Будущее и прошлое

Интегрированный усилитель со встроенным ЦАПом Devialet D-Premier

Будущее и прошлое
Интегрированный усилитель со встроенным ЦАПом Devialet D-Premier
Цена – 522 000 руб. 

Франция любит инновации, что хорошо знают любители акустики из этой прекрасной солнечной страны. Но экспериментаторы есть и в сфере аудиоэлектроники, и парижская Devialet SAS — яркий представитель такой подчеркнуто технологичной компании. Два человека, начав в 2004 году с чистой идеи, в 2007-м смогли зарегистрировать фирму, привлечь очень солидные инвестиции (45 миллионов евро на разработки) и выступить с премьерой
Devialet D-Premier по выполняемым функциям должен называться интегрированным усилителем со встроенной секцией ЦАП. А по конструкции создатели называют его «первым в мире гибридным аналогово-цифровым усилителем». Сие означает, что стадии усиления сигнала, начиная с выхода ЦАП, устроены особым образом. Усилитель напряжения (в который входит и преобразователь ток — напряжение после ЦАП) работает в классе А, обеспечивая присущую данному режиму линейность характеристик, а параллельно ему подключен усилитель тока (он же повторитель напряжения) в классе D, с широтно-импульсной модуляцией амплитуды входящего сигнала. Интересно, что фильтр низких частот на выходе, являющийся необходимым элементом любого «истинно цифрового» усилителя, тут отсутствует. Аппарат, над которым команда разработчиков корпела более трех лет, создан на основе нескольких патентов, в том числе на интересный блок питания на базе пары трансформаторов с одновитковыми обмотками, выполненными прямо на печатной плате методом поверхностного монтажа, на схему ЦАП, не содержащую операционных усилителей в выходном преобразователе ток — напряжение, и на схему упоминавшегося выше линейного усилителя в классе А с единичным усилением по постоянному току. Да и вообще фирма заявляет, что при конструировании Devialet D-Premier подошла к решению задачи с чистого листа. 
К рекламным заявлениям производителей полезно относиться с умеренной долей скепсиса. Иногда «совершенно новые решения» означают хорошо знакомые старые. Впрочем, повторение на новом витке технологической эволюции какого-то схемотехнического решения вполне законно, тем более что для иных технологий стопроцентное копирование, строго говоря, неосуществимо, возможны лишь вариации и импровизации на тему, удачность реализации которых зависит от квалификации импровизаторов. Данное вступление вызвано тем, что схема усилителя в классе А, поддержанного повторителем напряжения и содержащая глубокую ООС, действительно не нова. Ей уж точно не меньше сорока лет, и пример аппарата, собранного по такой схеме, — Quad 405, знаменитый (и многократно клонированный, в том числе отечественными любителями аудио) усилитель мощности с демпфированием тока, одно из классических решений для мощного транзисторного усилителя с низким выходным сопротивлением и малым уровнем нелинейных искажений. Взяв за основу эту идею, в Devialet сделали современную вариацию, которая, по мнению производителя, полнее отвечает веяниям времени. Класс D для буферного усилителя, согласующего выходное сопротивление каскада в классе A и нагрузки, был выбран за свою экологичность — общими чертами таких устройств являются малое количество тепла, рассеиваемого в выходных каскадах, и связанный с этим высокий КПД устройства, доходящий до 90% (у нашей модели в паспорте значатся 85%), отсутствие необходимости охлаждения корпуса и компактность, а также возможность получить хорошие параметры выходной мощности и очень высокий коэффициент демпфирования. Но ничто на свете не дается даром — минусы у усилительной схемы в классе D тоже имеются, и для их компенсации надо приложить усилия. Конечно, и тут Devialet не первая, кто предпринял такую попытку. Но фирма потратила много времени и средств на преодоление детских болезней класса D, сделав главную ставку на высокие технологии. Поскольку все цифровые усилители весьма чувствительны к помехам по питанию, для решения этой проблемы было предложено собственное решение (которое, помимо малого уровня шума, работает также и на общую концепцию компактности). Первичная и вторичная обмотки питающего трансформатора с ферритовым сердечником выполнены в виде плоских витков, нарисованных методом поверхностного монтажа прямо на многослойной печатной плате, что сильно снижает паразитную емкость между ними. Блок питания управляется микропроцессором, отслеживающим мгновенные значения входного и выходного напряжения и корректирующим необходимое значение выдаваемой энергии. Конечно, есть и стандартная часть в виде фильтра питания с батареей конденсаторов. О компонентах усилительной части уже говорилось выше, схема полностью балансная симметричная и включает в себя усилитель мощности в классе A со сложным контуром отрицательной обратной связи, регулирующим ток смещения на транзисторах нелинейным образом. В отличие от симметричной полуволновой схемы включения буферного усилителя (повторителя напряжения) у Quad, транзисторы в цифровой части нашей конструкции включены с поворотом по фазе напряжения на 90 градусов, так что получается по четыре усилителя на канал. Внутренняя разводка проводами полностью отсутствует, от входа до выходных акустических клемм — исключительно поверхностный монтаж элементов. 
Обработка данных (вспомним, что аппарат содержит еще и секцию цифроаналогового преобразователя) осуществляется ЦАПом PCM1792 от Texas Instruments. Управление громкостью цифровое, с микропроцессором, по шкале от –97 до +30 дБ. Владелец может в определенных пределах регулировать выходную мощность (опция по умолчанию дает 2 х 165 Вт при конструктивном максимуме на настоящий момент 2 х 240 Вт). Еще одна характерная деталь конструкции — АЦП, стоящий на входе усилителя. По словам производителя, это было сделано, чтобы оптимизировать управление громкостью и сохранить технические характеристики тракта на одном уровне для любого входа. Так что использование аналогового выхода с CD-проигрывателя не рекомендовано для Devialet D-Premier из-за двойного преобразования. Зато эта опция может оказаться полезной при оцифровке винила, доступной с частотой дискретизации 96 или 192 кГц. Мало того, встроенный фонокорректор тоже полностью реализован в «цифре» и содержит массу различных настройке. Кроме чувствительности, входного сопротивления и емкости, режима стерео или моно, типа головки (MC или ММ), можно также выбрать нужную кривую RIAA в вариантах 1953 или 1976 года. 
Devialet D-Premier демонстрирует богатый набор цифровых входов, включая два порта HDMI (вход и выход, уже присутствующие в виде разъемов, но пока не поддерживаемые софтом). А вот наличие всего шести разъемов типа RCA вначале удивляет, особенно если сравнить это с развернутым перечнем цифровых коаксиальных и аналоговых входов и выходов в паспорте аппарата. Суть же тут в том, что все они конфигурируемые, их можно назначить входами или выходами, цифровыми или (объединив два соседних) аналоговыми стереопарами. На них же можно реализовать выход предварительного усилителя, сквозной канал для домашнего кинотеатра и выход на сабвуфер, либо, наконец, сделать два входа для виниловой вертушки, задав для каждого из них индивидуальные параметры, как описано выше. Исключительная гибкость настроек в конфигурационном меню позволяет также настраивать различные фильтры, требуемые при подключении сабвуфера, тыловых полочников и при разделении полос в биампинге. Есть возможность сконфигурировать пару устройств как два моноблока (основной и ведомый), увеличив и без того впечатляющую отдачу системы в целом.
Цельноалюминиевый корпус из толстых, сложно изогнутых листов сверху отполирован до блеска — в его идеальную поверхность можно смотреться, как в зеркало. По внешнему виду крайне сложно догадаться о функциях модели, поскольку ни одна черта в дизайне не выдает ее принадлежности к классу аудиоустройств. Приемная антенна Wi-Fi в центре скругленной поверхности уводит еще дальше от аудиоассоциаций. 
Пульт ДУ сделан под стать самому аппарату — это квадратный брусок изрядных размеров и веса (полкило по паспорту). Он работает на радиочастоте и имеет всего четыре управляющие кнопки, две из которых программируются для выполнения разных операций. Громкость регулируется огромной круглой плашкой на пульте, мягко проворачивающейся от легких касаний и имеющей шаг в 0,5 дБ. В качестве замечания по эргономике можно отметить, что на сплошном зеркальном торце Devialet D-Premier отсутствует информационный дисплей. Его маленькая разновидность (размером чуть больше пятирублевой монеты), показывающая текущий уровень громкости и выбранный вход, есть на верхней крышке, так что при установке компонента не в стойку, а вертикально на стену экранчик становится виден, хотя и плохо.
Нам удалось сравнить звучание усилителя Devialet D-Premier в двух разных инсталляциях — в нашей тестовой системе с акустикой PMC OB1i, компьютером, соединенным по Wi-Fi, либо CD-плеером Simaudio MOON 750D в роли транспорта, а также в выставочной системе компании Ultima с компьютером в качестве источника, «воздушным» соединением и с акустическими системами Wilson Audio Sofia 3. С технической точки зрения аппарат действительно нечувствителен к нагрузке и демонстрирует похвальную беспроблемность функционирования что с первой, что со второй парой колонок. Однако помимо согласования нагрузки есть еще и сочетаемость по характеру, подаче и специфике саунда. И тут стоит заметить, что компанию к Devialet D-Premier стоит подбирать достаточно аккуратно. В системе, состоящей из набора электронных компонентов, имеется несколько степеней свободы, или, скажем иначе, несколько возможностей подправить звук внедрением разных «промежуточных блоков». В системе же всего из двух элементов — источника и комбинированного ЦАПа / усилителя — в этом смысле гибкости значительно меньше. Такова обратная сторона медали, минус, проистекающий из плюсов кратчайших путей, минимальных искажений, вносимых разными компонентами тракта и пр. Характер акустики Sofia 3 оказался отлично совместим с исполнительской манерой Devialet D-Premier, и связка в целом звучала сфокусированно, ритмически остро и динамично, довольно насыщенно и детально. В то же время союз с PMC OB1i оказался не столь удачен, бас временами был размытый, а верхним регистрам не хватало атаки и игольчатости. Конечно, двукратная разница в цене АС тоже сыграла свою роль, но все же не любая трактовка акустикой фактуры частотных поддиапазонов и темпоритма гармонично ложится на почерк Devialet D-Premier, что непременно стоит иметь в виду. Что же касается самого этого почерка, насколько нам удалось его выделить, то его можно охарактеризовать как сочный, комфортный и бодрый. Тембры натуральных инструментов достаточно насыщенные и акцентированные, хорошо прорисованные, хотя и с упором на тело тона, а не на отработку послезвучий. В нагруженных треках с симфонической музыкой середина совершенно не замутнялась, инструментальные линии и пропорции самих инструментов удерживались очень достойно. Порадовало полное отсутствие признаков компрессии на всех допустимых в помещении уровнях громкости. 
В нашей тестовой системе соединение по Wi-Fi и прогон стандартного контента с параметрами 16 бит / 44,1 кГц дли результат, не в лучшую сторону отличавшийся от передачи цифрового потока с выхода плеера Simaudio MOON 750D. При прямых переключениях входов на лету было заметно, что во втором случае инструменты более отчетливо прорисованы на сцене, сама она мягче и натуральнее, контуры звуков получались с полутонами и переходами, более текучие и менее угловатые, и атака звука, хоть и казалась более скругленной, все же прописывалась у разных инструментов более тщательно и индивидуально. Зато части отработки ритма вариант беспроводной работы с компьютером понравился больше по сравнению с чуть приторможенным звучанием Simaudio MOON 750D — за счет более напористого и направленного вперед характера. И все же в целом использование классического CD-транспорта выглядит предпочтительнее в силу большей связности и слитности, а также лучшей фактуры и насыщенности баса. Последняя, кстати, ближе к умеренной в обоих вариантах, и аппарат нельзя считать очень басовитым. Воспроизведение файлов высокого разрешения по проводной связи было существенно эффектнее и первого, и второго вариантов. Плеер определенно заточен под светлое будущее с доминированием дисков Blu-ray и их образов и под прослушивание файлов с максимально высоким разрешением. Однако хотя последние и обладают техническим превосходством, выкидывать обширные коллекции CD пока рановато (тем паче что состав записей на таких носителях, при всех новых веяниях, еще вне конкуренции). Поэтому можно сказать, что Devialet D-Premier не является альтернативой обычной связке CD-проигрывателя и усилителя. Лучше трактовать его как приятное дополнение в том случае, когда у хозяина системы есть хорошая подборка музыкальных фонограмм на жестком диске, а также как полезный инструмент для создания собственных оцифровок любимых альбомов на виниле.

С чего начать
Перед началом использования этого в высшей степени технологичного устройства надо сделать три вещи. Первое — зайти на сайт компании-изготовителя и через наглядный и удобный интерфейс создать свой конфигурационный файл со всеми желаемыми настройками и установками. Второе — сохранить этот файл на прилагаемой карточке памяти SD, после чего вставить ее в разъем на задней панели Devialet D-Premier. И, наконец, третье — поставить на свой компьютер специальную программу для трансляции музыкального материала на усилитель по беспроводному каналу Wi-Fi. Выбор софтового проигрывателя сейчас ограничен пакетом Apple iTunes, но производитель обещал расширить перечень совместимого программного обеспечения. При этом надо иметь в виду, что для данных, передаваемых беспроводным путем, текущий лимит составляет 16 бит / 44,1 кГц. Компания утверждает, что вскоре поставит собственный протокол для поддержки передачи аудио в высоком разрешении, но пока ситуация выглядит именно так.
Для подключения к компьютеру можно воспользоваться оптическим или коаксиальным цифровым интерфейсом, если звуковая карта оборудована соответствующим выходом (либо через переходники USB-S/PDIF типа M2Tech и пр.). В этом случае снимаются ограничения как на используемое программное обеспечение, так и на характеристики аудиоматериала. 


Результаты измерений:
Усилитель Devialet D-Premier обладает превосходными техническими характеристиками. Графики АЧХ (рис. 1) для разных нагрузок практически сливаются воедино, что говорит о крайне малом выходном сопротивлении. Коэффициент демпфирования на низких частотах составил рекордные 1350 ед. Неравномерность в полосе слышимых частот выглядит как для эталонного генератора — 0,02 дБ. Спад на 80 кГц при установленной частоте дискретизации сигнала 192 кГц составляет 2,4 дБ. Оранжевый график соответствует дискретизации в 96 кГц. КНИ при различных нагрузках сохраняется на крайне низком уровне (рис. 2 для 8, 4 и 2 Ом). Для полосы средних и низких частот значения не превышают 0,002%, а для высоких 0,004%. При нагрузке 2 Ом показатель несущественно увеличивается. Максимальная выходная мощность в последнем случае достигает 500 Вт. Взаимопроникновение между каналами при подаче сигнала на аналоговый вход не превышает –89 дБ на 10 кГц. Спектральный и количественный набор гармоник на выходе на 1 кГц (10 Вт, 8 Ом) показан на рис. 3.


Паспортные данные:
Тип – интегрированный усилитель с встроенным ЦАПом | Название – Devialet D-Premier | Выходная мощность (регулируется), Вт – 2 х 240 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения + шум (для полной мощности), % – 0,001 | Отношение сигнал/шум, дБ – 130 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, конфигурируемые цифровые или аналоговые 6 х RCA (4 цифровых коаксиальных, 2 стереопары, Phono MM/МС), цифровые оптические TosLink (2), HDMI 1.3, SD card | Аудиовыходы (конфигурируются) – Pre Out / Bypass (стереопара RCA), SUB (моно RCA), HDMI 1.3 | Выходной импеданс, Ом – менее 0,001 | Энергопотребление (standby / максимум), Вт – 5 / 600 | Габариты, см – 40 x 4,45 x 40 | Масса, кг – 6,9

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95% 
3.Звучание – 90%
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95


Плюсы: комфортное, сочное звучание, сбалансированная подача, хорошая отработка атаки и СЧ, практическое отсутствие чувствительности к нагрузке 
Минусы: микродинамика и тонкие эмоциональные акценты усреднены

Вывод:
Интересный по звучанию и исключительно гибкий в настройках аппарат, способный вызвать прилив энтузиазма у любителей цифрового контента и форматов высокого разрешения. К тому же в жанровом смысле Devialet D-Premier достаточно всеяден 

Мария Савина 

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: