Маленькие артисты

Тестируем активные акустические системы Adam ARTist 3

Маленькие артисты

Активные акустические системы Adam ARTist 3

Цена - 40 000 руб. (за пару)


Фактически Adam ARTist 3 представляют собой версию студийного монитора ближнего поля Adam A3X, но версию не профессиональную и не домашнюю, а, следуя классификации производителя, мультимедийную. Хотя в этой же линейке, помимо настольных ARTist 3, имеются полочник покрупнее, напольная модель, колонка центрального канала и сабвуфер

И опять у нас на тестировании акустика немецкого бренда Adam Audio, на этот раз миниатюрные двухполосные мониторы ARTist 3. Подобно их серьезным старшим собратьям, они тоже полностью активные, с двумя встроенными усилителями по 25 Вт на каждую АС, ответственными за каждую частотную полосу. И так же, как все остальные колонки компании, оснащены твитером X-ART (eXtended Accelerating Ribbon Technology — собственная разработка на базе технологии Air Motion Transformer Оскара Хейла).

Adam ARTist 3 — самая компактная модель в ассортименте фирмы, для которой, однако, заявлены обычный уровень качества, высокая детальность и чистота воспроизведения наряду с достаточной мощностью. Функционально эта акустика позиционируется как универсальный настольный монитор для профессионалов и любителей, обеспечивающий отличное звучание и подходящий как для работы (например, в домашней студии аудиовидеозаписи), так и для компьютерных игр и прослушивания музыки. Благодаря достаточному количеству входов, среди которых три аналоговых и один цифровой, проблем с коммутацией разных источников не предвидится. Кроме того, у АС имеется фирменная управляющая шина Stereolink — вариант хорошо известной студийной master-slave-конфигурации, обеспечивающий удобное управление парой только через одну колонку. Тестируемая акустика во всем, кроме чуть одомашненного дизайна, очень похожа на своего профессионального собрата. Adam ARTist 3 имеют практически такой же объем корпуса, идентичный набор динамиков и встроенных усилителей (два по 25 Вт в классе А/B) и аналогичные входы и регулировки. Единственное конструктивное отличие — узкий щелевидный порт фазоинвертора сзади, вместо двух маленьких отверстий на передней панели у студийного монитора. Приятные «кирпичики» корпусов со скошенными ребрами вызывают ассоциации с линейкой Classic, знакомой по предыдущим тестам.

Ленточный твитер за защитной горизонтальной алюминиевой сеткой — это фирменный запатентованный X-ART, с эквивалентной площадью излучения 2420 мм² и весом 0,17 г. НЧ/СЧ-динамик сделан не из кевлара с сотовой структурой HexaCone, как большие басовые динамики Adam, а из углеволокна и оснащен карбоновым пылезащитным колпачком и узким резиновым подвесом. Динамик управляется катушкой диаметром 25 мм. Несмотря на миниатюрность конструкции и размеры динамиков, производителем заявляется долговременный выходной уровень звукового давления на 1 м, превышающий 98 дБ (и более 106 дБ — пиковый).
Каждая АС имеет сзади гнездо для сетевого кабеля, а спереди справа, на алюминиевой панельке под вуфером, выключатель питания со светодиодной индикацией. Слева на этой же панельке располагается регулятор громкости, тоже индивидуальный для каждой колонки, со шкалой от минус бесконечности до +14 дБ.

Однако громкость пары можно регулировать синхронно, через один из спикеров, если соединить их друг с другом кабелем RCA по выходу Stereolink. Этот фирменный вход и выход есть на обоих мониторах, так что любой из них может стать ведущим или ведомым. Также сзади присутствуют аналоговые входы — RCA, XLR и 3,5-мм стерео-мини-джек. Цифровой порт USB обеспечивает связь с компьютером или музыкальным сервером.

Контрольная панель весьма лаконична — у данной модели имеется только регулятор отдачи ВЧ под отвертку с поворотной шкалой от –4 до +4 дБ. Вся задняя стенка ARTist 3 испещрена отверстиями для кронштейна настенного крепления. Деревянные клиновидные подставки с логотипом Adam, входящие в комплект, позволяют устанавливать колонки под наклоном к горизонтали. Корпуса наших образцов покрыты белым рояльным лаком, но существует и второй вариант отделки — черный лак.
C установкой мониторов в приемлемую боевую позицию пришлось повозиться. Прежде всего, они оказались именно настольными, со всеми вытекающими последствиями для взаимной ориентации слушателя и акустики. Только после максимального приближения к колонкам (на расстояние меньше метра) и достаточно широкой их расстановки удалось получить нормальную глубину сцены и прорисовку планов. Помимо прочего, встроенные усилители не в состоянии озвучить действительно большой объем, и начиная с некоторого уровня громкости искажения становятся высоковатыми. Кроме того, на подставках АС слишком запрокидываются назад, и регулировка тембра на ВЧ в данном случае не приводит к особенному успеху. В результате мы предпочли снять акустику с постаментов. Финальное положение регулятора отдачи по ВЧ, при котором проводилось основное прослушивание, было зафиксировано на +2 дБ. Разумеется, это не общий рецепт, и задача нахождения оптимального звучания должна в каждом конкретном помещении решаться индивидуально.
Играя академическую музыку, Adam ARTist 3 демонстрировали очень ровный и точный, даже несколько точечный звук с отличной фокусировкой во всех диапазонах, кроме верхней части НЧ-области и отчасти нижней середины. Некоторый дефект баса иногда проявлялся в виде подгуживающей виолончели или расплывающегося нижнего регистра органа, однако это не носило систематического характера и зависело от записи (не говоря уже о том, что от таких крох сложно требовать правильного воспроизведения органа). Весьма изящно, в чуть суховатой, но утонченной манере прозвучало барокко, понравились графически прорисованный клавесин и флейты. Можно было бы чуть добавить ясности медным духовым и струнным щипковым, например арфе и лютне, однако в целом все получилось очень ровно, ненавязчиво и спокойно, без малейшей грубости или крикливости и с отменной ритмичностью. За прекрасный темпоритм, даже в сложных треках с роялем и быстрыми лютневыми переборами, акустика достойна высшего балла. Столь же ровно и сбалансированно играл и БСО, более того, здесь почти не возникало ощущения мельчения звука и короткого штриха. Скрипки порадовали полным отсутствием резкости и песка. В то же время были замечания относительно глубины тихих инструментальных линий и хоровых партий, собственный регулятор громкости у Adam ARTist 3 несколько грубоват (имеет крупный шаг), так что мысль снимать сигнал с источника с регулируемым выходом или с предусилителя может оказаться неплохой.
Рок, металл и другая популярная музыка исполнялись просто замечательно с точки зрения объема звука, чистоты и четкости в середине и особенно на ВЧ. Аккуратные и раздельные россыпи палочек по тарелкам и другая разнообразная перкуссия напомнили, что здесь работает прекрасный ленточный твитер Adam. К басу могли бы быть вопросы, будь отдача по НЧ повыше уровнем. Однако те, кто делал и настраивал эту акустику, понимают толк в компромиссах, и потому бас (ударник, бас-гитары) при определенных намеках на расплывчатость никогда не превращался в жестяной и плоский или раздражающе раздутый. Звучание неизменно оставалось комфортным, упругим и драйвовым. Жилистые гитары и общий жесткий, но не кислотный саунд в композициях более тяжелых жанров были исключительно уместны. На дисках Трейси Чэпмен и Тори Эймос понравились неожиданно крупный и объемный звук и очень разборчивая серединка.


Результаты измерений

Амплитудно-частотная характеристика акустических систем Adam ARTist 3 равномерно ведет себя во всем диапазоне средних и высоких частот и покидает коридор 3 дБ лишь на границах указанного интервала (рис. 1). Для компенсации проблем, возникающих при установке акустики ближнего поля с нужным углом направленности излучения, предусмотрена регулировка тембра в высокочастотном регистре в пределах +/-4 дБ. Нижней рабочей частотой колонок, учитывая не только спад характеристики, но и рост нелинейных искажений, следует признать значение 80 Гц, поэтому разумно будет дополнить эту стереопару сабвуфером, подружив их в районе 80—100 Гц. Adam ARTist 3 очень чисто работают на малых и средних громкостях. КНИ при уровне звукового давления 88 dBSPL на 1 м составляет 0,44% (рис. 2). График кумулятивного спектра затухания сигнала демонстрирует достаточно быстрый и равномерный спад практически во всем рабочем диапазоне частот (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – активные полочные акустические системы | Название – Adam ARTist 3 | Частотная характеристика, Гц – 60—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 12 см, углеволоконный, ВЧ – ленточный X-ART; частота раздела 2800 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Встроенные усилители – 2 х 25 Вт (максимальная мощность 40 Вт), класс А/В | Входное сопротивление – 10 кОм | Аналоговые входы – RCA, XLR, стерео (мини-джек 3,5 мм) | Цифровой вход – USB | Гармонические искажения (90 дБ / 1 м, более 100 Гц), % – менее 0,8 | Габариты одной колонки, см – 25,2 x 15 x 18,5 | Масса одной колонки, кг – 5


Оценки:
Дизайн - 95%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: очень детальные и информативные ВЧ, хорошая середина, отличные темпоритм и общая подача
Минусы: колонки требуют точного позиционирования относительно слушателя, особенно по вертикали, запас мощности усилителей маловат


Вывод:
Протестированные по полной программе с учетом размеров, но безо всяких скидок на мультимедийность, Adam ARTist 3 оставили очень хорошее впечатление своим ровным и спокойным почерком и удачным балансом между конструктивными преимуществами и недостатками


Мария Савина


Рейтинг: