9 забытых шедевров Голливуда

Хорошо забытое старое


Хороших фильмов много, но в какой-то момент каждый из нас оказывается в ловушке из тех картин, которые отсмотрены многократно вдоль и поперек. Чтобы вырваться за пределы зоны комфорта в период самозаточения, мы предлагаем вам подборку голливудской классики, которую сегодня редко вспоминают. Обратите внимание на эти шедевры и откройте для себя ранее неведомый мир «теневого кинематографа».

Больше чем жизнь / Bigger Than Life (1956)

Больше чем жизнь / Bigger Than Life (1956)

Даже самые прожженные киноманы при упоминании имени режиссера Николаса Рэя вряд ли смогут вспомнить из его фильмографии что-то отличное от гениального «Бунтаря без причины», ставшего символом поколения. А между тем, в копилке Рэя есть еще несколько выдающихся лент, особенно выделяется среди которых драма «Больше чем жизнь». Фильм рассказывает о школьном учителе и примерном семьянине, который обнаруживает у себя смертельную болезнь. Жизнь мужчины удается спасти только с помощью экспериментального препарата, который, впрочем, дает неприятные побочные эффекты – из милого отца и мужа герой превращается в тирана и сущего дьявола. Картина показывает, что наука по-прежнему не всесильна, а человек все еще нуждается в бережном к себе отношении. В прокате лента провалилась, но сейчас признана шедевром.

Одноглазые валеты / One-Eyed Jacks (1961)

Одноглазые валеты / One-Eyed Jacks (1961)

Марлон Брандо заслуженно считается одним из столпов Голливуда, не только поднявшим престиж актерской профессии до небес, но и изменившим отношение к индустрии в целом. Однако, карьера его протекала крайне неровно, и 60-е считаются «потерянными» для этого блистательного артиста. Впрочем, стоит вам поинтересоваться проектом «Одноглазые валеты», и поймете, что Брандо вовсе не пропадал на время, а ставил эксперименты – причудливые, настораживающие и очень дорогие. В 1961 году актер вызвался продюсировать вестерн «Одноглазые валеты», но узнав, что ставить ленту будет какой-то молодой выскочка (на минуту, это был Стэнли Кубрик), Брандо устроил студии разнос и взялся сам снимать кино. Получилось крайне странно – пятичасовую режиссерскую версию пришлось многократно перемонтировать, чтобы получилось что-то удобоваримое. Шедевр это или нет, судить вам, но лента вышла неординарной.

Холодным взором / Medium Cool (1969)

Холодным взором / Medium Cool (1969)

1968 год существенно перекроил общество: мир потрясли очередная война, волнения, охватившие Европу и Америку, обострился конфликт поколений, вспыхнула с новой силой расовая сегрегация. Но эпоха перемен – это не только череда испытаний, это еще и открытые двери новых возможностей, так что неудивительно, что именно конец 60-х стал временем расцвета многих деятелей искусства. Сценарист и режиссер Хаскелл Векслер не стал мэтром кино, но его драма «Холодным взором», вышедшая на экраны в 1969 году, навсегда вошла в историю культуры. Автор соединил в своей ленте игровое кино и документалистику, рассказывая об операторе теленовостей, которому регулярно приходится оказываться на передовой самых ярких событий эпохи. Если хотите, это первое кино о стингерах и охотниках за сенсациями, кроме того, Векслеру действительно удалось заснять несколько эпохальных событий 1968 года.

Друзья Эдди Койла / The Friends of Eddie Coyle (1973)

Друзья Эдди Койла / The Friends of Eddie Coyle (1973)

Гангстерский неонуар «Друзья Эдди Койла» режиссера Питера Йетса вышел практически одновременно с такими хитами криминального кино как «Французский связной», «Грязный Гарри», «Убрать Картера» и «Крестный отец». Неудивительно, что достаточно сложной постановке, делающей упор не на смаковании насилия, не на перестрелках и погонях, а на характерах и взаимоотношениях персонажей, в прокате не досталось зрительского внимания. Зато критики от блистательной режиссуры и великолепной работы актера Роберта Митчема остались в полном восторге – одноименный роман-первоисточник для многих выглядел вожделенным полем для вдохновения, но переносить его на экраны было адски сложно. По счастью, у Йетса получилось, и получилось отлично.

Убийство китайского букмекера / The Killing of a Chinese Bookie (1976)

Убийство китайского букмекера / The Killing of a Chinese Bookie (1976)

По большому счету, едва не каждый фильм гения независимого кино Джона Кассаветиса заслуживает того, чтобы называться «забытым шедевром» – этот нестандартный постановщик никогда не искал легких путей, и даже когда снимал фильмы для больших студий, оставлял в них крепкое авторское ядро. «Убийство китайского букмекера» – это не триллер и не драма в чистом виде, Кассаветис предлагает зрителю сначала прочувствовать проблему главного героя, который оказался в должниках у мафии, а потом попробовать вместе с ним найти устраивающее всех решение. Впрочем, как это обычно бывает в кино – ни подготовка, ни преступление, ни разбор последствий не идут по плану, внешне несложное для ветерана войны задание превращается в дело вселенского масштаба и такой же тяжести. Лента вышла в двух вариантах монтажа, которые ничуть не похожи друг на друга – будьте внимательны при выборе.

Тайная честь / Secret Honor (1985)

Тайная честь / Secret Honor (1985)

Драматический моноспектакль «Тайная честь» – картина, впечатляющая во многих отношениях. Во-первых, это одна из немногих лент, рассказывающая не об Уотергейтском скандале, а о других сторонах жизни, о личности и отношениях с окружающими Ричарда Никсона, опального президента США. Во-вторых, картина разыграна в формате монолога, в котором Никсон в своем доме под запись рассказывает о самых главных своих тайнах, делится сокровенными мыслями, раскаивается в грехах. В-третьих, поставлена лента так, что ее просмотр захватывает сразу и безоговорочно, зритель будет пристально следить за тем, как бывший глава государства обличает друзей и врагов, наказывает самого себя, низвергает сакральность власти. Безусловно талантливая работа режиссера Роберта Олтмана и актера Филиппа Бейкера Холла, настоящий триумф искусства.

Золотая молодежь / Metropolitan (1990)

Золотая молодежь / Metropolitan (1990)

Романтическая комедия «Золотая молодежь» режиссера Уита Стиллмана многим зрителям может показаться смертельно скучной – в то время как главные хиты этого жанра кидают зрителя в круговерть приключений, тайных свиданий, встреч под луной и трогательных поцелуев, данный фильм предлагает публике посидеть за столом с молодыми людьми и юными леди и поговорить о философии, истории и искусстве. Автор выбрал для пристального рассмотрения через объектив камеры не ветреных школьниц, не дворовых хулиганов, не чирлидерш или школьных ботанов, ведущие персонажи фильма – подлинная элита, молодые люди, которые готовятся к тому, чтобы взять этот мир в свои руки. Картину многие критики сравнивают с произведениями Джейн Остин – здесь так же обнажаются характерные черты времени и детали характеров, современные автору. Настоящий срез времени, эталон взглядов поколения, воспитанного 80-ми.

Добро пожаловать в кукольный дом / Welcome to the Dollhouse (1995)

Добро пожаловать в кукольный дом / Welcome to the Dollhouse (1995)

Независимая черная комедия о жизни американских подростков «Добро пожаловать в кукольный дом» стала обладателем Гран-при на фестивале Санденс, получила высочайшие оценки критиков и вошла в списки лучших лент 1995 года, но помнит ли об этой ленте кто-то сегодня? Режиссер Тодд Солондз в жизни хлебнул всякого, поэтому фильмы у него получаются нетривиальные – вроде бы он весьма неприветлив к своим героям, но в итоге зрители в персонажей влюбляются, находят в них частичку себя и начинают искренне за них переживать. В «Добро пожаловать» сюжет вращается вокруг угловатой ученицы старшей школы, которой тяжело живется дома, которая подвергается издевкам в школе, которая безответно влюблена и не знает, как жить дальше. В других подобных лентах обычно происходит чудо, и жизнь героини преображается, но это не тот случай. И такая скупость на волшебство делает кино реалистичным и шедевральным.

Умереть во имя / To Die For (1995)

Умереть во имя / To Die For (1995)

Николь Кидман – одна из самых талантливых и любимых публикой актрис современности, фильмы с ее участием неизменно пользуются колоссальной популярностью, а пересматривать их можно бесконечно. Однако далеко не все ленты, где Кидман сыграла хоть сколько-то значительную роль, постоянно находятся в «горячей ротации» на телеканалах, некоторые картины остаются в тени, как, например, драма «Умереть во имя», снятая в 1995 году режиссером Гасом Ван Сентом. Сложная структура и достаточно мрачная атмосфера не позволяет относиться к фильму легкомысленно, поэтому при просмотре нужно будет включаться на полную катушку – зрителя ждет встреча с амбициозной девушкой, которая ищет славы и готова ради нее на все. Судьба предоставит шанс выделиться, но выбор для героини будет непростым – Ван Сент снова гениально вертит своим персонажами, как хочет.

Евгений Ухов


22 апреля 2020 года

Рейтинг: