет фильма составил всего 7 тысяч долларов, которые группа авторов-энтузиастов потратила на пленку (цифровое видео в то время еще не было активно распространено). Снимать в главных и второстепенных ролях пришлось родственников и знакомых, на профессиональных актеров не было средств. Наконец, автор «Детонатора» впервые занялся кино, хотя до этого работал инженером-математиком. Кино получилось сложным, но увлекательным, и хотя его трудно назвать особо прибыльным, это пример того, как при должном подходе можно снять культовую вещь за сущие копейки.

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2009)

Паранормальное явление / Paranormal Activity (2009)

С точки зрения чистой математики многие принимают фильм «Паранормальное явление» в качестве безоговорочного лидера в неофициальной борьбе за звание самого прибыльного кинопроекта – при бюджете 15 тысяч долларов лента собрала в прокате 193 миллиона. При этом картина еще и возродила интерес к жанру псевдодокументальных фильмов ужасов – в 2009-м съемка видео на смартфонах стала доступна каждому, а потому любой мог с одной стороны почувствовать себя режиссером, а с другой – столкнуться с чем-то пугающим в объективе своей камеры. Автор идеи и постановщик «Явления» Орен Пели не остановился на одном фильме – сейчас франшизу составляют уже семь лент.

Лунный свет / Moonlight (2016)

Лунный свет / Moonlight (2016)

Драматическая картина «Лунный свет» – самый «экономный» фильм, получивший «Оскар» в категории «Лучшая лента» в XXI веке. Его съемки обошлись создателям в сумму, которая по разным оценкам колеблется от 1,5 до 5 миллионов долларов. Сложная тематика и ориентация на чернокожую публику не сделали фильм слишком привлекательным для кинотеатров, поэтому изначально сборы фильма не особенно впечатлили – всего 400 тысяч долларов. Зато победа в схватке за «Оскар» (а это была настоящая схватка с «Ла-Ла Лендом», если помните) тут же подстегнула интерес, и повторный прокат принес еще 65 миллионов долларов. Вот вам и реальное значение небольшой статуэтки.

Евгений Ухов
16 марта 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru