Искусство перформанса

Тестируем акустические системы Mordaunt-Short Performance 2

Искусство перформанса

Тестируем акустические системы Mordaunt-Short Performance 2

Цена - 120 000 руб. (пара)


В последнее время среди производителей акустики наблюдается устойчивая мода на технологичные корпуса, не содержащие острых углов и изготовленные из современных материалов, позволяющих свободно экспериментировать с конечными формами. Колонки, которым посвящен обзор, тоже вполне укладываются в русло этой тенденции

Созданная в 1967 году английская акустическая компания Mordaunt-Short, как и полагается каждой крупной и серьезной фирме, имеет очень широкий ассортимент продукции — от бюджетной техники до хай-эндных линеек. Вся выпускаемая ею акустика может работать и в чистых классических стереосистемах, и в роли компонентов многоканального домашнего кинотеатра.
При создании новых моделей используются прогрессивные концепции и технологии, в том числе придуманные и проверенные в собственном исследовательском центре, который находится в Лондоне. У акустики верхних линеек корпуса делаются из специальных полимерных материалов — изначально гибких и пластичных, что позволяет придавать им в процессе отливки любую форму, а по окончании технологического процесса приобретающих жесткость. Сложные формы акустически инертных кабинетов задаются компьютерным моделированием. Динамики тоже являются собственной запатентованной разработкой, причем в новой фирменной продукции применяется уже третье поколение алюминиевых драйверов. 

Дюймовый купол твитера ATT™ сверху прикрыт мелкоячеистой защитной сеточкой. Фирменный 15-см СЧ/НЧ-динамик CPC™ (Continuous Profile Cone) представляет собой инвертированный цельнолитой алюминиевый купол с радиальной насечкой по краям. Полосы сшиты фильтром второго порядка. Порт фазоинвертора, не слишком большой для АС такого объема, расположен спереди и сделан как одно целое с корпусом.
У колонок весьма оригинальные кабинеты — они изготовлены из высокотехнологичной полимерной резины методом литья под давлением, и линии их обводов красиво и пластично переходят друг в друга. Передняя панель слегка выпуклая, а в поперечном разрезе профиль АС напоминал бы спину кошки, если бы не хищно выступающие сверху стальные жала нагрузочных трубок твитеров с множеством сопел охлаждения.

Вторым острым акцентом служат две пары очень необычных клемм для бивайринга, сделанных как металлические пульки с отверстиями для «бананов».

Корпуса покрыты блестящей автоэмалью цвета серый металлик («серый гранит», по терминологии производителя). Дизайн и качество отделки следует признать не только крайне необычными, но и выдающимися. Из определения перформанса в живописи: «Перформанс арт, искусство акций, производимых художниками перед зрителями… Это английское слово используется также и в театре, поскольку очевидно его родство с акционной деятельностью художников. Существенное отличие заключается в том, что если в театре актеры представляют персонажей, то создатели акций не представляют никого и ничего, кроме самих себя, и все их действия — это их собственное поведение, происходящее в некоей смоделированной для себя или просто вполне обыденной ситуации».


А при чем же здесь акустика? Да при том, что разработчики Mordaunt-Short не могли придумать более удачного и отражающего суть названия для своих новых АС. Колонки именно живут в собственной реальности, они затягивают в нее слушателя, но ничего ему не навязывают, увлекают, но и оставляют простор для свободы оценок, удивляют, но не злоупотребляют специально подготовленными действиями. Их почерк можно сравнить и с чистой, без вкуса и запаха водой, от которой, тем не менее, почему-то остается устойчивое, необычное и запоминающееся послевкусие. Кажется, что звучание выстроено по принципу отсутствия ярко выраженных эффектов. Разрешение есть — но не сверхъестественное, сцена прекрасная — но не подчеркнуто голографичная, середина очень живая и открытая — но тембры не нарочито душевные. Крайности и чересчур драматичные чувства не свойственны звуку, хотя его ни в коем случае не назовешь скучным, статичным или студийным (что характерно, например, для части английской профессиональной акустики). Это именно жизнь — в своей обыденности и одновременно необычности. Хотя многие производители заявляют о «пойманном и остановленном моменте реальности в звучании», я впервые сталкиваюсь с колонками, у которых эта нотка была бы столь выражена.
Если попытаться разложить картину на отдельные краски, то получится следующее.
У данной пары ощущается нехватка нижнего баса, но сам он весьма аккуратный и грамотный, натуральные инструменты не выглядят лишенными опоры, СЧ-регистр органа не звенит неприятно и пусто, как часто бывает у АС с ограниченными НЧ. Клавесин из-за дефицита плотности лишь чуть-чуть воздушнее, чем надо, — и все, остальное сделано очень здорово. Медные духовые, особенно труба, звучат легко, текуче, пластично, они не столько ясные, сколько очень слитные. Темп стремительный и беглый, ритм совершенно лишен дефектов и сбивок. С самого начала становится очевидно, что Mordaunt-Short Performance 2 — из породы скоростных, они как будто подстегивают сами себя бежать быстрее и легче вперед, но это происходит абсолютно спокойно и без суетливости.
Подобный почерк отлично подходит для отображения всех сложных и тонких завитушек барочной музыки. Позиционирование солистов и инструментальных групп в перспективе и вообще заселение сцены выше всяческих похвал — чрезвычайно равномерное вглубь и с отчетливым передним планом.
В длинной и сложной (особенно с точки зрения передачи ощущения слитности и общего движения) увертюре к «Тангейзеру» вообще нет ни грамма статичности, АС опять словно толкают музыку вперед. Очень хорошее развертывание темы и мягкие и мощные подход к форте завершаются логично, хотя и без явного подчеркивания драматизма. Быстрые легкие потоки нот рояля даже на весьма высокой громкости не несут резкости или грубости. НЧ-регистр получается несколько приглушенным и без особой фактуры, но отсутствие баса и тут не акцентирует на себе внимание. Превосходны и совершенно не резкие, легкие и объемные скрипки, с блестящим разделением техник и позиций солирующих скрипачей.
У колонок, несмотря на «эффект отсутствия эффектов», все же есть свой взгляд на исполнение записей разных жанров. Например, Мария Каллас неожиданно поет другую Кармен, чуть усталую и агрессивную. Вообще вокал преподносится крайне хорошо — и в смысле динамики, и по характеру, причем это относится и к популярной музыке.
У довольно нагруженного металлического материала (Lacrimosa, Dark Tranquillity) тоже нет никаких проблем с ритмом, линия двойной бас-бочки выдерживается железно, и драйва просто море. Редкий дар моментально вовлекать в музыку присущ Mordaunt-Short Performance 2 в полной мере. Иногда возникает ощущение, что чуть западают голос и линии синтезаторов, как будто в районе 500 Гц есть некий провал. Однако заметность подобного эффекта в немалой степени зависит от записи. Остался вопрос и к тарелкам — они не совсем свободны от каши, иногда меньше, иногда больше. Однако это, видимо, следует списать на недостаточный прогрев (в пользу такой гипотезы работает и несколько неустоявшийся баланс СЧ/НЧ и ВЧ — иногда низ немного доминирует, а высокие частоты кажутся чуть затененными и отодвинутыми назад). Несмотря на упомянутые мелкие придирки, чувствуется, что у колонок громадный потенциал, а та легкость, с которой они раскладывают стену звука на составляющие без потери супердрайва, сильно впечатляет.


Результаты измерений

Неравномерность частотной характеристики весьма невелика и не превышает 2,8 дБ в полосе 160—10 000 Гц. Судя по измерениям откликов динамиков в отдельных полосах (не показано), частота раздела кроссовера лежит где-то в районе 2 кГц, и спад составляет 12 дБ на октаву. Колонки демонстрируют прекрасную диаграмму направленности, АЧХ под углом 45 градусов практически идентична снятой на оси — выдающийся результат (рис.1). Средняя измеренная чувствительность составляет 89,5 дБ, а нижняя граничная частота равна 55 Гц по уровню –3 дБ (45 Гц по уровню –10 дБ). Номинальное значение модуля сопротивления ближе к 5 Ом, а не очень опасный минимум в 2,9 Ом располагается в верхней октаве. Фазоинвертор настроен на частоту примерно 52 Гц. Уровень нелинейных искажений крайне низкий во всем рабочем диапазоне, включая область НЧ. Среднее значение коэффициента для средних и высоких частот составляет всего лишь 0,26%.


Паспортные данные:
Тип – полочные акустические системы | Название – Mordaunt-Short Performance 2 | Частотная характеристика, Гц – 48—30 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 15 см, инвертированный алюминиевый; ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела не указана) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 4 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 48,6 x 23,9 x 36,1 | Масса одной колонки, кг – 12


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: стремительный легкий звук, очень драйвовый и увлекательный характер
Минусы: НЧ сильно ограничены, разрешение на ВЧ оставляет вопросы


Вывод:
Акустика, которая не играет, а исполняет перформанс в стиле «пойманный момент гениальности в обыденном». Странное и удивительное послевкусие держится очень долго, и эту арт-акцию определенно нужно увидеть (то есть услышать) — оно того стоит


Мария Савина

Рейтинг: