Лучшая американская кинофантастика 1950-1970-х

Которая и сегодня способна увлечь


Каждый поклонник фантастики «Золотым веком» жанра назовет какой-то свой период, и действительно, научная фантастика на экранах дарила зрителям шедевры во все времена. Чтобы немного упорядочить классику, мы собрали лучшие голливудские фантастические картины прошлого века в удобный перечень. Сегодня знакомим вас с первый половиной топа.

Нечто из иного мира / The Thing from Another World (1951)

Нечто из иного мира / The Thing from Another World (1951)

1951-й – год выхода двух весьма значимых фантастических картин, во многом определивших облик жанра на долгие годы, и если о «Дне, когда остановилась земля» мы вспоминали совсем недавно, то картина «Нечто из иного мира» незаслуженно позабыта публикой. Всему виной культовая лента Джона Карпентера «Нечто», основанная на том же литературном произведении, но благодаря форе в три десятка лет и таланту создателей эффектов, наголову превосходящая фильм 1951 года. В «Нечто из иного мира» сюжет разворачивается в Арктике – здесь тоже обнаруживается инопланетный объект, на котором Землю посетило существо, нацелившееся убить всех приближающихся к нему людей и животных. Безусловно значимая лента, без которой фантастика и ужасы были бы иными.

Они! / Them! (1954)

Они! / Them! (1954)

Если вы считаете, что первым разрушающим города гигантским существом, появившимся на экране, был японский Годзилла, то вы глубоко заблуждаетесь. Первыми ядерные испытания разбудили огромных муравьев в фильме «Они!». Эксперименты с расщеплением атома и военным использованием ядерной энергии в начале 1950-х так напугали обывателей, что это не могло не отразиться на кинематографе. Правда тогда никто не верил в том, что гигантские муравьи могут стать зрелищем, на которое повалит зритель – продюсер фильма «Они!» от неуверенности в успехе даже не дал постановщику тратить дорогую цветную пленку. Но даже в монохроме «Они!» впечатляют – насекомые переростки здесь захватывают Лос-Анджелес и его подземелья – справиться с муравьями будет непросто.

<a href="/kino/vtorzheniye-pokhititeley-tel-1956/">Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956)</a>

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956)

Другой большой страх американского обывателя середины прошлого века – коммунисты, которые глубоко внедрились в капиталистическую систему и расшатывают ее изнутри. Пока на уровне правительства велась явная охота на красных ведьм, Голливуд несколько иносказательно кричал об этой фобии через картины вроде «Вторжения похитителей тел». Сюжет здесь разворачивается вокруг небольшого городка, который оказался во власти загадочных инопланетных существ, захватывающих людей и заменяющих их двойниками, которые сложно отличить от оригинала. Многие увидели в этом аллегорию к скрывающимся под личиной типичного американца марксистах, и еще пристальнее стали вглядываться в лица знакомых и соседей. Однако, прежде всего, «Вторжение» – это отличная кинофантастика.

<a href="/kino/mashina-vremeni-1960/">Машина времени / The Time Machine (1960)</a>

Машина времени / The Time Machine (1960)

«Машина времени» Герберта Уэллса – одно из самых привлекательных фантастических произведений, но и весьма сложное в постановке, ведь нужно убедительно показать будущее, куда забрасывает главного героя, и сохранить при этом заряд драматизма. Автор экранизации 1960 года Джордж Пал несколько отступил от колеи сюжета книги, но этим только добавил картине красок – его изобретатель побывал в 1917-м, 1942-м и 1966-м годах, но везде натыкался на военные действия, кажется, человечество просто не умеет жить в мире. Не обойдется в картине без хорошо вам известных по книге элоев и морлоков, а также без романтической линии – фильм вообще выполнен по всем канонам добротного приключенческого кино, поэтому смотреть его можно в любом возрасте.

<a href="/kino/sekundy-1966/">Вторые / Seconds (1966)</a>

Вторые / Seconds (1966)

Фантастический нуар режиссера Джона Франкенхаймера в России частенько ошибочно называют «Секундами», но вернее все-таки использовать заголовок «Вторые», ведь речь в картине идет о своеобразном эффекте перерождения человека после того, как он умирает. Эта картина не изобилует спецэффектами и не пытается поразить зрителя масштабом экшена, зато поклонники умной фантастики с мощным зарядом психологизма, философии и даже политики от «Вторых» находятся в настоящем восторге. Главный герой ленты после совершения преступления оказывается перед выбором – провести остаток жизни за решеткой или взять себе новую личность, полностью отказавшись от всего, что с ним было ранее. Но перерождение имеет свою цену, и заплатить ее готов далеко не каждый.

Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (1968)

Космическая одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey (1968)

О культовой картине Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» сказано и написано столько, что удивить чем-то новым читателей просто невозможно. Сложно представить себе поклонника фантастики, который не видел бы этот гениальный фильм, но мы все равно порекомендуем вам найти время и пересмотреть картину – она всегда способна продемонстрировать зрителю что-то новое, ранее не замеченное. Уникальная атмосфера, невероятное техническое исполнение, филигранное жонглирование жанрами и невероятной силы посыл – все это Кубрик с его путешествием к Юпитеру, где скрывается ответ на вопрос «Одни ли мы во вселенной?»…

<a href="/kino/planeta-obezyan-1968/">Планета обезьян / Planet of the Apes (1968)</a>

Планета обезьян / Planet of the Apes (1968)

Пожалуй, редкая картина может похвастать концовкой, столь же шокирующей, как у «Планеты обезьян» – на память приходят только «Бойцовский клуб» и «Шестое чувство». И столь смелый сюжетный кульбит нехарактерен для фантастики, ведь авторы фильма строят большой непротиворечивый мир внутри кадра не для того, чтобы затем разрушить его одной единственной сценой в финале. Однако, «Планета обезьян» преуспевает в игре на противоречиях – сначала зритель погружается в странную цивилизацию развитых приматов, шагнувших на новую ступень эволюции, а потом приходит к удивительному открытию – это шаг не вперед, а прыжок назад. Мастерски рассказанная история с культовой развязкой.

<a href="/kino/blizkiye-kontakty-tretyego-vida-1977/">Близкие контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977)</a>

Близкие контакты третьей степени / Close Encounters of the Third Kind (1977)

Несмотря на то, что инопланетяне на киноэкране так или иначе появлялись со времен самого зарождения жанра кинофантастики, поистине прорывным фильмом, застолбившим представление о пришельцах, стал приключенческий триллер Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени». Получивший карт-бланш после успеха «Челюстей» режиссер воплотил на экране свою давнюю мечту – привел на Землю гостей с далеких планет и устроил им торжественную встречу. Если до этого фантастика была уделом гиков и относилась к той категории фильмов, которые крутили в Америке в кинотеатрах под открытым небом, то Спилберг сделал жанр кассовым и привлекательным для студий – открыл, так сказать, дорогу к звездам.

<a href="/kino/zvyozdnye-voyny-epizod-iv-novaya-nadezhd/">Звездные войны / Star Wars (1977)</a>

Звездные войны / Star Wars (1977)

Другим проектом, убедившим студии и продюсеров в том, что экранные космические полеты и встречи с инопланетянами могут быть прибыльными, стали, конечно, «Звездные войны». Научного в фантастике Джорджа Лукаса, увы, немного – у него в космосе слышны взрывы, корабли летают на сверхсветовых скоростях, почти все обитаемые планеты имеют сходный состав воздуха, одинаковую гравитацию и флору – но вот зато авантюризма и страсти к приключениям в «Звездных войнах» хоть отбавляй. Захватывающие погони и уникальные схватки, разветвленная мифология и убедительные персонажи – мы, в конце концов, любим Сагу не за точность демонстрации физики на экране, а за подлинное проявление Силы, уникальной энергии, пронзающей всю Вселенную.

<a href="/kino/chuzhoy-1979/">Чужой / Alien (1979)</a>

Чужой / Alien (1979)

«Чужой» Ридли Скотта вышел на экраны в самом конце 1970-х, но даже сегодня этот фильм смотрится так, что, единожды взглянув на экран, оторваться от просмотра уже невозможно. Нарушив с добрый десяток проверенных жанровых клише (убил большинство героев еще до середины фильма, на первый план вывел женщину, создал неуязвимого антагониста), Скотт буквально перевернул все наше представление о космосе. Оказалось, что это не только радостные игры с эвоками или полеты на блестящем «Энтерпрайзе». Холодный неприветливый космос таит в себе таких тварей, которые способны уничтожить все живое, и впустив одну такую на свой корабль, о спасении можно не мечтать. И да, здесь никто не услышит твой крик…

Евгений Ухов


09 ноября 2019 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: