Соломоново решение

Активные акустические системы Adam ARTist 5

Соломоново решение
Активные акустические системы Adam ARTist 5
Цена – 55 000 руб. 

В одном из номеров за прошлый год мы описали наши впечатления от знакомства с самым младшим представителем мультимедийного семейства Adam ARTist — очень компактными полочниками под номером 3. Следующий нумерованный вариант 5 на пару килограмм потяжелее, имеет частоту раздела полос на 300 Гц пониже, а габариты побольше по всем трем измерениям, что означает увеличению литража примерно на 25—30%. «Пятерки» также вдвое мощнее, причем по неискаженной мощности
Постоянные обитатели специализированных интернет-ресурсов, посвященных аудиотематике, хорошо знают, что излюбленный сакраментальный вопрос новичков, располагающих ограниченным бюджетом на формирование системы, звучит примерно так: «Какую акустику и усилитель до 50—60 тысяч рублей вы можете мне посоветовать и как они будут сочетаться друг с другом?» Несмотря на банальность вопроса, обсуждение заново идет каждый раз по кругу, по набору меняющихся маршрутов и рекомендаций в зависимости от метража, прослушиваемых музыкальных жанров и личных звуковых пристрастий ищущего. Конечно, универсальный ответ, подходящий для всех, найти трудно. В нижнем ценовом сегменте — и подавно. Часть страждущих после длительных поисков и смены компонентов, их сочетаний и разнообразных «кривизн» (в попытке не математически, но на слух получить плюс из двух минусов) приходит в результате к профессиональным мониторам. Некоторые идут по этому пути до логического конца, обращая свое внимание на активные АС. Не будучи априори панацеей, подобные решения в каком-то смысле соломоновы — по максимальному отношению цены и качества и по максимальному же согласованию излучателей со встроенным усилением. К тому же такие конструкции обычно довольно ровные и жанрово универсальные. Так почему бы, вместо того чтобы закончить на этом поиски своего звука, сразу не начать с этого? 
 
Как и все новые домашние и студийные АС фирмы Adam Audio, ARTist 5 снабжены твитером X-ART собственной разработки по мотивам излучателя Хейла. Диафрагма с излучающей площадью в 4 квадратных дюйма и весом 0,17 г, прикрытая алюминиевой защитной решеткой, ничем не отличается от той, что была использована в ARTist 3. Плетеный НЧ/СЧ-динамик с диффузором из углеволокна с добавлением стекловолоконных нитей на узком резиновом подвесе тоже, в общем, знаком по предыдущей модели, только он стал покрупнее — 14,5 вместо 12 см, и соединен с увеличенной звуковой катушкой диаметром 32 мм. Колонки, конечно же, активные, с двумя встроенными усилителями, работающими в классе А/B, — одним на ВЧ и другим на остальной частотный диапазон. ARTist 5 имеют стандартные и узнаваемые корпуса а-ля Adam, покрытые черным рояльным лаком. У нас они были подключены каждая независимо, без использования связи StereoLink, позволяющей сделать одну АС главной, а вторую ведомой и регулировать громкость обоих каналов только через одну колонку. Что касается этого регулятора, то он остался таким же, как у Adam ARTist 3, — с большим шагом, причем не очень равномерным, особенно в начале шкалы. Задняя металлическая стенка с алюминиевыми радиаторными ребрами несет на себе гнездо силового питания, балансный и небалансный аналоговый вход, USB, вход и выход упомянутой шины StereoLink и регуляторы темброблока — по нижним и верхним частотам. Последние при прослушивании были поставлены «в ноль». 
Колонки играли в тестовой системе, состоявшей из CD-плеера Bryston BCD-1, работавшего как транспорт, с подключением по балансному цифровому выходу AES/EBU, и с Perreaux Audiant DP32 в качестве цифроаналогового преобразователя (без использования предварительного усилителя), с выводом сигнала на нерегулируемый выход fixed out.
В отличие от компактных ARTist 3 «пятерки» оказались заметно менее капризными относительно размещения и совершенно определенно не «настольными». Памятуя долгие упражнения по установке «троек» в приемлемое для прослушивания положение, дающее ровный тональный баланс и малый уровень искажений, решено было сразу начать с такой диспозиции: по полтора метра от каждой АС до слушателя. И тут оказалось, что мы имеем дело с совсем другим вариантом. Увеличенная вдвое мощность встроенных усилителей обеспечила гораздо большее поле покрытия, и на полутора метрах Adam ARTist 5 банально давили волной излучаемых звуков. Пришлось срочно отодвигаться еще на метр. Оптимальная тональная ровность была достигнута при самой простой постановке — прямой, без разворота на слушателя. Иногда полезно ставить полочники поближе к стенам, чтобы добиться усиления баса. Однако нам все же больше понравился вариант «в свободном поле», тем более что нижние частоты и так не воспринимались как жидкие и субтильные, да и щелевидный порт фазоинвертора, выведенный назад, не особенно приветствует придвижение АС вплотную к задней стене. 
Что касается собственно звучания, то и тут обнаружилась заметно меньшая компромиссность по сравнению с Adam ARTist 3. Низкочастотник большего диаметра, несколько иные настройки и более мощные усилители самым благотворным образом сказались на результате. Младшая пара звучала ровно и ритмично, ненавязчиво, но не всегда вполне ясно, имелись определенные проблемные жанры и записи (например, большого барочного органа, виолончели, хора и др.). Учитывая размеры, мы не поставили это мини-паре в вину, хоть и отметили сам факт. «Пятерки» же продемонстрировали куда большую серьезность и устойчивость к нагрузкам. У младшей модели хотелось похвалить грамотно реализованный компромисс и общий приятный звук, абсолютно не раздражающий слушателя. А у более крупных колонок уже следует отметить нормальное хайфайное позиционирование источников звука, сцену с весьма приличным широким передним планом, ясные инструментальные линии в оркестре, хорошее разрешение в середине и очень хорошее в верхнем регистре (это уже вызывает в памяти крупные АС из добротной и недешевой домашней линейки Adam наподобие Classic Pencil) и прочие традиционные достоинства акустики, не имеющей отношения к компромиссному сектору. Adam ARTist 5 весьма корректно передавали атмосферу и саунд записей, быстрые барочные треки отыгрывались стремительно, утонченно и изящно, а, скажем, быстрые металлические — напористо, весомо и очень драйвово. Инструменты ясно и кокетливо посверкивали верхушками, но ВЧ были не холодные и совсем не резали слух, имея характерные для ленточников чуть округлые контуры. Для ушей все осталось столь же гуманным, как и в малых ARTist 3, но нельзя не отметить свойственную «пятерке» подачу — не зажатую, свободную. В классической музыке баса казалось маловато, но он был собран, тоже весьма быстр и аккуратен и воспринимался как плотненький и уверенный. Педали органа — примечательно не «пластилиновые», раздельные и четкие. Очень понравилось, что сравнительно недорогие акустические системы (да еще и со встроенным усилением) хорошо и адекватно играли с крайне детальным Perreaux Audiant DP32, позволяя ему раскрыться во всей красе. Характерная отменная артикуляция сохранилась в полной мере, например, кристальные и даже чуть утрированные триольки и мелкие ритмические группы у барочных медных духовых инструментов. У щипковых струнных в достаточной степени проявилась полновесность тембров, без перекосов в сторону деки или струн, без излишней яркости и с очень отчетливым спонтанным щипком — отличная, тонкая, четкая атака, но не резкая и не вылетающая, и приятно заметные касания пальцами по грифу (хорошая шумовая детальность, не вылезающая назойливо на передний план). По уверенности и сбалансированности звучания (с поправкой на «малолитражный» бас) эти АС являют собой почти полноценные классические Adam в миниатюре, наделенные присущими акустике марки наследственными достоинствами. Они не жесткие и не линейные, обладают пластикой и текучестью звучания, и они «не студийные» в плохом современном понимании этого слова. До тех пор, пока Adam ARTist 5 не выводятся принудительно или по логике экстремальной записи на уровень недопустимых искажений, они играют динамические пики легко, чисто и без напряга — просто очень хорошо для таких габаритов, да и вообще в целом. Рок и металл подаются упруго и насыщенно, вкусно и с отличным куражом, поклонникам этих жанров совершенно точно стоит взять эту модель на особую отметку. 

Результаты измерений:
Как и полагается акустике, являющейся ближайшим родственником профессионального монитора ближнего поля, Adam ARTist 5 демонстрирует ничтожно малую неравномерность АЧХ в полосе рабочих частот (рис. 1). Показатель в СЧ-диапазоне не превышает 0,4 дБ, в высокочастотной части спектра 1,1 дБ. Если нет возможности установить колонки оптимально относительно слушателя, можно воспользоваться опцией коррекции частотной характеристики с помощью встроенных регуляторов тембров. Диапазон регулировок показан на рис. 2. Продолжительный максимальный уровень громкости по паспорту составляет 102 дБ, однако с учетом темпа роста гармонических искажений мы ограничили бы это значение уровнем 94 дБ на 1 м (рис. 3). Этого вполне достаточно, если взять во внимание область применения данной акустической системы. Средняя величина коэффициента нелинейных искажений при уровне звукового давления 88 дБ в широкой полосе частот равна 0,47%. Нижняя граничная частота соответствует отметке 51 Гц (–10 дБ).

Технические характеристики: 
Тип – активные полочные акустические системы | Название – Adam ARTist 5 | Частотная характеристика, Гц – 50—50 000 (уровень не указан) | Число полос – 2 (НЧ/СЧ – 14,5 см, углеволоконный c добавлением стекловолокна, ВЧ – ленточный X-ART; частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Встроенные усилители – 2 х 50 Вт (максимальная мощность 75 Вт), класс А/В | Входное сопротивление – 30 кОм | Аналоговые входы – RCA, XLR, стерео-мини-джек 3,5 мм | Цифровые входы – USB | Гармонические искажения (90 дБ / 1 м, более 100 Гц), % – менее 0,6 | Габариты одной колонки, см – 29 x 17,5 x 22 | Масса одной колонки, кг – 7

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95


Плюсы: отличная динамика и напор, тональная ровность, плотная насыщенная подача во всех жанрах, хорошая передача специфики саунда 
Минусы: микродинамики и глубины в тихих моментах маловато, бас ограничен 

Вывод:
Акустика, представляющая собой просто идеальный вариант согласованной системы «усилитель — акустика» при ограниченном бюджете. Детальность и разборчивость звучания, а также впечатляюще мощные динамические пики гораздо выше ожидаемых от подобной конструкции


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: