Энергетический напиток

Полочные акустические системы JBL 4307

Энергетический напиток
Полочные акустические системы JBL 4307 
Цена – 70 000 руб. 

Прошло почти два года с тех пор, как российская дистрибьюторская компания MMS, к вящей радости всех поклонников акустики JBL, начала возить в Россию культовые студийные мониторы фирмы (точнее, их современные реплики и новые вариации на тему). За это время мы успели прослушать и протестировать для журнала все появившиеся модели, и вот очередь дошла до колонок с индексом 4307 
По утверждению JBL, в конструкции этой пары (как и во всех современных репликах и новых моделях на старый лад) 60-летней давности традиции знаменитой американской фирмы удачно сочетаются со свежими конструктивными решениями. Можно долго спорить о правомочности и аутентичности подобного союза времен, а также о реальной удачности «гибридов», однако прослушанные прежде реплики 4429, 4312, а также совсем недавние колонки наподобие 4319 оставили после себя весьма позитивные воспоминания и эмоции. Что касается традиций, то в линейке JBL Studio Monitor они представлены рядом элементов конструкции, в частности привычными аттенюаторами на ВЧ и СЧ и, конечно же, басовиками из неизменной желтоватой гофрированной бумаги. Степень весомости и солидности разных АС, измеряемая диаметром вуферов, варьирует от 12 дюймов у JBL 4312/4318 до 8 дюймов у компактного монитора 4305Н. Так что наша модель JBL 4307 с «десятидюймовкой» на борту — как бы золотая середина. В числе относительных новшеств надо упомянуть среднечастотный излучатель с полимерным покрытием и мощным алюминиевым фланцем, а также совсем свежий элемент — кольцевой твитер с тангенциальным подвесом. Наконец, и цена JBL 4307 наиболее демократичная во всей новой линейке (если считать только полноформатные полочники и исключить крохотные мини-реплики 4312M II). 
Как уже отмечалось выше, классический 10-дюймовый низкочастотный динамик JBL имеет гофрированный конус из неотбеленной целлюлозы естественного цвета с покрытием Aquaplas. Среднечастотник стандартного для фирменных студийных полочников размера — 5 дюймов — тоже сделан из целлюлозы и покрыт плотной и вязкой полимерной замазкой, очень липкой на ощупь. Так же пропитан и гофрированный подвес диффузора. Динамик снабжен массивным квадратным фланцем со срезанными краями, изготовленным из шлифованного алюминия толщиной 4 мм, и уплотнительным кольцом из вспененной резины. Новой деталью в привычном облике мониторов JBL стал крупный 1,5-дюймовый твитер с кольцевой диафрагмой, установленный в неглубокий бирадиальный рупор из литого алюминия с ограничивающими плоскостями сверху и снизу, но открытый по бокам. В самом центре излучателя расположен острый штырек фазовыравнивающего элемента (знакомый, например, по знаменитому JBL 2406 Annular Ring). В спецификации JBL этот динамик называется «высокочастотным излучателем с двухслойной ламинированной тангенциальной диафрагмой». Это означает, что кольцевая титановая диафрагма дополнительно покрыта слоем специальной полимерной пленки, а слово «тангенциальная» относится к насечке по касательной к диафрагме на объемном негладком подвесе. Последняя деталь конструкции, в сущности, тоже далеко не нова у JBL и восходит еще к работе Фэнчера М. Мюррея и Говарда М. Дурбина 1979 года «Three-Dimensional Diaphragm Suspensions for Compression Drivers». В ней они продемонстрировали, что тангенциальные и «граненые в форме алмаза» подвесы весьма способствуют гашению высших мод резонансов бериллиевых и титановых диафрагм (тут надо заметить, что в указанный период Мюррей плотно занимался переводом алюминиевых драйверов фирмы на титановую версию). Соответственно, обеспечиваются более чистые ВЧ с помощью недорогих материалов и технологий. В каталоге JBL есть достаточное количество средне-высокочастотных динамиков (причем и из числа топовых) с подобными подвесами, хотя ранее они в основном ставились на более крупные 3-дюймовые драйверы. 
Что касается настройки и частот раздела кроссоверов акустических систем, то тут, по контрасту с недавно отслушанной нами моделью 4319, инженеры компании придерживаются более привычного разбиения на частотные поддиапазоны — 1500 и 6500 Гц, с пологими фильтрами первого порядка, что сходно с вариантом настройки у старых фирменных мониторов 4312. Здесь, однако, возникает несколько вопросов, связанных с ровностью амплитудно-частотной характеристики и в нижней, и в верхней области. Прежде всего это касается традиционного басового драйвера JBL: он обладает отличными параметрами в зоне до 1 кГц, но порождает ряд проблем при попытке протянуть его рабочую область дальше по частотному диапазону. Особенно четко указанное обстоятельство заметно у двухполосной рупорной модели 4305Н с частотой раздела полос 4500 Гц. Характерный небольшой провал в области средней середины тоже можно отнести к специфике «неподправленного» басовика у ряда АС. Вдобавок у некоторых рупорных колонок (к их числу относятся и 4305Н, и 4307) ситуация усугубляется определенным рассогласованием рупорной высокочастотной секции и нижней полосы, что проявляется в заметном по ширине и довольно глубоком провале в зоне стыка полос («дыра под рупором»). Варианты, отличающиеся отменно ровной настройкой (та же модель 4319 или, скажем, великолепный классический монитор 4429), решают первую отмеченную проблему ранним включением среднечастотника, и степень ровности характеристики в зоне от 500 до 1500 Гц в сильной степени обусловливается его состоятельностью. Это несколько длинное отступление призвано обратить ваше внимание на то, что в одной и той же линейке Studio Monitor как раньше, так и сейчас были и есть акустические системы с разной по степени ровности АЧХ — от идеальной в линеечку до развеселых «американских горок». Нашу модель 4307 по настройке нельзя назвать совершенно ровной (см. прилагаемые измерения). Можно предположить, что какие-то особенности связаны и со среднечастотным динамиком, который появился тут не впервые, а был замечен, допустим, у предшественницы 4319 — модели 4318. Для нового кольцевого ВЧ с фазовыравнивателем в рупоре отметим заметную направленность излучения, делающую необходимой установку акустики осями излучения строго на слушателя. 
Специфика настройки данной пары мониторов обуславливает и характер звучания вместе с жанровой адаптацией. Ценителям тонких оттенков и переливов высоких тембров в барочных записях или же вдумчивым любителям смаковать динамические оттенки, нарастания и спады, широкие чередования валов звука у симфонического оркестра лучше будет обратиться к другим моделям фирмы, хотя бы той же безупречной 4429. Из сказанного отнюдь не следует, что 4307 играют грубо или жестко, что обычно совершенно неприемлемо для академической музыки. Нет, комфортность прослушивания у них неизменно на высоте, включая пики БСО. А вот с информативностью не все так идеально. Клавесин, труба, верхние регистры органа и высокий вокал звучат слегка приглушенно, натуральным тембрам хочется добавить остроты и ясности. Зато мониторы буквально просыпаются на современной музыке, особенно ритмичной и заводной. Удачно сложилось, что у меня при себе оказался диск с коллекцией ремиксов от Punk TV. Вот тут JBL 4307 продемонстрировали плотное, напористое и туго накачанное звучание, одновременно адреналиновое и неутомительное — такое можно слушать часами безо всякой усталости, причем даже на очень солидной громкости. Ряд металлических записей, от Accept до Rammstein, был отыгран тоже очень убедительно, хотя и с некоторым «экскаваторно-полязгивающим» оттенком, весьма кровожадно, скажем так. Впрочем, молодые поклонники данных стилей будут в высшей степени довольны подобной интерпретацией. В спокойной и эмоционально зрелой популярной музыке наподобие отлично записанных дисков Трэйси Чэпмен градус эмоций заметно возрос, а умеренный рок, кантри и фолк были исполнены весьма живо и подчеркнуто ритмично. Эти мониторы явно относятся к числу «молодых душой» и таким же владельцам рекомендуются.  

Результаты измерений:
Чувствительность акустических систем JBL 4307 при подаче на клеммы напряжения, соответствующего 1 Вт, равняется 90 дБ. Заметный провал в области 3,5 кГц является следствием интерференционного процесса от излучателей СЧ и ВЧ (рис. 1). Неравномерность в среднечастотном диапазоне умеренная и не превышает +/-2 дБ. Нижняя граничная частота составляет 60 Гц по уровню –3 дБ (42 Гц по –10 дБ). Поведение модуля импеданса характерно для линейки Studio Monitor, его значение не вполне стабильное, с разбросом от минимума в 6,3 Ом до максимума в 30,3 Ом, однако эти мониторы не представляют собой сложную нагрузку для усилителя (рис. 2). Причина тому — стабильное поведение фазы и высокое среднее значение сопротивления. Нелинейные искажения проявляются в малой степени, что тоже является доброй традицией мониторной акустики JBL (рис. 3). Лишь на высоких уровнях сигнала (94 дБ, красный график) мы наблюдаем намечающиеся проблемные участки, хотя искажения все равно лежат ниже порога различимости.

Технические характеристики:
Тип – полочные акустические системы | Название – JBL 4307 | Частотная характеристика, Гц – 45—45 000 (по уровню –6 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 25 см, конус из целлюлозы, СЧ – 12,5 см, конус из целлюлозы с полимерным покрытием, ВЧ – 3,8 см, кольцевая тангенциальная диафрагма; частоты раздела 1500, 6500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ – 91 | Габариты одной колонки, см – 54,5 x 32,8 x 30 | Масса одной колонки, кг – 16,7

Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 85% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 85


Плюсы: чистый информативный бас, комфортное звучание даже на высокой громкости, отличные сцена и планы, энергичная подача 
Минусы: маловато тонких деталей и воздуха на ВЧ, ряд натуральных тембров звучит не слишком выразительно

Вывод:
Быстрая и точная акустика, которая отличается одновременно деликатностью, выразительностью и великолепной артикуляцией. В оптимальных сочетаниях с усилителем играет чрезвычайно эмоционально и насыщенно, с адекватным масштабом звука 


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: