Чувство и чувствительность

Акустические системы Focal Viva Utopia

Чувство и чувствительность
Акустические системы Focal Viva Utopia
Цена – 1 000 050 руб. 

Нет, речь у нас в данном случае пойдет не об известном романе Джейн Остин. Просто его название, описанное в нем противопоставление и финальное примирение разума и эмоций как-то сами собой вспомнились при прослушивании одной удивительной французской акустики. Впрочем, европейскому аудиопрому вообще и французскому в частности в высшей степени свойственно (назовем это так) ощущение принадлежности к культурному, философскому и историческому наследию
Величественные Grand Utopia от Focal, бесспорно, представляют собой одно из самых значительных явлений в мире акустических систем. Массивный и технологически совершенный глава семейства содержит внутри своего корпуса массу изощренных решений, суть которых зафиксирована в десятке патентов. Однако в линейке есть уже и довольно много младших родственников, напольных и полочных (их с появлением Viva стало два). Все они обладают набором базовых черт, присущих последней модификации Utopia III, и об истории поэтапного возникновения составляющих этого набора можно сказать чуть подробнее. Работа над созданием бескомпромиссных АС высочайшего уровня началась в Focal-JMLab в 1993 году и спустя два года завершилась появлением на свет первой версии Utopia. В ней уже присутствовали знаменитые W-сэндвичи (один из ключевых пунктов в философии фирменного звука), инвертированный купол твитера (хотя и не из бериллия, а из оксида титана), а также компоновка динамиков на изогнутой передней панели, для реализации принципа Focus Time. Спустя семь лет, в 2002-м, вторая версия ознаменовала приход на сцену обратных куполов из чистого бериллия (эксклюзивная технология Focal) и новых мощных и необычно сконструированных управляющих магнитов, в том числе системы мультиферритных магнитов Power Flower. Следующая реинкарнация в 2008 году принесла с собой W-сэндвичи третьего поколения, формируемые с предельной точностью с помощью лазера, а также прогресс в настройке и сведении динамиков, обусловленный как понижением нижней граничной частоты нового твитера с интересной магнитной системой, так и новыми кроссоверами.
При внимательном взгляде на исключительно технологичные, стильные и массивные (все в соответствии со статусом линейки Utopia) Viva даже как-то не верится, что компания позиционирует их как «универсальную акустику для многоканальных кинотеатральных систем» и предполагает, что они будут работать в качестве фронтальных или тыловых АС, а также центрального громкоговорителя. В последнем случае у колонки переориентируется на 90 градусов общий держатель для твитера и среднечастотника в средней секции, а сама она устанавливается не вертикально, а горизонтально на своей универсальной стойке. Для любого иного производителя было бы счастьем создать такую акустику для чистого бескомпромиссного стерео — а тут эту роскошь предполагается отдать в домашний кинотеатр. Однако, несмотря на свой необычный статус в серии Utopia, модель Viva разделяет со своими собратьями обладание почти полным джентльменским набором, упомянутым выше. Как и прочие АС благородного семейства, она имеет бериллиевые 27-мм твитеры IAL2 (Infinite Acoustic Loading; вторая версия означает переделанную магнитную систему и очень низкую для высокочастотного излучателя резонансную частоту 580 Гц). Для всей серии Utopia III продолжение рабочей области твитера в максимально достижимую нижнюю область стало одним из важных моментов, позволивших оптимальным образом осуществить фазовое согласование среднечастотника и ВЧ-динамика и смягчить проблему разной степени направленности излучения на разных частотах. Название динамической головки — «акустическая бесконечная нагрузка» — связано с конструкцией магнитной системы и оформления излучателя в целом, которое, в противоположность обычному компрессионному с задней камерой, полностью открыто и именуется декомпрессионным. Компания Focal вообще выделяется необычными магнитными системами собственного производства (см. ниже про Power Flower), и твитер не стал исключением. Управляющая система для него сделана в виде реактивного сопла — очень длинный и мощный сегментированный магнит из пяти неодимовых частей залит сплавом альнико. Тыльная сторона излучателя и торец магнита полностью открыты (принципиальный конструктивный момент: динамик оптимально работает в достаточном объеме). Твитер и среднечастотник (опять-таки такой же, как во всей линейке Utopia: 165-мм W-сэндвич с характерным внешним элементом магнитной системы — вогнутым колпачком из анодированного сплава, закрепленным прямо на керне) имеют общую рабочую камеру в виде сужающейся к задней стене призмы. Средний отсек трехсегментного корпуса (тоже характерная черта линейки — отдельные корпуса для динамиков) имеет оформление в виде фазоинвертора, как и две секции для вуферов. Только для среднего блока порты ФИ совсем небольшие, овальной формы, расположены по сторонам от клеммника и забиты акустическим поролоном. Упоминавшаяся магнитная система для СЧ-динамика — Power Flower, или мультиферритный магнит, представляет собой исключительно интересную конструкцию из семи небольших самариево-кобальтовых магнитов (класс сильнейших редкоземельных магнитов, отличающихся высокой устойчивостью к размагничиванию и температурной стабильностью), симметрично окружающих полюсной наконечник. В разрезе это похоже на цветок с симметричными лепестками, чем, собственно, и обусловлено название. Корпуса сделаны из MDF переменной толщины, на передней панели доходящей до 5 см. Наклон секций, обеспечиваемый вставными антирезонансными клиньями-прокладками, формирующими поверхность равной фазы для излучаемых звуковых волн, не меняется и зафиксирован жестко (в отличие от регулируемых старших моделей Utopia). Пары круглых портов фазоинвертора басовых секций смотрят не назад, а в просвет между наклонными гранями секций — вверх у нижнего отсека и, соответственно, вниз у верхнего. Сзади есть только одна пара клемм — роскошных WBT. Колонки Focal Viva Utopia сделаны не просто качественно, а как-то утонченно и, я бы сказала, фанатично в смысле внимания к деталям. Подобная расхожая фраза часто возникает в описаниях дорогих компонентов, но в реальности столь незаурядно добротная сборка встречается нечасто. Подставки из алюминиевого профиля (с возможностью засыпки полости песком) стоят на толстых лакированных подиумах, заканчивающихся мощными конусами. Корпуса – комбинированные двухцветные, насыщенно-красные по бокам и с тыла и, по обыкновению фирмы, черные с искрой на остальных поверхностях. Серебристые блины платформы для ВЧ- и СЧ-излучателей из толстого алюминия добавляют облику модели яркости и остроты. Все в целом смотрится просто убийственно, дизайн на высочайшем уровне, как всегда у Focal.
Акустика играла в системе компонентов, состоящей из транспорта Accuphase DP-90 (с сигналом, снимаемым по балансному цифровому кабелю), очень интересной и перспективной пары ЦАПа и регенератора сетевого питания для него, представляющих собой экспериментальные образцы аппаратуры, готовящейся к выпуску под маркой «Чернов Аудио», предварительного усилителя Lamm L2 Reference и моноблочных усилителей мощности Lamm ML3 Signature (однотактник в чистом классе А на 32 Вт с внешними блоками питания). Вся коммутация осуществлялась кабелями «Чернов Аудио» референсной линейки. 
В достаточно свободной расстановке в помещении площадью около 50 м2 Focal Viva Utopia продемонстрировали одновременно способность включать довольно низкие комнатные моды и желательность поддержки сабвуфером (для укрепления и уплотнения фундаментального низкочастотного диапазона). Впрочем, в линейке Utopia есть очень интересный НЧ-модуль на динамике с подмагничиванием (как басовые секции в Grand и Stella Utopia), созданный с прицелом именно на Viva. И касательно угловой ориентации: благодаря исключительно широкой дисперсии разворот АС осями излучения на слушателя если и требуется, то совсем незначительный. 
Название для этих колонок было выбрано весьма удачно — при первых же слуховых опытах Viva вызывают ассоциации с живой ртутью. Общая подача оказалась весьма насыщенной (немного неожиданно для Focal, точнее, для моих представлений о фирменном звуке), хотя свой благотворный вклад могут вносить как ЦАП, так и превосходные усилители Lamm. При сохранении привычной в младших моделях легкости и прозрачности тут очень хорошо сделано тело звука, плотность, напор и канифоль у скрипок, страстные вибрации у низких струнных и ощущение бесподобной (как по линейке выведенной) тональной ровности в нижнесреднем регистре. На слух эта область равной плотности начинается где-то с 80 Гц и простирается на всю середину, тогда как ниже хотелось бы все-таки сгустить звук сабвуфером. Верхний регистр воспроизводился с высочайшим разрешением, великолепием тембров и их фактуры, но предельно деликатно и не утрированно — так играют только бериллиевые динамики, и никаким другим это просто не дано. Бас был прозрачен и быстр, колонки вообще очень стремительные, острые по динамике и чувствительные по отклику на сигнал. Свободная мощь и прозрачная плотность, натуралистичность и масштаб — вот что очаровало с первого же момента. Легкое-легкое сглаживание острых мелких взблесков и микронюансов явно связано с парочкой Lamm, однако стилистически и музыкально эта связка оказалась настолько хороша, что придираться к подобным вещам абсолютно не было желания. Звук действительно жил и свободно дышал — и прочее уже неважно, тем паче что это все связано с некоторой ламповой спецификой, а не с самими АС. И все такие вещи, будучи, по сути, техническими моментами в описании звучания, по-прежнему не позволяют в полной мере понять, как здорово играют Viva и система в целом. Чтобы это передать, надо быть художником или поэтом и уж точно отрешиться от сухого анализа и языка «слуховых тестов».
Во-первых, с Viva совершенно невозможно оторваться от прослушивания и переключиться на другой диск. Музыка звучит на одном дыхании, и хочется ставить новые и новые диски, не останавливаясь и собирая музыкальные впечатления, и так — хоть на протяжении целого дня (допустим, как я слушала эту систему). Во-вторых, они служат, извините за вольное сравнение, некоей «открывашкой» для записей, будь то новые или затертые до дыр. Например, барочные записи подавались когда-то изящно и игриво, а когда-то и плотно, с объемом и напором, мыслями и глубокими чувствами, безо всякой бесцветной легковесности. То есть так, что сразу понятно, что барочные инструменты имеют свои размеры (и весьма солидные в том числе), тембровую фактуру, что это не игрушечный звук и не одноплановая музыка для озвучивания пасторальных картинок-иллюстраций. За ней стоят триста лет истории музыки и культуры и все богатство человеческих эмоций, убедительно переданное с помощью выразительных средств тех времен. Допустим, прежде запись оперы Перселла «Король Артур» Альфреда Деллера от Harmonia Mundi как-то проходила мимо меня. Этот диск и вообще вся серия Деллера всегда казались мне записанными одновременно как-то рафинированно и угловато-резко. И только на Viva, с их колоссальным «микронным» разрешением и музыкальностью, удалось оценить, насколько тонки, великолепны и многогранны голоса в хоре Deller Consort — каждым можно любоваться, как сверкающей драгоценностью, и все они вносят свой вклад в оживление старинного сюжета. А сам сюжет, ранее оставлявший равнодушным, наполнился живой энергетикой, смыслом и переживаниями, теплыми и холодными эмоциями, любовью и ненавистью, а не выхолощенными стилизованными схемами-пародиями на чувства. Такие открытия дорогого стоят. Вообще Focal Viva Utopia удается отчетливая и исчерпывающе точная передача дирижерского постановочного штриха, тот же Деллер энергично и по-боевому видит упомянутый исторический сюжет, и в барочной опере это слышно не хуже, чем обычно слышна и читаема, допустим, программная «визуализированная» музыка Прокофьева и других, более простых для современного восприятия композиторов. А 4-я Трагическая симфония Шуберта в исполнении Гюнтера Ванда и Симфонического оркестра Кельнского радио (WDR Sinfonieorchester Köln) поразила сложным и многоцветным букетом эмоций, то легких и изменчивых, то экстатических, то драматически перегруженных. Причем подача этой модели абсолютно свободна от мелких сомнительных трюков и эффектов, призванных вносить искусственный оживляж в звучание (наподобие пресловутого ощущения концертного присутствия в студийной записи и пр.). Звучащее пространство отрабатывалось с такой же исчерпывающей корректностью, как и все остальное у Focal Viva Utopia. Но легкость и ясность, с которой акустика передавала мельчайшие всплески, оттенки чувств, их раскачку — весь слегка взбаламученный коктейль шубертовских переживаний, блистательно поданный Вандом, — позволяли элементарно считывать смысл музыкального послания. В колонках вообще нет ни грамма эмоциональной глухоты, они тут же отмечали любой нюанс и градус настроения, любой поворот душевных движений и трепетаний — такая фантастическая детальность эмоций буквально завораживала. То же самое можно сказать и о решительном, но тонком и интеллектуально-разнообразном туше Гилельса в записях рояля, которое менялось, следуя за сюжетом и чувственной линией изложения. Конечно, во все это вносят вклад и быстрые W-сэндвичи, и превосходный прозрачный твитер, и настройка, и все использованные инновации Focal, которые рассыпаны тут щедрой рукой (даже страшно представить, до каких высот добирается звучание Grand Utopia в адекватной системе и помещении, если так играет модель, с фокалевской расточительностью названная «кинотеатрально ориентированной»). Но есть что-то сверх того, выше технического совершенства — выраженная чувственность без грана слащавости, сверхчувствительность и феноменальная эмоциональность. На свете немало колонок с большим, мощным, красиво величественным или широко натуралистическим звуком, визуализирующих музыку или музыкантов. Но среди них не самые крупные и не самые дорогие Focal Viva Utopia обладают подчеркнутым музыкальным талантом — соединять воедино круговорот мыслей и эмоций, чувств и высоких технологий и реализовывать огромное и непрерывное наслаждение от музыки. 
Как хорошо известно читателям нашего журнала, оценка «100 баллов» по принятой шкале считается недостижимым идеалом, в жизни не встречающимся. Однако, как, возможно, помнят самые внимательные, крайне редко она все же ставится — отдельным конструкциям, демонстрирующим уникально высокий уровень по какому-то параметру. В данном случае хочется поставить Focal Viva Utopia именно 100 баллов за звучание, и ни единицей меньше. 

Результаты измерений:
Импеданс акустических систем Focal Viva Utopia не налагает жестких ограничений на выбор усилителя (рис. 1). Сложный и протяженный участок рабочего диапазона до 500 Гц оформлен просто превосходно. Стыковка СЧ-драйвера и двух басовых вуферов проведена безукоризненно (рис. 2). Это же можно сказать и об области включения твитера, а полоса частот, расположенная посередине, несколько провалена по среднему значению звукового давления (примерно на 2 дБ). Возможно, данное явление обусловлено постановкой измерительного микрофона не в фокус собирающей поверхности АС (стандартные измерения на расстоянии 1 м на высоте твитера). Равномерность поля излучения по горизонтали (оранжевый график на 45 градусов) достойна самой горячей похвалы. Нижняя граничная частота по уровню –6 дБ соответствует заявленному в спецификации значению 34 Гц. Чувствительность у нас получилась на 1 дБ ниже паспортной: 91 дБ. Крайне малый прирост величины КНИ при различных громкостях свидетельствует об огромном динамическом запасе АС (рис. 3). На 94 дБ показатель остается намного ниже порога слуховой различимости во всем рабочем диапазоне частот.

Технические характеристики:
Тип – напольные акустические системы | Название – Focal Viva Utopia | Частотная характеристика, Гц – 39—40 000 (по уровню 3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 2 х 21 см, сэндвичи из стекловолокна, СЧ – 16,5 см, сэндвич из стекловолокна, ВЧ – 2,7 см, бериллиевый инвертированный купол; частоты раздела 270, 2200 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 8 (минимум 3,2) | Чувствительность, дБ – 92 | Габариты одной колонки, см – 94,2 x 32,2 x 51 (с подставками 134,5 x 39,4 x 67) | Масса одной колонки, кг – 57 (с подставками 80)

Оценки:

1. Дизайн - 95%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание – 100%
4. Эргономика – 90%

Итоговая оценка - 95%

Плюсы: выдающаяся музыкальность и эмоциональность, мощный, прозрачный и живой звук, быстрота отклика, тонкость прорисовки нюансов 
Минусы: в зависимости от размеров помещения и расположения бас может быть неплотным (нужен сабвуфер), предпочитают большие метражи 

Вывод:
Акустика, которая откроет своему владельцу мир совершенно новых, глубоких музыкальных переживаний, заставит заново услышать и переоценить все имеющиеся в коллекции записи и донесет мельчайшие оттенки смысла и настроения, заложенного музыкантами

Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: