9 лучших вестернов с участием Клинта Иствуда

Где-то на Диком Западе


Несмотря на обширнейшую и разнообразнейшую фильмографию, Клинт Иствуд (Clint Eastwood) в умах зрителей прочно ассоциируется с вестерном – кажется, ни на ком лучше не сидят широкополая шляпа, цветастое пончо, а главное – пояс с парой верных револьверов. Действительно, Иствуд неоднократно снимался в картинах о Диком Западе, но для вас мы подобрали только самые лучшие или ключевые для карьеры великого постановщика и актера, радующего нас своими работами и по сей день.

<a href="/kino/zasada-na-perevale-simarron-1958/">«Засада на перевале Симаррон» / Ambush at Cimarron Pass (1958)</a>

«Засада на перевале Симаррон» / Ambush at Cimarron Pass (1958)

Впервые в вестерне Иствуд «засветился» еще в середине 1950-х, но это случилось на ТВ в рамках популярных сериалов «Дни в долине смерти» и «Мэверик». Первая полноценная ковбойская роль в полнометражном фильме для молодого актера выпала в картине «Засада на перевале Симаррон». Сюжет этой ленты весьма бесхитростен и прямолинеен, бюджета продюсерам хватило только на то, чтобы с горем пополам завершить съемки в срок, а сценарий был так плох, что актеры морщились читая текст. Но Иствуд даже здесь уже выделяется заметной харизмой, статью и обаянием – что не помешало актеру назвать «Засаду» в своих воспоминаниях «самым убогим вестерном на его памяти».

«За пригоршню долларов» / A Fistful of Dollars (1964)

«За пригоршню долларов» / A Fistful of Dollars (1964)

Сегодня спагетти-вестерн «За пригоршню долларов» считается безусловной классикой, а его создатели – большими мастерами, но в момент выхода на экран картина выглядела рискованным проектом, в который мало кто верил. Итальянский постановщик Серджио Леоне ранее снимал пеплумы, а Клинт Иствуд на большом экране появился всего в паре лент, так что их совместное путешествие на Дикий Запад казалось опасной авантюрой. На поверку «За пригоршню долларов» оказался столь ярким и успешным фильмом, что породил не только два «продолжения», но и целый жанр вестернов, снятых совместными усилиями итальянских и американских кинематографистов. Именно отсюда растет самый главный образ Клинта Иствуда в кино – стрелок с неизменной сигарой в уголке рта.

«На несколько долларов больше» / Per qualche dollaro in più (1965)

«На несколько долларов больше» / Per qualche dollaro in più (1965)

Вторая часть так называемой «долларовой трилогии» Серджио Леоне формально не является прямым продолжением «За пригоршню долларов», но сходство двух лент более чем очевидно – герой Иствуда во второй картине даже носит то же цветное пончо, и в первой, можно даже разглядеть залатанные следы от пуль. Так что «На несколько долларов больше» – одновременно продолжение старого и поиск чего-то нового и лучшей оценкой работе авторов и актеров служит реакция зрителей – в мировом прокате лента собрала сумму в двадцать раз превышающую затраты на производство. Мальчишки по всему миру снова начали играть в ковбоев и индейцев, а сцены из фильмов с Иствудом стали разноситься на цитаты многими молодыми режиссерами.

«Хороший, плохой, злой» / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)

«Хороший, плохой, злой» / Il buono, il brutto, il cattivo (1966)

В отличие от первых двух лент трилогии, «Хороший, плохой, злой» изначально была принята критиками и публикой весьма прохладно – многих оттолкнули высокий уровень жестокости и насилия, новаторский монтаж и сомнительная мораль. Но со временем картина была признана подлинным шедевром – сегодня этот фильм Леоне входит в топы лучших картин в истории кино, сформированные самыми авторитетными изданиями и организациями. Интересно, что Клинт Иствуд съемки в «долларовой трилогии» не воспринимал всерьез, для него это всего лишь был способ заработать денег в Европе, пока не поступало предложений из Голливуда, однако именно «Хороший, плохой, злой» сделали актера настоящей суперзвездой.

«Два мула для сестры Сары» / Two Mules For Sister Sara (1969)

«Два мула для сестры Сары» / Two Mules For Sister Sara (1969)

В картине «Два мула для сестры Сары» экранной партнершей Клинта Иствуда должна была стать Элизабет Тейлор, однако мечтам студии Universal свести в кадре двух суперзвезд не суждено было сбыться – засомневавшуюся Тейлор пришлось на ходу заменить Ширли Маклейн. В творческом плане фильму это пошло только на пользу – тандем авантюриста, сыгранного Иствудом, и беглой монашки, роль которой досталась Маклейн, получился весьма трогательным и энергичным. В противостоянии с французскими войсками, вторгшимися в Мексику, два героя открывают друг друга с необычной стороны – и все это под выстрелы ружей и ржание лошадей. Классический вестерн с великолепными артистами.

<a href="/kino/brodyaga-vysokogornykh-ravnin-1973/">«Бродяга высокогорных равнин» / High Plains Drifter (1973)</a>

«Бродяга высокогорных равнин» / High Plains Drifter (1973)

Как известно, свой первый фильм в качестве режиссера Иствуд снял в жанре психологического триллера, но уже на второй ленте он решил обратиться к жанру, сделавшему его звездой. Сюжетно «Бродяга с высокогорных равнин» оказался настолько похож на картины «долларовой трилогии», что актера и режиссера обвинили в плагиате, но что поделать, если сюжетов о Диком Западе в принципе не так уж много. Иствуд здесь играет некоего безымянного защитника небольшого городка, которого жители нанимают расквитаться с бандитами, разоряющими местных фермеров. Человек без имени легко расправляется с противниками – простой и эффектный вестерн, в котором нет ничего лишнего.

«Джоси Уэйлс – человек вне закона» / The Outlaw Josey Wales (1976)

«Джоси Уэйлс – человек вне закона» / The Outlaw Josey Wales (1976)

Снятая сорок лет назад лента «Джоси Уэйлс – человек вне закона» по нынешним временам выглядит чрезвычайно смелой, главный герой здесь выступает на стороне конфедератов во время Гражданской войны в США. Причем этот мирный фермер примыкает к южанам из-за того, что северяне жестоко убили его семью. Даже после капитуляции Юга персонаж Клинта Иствуда не прекращает свою войну и продолжает преследование, заручившись поддержкой небольшого на колоритного отряда единомышленников. Иствуду здесь уже 46, и его лицо заметно высохло, но энергии в актере – хоть отбавляй, он уверенно держится в седле и с удовольствием играет первую скрипку в сценах погонь и перестрелок.

<a href="/kino/imya-yemu-smert-1985/">«Имя ему Смерть» / Pale Rider (1985)</a>

«Имя ему Смерть» / Pale Rider (1985)

Кроме того, что лента «Имя ему Смерть» является отлично придуманным и сыгранным классическим вестерном, в этой картине Иствуд коснулся темы религии, причем так, что это заставило общество расколоться. Сам актер и режиссер неоднократно говорил, что в Бога не верит и предпочитает видеть «всевышнего» в проявлениях сил природы, поэтому его персонаж в картине является проповедником лишь в глазах измученных нападениями бандитов жителей поселка старателей на севере Калифорнии. Безымянный Пастор в фильме легко разбирается с разбойниками при помощи верного револьвера, а на банды в округе наводит такой ужас, что его начинают сравнивать с Всадником Апокалипсиса. Такое вот Добро с кулаками, да еще и в сутане.

<a href="/kino/neproshchyonny-1992/">«Непрощенный» / Unforgiven (1992)</a>

«Непрощенный» / Unforgiven (1992)

Драмой «Непрощенный» Клинт Иствуд своеобразно завершил круг, в который отправился с легкой руки Серджио Леоне в начале 1960-х, именно поэтому картина открывается посвящением итальянскому режиссеру. Сюжет разворачивается вокруг разномастной компании фермеров, возомнивших себя крутыми ковбоями, которые отправляются на поимку бандита, избежавшего справедливого наказания за нападение на женщину. Иствуд из тривиальной затравки смог создать подлинный шедевр, не только достойный его учителя, но и превосходящий ленты Леоне. Критика одарила «Непрощенного» двумя «Золотыми глобусами» и четырьмя «Оскарами» - это формально лучшая картина в карьере Клинта Иствуда, актера и режиссера.

Hi-Fi.ru


26 мая 2019 года

Рейтинг:

4.50