Sonorum uniqum

Тестируем aкустические системы KEF Q700

Sonorum uniqum

Акустические системы KEF Q700

Цена - 69 000 руб. (за пару)


Британская фирма KEF с момента своего основания радиоинженером Реймондом Куком в 1961 году и по сей день отличается необычным подходом к конструированию АС. Экспериментальные пластики для диффузоров, новые материалы для подвесов, объединенный ВЧ/СЧ-модуль точечного излучателя и многое другое — все это KEF

Изюминка продукции KEF, запатентованный модуль Uni-Q был разработан в 1988 году и впервые использовался в акустике серии С, а нынешняя его вариация — уже одиннадцатая (!) по счету. Тестируемая модель KEF Q700 представляет собой средний по рангу напольник в новой линейке Q, заслужившей репутацию универсальной акустики. При идентичной технологии и одинаковом коаксиальном модуле три напольные АС семейства отличаются друг от друга только размерами низкочастотных динамиков: 13 см у младшей, 20 см у старшей и 16,5 см у нашего промежуточного варианта. Очередную модификацию коаксиального излучателя фирма называет не иначе, как «all new Uni-Q driver array». Все заново спроектированные элементы конструкции подкреплены четырьмя патентами в дополнение к «родительскому» на коаксиальный модуль. В частности, упоминаются новый, более жесткий волновод на ВЧ, форма и двухкомпонентная конструкция твитера, специальный подвес для коаксиального динамика. В качестве материала излучателей здесь выступает довольно обычный и часто используемый при построении акустических систем тонкий формованный алюминий. На всех этапах разработки активно применялось компьютерное моделирование поведения динамиков под нагрузкой и отклика на сигнал. Также отметим новое акустическое оформление — пассивный излучатель вместо фазоинвертора.

В линейке Q материалом для всех динамиков выбран алюминий, а не более привычный для фирмы полимерный материал. На твитере установлена алюминиевая же акустическая линза, похожая на дольки мандарина (Tangerine Waveguide). Производитель утверждает, что идея позаимствована из разработок по компрессионным драйверам для концертной акустики, работающей с высокой подводимой мощностью. При реализации указанного решения в коаксиальном излучателе Uni-Q улучшается акустическое оформление высокочастотной головки, а также обеспечивается более гладкая сшивка средних и высоких частот. Предыдущий вариант этого волновода знаком нам по тесту модели XQ30. Однако в отличие от той пары, имевшей типичный для KEF эллиптический, а не сферический купол твитера, в обновленной серии Q применена необычная инновационная конструкция — двухслойный купол, где внутренняя сферическая поверхность из очень тонкого алюминия сверху покрыта эллипсоидальной, и обе соединяются краями (для усиления проблемной зоны на границе динамика).

Подвес на коаксиальном излучателе тоже новый, он называется Z-Flex и сделан из исключительно мягкой резины с негладкой поверхностью (радиальная насечка по всей поверхности в виде выпуклых бугорков). Для него анонсировано эффективное гашение краевых резонансов. По контрасту с предыдущими версиями здесь для сшивки ВЧ- и СЧ-полос используются не крутые фильтры 4-го порядка, а более мягкие 2-го. Две с половиной полосы в конструкции реализуются за счет отсутствия обрезания средних частот снизу, так что этот динамик начинает работать с 40—50 Гц, вместе с низкочастотным излучателем, чья рабочая полоса ограничена минималистским фильтром 1-го порядка. Судя по всему, коаксиальный модуль стоит в камере, которая не полностью изолирована от басового отсека. Колонки выполнены в акустическом оформлении закрытый корпус с пассивным излучателем. Из трех одинаковых динамиков на мягких «полуволновых» резиновых подвесах только один активный, а два других не имеют магнитных систем. Идея использовать в пассивном излучателе в качестве мембран динамики, идентичные рабочему, — самая распространенная при построении такого типа акустического оформления, а две штуки вместо одного берутся для понижения собственной частоты резонанса колеблющейся мембраны и получения более низкого баса. В теории хорошо настроенный пассивный излучатель обладает преимуществом перед фазоинвертором, поскольку не порождает завихрений воздуха на выходе из корпуса (в силу отсутствия трубы порта), а также не передает наружу собственные резонансы порта и призвуки от стоячих волн внутри АС. Кроме того, даже не самая длинная труба ФИ все же требует, чтобы корпус колонки был достаточно глубоким, тогда как при постановке пассивного излучателя такой проблемы нет. Средних размеров напольники имеют классические прямоугольные формы, спокойная внешность дополняется яркой деталью — лого KEF спереди, на алюминиевой полосе, которая визуально отчеркивает верхнюю часть.

На задней стенке корпуса расположена коммутационная панель с двумя парами клемм для бивайринга. Отделка корпусов из MDF похожа на шпон натурального дерева, хотя на самом деле это устойчивый к повреждениям материал, изготавливаемый из древесной массы со специальным покрытием. Крестообразные пластиковые подставки заканчиваются длинными острыми шипами. По эргономике можно поставить высокий балл за отсутствие портов фазоинвертора и удобную организацию коммутации бивайринговым кабелем, не требующую удаления перемычек. При откручивании двух винтов «Link» пропадает контакт на перемычках между клеммами и реализуется раздельное подключение полос.
Будучи установленными с разворотом на слушателя, KEF Q700 продемонстрировали полновесный по басовому наполнению, но довольно острый звук в верхней середине — перкуссию, треугольники, верхние обертона инструментов, особенно клавесина и струнных щипковых. Поэтому оптимальным оказалось прямое расположение акустики параллельно задней стене. В такой диспозиции также заметно прояснились верха, они сделались раздельными, и из записей ушел песочек. В то же время снизилась отдача по ВЧ и частично в середине, возникло ощущение, что объема и воздуха стало меньше. Мы предпочли этот вариант, как намного более ровный и комфортный. Так что, несмотря на закрытый корпус и относительное нивелирование комнатных проблем на НЧ, акустика все же весьма чувствительна к расположению.
Этой модели свойственна легкая суховатость в середине, заметная преимущественно в барокко, и чуть подчеркнутая атака (одновременно унифицированная для близких, но разных инструментов, например барочных флейт или вариантов гобоя). Зато хорошо и уместно получается четкая прорисовка инструментальных линий. На высоком уровне (как обычно для коаксиальных динамиков) осуществлено позиционирование групп инструментов и голосов, сцена отличается шириной и глубиной панорамы — 3D-эффект выражен у KEF Q700 в очень сильной степени.
Своей манерой мягко скруглять ВЧ (при отмеченной выше расстановке), а также умеренной детальностью, с сохранением полновесности и насыщенности баса, эти колонки напоминают KEF XQ30. У них такой же комфортный и плавный звук при исполнении академических и популярных произведений, не переполненных динамическими контрастами, чуть неторопливый, со спокойной и приятной трактовкой музыки почерк. Акустика весьма толерантна к записям среднего качества, свойственные им огрехи звучания практически незаметны. Понравился расслабляющий рояль с теплым и округлым тембром и достаточно намеченной фактурой нижнего и среднего регистров. Вокал, чуть мягкий, но объемный и раскованный, тоже можно отнести к числу удач. Особенно хорошие отношения сложились у колонок с джазовыми композициями — например, альт-саксофон в записях Билли Холидей играл очень душевно, густо и связно, а голос Леди Дей был таким живым и улыбающимся, что сразу захотелось улыбнуться в ответ. При легком ненавязчивом драйве и свинге полностью отсутствовала раздражающая утрированно клубная подача с ртом певицы «на половину сцены». Так что по этим жанрам — безусловный зачет. 


Результаты измерений

Поведение модуля импеданса характерно для АС с фазоинвертором (рис. 2), роль которого тут играют два пассивных излучателя, причем верхний работает и на СЧ-драйвер. В компании с третьим активным динамиком они дают подъем чувствительности в низкочастотном диапазоне (рис. 1). Нижняя граничная частота равна 31 Гц по уровню –10 дБ (39 Гц по –3 дБ). Неравномерность амплитудно-частотной характеристики на оси твитера выпадает из коридора 4 дБ только в средней середине и верхней октаве. Интересно отметить отсутствие провала на границе разделения полос, присущего коаксиальным динамикам. Этот факт мы связываем с оригинальной конструкцией рассеивателя на ВЧ-излучателе. Коэффициент нелинейных искажений заметно растет с подводимой мощностью, но при умеренных ее значениях сохраняется ниже порога различимости. Средняя величина при звуковом давлении 88 dBSPL составляет 0,4% (рис. 3).


Паспортные данные:
Тип – напольные акустические системы | Название – KEF Q700 | Частотная характеристика, Гц – 35—40 000 (по уровню (+/-3 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ – 2 х 16,5 см, алюминиевый инвертированный купол, СЧ – 16,5 см, алюминиевый конус, ВЧ – 2,5 см, алюминиевый купол; частота раздела 2500 Гц) | Акустическое оформление – пассивный излучатель | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 89 | Габариты одной колонки, см – 92 x 21 x 30,2 (с подставкой 96,7 х 32,5 х 31,2) | Масса одной колонки, кг – 17,2


Оценки:
Дизайн - 85%
Качество изготовления - 90%
Звучание - 90%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: ровное плавное звучание, комфортная подача, отличная сцена, достаточная наполненность тембров
Минусы: чувствительность к расстановке в помещении


Вывод:
Акустика с акцентом на душевный и неторопливый музыкальный релакс — хорошую популярную музыку, мягкий рок, камерные составы. В качестве альтернативы, за счет наполненности саунда, интересно звучат густые и насыщенные среднетемповые записи тяжелых жанров


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: