50 лучших фильмов нуаров — криминальное кино без хороших парней

Не на кого надеяться и выхода нет

50 лучших фильмов нуаров — криминальное кино без хороших парней

Не на кого надеяться и выхода нет

Фильм нуар и неонуар – весьма любопытные "черные" жанры, погружающие зрителя в тревожную атмосферу, где предателем может оказаться каждый, а традиционных положительных героев на экране почти и нет. Достигшее своего расцвета в середине ХХ века направление быстро растеряло свою популярность на фоне размашистых блокбастеров. Но, лишь затем, чтобы возродиться вновь на ином качественном уровне на рубеже 80-ых и 90-ых годов. В нашей новой энциклопедии кино – главные картины в стилистике «чёрных произведений», фундамент направления, золотой фонд кино. Итак, изучаем пятьдесят лучших фильмов нуаров.


50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

50. Один неверный ход / One False Move (1992)

Карл Франклин взял на главные роли в этой ленте Билла Пэкстона и Билли Боба Торнтона: такой актерский состав, плюс закрученный сюжет (автором которого выступил, опять же, Билли Боб Торнтон) заставил зрителей вжаться в кресло, а сам творец получил даже награду MTV за многообещающую режиссуру. Канва событий развивается вокруг странной троицы, которая, убив и ограбив целую семью, едет в Хьюстон, рассчитывая реализовать добычу. Остановка в Арканзасе смешивает карты – на след преступников нападает коп Дэйл «Ураган» Диксон. Далее следует весьма интересная дилемма – понимая, что его жизнь при встрече с негодяями будет висеть на волоске, служитель закона начинает сомневаться в том, действительно ли ему надо исполнять долг. Взявшая многое от «Пустошей» Терренса Малика лента, однако, напрочь лишена мелодраматичности и пронизана гротескной атмосферой – напряжение здесь не отпускает до самых титров.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

49. Пока город спит / While the City Sleeps (1956)

Позднее творчество великого Фрица Ланга. В картине задействованы Дэна Эндрюс и Ронда Флеминг, а сюжет крутится вокруг трех журналистов, которые бьются за кресло главреда нью-йоркской газеты «Часовой». Владелец издания предлагает дикую игру – он отдаст место тому, кто разоблачит орудующего в городе маньяка, «Убийцу с губной помадой». Вторая часть «газетной трилогии» режиссера получилась эталонной во всех смыслах – как по раскрутке пружины действия, так и по формированию мизантропической атмосферы. Козни, интриги, расследования – все это «Пока город спит».



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

48. Американский друг / Der amerikanische Freund (1977)

Классика Вима Вендерса с Деннисом Хоппером и Бруно Ганцем. Безусловно лучшая экранизация романа Патриции Хайсмит «Игра Рипли»: яркая, едкая и западающая в самое сердце. Всего лишь одно отклоненное рукопожатие запускает цепь событий – торговец поддельными произведениями искусства выстраивает целую паутину, чтобы заставить скромного багетчика встать на путь наемного убийцы. Глубоко авторское, метафоричное повествование идеально сконструировано и блестяще выстроено – порой кажется, что мы буквально проникли в чужое сознание.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

47. Почтальон всегда звонит дважды / The Postman Always Rings Twice (1946)

Да-да, в нашем списке не будет известного фильма «Почтальон всегда звонит дважды» образца 1981 года (при всем уважении к таланту Джека Николсона, ремейк сценарно более похож на мелодраму, чем на нуар). Зато оригинальная картина, снятая в 1946 году Тэйем Гарнеттом, кажется идеальным примером «чёрного кино». Дергает за ниточки тут именно жена Ника (владельца придорожного кафе), блондинка Кора, а странствующий по Калифорнии Фрэнк становится легкой добычей для роковой красотки. По сути, вся лента кажется бенефисом Ланы Тернер – актриса приковывает к себе внимание и остается центром повествования на протяжения всего фильма.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

46. Асфальтовые джунгли / The Asphalt Jungle (1950)

Великий Джон Хьюстон в режиссерском кресле, Стерлинг Хейден и Луи Кэлхерн – в главных ролях (небольшую роль в ленте сыграла и начинающая тогда карьеру в кино Мэрилин Монро). Эта детективная сага о медвежатнике Доке Риденшнайдере, который, едва успев выйти из мест заключения, тут же набирает команду профи для очередного ограбления. Колоритные образы героев, изысканная фактура и идеальный сеттинг – растекаться похвалой картине можно долго, но лучше один раз увидеть, как плевое дельце катится под откос из-за мельчайшей погрешности.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

45. Врожденный порок / Inherent Viceт (2014)

Это произведение Пола Томаса Андерсона было весьма нелестно принято в момент своего выхода – не помогли даже канонические роли Хоакина Феникса и Джоша Бролина (актеров, которые просто не могут играть плохо). Да, история, переносящая зрителя в 1970 год и предлагающая сопереживать частному сыщику Ларри Спортелло, щедро приправленная чёрным юмором и расцвеченная неоном, смотрится весьма вычурно и разбалансированно. Сила «Врожденного порока» в другом – Андерсон, как и в прошлых своих работах, щедро приправляет повествование абсурдом и разбрасывает мозаику случайных событий – все для того, чтобы, когда начнется их «сборка», зритель ощутил экстаз. Досмотрите картину до конца, и она откроет перед вами не только параноидальную атмосферу, но буквально перенесет в прошлое.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

44. Сладкий запах успеха / Sweet Smell of Success (1957)

«Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом резюмировал и подвел итоги первой волны фильмов нуаров. Цинизм и ненависть, которыми пронизан Манхэттен пятидесятых годов ХХ века, разборки героев на фоне джазовых мелодий (композитором выступил сам Элмер Бернштайн), удивительная игра света и тени – кажется, любой кадр из фильма можно оформлять в рамочку и вешать на сцену, а любую мизансцену – разбирать в киношколах. Перед нами настоящий столп жанра.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

43. Риф Ларго / Key Largoт (1948)

Еще одна известнейшая лента Джона Хьюстона, в которой первую скрипку играет, конечно же, Хамфри Богарт. Ветеран войны, Фрэнк МакЛауд затевает противостояние бандиту Джонни Рокко и его банде, терроризирующей местный отель. Простенький сюжет, камерное действие, большая часть которого происходит в одном помещении – весь этот аскетизм нисколько не портит ленту, а, напротив, будучи приправленным шикарными диалогами и твистами, играет на руку повествованию, переводя напряжение в какие-то космические высоты.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

42. Лицо со шрамом / Scarface (1932)

Основоположник «чёрного» жанра – оригинальный фильм Ховарда Хоукса и Ричарда Россона с Полом Муни и Энн Дворак на первом плане. Тони Кармонте, гангстер эпохи «сухого закона», намерен стать криминальным королем Чикаго – и на пути к своей цели не останавливается ни перед чем. Главное тут – сценарий Бена Хехта, который лично знал многих гангстеров, включая самого Аль Капоне (это чуть не стоило бывшему журналисту жизни, пришлось доказывать головорезам, что фильм снимается не об их боссе), а также суровая режиссура Хоукса, который придает большинству глав повествования оттенки древних трагедий. Для 1932 года картина стала прорывом, определившим всю дальнейшую судьбу направления.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

41. Иметь и не иметь / To Have and Have Not (1944)

Опять Ховард Хоукс – и Хамфри Богарт с Уолтером Бреннаном в главных ролях. Гарри Морган, житель острова Мартиника, подрабатывает развозом богачей на рыбалку. Столкнувшись с участником Сопротивления, Жераром, герой, чуждый политики и неплохо себя чувствующий, пытается не ввязываться в дело – но, рано или поздно, ломается. От творчества Хемингуэйя в картине остались «рожки да ножки», но и на новой ниве сценарная подоплека поражает своей глубиной и фактурой, а блестящие образы участников действа врезаются в память на всю жизнь. Удивительно многоплановое, цельно и атмосферное полотно.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

40. Набережная Орфевр / Quai des Orfèvres (1947)

Забудьте про современный одноименный фильм с приставкой «36», полотно 1947 года – глыба нуара. Анри-Жорж Клузо в режиссерском кресле, Луи Жуве и Симона Ренан – в главных ролях; а на экране – миллион нитей, ведущих от певицы варьете Жени Лямур, её ревнивого мужа Мориса, до некой Доры Монье. Будет и труп, и попытка сфабриковать алиби, и планомерное расследование, затеянное жестким полицейским Антуаном – в итоге, вся необъятная головоломка сложится в нечто большее, чем обычный чёрный детектив, предвосхитит «новую волну» и поразит вниманием к деталям. Приз режиссуру на Венецианском фестивале вполне оправдан.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

39. Фарго / Fargo (1995)

Грандиозная постановка Джоэля и Итана Коэнов, в которой блистают Фрэнсис МакДорманд, Стив Бушеми и Петер Стормаре. Все авторские наработки братьев как на ладони, камерный сюжет о «маленьких» людях быстро приобретает вселенский размах, а чёрный юмор картины бьет наотмашь. Итак, скромный менеджер нанял двух преступников, чтобы похитить свою супругу и потребовать за неё выкуп у состоятельного тестя – но, конечно же, все идет не так с самого начала операции.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

38. Из прошлого / Out of the Past (1947)

Добротная экранизация романа Дэниэла Мэйнуоринга «Стройте мне виселицу повыше». Жак Турнер, словно великий дирижер, управляет повестью о частном детективе Джефе, который, найдя убийцу Кэтти Моффат, влюбляется в красотку – не давая действию провисать ни на секунду. Роберт Митчем и Джейн Грир в «Из прошлого» играют свои едва не лучшие роли – такого накала страстей еще искать и искать.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

37. Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)

Прорыв для 1992 года, фильм, который вновь возродил нуар. Изысканная режиссура Пола Верховена, идеально сыгранная роль Майкла Дугласа, Шэрон Стоун, точно попавшая в роль роковой женщины – что называется, сложилось всё и вся. В результате за расследованием убийства, которое ведет детектив Ник Каррен, наблюдал почти весь мир, а манипулятивные таланты главной подозреваемой, Кэтрин, стали притчей во языцех.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

36. Второе дыхание / Le deuxième souffle (1966)

«Гомеровская» постановка Жана-Пьера Мельвиля – с Лино Вентурой и Полем Мериссом. Гангстер Гюстав Минда сбегает из тюрьмы и ставит на карту всё ради мести боссу Джо Риччи, подставившего его уже второй раз. Экранизация романа французского писателя Хосе Джованни вышла изысканной и атмосферной – перед нами не только одна из лучших ролей Вентуры, но и пример грамотной постановки – прецизионной управляющей даже мельчайшими деталями и намеками, которые вскоре складываются воедино.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

35. Министерство страха / Ministry of Fear (1943)

Фриц Ланг в своей лучшей форме – «Министерство страха» с Рэйем Милландом и Марджори Рейнольдс впечатляет сегодня столь же сильно, как и в 1943 году. Стивен Нил, только что вышедший из лечебницы для душевнобольных, попадает в совсем иной мир, чем два года назад. Теперь вокруг одни немецкие шпионы, а соли и перца добавляет полиция, подозревающая, что главный герой – серийный убийца. Блестящая экранизация Грэма Грина, на равных конкурирующая с лучшими работами Хичкока и погружающая зрителя в липкую параноидальную атмосферу.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

34. Секреты Лос-Анджелеса / L.A. Confidential (1997)

Еще одна ласточка, знаменующая возрождение жанра, начавшееся в девяностых годах ХХ века. Постановка Кертиса Хэнсона кажется прекрасно сбалансированной, а типичная полицейская история буквально расцветает с ролями Рассела Кроу, Гая Пирса и Кевина Спейси. Есть тут и роковая женщина (Ким Бейсингер), присутствует и противостояние двух совершенно разных героев (копов Бада Уайта и Эда Эксли), не забыто вынужденное объединение антиподов – в общем, всё по канонам, только «лучше, ярче, сильнее». Мастерская работа.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

33. Поверженный идол / The Fallen Idol (1948)

Кэрол Рид широко известен своим сотрудничеством с писателем Грэмом Грином – в данном случае речь пойдет об экранизации «Комнаты в подвале». Рид не даром считал именно эту работу вершиной своей карьеры (а не обласканного критикой «Третьего человека») – форма и содержание в «Поверженном идоле», что называется, удались на все сто процентов. Ральф Ричардсон и Мишель Морган словно по нотам разыгрывают историю о дворецком, которого подозревают в смерти жены, а игра света и тени придает повествованию настолько явный метафизический оттенок, что аж мурашки по коже бегают.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

32. Дурная кровь / Mauvais sang (1986)

Раннее творчество Леоса Каракса – времени, когда режиссер ещё не увлекся сюрреализмом настолько, чтобы запутать любого зрителя, а занимался переносом на экран только оголенного нерва повествования. Тандем Мишеля Пикколи и Жюльет Бинош излучает настоящую «химию», картины мрачного будущего, в котором разворачивается операция по похищению из лаборатории новейшей вакцины, щедро приправлены любовной историей и расцвечены совершенно дикими цветами. Палитра из красного, синего, зеленого и желтого, оказывается, может погрузить вас в «чёрное» повествование похлеще, чем каноническое творчество упомянутого выше Кэрола Рида.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

31. Убийство / The Killing (1956)

Аскетичная работа Стэнли Кубрика, снятая по роману Лайонела Уайта «Большой куш». Талант гения заметен с первых же кадров – сложно не узнать шлифовку каждой мизансцены или удивительное внимание к построению кадра. История здесь не слишком заковыристая (рецидивист Джонни Клэй собирается ограбить ипподром – и, конечно же, что-то идет наперекосяк, план срывается), но то, как Кубрик оперирует с формой повествования, внушает настоящие «шок и трепет». Также нельзя не отметить и прекрасную игру Стерлинга Хейдена и Колина Грэйя, а также абсолютно фантастический финал, который надолго врезается в память.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

30. Просто кровь / Blood Simple (1983)

Становление Джоэля Коэна, бенефис Фрэнсис МакДорманд и зарождение уникального авторского стиля, принесшего братьям мировую известность. Узнав, что его супруга крутит шашни с барменом, владелец бара нанимает частного детектива, чтобы убить любовников – однако, у алчного сыщика оказывается свой взгляд на ситуацию… «Просто кровь» – действительно знаковая лента для жанра, шокирующая обилием сценарных твистов, жесткая, непредсказуемая и ломающая каноны. К финалу ленты синтез музыки и игры оттенков вполне может ввести вас в транс.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

29. Завороженный / Spellbound (1945)

«Шик и блеск» от Альфреда Хичкока с Ингрид Бергман и Грегори Пеком. К ленте приложил руку и сам Сальвадор Дали, так что традиционная параноидальная атмосфера нуара наложилась ещё и на сюрреализм. Любовный роман нового директора института психиатрии Энтони Эдвардса и сотрудницы Констанс Питерсен катится под откос – главный герой оказывается совсем не тем, за кого себя выдает! Галлюцинации щедро приправлены комплексом вины, верить никому нельзя, а тревожная атмосфера просто сочится с экрана – что ни говори, перед нами абсолютный шедевр.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

28. В упор / Point Blank (1967)

Жёсткая и жестокая работа Джона Бурмена, бенефис Ли Марвина. Считавшийся погибшим бандит Уокер спустя два года возникает из ниоткуда и мстит мафии. Требование простое – вернуть ему причитающиеся девяносто три тысячи долларов; ради этого бандит готов начать полноценную кровавую жатву. В сравнении с ремейком («Расплатой» с Мэлом Гибсоном) оригинал выигрывает во всем – рваный монтаж с постоянными флешбеками как нельзя лучше погружает в действие, а сам Марвин (кстати, награжденный «Пурпурным сердцем» за участие в боях) излучает с экрана полноценный ужас. Сейчас такого уже не делают.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

27. Туз в рукаве / Ace in the Hole (1951)

В этом фильме Билли Уайлдер выступил и сценаристом, и режиссером, и продюсером – и, надо сказать, такой синтез получился весьма удачным. Кирк Дуглас и Джен Стерлинг разыграют повесть о журналисте-алкоголике Чарльзе Тэйтуме – вынужденно покинув нью-йоркскую газету, герой ищет «перчинку» в провинции. И находит ее – на заброшенной шахте в узком проеме после обвала застрял рабочий Лео Миноза. Теперь Тэйтум не остановится ни перед чем – на горизонте за репортаж маячит Пулитцеровская премия, так что, жизнью человека (по мнению циника-охотника за жареными новостями) вполне можно и пренебречь при таком раскладе. Если и есть лучшее экранное воплощение термина «ярмарка пороков» – то оно перед вами.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

26. В укромном месте / In a Lonely Place (1950)

Работа Николаса Рэйя с Хамфри Богартом (да-да, опять!) и Глорией Грэм в главных ролях. Пьяница-сценарист Диксон Стил провел вечер с Милдред, рассуждая о кино-адаптации повести, а на утро стал главным подозреваемым в убийстве девушки. Старлетка Лорел Грей верит в невиновность героя – но, пожалуй, это все, кто на его стороне. Практически вся картина выстроена на таланте Богарта – он приковывает внимание и выводит простенький сюжет, балансирующий между мелодрамой и нуаром, к настоящим высотам жанра.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

25. Таксист / Taxi Driver (1976)

Вероятно, важнейшая лента Мартина Скорсезе, плюс главная роль в карьере Роберта Де Ниро. Простой, как рельса, сюжет о ветеране вьетнамской войны, Трэйвисе Бикле, который не может найти свое место в Нью-Йорке, выводит на первый план даже не персонажа, а сам город, пронизанный пороком и уничтожающий тех, кто не вписывается в такую реальность. Ветхозаветные аллюзии из картины материализуются в ее шокирующем финале, который до сих пор занимает первые строчки в рейтингах реалистичного отображения того, что может сделать «одиночка с пистолетом».



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

24. На последнем дыхании / À bout de souffle (1960)

Пронзительная картина Жана-Люка Годара, поток сознания в исполнении Джин Сиберг и Жана-Поля Бельмондо. Венец развития кинематографа «новой волны», стирающий грани между перфомансом и постановкой. Убивший копа вор Мишель Пуакар пытается скрыться от стражей порядка – и, поверьте, этот путь перечеркнет все представления, о том, каким должно быть криминальное кино.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

23. Синий бархат / Blue Velvet (1986)

Дэвид Линч в своей лучшей форме – вместе с «фирменным» актёрским ансамблем (в картине задействованы Изабелла Росселлини, Кайл МакЛоклен, Деннис Хоппер и Лора Дерн), гений сюра снизойдет до более приземленной детективной истории. И хотя основной фабулой повествования станет расследование полисмена Джеффри, мистика быстро наслоится на реальность, канва событий наложится на картины грез, явив гипнотическое полотно, буквально выворачивающее мир наизнанку.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

22. Лифт на эшафот / Ascenseur pour l'échafaud (1957)

Великий Луи Маль – и Жанна Моро с Морисом Роне в главных ролях. Сторонитесь ремейков, посмотрите оригинал – аскетичный сюжет о том, как любовники придумали убийство мужа (план провалился из-за того, что главный герой, забыв убрать веревку и вернувшись за ней, застрял в офисном лифте), здесь потрясает буквально до дрожи и выворачивает наизнанку. Рубленые образы, идеальная раскрутка саспенса, блестящий финал, в котором сложно удержаться от того, чтобы вцепиться в подлокотники кресла – как ни крути, перед нами один из лучших фильмов французского кино ХХ века.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

21. Происшествие на Саут-стрит / Pickup on South Street (1953)

Сэмюэл Фуллер умеет поиграть в тайные заговоры – что ж, Ричарду Уидмарку и Джин Питерс придется попасть в круговорот событий, вращающихся вокруг поисков пленки с записями, содержащими секреты государственной важности. Вроде бы, вором был Скип Маккой – теперь за ним охотится бывший парень главной героини, вот только очень быстро в дело вступят настоящие агенты… Перед нами идеальный синтез шпионского триллера и нуара – картина превосходно выстроена, её ритм безукоризненен, монтаж позволяет оказаться в самом центре событий, а общий посыл и ярость идут вразрез с принятыми канонами.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

20. Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

Знаковое произведение Джоэля и Итана Коэнов; эту картину растащили на миллион цитат и быстро причислили к культовым. Что ж, есть за что – в арсенале «Лебовского» и шикарные образы Джеффа Бриджеса, Джона Гудмана и Стива Бушеми, и сюжет, в котором твист погоняет твистом (горе-гангстеры похищают вместо миллионера его однофамильца по кличке Чувак – обычного тюфяка, прожигателя жизни), и истинная грусть, которая рефреном проходит через все чёрные шуточки картины. Уникальный сплав, кино высшей пробы.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

19. Белая горячка / White Heat (1949)

Рауль Уолш расскажет историю бандита Артура «Коди» Джаррета, который берет на себя небольшое обвинение, дабы избежать смертной казни и отвести подозрения в более крупном дельце. Увы, два года ждать не придется – жена Коди убивает свекровь, и обезумевший преступник сбегает, чтобы расправиться с неуравновешенной супругой. Вместе с героем увязываются и несколько «плохих парней», среди которых оказывается и агент под прикрытием. В общем, как вы уже поняли – лихости сценария картине не занимать, а фактурные образы, которые сыграли Джеймс Кэгни и Вирджиния Майо, уже давно вошли в учебники по кино. Настоящая классика нуара (для справки – Киноинститут AFI включил ленту в десятку лучших гангстерских картин).



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

18. Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste (1960)

Шикарная постановка Франсуа Трюффо с Шарлем Азнавуром в роли известного пианиста Эдварда Сарояна. Теперь он в небольшом баре под псевдонимом Шарли Колера, стараясь начать новую жизнь после потери жены. Будучи тайно влюбленным в официантку Лену, робкий музыкант помогает своему брату Шарли, попавшему в мафиозные разборки. Произошедшее становится триггером к «эффекту домино», под пресс которого попадает целая обойма персонажей. Равная подача с линией из прошлого, сплав сразу нескольких жанров, фирменная грусть и меланхолия Трюффо – если перед нами не пик «новой волны», то однозначно – один из лучших её представителей.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

17. Долгое прощание / The Long Goodbye (1973)

От этой постановки Роберта Олтмена с Эллиоттом Гулдом и Ниной Ван Палландт явно много чего взял Харуки Мураками. Судите сами: от детектива Филипа Марлоу сбежала кошка, а ночью к нему явился старый друг, попросил отвезти его в укромное местечко – наутро же к Марлоу заявились полицейские с рассказом, что кто-то убил супругу Терри. В картине есть, что называется, все слагаемые успеха – и липкая безумная атмосфера романа Рэймонда Чандлера, и здорово очерченная композиция и даже лаконичная роль громилы в исполнении Арнольда Шварценеггера. Возрождение нуара началось как раз с этого произведения.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

16. Китайский квартал / Chinatown (1974)

Вряд ли кто умел в семидесятые годы так нагнетать атмосферу, как Роман Полански. Что ж, в «Китайском квартале» ему ещё помог Джек Николсон – в итоге, картина сегодня считается одной из самых важных и значимых для направления «чёрных фильмов». Богатая красавица нанимает сыщика Гиттерса, чтобы узнать детали измен своего мужа – но, как говорится, только открой шкаф, как из него высыплется множество скелетов; движение по наклонной далее будет напоминать американские горки.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

15. Лора / Laura (1944)

Окно в другой мир от Отто Преминджера. Детектив расследует убийство красавицы – по сути, это всё, что можно сказать о сюжете «Лоры», но произведение с Джином Тирни и Дэной Эндрюс, тем не менее, по праву входит в золотой фонд кино. Здесь всё не так, как принято в нынешней индустрии, каждое движение героев отшлифовано до блеска, а любой кадр простроен, словно фотография гения. Неторопливые беседы, яркие акценты – дыхание ушедшей эпохи лучше всего ощутить, погрузившись в печальное повествование этой картины.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

14. Рай и ад / Tengoku to jigoku (1963)

Важнейшая лента в творчестве Акиры Куросавы. «Богатенький буратино» (Тосиро Мифунэ) попадает в поле зрения бандитов – и те, в надежде на выкуп, похищают его сына. К счастью, гангстеры «промахиваются» и крадут не того мальчишку – так что, перед бизнесменом встает моральная дилемма. Стоит ли платить свои деньги за спасение чужой жизни? Борьба света и тени, рая и ада отлично проиллюстрирована в этой камерной истории – Куросава, как всегда, мастерски держит интригу и к финалу дергает за ниточку столь сильно, что полностью обескураживает зрителя.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

13. Объезд / Detour (1945)

Эдгар Дж. Улмер расскажет о бедном пианисте Эле Робертсе, который едет автостопом из Нью-Йорка до Лос Анджелеса. Как-то он садится в крутую тачку Чарльза Хаскелла, который умирает в пути, а Робертс не придумывает ничего лучшего, как выдать себя за богача и присвоить себе машину. Шикарная игра Тома Нила и Энн Сэвадж, настоящая пучина, нет водоворот страстей, которые возникают впоследствии неверного решения – не даром многие ставят «Объезд» на первые сточки в хит-парадах и рейтингах нуаров.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

12. Леди из Шанхая / The Lady from Shanghai (1947)

Великий и ужасный Орсон Уэллс и режиссирует эту ленту, и исполняет в ней центральную роль вместе с Ритой Хэйворт. Речь пойдет о громиле Майкле О'Харе, который, спасши красотку Розали Баннистер от бандитов, знакомится с её супругом и получает предложение, от которого сложно отказаться. Надо всего лишь инсценировать смерть мужа, чтобы сработало солидное страховое возмещение. Мизантропическое произведение препарирует большинство людских пороков, демонстрируя то, к чему приводят презрение и алчность. По части саспенса тоже все в порядке – многим творцам стоит поучиться у классика.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

11. Самурай / Le samouraï (1967)

Наивысшее достижение Жана-Пьера Мельвиля и лучшая роль в карьере Алена Делона. Хладнокровный киллер Жеф Кастелло более похож на машину, лишенную эмоций, нежели чем на человека, а о его мастерстве ходят легенды. Увы, и на старуху бывает проруха – неожиданно возникает свидетель, который видел убийцу в лицо. Теперь Кастелло становится загнанным зверем – на него охотиться и полиция, и мафия. Сложно переоценить влияние «Самурая» на кинематограф ХХ века – многие режиссеры восьмидесятых и девяностых годов использовали приемы ленты и тиражировали её ключевые моменты. Тем не менее, превзойти оригинал никому не удалось.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

10. Ночь охотника / The Night of the Hunter (1955)

Чарльз Лотон в режиссерском кресле, Роберт Митчем и Билли Чэпин в главных ролях. Отец брата и сестры промышлял убийствами и грабежом, был повешен, а ребятам остался тайник с деньгами. Беда в том, что о кладе узнал ещё и «проповедник» Гарри Пауэлл (на самом деле – маньяк-убийца) – так что градус страстей поднимается. Без преувеличения картина идеальна – образы героев, диалоги, постановка, всё сделано на эталонном уровне. Если хотите ознакомиться с «настоящим» нуаром – посмотрите эту ленту.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

9. Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train (1951)

Знаковая работа Альфреда Хичкока с Фарли Грейнджером и Рут Романом на первом плане. Звезда тенниса Гая Хэйнса знакомится в поезде с неким Бруно и решает сыграть в игру-выручалку «я убью для тебя, а ты убьешь для меня» – надо ли говорить, что ничего хорошего из этого не получится, но вот по числу твистов, возникающих на фоне такой странной завязки, «Незнакомцы в поезде» бьют все рекорды. Особенно хорош финал картины – фирменный стиль Хикока здесь виден, словно на ладони, а его мастерство существует словно вне времени и пространства.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

8. Двойная страховка / Double Indemnity (1944)

Режиссура Билли Уайлдера – в «Двойной страховке» играют Фред МакМюррэй и Барбара Стэнвик, а фабула событий крутится вокруг страхового агента Уолтера Неффа, который влюбляется в замужнюю даму Дитрихсон, получает от неё криминальное «предложение» и начинает свой спуск в пучины ада. Картина как нельзя лучше подходит на титул канонической – она закладывает фундамент жанра, формирует стилистику направления и предлагает «свод законов», по которым нуар живет и по сей день.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

7. Головокружение / Vertigo (1958)

Это произведение Альфреда Хичкока с Джеймсом Стюартом и Ким Новак венчает многие рейтинги (в том числе и от нашей редакции), но в жанре «нуар» мы не осмелимся ставить его на первое место – слишком много других жанров «подмешано» в картину. Тем не менее, «Головокружение» сильно в своей «чёрной» ипостаси – тревога за отставного сыщика Скотти Фергюсона, который, начав следить за женой своего бывшего коллеги Мэделин, проваливается в какой-то страшный сон, проникает прямо за шиворот и не опускает до развязки. Книга Пьера Буало и Тома Нарсежака «Из мира мертвых» обрела свое восхитительное экранное воплощение.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

6. Третий человек / The Third Man (1949)

Этот фильм Кэрола Рида разве что памятника не удостоен, в остальном, число лестных эпитетов в сторону «Третьего человека» зашкалило. Действительно, картина с Джозефом Коттеном и Алидой Валли в главных ролях более всего похожа на азбуку «чёрного кинематографа» – именно так выглядит расследование писателя Холли Мартинса, который пытается найти в Лондоне своего якобы погибшего старого друга Гарри Лайма. Постановка театрализована до критической грани, но, тем не менее, она настолько ошлифована и столь прекрасно сбалансирована, что кажется каким-то сплавом кино и живописи, выступления и скульптуры.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

5. Глубокий сон / The Big Sleep (1946)

Кто же шантажирует Кармен, дочь генерала Стернвуда? Почему после начала расследования сыщика Марлоу подозреваемые начинают гибнуть? Ховард Хоукс не дает никаких ответов – мало того, он цинично ухмыляется неподъемной сущности головоломки «Большого сна», стирая грани между тем, что дозволено в кино, а что запрещено. Хамфри Богарт и Лорен Бэколл здесь играют какую-то «анти-Касабланку», роман Рэймонда Чэндлера приобретает метафизические мотивы, а стилистика навевает мысли о том, что братья Коэны очень много чего почерпали в творчестве Хоукса.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

4. Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)

Мы подходим к описанию настоящих бриллиантов, картин, которые поражают в самое сердце и являются той самой вершиной пирамиды, на которой выстроен современный кинематограф. Итак, «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, конечно же с Хамфри Богартом и Мэри Астор. Все гоняются за статуэткой, детектив Сэм Спэйд не остается в стороне – но даже матерому волку будет не по себе от того, во что выльются поиски. Огромная заслуга в восприятии ленты лежит не только на блестящей режиссуре Хьюстона, но и на операторской работе Артура Идисона, снимающего длинные моменты без склеек – скажем знаменитая семиминутная сцена была снята одним дублем после двух суток репетиций команды! В итоге, перед нами открывается настоящее окно в другой мир – манящее и притягательное.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

3. Печать зла / Touch of Evil (1958)

Не понятая в момент выхода «Печать зла», тем не менее, является вероятно самой крутой работой Орсона Уэллса. Маэстро сыграл тут и одну и главных ролей, наряду с Чарлтоном Хестоном и Джанет Ли – плюс нагнал столько жути, что сразу стало ясно, откуда Дэвид Линч позаимствовал немного своего вдохновения. Город на американо-мексиканской границе накрывает мрак – даже добропорядочные вроде бы агенты и полисмены слетают с катушек и погружаются в безумие…



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

2. Сансет бульвар / Sunset Blvd. (1950)

Что ж, данная постановка Билли Уайлдера венчает большинство списков нуаров, мы же острожно поставим её на второе место в «общем командном зачете». Картина не только подводит итоги «старым» нуарам, она, по сути, закладывает каноны, по которым функционирует кино сегодня – лишенное наигранной театральности, более реалистичное и совсем не романтичное полотно с Уильямом Холденом и Глорией Суонсон продемонстрирует нам лишь парад пороков. Именно в этот процесс и выльется знакомство сценариста Джо Гиллис и звезды Нормы Десмонд, слава которой уже приблизилась к закату. Очень тяжёлое, злое и жёсткое повествование, к финалу способно подвести вас к катарсису.



50 лучших фильмов нуаров — чёрное кино, пронизанное пессимизмом и недоверием

1. Целуй меня насмерть / Kiss Me Deadly (1955)

Лидер нашего рейтинга. Грошовая постановка Роберта Олдрича с Ральфом Микером, в основу которой положен сильно измененный роман Микки Спиллейна о детективе Майке Хаммере (сыщик решил подвезти девушку, а пришел в себя в больнице, узнав, что дама мертва, а сам он чудом выжил). Удивительным образом собрав все страхи поколения воедино, «Целуй меня насмерть» сконструировал из бульварного романа полноценную древнюю трагедию – с ошеломляющим финалом, путь к которому восхищает своей прямотой и лаконичностью. Браво!


Стас Устенко

1 июня 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен

Рейтинг:

4.87