Тандем победителей

Тестируем проигрыватели виниловых пластинок и фонокорректоры

Тандем победителей

Проигрыватели виниловых пластинок и фонокорректоры


Настоящий аудиофил, ценитель аналогового звука и еще не так давно архаичных, а сейчас снова весьма востребованных виниловых пластинок, будет подходить к созданию своей системы очень тщательно. Такого человека не устроит проигрыватель со встроенным фонокорректором на крошечной печатной плате с сомнительным по качеству чипом или же интегрированный в современный усилитель либо ресивер блок коррекции. Это удел новичков или тех, кто держит вертушку из-за моды — чтобы была


Мы неоднократно тестировали отдельные проигрыватели виниловых пластинок и внешние фонокорректоры, а также устраивали сравнительные поединки между моделями. И заявляем, что будем продолжать такие исследования и в будущем. Однако в данном материале мы решили совместить сравнение вертушек и корректоров, а потом сформировать лучшие пары. Подобный подход, возможно, поможет убить двух зайцев тем, кто хочет получить правильную систему, но у кого нет опыта или времени на подбор компонентов. По цене тестируемые аппараты вряд ли можно отнести к бюджетному сегменту, но это и не самый заоблачный High End: проигрыватели стоят от 90 до 112 тысяч рублей, корректоры от 39 до 60 тысяч — словом, уже солидный, профессиональный уровень. Со всеми нюансами представленной техники вы познакомитесь на посвященных ей страницах. Также есть вещи, объединяющие участников сравнения. Например, все вертушки — современные, так сказать, новоделы, и все относятся к пассиковому типу. А фонокорректоры имеют транзисторные схемы или операционное усиление. В данном мини-марафоне «лампа» не представлена. Напомним читателям наши правила, которые мы беспрекословно соблюдаем при тестировании, особенно устройств, воспроизводящих звук с виниловых дисков. Это, во-первых, полностью акустически подготовленная лаборатория. Во-вторых, при монтаже тестового картриджа на каждую из вертушек в обязательном порядке проводилась точная ее юстировка с применением протрактора и электронных весов. Для установки стола в строго горизонтальное положение применялся масляный уровень. Тщательно выверялись VTA и «азимут». Среди использованных грампластинок не было грязных, заезженных и плохо записанных. На вердикт влияли дизайн, эргономика, функциональность, чувствительность к резонансам и статике и, конечно, итоговое качество звука, а также сугубо субъективные характеристики, присущие винилу. Оценивались фактура, «мясистость», глубина сцены, энергетика и аналоговое тепло. Все фонокорректоры перед прослушиванием подвергались обязательному минимальному часовому прогреву. 


Тестовая система
1. Картридж – Nagaoka MP-500 (MM)
2. Фонокорректор – Fonel Appassionata
3. Интегрированный усилитель – Bryston B100 SST2 
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval 
5. Акустические системы – PMC OBi 1


Тестовый материал
1. Рихард Штраус, «Electra», Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти, 2lp, 1967, Decca, Germany
2. И. С. Бах, «Beruhmte Orgelwerke», K. Рихтер, С. Хильденбраунд, В. Кромбах, 1965, Telefunken, Germany
3. Жак Лусье, «Play Bach N.2», 1962, Decca, UK
4. Modern Jazz Quartet «In Memoriam», 1974, Atlantic, USA
5. Pink Floyd «Wish You Were Here», 1975, 2011, Harvest, USA
6. Beatles «Abbey Road», 1969, Apple, UK
7. Bad Company «Bad Company», 1974, Island, Germany
8. Doors «Morrison Hotel», 1970, Electra, Germany
9. Groundhogs «Hogwash», 1972, UA, USA
10. Джо Джексон, «I’m Man», 1979, A&M, UK


Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Рубрикатор:

Проигрыватели:
Стр. 2 - Michell Gyro SE
Стр. 3 - Roksan Radius 5 MkII
Стр. 4 - Pro-Ject RPM 10.1 Evolution
Стр. 5 - Clearaudio Emotion SE 

Фонокорректоры:
Стр. 6 - Electrocompaniet ESP 1 MC/MM
Стр. 7 - Primare R32 MM/MC
Стр. 8 - Perreaux Silhouette SXV2
Стр. 9 - Заключительная часть



Michell Gyro SE

Цена - 132 000 руб. (с тонармом Techno Arm "А")

Когда над миром властвовал виниловый диск, считавшийся носителем музыкального контента номер один (катушки и позже кассеты не в счет), большинство производителей выпускали свои топовые проигрыватели, соблюдая определенный стиль - непременно большие и тяжелые столы из массива дерева либо с применением литых металлических конструкций, как правило шикарно отделанных, увесистые опорные диски, добротные тонармы и так далее. И вдруг на фоне этой классики появились необычные аппараты, дизайн которых и использованные технические решения сейчас называют не иначе, как хай-тек
Более 40 лет семейная лондонская компания J.A. Michell Engineering работает в сфере High End Audio. В 1981 году на свет появилась легендарная и эпохальная модель проигрывателя GyroDec. Реализованными в ней инновациями стали сбалансированный армборд с пружинными стабилизаторами и плавающее шасси опорного диска. Вплоть до 2001 года фирма занималась еще и усилительной техникой, но потом это подразделение оформилось в компанию Trichord Research, а Michell Engineering полностью перешла на разработку и производство проигрывателей и огромного количества аксессуаров к ним. "Философия Michell Engineering заключается в объединении точного расчета, прецизионной механики, качественных и красивых материалов для создания высокотехнологичных, превосходно звучащих изделий, которые легко настраивать и эксплуатировать". Итак, что же такое Michell Gyro SE? Кстати, аббревиатура SE означает spyder edition - "издание в стиле паука": если внимательно присмотреться к конструкции стола, то можно увидеть подобие круглого брюшка упомянутого существа, цепко и уверенно стоящего на трех ногах. Нижняя, трехлучевая и сдвоенная, часть шасси изготовлена из акрила, и в нее интегрированы надежные регулируемые опоры. Сверху на основание надевается литое шасси из алюминия стабилизированной конструкции. Дело в том, что ножки имеют продолжение вверх, и на них, на стальных пружинах, и подвешивается эта самая крупная деталь стола. В эстетических и дизайнерских целях указанные узлы после сборки всей системы закрываются металлическими цилиндрами. В центре укреплен опорный узел с подшипником с принудительной циркуляцией масла. Следующая важная деталь - массивный комбинированный акрилвиниловый антирезонансный опорный диск с позолоченными латунными балансирами, которые служат также для улучшения инерционных свойств. Весьма полезно иметь опциональный цанговый прижим для грампластинок. По бокам шасси имеет два почти круглых выступа-уха. В правое благодаря целому спектру переходных креплений можно инсталлировать большое количество высококачественных тонармов, например Rega, SME, Linn и других марок. В нашем случае проигрыватель оборудован фирменной моделью Techno Arm "А" - существенно модернизированной версией популярного тонарма Rega RB250. Его эффективная масса составляет 12 г. Внутри трубки тонарма проложен сплошной литцендрат из чистого (99,999%) серебра. Специальная обработка поверхности тонарма, ряд отверстий в нижней части его трубки и дополнительное демпфирование застывшей пеной обеспечивают отсутствие паразитных резонансов. Это сказывается на равномерной характеристике во всем частотном диапазоне. Двигатель Michell Gyro SE представляет собой отдельно стоящий круглый цилиндр с прецизионным мотором постоянного тока, который помещается в левое ухо шасси для соблюдения нужного усилия натяжения пассика, но не касается его физически. Его энергоснабжением занимается качественный блок питания HRpower.
Мы давно знакомы с престижными виниловыми проигрывателями британских кудесников из Michell Engineering и, по сути, были готовы к конечному результату. Однако, учитывая сравнительный характер исследования, особенно при использовании одного и того же картриджа, подробному тестированию уделили самое пристальное внимание. О качестве саунда можно смело сказать, что оно выше всяких похвал, причем на любом музыкальном материале, самом сложном и разнообразном, а отдельно хочется подчеркнуть великолепные антирезонансные свойства проигрывателя. Даже некоторые пластинки с шумящей массой играли почти бесшумно, что говорит о солидности конструкции, тщательности регулировки прецизионного тонарма и точной юстировке картриджа. О работе Michell Gyro SE можно сказать лишь одно - высший пилотаж.


Результаты измерений: 
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,064 % 
Cигнал-рокот (rumble) - 64 дБA

Паспортные данные:
Тип - проигрыватель виниловых пластинок | Название - Michell Gyro SE | Управление - ручное | Частотная характеристика, Гц - нет данных | Встроенный фонокорректор - нет | Тип привода - пассиковый | Скорость вращения, об/мин - 33,33, 45 | Неравномерность вращения, % - нет данных | Детонация (WRMS), % - нет данных | Уровень рокота, дБ - нет данных | Габариты, см - 49 x 13,5 x 37,5 | Масса, кг - 10


Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 95%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка  95%


Плюсы: конструкция идеально противостоит внутренним и внешним вибрациям и резонансам, отсутствие жанровых предпочтений, великолепный, близкий к эталонному звук
Минусы: в очень сухом помещении может реагировать на статическое электричество

Вывод:
Аппарат самого высокого класса, способный удовлетворить любого взыскательного меломана. А если вдруг кому-то из ревностных консерваторов не понравится дизайн, то посоветуем ему сначала послушать проигрыватель - уверены, недовольство улетучится или уйдет на задний план


Roksan Radius 5 MkII

Цена – 90 000 руб. (с тонармом Nima)

Очередной участник нашего теста снова представляет британскую школу виниловодства и снова выполнен в стиле хай-тек. Компания Roksan проповедует философию соединения новых идей, уникального дизайна, дополнения форм и функций
В самом начале деятельности, в 1985 году, инженеры Roksan влились в армию специалистов, работающих с высококачественным звуком, и вскоре представили свой первый проигрыватель виниловых пластинок класса High End, знаменитый Xerxes. Через очень короткое время он был признан одним из лучших по звуку и лучшей в мире вертушкой. Именно эта модель послужила новым эталоном для инженеров, проектирующих проигрыватель грампластинок. А что же теперь, спросит читатель? Извольте, среди прочего предлагается отличный продукт — Roksan Radius 5 MkII. С первого взгляда можно подумать, что аппарат не слишком серьезный – он весь состоит из невесомых на вид частей из кристально прозрачного акрила, и лишь опорный диск имеет матовую отделку. В нижней части шасси укреплены три регулируемые по высоте металлические опоры с силиконовыми вставками, но, впрочем, они почти неподвижны. А вот субшасси, в котором смонтированы тонарм и опорный подшипник, развязано от станины посредством трех резиновых демпферов. Блок питания и синхронный двигатель укреплены в подобии большой акриловой шайбы в основании стола. Последний тоже развязан от массива двумя вставками из резины. Мотор задает движение опорному диску через силиконовый пассик круглого сечения. Для переключения скорости пассик нужно перекинуть на одну из двух ступеней шкива двигателя. Конструкция узла подшипника весьма распространенная — корпус, шарик и ось сделаны из закаленной стали, а стакан отштампован из бронзы. Одноопорный тонарм Nima, которым укомплектован Roksan Radius 5 MkII, несколько необычен. Внутри трубки проложен плоский шлейф с медными дорожками — так решен вопрос относительно проводки тонарма. Противовес со смещенным центром тяжести позволит идеально выставить азимут иглы. Имеется возможность регулировать узел по высоте. Антискейтинг же вполне традиционной конструкции: леска и грузик. Противовес, к сожалению, не отградуирован, поэтому для выставления правильной прижимной силы надо потратить какое-то время, используя имеющиеся в комплекте механические весы либо более удобные электронные, если они у вас есть. Переходя к изложению впечатлений, прежде всего посоветуем будущему владельцу вертушки сначала озаботиться обустройством места ее расположения. Лучше всего, если это будет массивная засыпная стойка или мощный настенный кронштейн, смонтированный на капитальной стене. На наш взгляд, развязка от внешних вибраций здесь не идеальная. Во всяком случае, если в помещении подвижное половое покрытие, то бегать или танцевать недалеко от проигрывателя строго не рекомендуется. Что касается звука, то его характер придется по нраву многим. Лучше всего Roksan Radius 5 MkII справляется с классическим тяжелым роком, львиной долей популярной музыки, диско, электропопом, соулом и фанком. Исполнение очень зажигательное — детальное, динамичное и стремительное. Неплохо передается и джаз, а вот в сложных классических произведениях драматургия может до конца не раскрыться. Но в любом случае мы считаем эту модель достойным представителем армии современных проигрывателей винила.


Результаты измерений: 
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,14 % 
Cигнал-рокот (rumble) - 60 дБA


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель виниловых пластинок | Название – Roksan Radius 5 MkII | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33,33, 45 | Неравномерность вращения, % – нет данных | Детонация (WRMS), % – 0,04 | Уровень рокота, дБ – 75 | Габариты, см – 40 x 35 x 15 | Масса, кг – 7


Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 90%
3. Звучание - 90%
4. Эргономика - 85%

Итоговая оценка  90%


Плюсы: современный дизайн, яркий, легкий праздничный и аккуратный саунд
Минусы: возможна реакция на статику, хрупкая конструкция тонарма, недостаточная виброзащищенность 


Вывод:
Проигрыватель Roksan Radius 5 MkII рекомендуется тем, кто любит одновременно и ультрасовременный дизайн, и высокое качество звука — последнему свойственны эмоциональность, комфорт и достаточная энергетика.

Pro-Ject RPM 10.1 Evolution
Цена – 112 500 руб. (с тонармом 10cc Evolution)
 

Основатель (в 1985 году) Pro-Ject австриец Хайнц Лихтенеггер, работавший сначала дистрибьютором техники High End, цена которой была недоступна широкому кругу потребителей, после посещения Чехии занялся созданием виниловых проигрывателей. А позже в этой бывшей социалистической стране было открыто производство моделей, не раз получавших высшие награды на европейских выставках и удостаивавшихся лестных оценок в специализированных печатных изданиях. И еще залогом столь массового успеха стала агрессивная ценовая политика фирмы

К слову сказать, топовые модели Pro-Ject выпускаются не только в Чехии, но и в Швейцарии, а также в Австрии. Тестируемая нами вертушка как раз и сделана в этой небольшой альпийской стране, причем исключительно вручную. Внешний вид чрезвычайно солидной двухслойной конструкции обладает обаянием и блещет роскошью отделки. Причем даже такой прецизионный узел, как тонарм, не кажется хрупким, напротив, он монументален. Проигрыватель поставляется в двух коробках. Отдельно упакованы массивная подставка-основание Ground it deluxe 3, покрытая многослойным черным искрящимся рояльным лаком («антрацит»), и сам проигрыватель, который уже смонтирован на субшасси из MDF с заполненными металлом ячейками, что увеличило массу для подавления собственных резонансов. Подставка покоится на регулируемых по высоте алюминиевых конических ножках с напылением из сорботана. Рекомендуется сначала отрегулировать ножки таким образом, чтобы придать поверхности подставки идеальное горизонтальное положение; для решения этой задачи к устройству приложен точный жидкостный уровень. Развязка субшасси от станины осуществляется также с помощью трех магнитных ножек. Массивный (6,15 кг) опорный диск проигрывателя изготовлен из акрила, который располагается над керамическими подшипниками. Идеальный контакт поверхности диска и пластинок достигается за счет тяжелого прижима, идущего в комплекте. Инвертированное субшасси диска типа Block1 (кремний с бронзовой втулкой, керамическая сфера и опорная поверхность) имеет магнитную подвеску, что облегчает вращение тяжелого опорного диска. В конструкции использован бесшумный двигатель переменного тока типа Select 1. Движение от шкива мотора передает прецизионно отшлифованный ремень. В модели Pro-Ject RPM 10.1 Evolution смонтирован массивный и надежный углеволоконный тонарм карданного типа второго поколения 10cc Evolution. Его коническая трубка из углеволокна обеспечивает высокую жесткость и сокращение массы. Опорное основание не подвержено влиянию резонансов. Прецизионный шарикоподшипник без люфта имеет класс точности ABEC7. Груз противовеса изготовлен с напылением из сорботана. В комплекте их целых три, разных по весу, что позволяет устанавливать на тонарм картриджи любого типа, размера и веса. Де-факто и де-юре присутствуют регулировки VTA, азимута и антискейтинга (грузик/леска). Сразу добавим, что инсталлировать Pro-Ject RPM 10.1 Evolution необходимо в мягких перчатках, и в упаковке они есть. А в целом сборка не занимает много времени и доставит удовольствие. К сожалению, шелл у тонарма несъемный и установка, а потом и юстировка картриджа потребует определенного опыта и усердия. Но мир не без добрых людей — если данная операция вызывает сложности, то всегда можно найти нужного специалиста. В комплекте вы найдете вполне приличный межблочный кабель — выход с проигрывателя организован на паре позолоченных разъемов RCA, однако никто не запретит вам применить более дорогой соединитель. А земляную жилу можно взять от той, что предложена производителем.
Что сразу поразило в звучании, так это глубина сцены и отчетливая рельефность образов и выпуклость форм. Причем музыка, особенно серьезная, подавалась очень деликатно и с большой долей комфорта. Pro-Ject RPM 10.1 Evolution легко справился с классическим репертуаром, филигранно исполнил джаз, эмоционально и весело отыграл популяр и бит 60-х. Виртуозно и помпезно были преподнесены арт-рок и музыка прогрессивных стилей. Что касается тяжелых композиций, металла, то и тут мы должны похвалить вертушку. Даже цифровые записи, которые с новодельных дисков звучат обычно не слишком хорошо, в целом не раздражали своей безжизненной природой. 

Результаты измерений: 
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,066 % 
Cигнал-рокот (rumble) - 63 дБA

Паспортные данные:
Тип – проигрыватель виниловых пластинок | Название – Pro-Ject RPM 10.1 Evolution | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33,33, 45 | Неравномерность вращения, % – +/-0,5 | Детонация (WRMS), % – нет данных | Уровень рокота, дБ – 73 | Картридж в комплекте – нет | Габариты, см – 48 x 21 x 33 | Масса (с подставкой), кг – 28,1 

Оценки:
Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 95%
4. Эргономика - 95%

Итоговая оценка 95%

Плюсы: монументальный, строгий, но изысканный дизайн, отличная виброзащищенность, потрясающий, чистейший саунд 
Минусы: маркий корпус, чувствительность к статическому электричеству

Вывод:
Pro-Ject RPM 10.1 Evolution демонстрирует очень высокий класс подобного типа техники. Несмотря на солидную сумму, указанную на ценнике, на эту модель следует обратить самое пристальное внимание. Зато потом вы не пожалеете о вложении немалых средств в ее покупку — столь безупречное во всем качество будет радовать очень долго




Clearaudio Emotion SE
Цена – 95 000 руб. (с тонармом Satisfy Carbon)


Немецкий производитель проигрывателей для воспроизведения аналоговых записей Clearaudio всегда выпускает такую продукцию, что она не только ласкает слух аналоговой теплотой, но и радует глаз дизайном, излучающим сплошной позитив. Шарм, элегантность, стиль — это все о ней. Плюс, конечно же, неизменно высокое немецкое качество
Основавший в 1978 году Clearaudio Electronic Петер Сухи, будучи одновременно физиком, инженером и одаренным изобретателем, начал, казалось бы, с мелочей: разработки и выпуска симметричных ММ-картриджей, фазокорректированных акустических систем и т. п. Сегодня же Clearaudio — это собственная мануфактура в баварском городе Эрлангене, где ее соседями являются BMW и Siemens, 60 зарегистрированных патентов и сеть дистрибьюторов в 70 странах мира. Девиз компании вполне закономерный и подтверждаемый — «качество в каждой детали». Проигрыватели фирмы имеют воздушный футуристический дизайн, они прекрасно защищены от резонансов и позволяют легко произвести, скажем, смену тонарма. Теперь перейдем конкретно к тестируемой вертушке — Clearaudio Emotion SE. По ходу распаковки начинаешь удивляться щедрости производителя, хотя, если честно, вся эта удобная и полезная мелочевка наверняка учтена в окончательной цене. Однако факт есть факт: весы для регулировки прижима иглы, протрактор, масляный уровень, флакончик масла для подшипника, запасной пассик и мягкие перчатки для монтажа и установки аппарата входят в комплект поставки. А еще в коробке с некоторыми моделями можно обнаружить фирменную виниловую пластинку аудиофильского качества и картридж типа ММ. С другой стороны, купившего Clearaudio Emotion SE может постигнуть минутное разочарование: этой модели больше подойдет название «сделай сам». И если навернуть ножки, надеть опорный диск на ось подшипника или установить на место пассик несложно, то монтаж отдельно упакованного фирменного тонарма Satisfy Carbon может испугать. На самом деле он ставится легко и быстро — просто нужно внимательно почитать руководство пользователя. Теперь о технических решениях. Стол (шасси) и опорный диск сделаны из акрила GS-PMMA. При резке этих деталей и их дальнейшей фрезеровке была применена специальная технология CNC. Конструкция тонарма достаточно надежна — трубка прямой формы подвешена на горизонтальную ось, которая вращается по вертикали благодаря двум боковым подшипникам, а за движение узла в горизонтальной плоскости отвечает посадочный подшипник. Здесь доступны абсолютно все характерные и необходимые регулировки и настройки: VTA, антискейтинг, прижимная сила и юстировка картриджа. Для установки силы прижима иглы используйте весы, имеющиеся в комплекте, но более точно эту операцию позволят выполнить специальные электронные весы, которые должны быть в арсенале любителя винила. Синхронный электродвигатель переменного тока (прямое подключение к электросети) в массивном металлическом корпусе устанавливается в не менее массивную стальную круглую шайбу-подставку. Шкив из полимера, надетый на ось ротора двигателя, имеет две бороздки разной глубины — перебрасывая пассик с одного диаметра на другой, вы меняете скорость вращения с 33 на 45 оборотов, а если приобрести дополнительный шкив, то будет доступна и скорость 78 об/мин (правда, в таком случае надо будет заказывать еще и специальную вставку для картриджа с мощной иглой для шеллаковых пластинок). Но, конечно, вас интересует, как звучит Clearaudio Emotion SE. Не лукавя, ответим: отлично! Это касается прозрачности и детальности саунда, тепла и мясистости, фактуры и объема. Очень хороша виброзащищенность стола, хотя применение акриловых материалов способствует накоплению статического электричества. Проигрыватель с нашей тестовой головкой оказался абсолютно всеядным и лояльным к любым стилям, что вполне оправдывает его стоимость. Вердикт однозначен: путевку в жизнь мы подписываем без колебаний.


Результаты измерений: 
Коэффициент детонации (wow&flutter IEC Weight) - 0,14 % 
Cигнал-рокот (rumble) - 66 дБA


Паспортные данные:
Тип – проигрыватель виниловых пластинок | Название – Clearaudio Emotion SE Package I | Управление – ручное | Встроенный фонокорректор – нет | Тип привода – пассиковый | Скорость вращения, об/мин – 33,33, 45, 78 | Неравномерность вращения, % – +/-0,02 | Детонация (WRMS), % – нет данных | Уровень рокота, дБ – 80 | Картридж в комплекте – да | Габариты, см – 40 x 8 x 32 | Масса, кг – 6,9 


Оценки:
Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 90%
3. Звучание - 90%
4. Эргономика - 85%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: позитивный дизайн, красивый, музыкальный и эмоциональный саунд
Минусы: на сборку проигрывателя требуется время, ощущается влияние статики


Вывод:
Красивый и изящный аппарат не лишен обаяния и хорошо справляется с любыми стилевыми направлениями. В его звучании много энергии и тепла

Electrocompaniet ESP 1 MC/MM
Цена – 59 000 руб.

Путешественники и исследователи Хейердал, Амундсен, Нансен, музыканты новой волны группа A-HA, брутальный Dimmu Borgir, джазмен Ян Гарбарек, а еще забродившая форель «ракфиск» и веселящий аквавит — эти имена и национальные блюда, пожалуй, больше всего на слуху у широкого круга людей, подробно не изучавших историю Норвегии. А вы слышали о таком явлении, как норвежский Hi-Fi? 
pic2_el.png
Д-ра Матти Оталу и продюсера, большого энтузиаста музыки Свейна Эрика Борью судьба свела в 1973 году на конференции AES, где первый представил свои исследования, посвященные теме переходных интермодуляций (TIM). Затем, заручившись разрешением и поддержкой руководства Electrocompaniet, они разработали и изготовили уникальный усилитель, звучавший невообразимо прекрасно. В 1976 году аппарат попал на тестирование в журнал «The Audio Critic», и тот вынес поистине ультимативный вердикт: «Аудиофилы — мучайтесь! Этот усилитель — лучший по звучанию». Сегодня технологические разработки команды Electrocompaniet достигли высочайшего уровня, бренд приобрел завидную популярность, а его продукция успешно продается более чем в 40 странах мира. К сожалению, мы не обладаем исчерпывающими сведениями о технических подробностях и нюансах конструкции участника нашего теста, но постараемся познакомить вас с ним как можно ближе. Итак, встречайте норвежский фонокорректор для проигрывателей винила Electrocompaniet ESP 1 MC/MM. Последняя аббревиатура указывает на то, что работать этот предусилитель может с двумя типами головок. Первое, на что хочется обратить внимание, — несколько необычный, но очаровывающий дизайн. Фасад невзрачного металлического бруска закрыт плотной накладкой из идеально отполированного акрила с темно-дымчатым напылением, а по ее бокам расположены круглые шляпки металлических крепежей. Под логотипом компании, растянувшимся почти во всю длину лицевой стороны, есть два светодиодных индикатора, указывающих, с головками какого типа устройство готово работать. Коммутация самая обычная: вход и выход на позолоченных разъемах RCA, земляная клемма и кнопочный переключатель ММ/МС. Усиление сигнала происходит за счет дискретных транзисторов. При работе с МС-головкой во входном каскаде используется принцип токового входа. Энергию для своей работы фонокорректор получает от внешнего блока питания.
Мы уже были знакомы с изделиями Electrocompaniet и раньше и, конечно, отмечали особый характер звучания звуковоспроизводящей и усиливающей аппаратуры этой марки. Но говорить на особом языке аудиофилов не станем, ведь у них и географическая прописка компаний-изготовителей распространяется на особенности звука. Можно встретить утверждение, что это, мол, норвежский, нордический саунд, но мы охарактеризуем звучание в целом иначе. Оно, несомненно, точное, очень детальное, выразительное, но не жесткое, не стерильное и не бездушное, как иногда бывает даже у техники класса High End. Почерк прибора не лишен плавности воспроизведения и сочности, отличается глубокой проработкой образов, есть в нем какая-то изюминка. Electrocompaniet ESP 1 MC/MM прекрасно справляется с музыкой любого жанра и материалом разного уровня сложности. Не было инструментов, звучание которых он бы исказил. Особо порадовали тщательная проработка нижнего регистра и согласованность высоких и средних частот. К слову, фонокорректор уверенно справился с современными изданиями на виниле, изготовленными с цифровых мастеров. Мы даже не почувствовали усталости от прослушивания некоторых особо жестких фрагментов, которыми изобилуют композиции современных коллективов, играющих в самых тяжелых стилях.

Результаты измерений:
pic2_electro1.png
Фонокорректор Electrocompaniet ECP1 работает в широкой полосе частот, не ограничиваясь слышимым диапазоном (рис. 1). Ход измеренной кривой АЧХ достаточно точно повторяет стандартный RIAA график. Расхождение наблюдается лишь в области низких частот. Это хорошо заметно на расчетном результирующем графике (рис. 2). Такое поведение может быть обусловлено наличием встроенного фильтра инфранизких частот, обеспечивающим подавление различных шумов механического характера. На рис. 3 показан спектр выходного сигнала 1 кГц с уровнем 1 вольт. В этом случае КНИ составляет 0,011%. Это значение не будет превышено и при меньших амплитудах сигнала, и в других частотных интервалах. Уровень интермодуляционных искажений составил 0,062%, что несколько выше, чем у других участников теста. Выходное сопротивление носит емкостной характер. Стабильно удерживаясь на отметке 40 Ом выше 400 Гц, указанный параметр начинает стремительно увеличиваться по мере снижения частоты сигнала. На 100 Гц сопротивление имеет значение порядка 350 Ом, а на 20 Гц измеряется уже килоомами (1,5 кОм).

Паспортные данные:
Тип – фонокорректор MM/MC | Название – Electrocompaniet ESP 1 MC/MM | Частотный диапазон (RIAA), Гц – 20—20 000 | Отношение сигнал/шум (для ММ), дБ – более 88 | Отношение сигнал/шум (для МC), дБ – более 88 | Гармонические искажения, % – 0,007 | Чувствительность (для ММ), мВ – нет данных | Чувствительность (для МC), мВ – нет данных | Входное сопротивление (для ММ), кОм – 47 | Входное сопротивление (для МC), Ом – нет данных | Выходное сопротивление, Ом – менее 100 | Выходное напряжение, мВ – 200 | Габариты, см – 24 x 16,5 x 6,5 | Масса, кг – 2,2


Оценки:
1. Дизайн - 95%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 90%
4. Эргономика - 90%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: очень привлекательный дизайн, великолепная отделка, музыкальность, отсутствие стилевых разногласий
Минусы: немного не хватает тепла и шарма

Вывод:
Любителям не только всего самого стильного и престижного, но и ценителям отменного саунда стоит внимательно присмотреться к этой модели, а если у вас уже есть другая техника Electrocompaniet, тогда смело приобретайте ESP 1 MC/MM


Primare R32 MM/MC
Цена – 52 700 руб.

Философия шведской фирмы Primare такова: «безупречность во всех аспектах». Наверное, стоит добавить: и во всех продуктах. Казалось бы, фонокорректор — промежуточное звено между солидными агрегатами, обычно небольшое и невзрачное, а то и вовсе встроенное в один из них. Но то, что представили на суд меломанов серьезные скандинавы, может удивить. Или порадовать!
В середине 80-х, задолго до того, как в обиход вошло понятие lifestyle, появилась первая техника под маркой Primare. Фирма решила производить аудиокомпоненты не только для того, чтобы слушать их и восхищаться качеством их саунда, но и чтобы они радовали глаз. При этом аппаратура должна была быть очень простой в эксплуатации. С приходом в 1990 году инженера Бьерна Хольмквиста Primare стала считаться наиболее прогрессивной в мире компанией, выпускающей Hi-Fi и High End. В ее моделях начал воплощаться идеал скандинавского дизайна. В 2010 году стартовала новая, 30-я, серия, в которую вошли усилитель I32 c гибкой архитектурой и возможностью работы с потоковым аудио, CD-плеер и участник нашего соревнования — фонокорректор R32 MM/MC. В довершение, если использовать язык тегов, к Primare можно отнести следующие эпитеты: несложный, чистый, эволюционный, прекрасный, последовательный и надежный. При первом знакомстве отказываешься верить, что перед тобой фонокорректор. У устройства огромный, стандартных размеров (шириной 43 см и весом почти в 9 кг) металлический корпус. Фасад закрывает мощная накладка из идеально отфрезерованного алюминия с логотипом фирмы. В последнем утоплена крошечная пирамидка индикатора включения. Сзади, помимо обязательных в нашем случае входных и выходных небалансных пар разъемов, присутствуют винтовая клемма для земляной жилы (правда, расположена она не вполне удачно) и два шестипозиционных дискретных переключателя для регулировки входного сопротивления (от 10 Ом до 47 кОм). В наличии также переключатель типа головок и с правого края сетевая клавиша. Еще из сервисных возможностей есть следующая: если снять с усилителя крышку и удалить две перемычки, как указано в руководстве, то можно увеличить коэффициент усиления на 5 дБ для головок ММ c низкой отдачей. Однако для этой операции все же лучше пригласить специалиста. Шасси изготовлено из алюминия. Трансформатор питания — аудиофильский R-core. В прибор интегрирована микросхема, отвечающая за его бесшумное включение. Усилительная часть выполнена по принципу двойного моно. За фильтрацию отвечают конденсаторы Nichicon PM. В схеме использованы отборные металлопленочные резисторы, способствующие низкому уровню шумов. Во входном каскаде для МС-картриджа использованы малошумящие транзисторы 2SJ74, а в роли операционных усилителей выступают OPA 2134 от Burr-Brown.
Вообще этот корректор довольно своенравный, но если подобрать к нему надлежащий картридж, то вы будете обеспечены отличным саундом на долгие годы. В целом Primare R32 отлично сыгрался с нашей тестовой головкой (ее можно смело рекомендовать в пару к нему), и потому вердикт не был предвзятым. Звук у шведа выдержанный, немного жестковатый, но неискаженный. С помощью этого прибора можно вдохнуть вторую жизнь в различные музыкальные стили 60-х годов, например фолк и фолк-рок, кантри, бит, госпел, рок-н-ролл, с ним все расцветает, наполняется энергией и становится свежее. В слишком звонком и агрессивном металле в верхнем регистре способен проявиться акцент. В масштабных классических произведениях, где в апофеозах участвует большая медная секция, также может ощущаться лишняя яркость. Не слишком комфортно звучат некоторые современные издания, сделанные на основе цифровых мастеров. Музыка всех остальных жанров и стилей исполняется безупречно.

Результаты измерений:
График амплитудно-частотной характеристики фонокорректора Primare R32 идеально точно совпадает с корректирующей кривой стандарта RIAA (рис. 1). Неравномерность в полосе звуковых частот для нормализованных значений не превышает 0,11 дБ (рис. 2). Результат просто превосходный. Отметим здесь и точную отстройку каналов. Разбаланс менее 0,06 дБ. Проникновение сигнала между ними отмечается лишь в области высоких частот и на 10 кГц составляет -103 дБ. Продукты нелинейных искажений крайне малы. Для 1 кГц с выходным уровнем 1 вольт – 0, 003% (рис. 3). Разностная составляющая сигналов 19 и 20 кГц так же имеет рекордно низкое значение в нашем тесте – 0,008%. Входного сопротивление можно ступенчато изменять в зависимости от характеристик картриджа. Выходное сопротивление стабильное во всей полосе воспроизводимых частот – 100 Ом. Отношение сигнал-шум 82 дБ. Усиление по напряжению при выбранных нами установках составило 38 дБ.


Паспортные данные:
Тип – фонокорректор MM/MC | Название – Primare R32 MM/MC | Частотный диапазон (RIAA), Гц – 20—20 000 | Отношение сигнал/шум (для ММ), дБ – более 70 | Отношение сигнал/шум (для МC), дБ – более 60 | Гармонические искажения, % – 0,02 / 0,05 | Чувствительность (для ММ), мВ – 58 | Чувствительность (для МC), мВ – нет данных | Входное сопротивление (для ММ), Ом / кОм – 10—500 / 47 | Входное сопротивление (для МC), Ом / кОм – 10—500 / 47 | Выходное сопротивление, Ом – менее 100 | Выходное напряжение, мВ – нет данных | Габариты, см – 43 x 38 x 9,5 | Масса, кг – 8,5

Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 90%
3. Звучание - 90%
4. Эргономика - 95%

Итоговая оценка 90%


Плюсы: добротная конструкция и отделка, отсутствие шумов, цельный и реалистичный звук
Минусы: винтовая клемма для заземления расположена не слишком удобно, легкая жесткость в саунде


Вывод:
Этот прибор придется по душе ценителям всего солидного и основательного, а также тем, кто слушает музыку широкого спектра жанров

Perreaux Silhouette SXV2
Цена – 38 350 руб..

Нет предела совершенству. Казалось бы, такой хотя и очень важный, но обычно скромный и часто невзрачный модуль выносного фонокорректора для проигрывателя винила не воспринимается как что-то солидное и основательное. Его небольшой корпус, чаще всего в виде небольшого кирпичика, пользователи прятали за основными устройствами, считая, что подобный довесок может испортить интерьер стереосистемы. А что же теперь?

Уже в 1974 году новозеландская компания Perreaux начала радовать меломанов своей продукцией. «Примененные технологии должны опережать время, качество не вызывать сомнений, а использование быть долгим» — такова философия аудиофильского бренда из Окленда. Серия Silhouette — это свежие конструкторские решения, ручная сборка, высочайший уровень отделки и великолепный дизайн. Все отмеченные черты воплотились и в небольшом по габаритам приборе для усиления сигнала с головки звукоснимателя в проигрывателях грампластинок — фонокорректоре Perreaux Silhouette SXV2. Корпус аппарата изготовлен из стального листа толщиной 1,5 мм, что полностью минимизирует внешние наводки. Фасад его, несмотря на обаяние простоты, может похвастаться лишь точкой светодиода над логотипом фирмы, зато на коммутационной панели явно повеселее. Впрочем, входная и выходная стереопары организованы на разъемах RCA, что неудивительно, есть переключатель типа картриджей и винтовая клемма для земляного провода. А вот правее и левее коммутационных разъемов мы видим узкие, но длинные ниши, в которых расположилось великое множество крошечных пакетных dip-переключателей. Кстати, переключать их удобнее всего обыкновенной спичкой или зубочисткой. Но для чего они там гнездятся в таком большом количестве? Из значений 10, 100, 1000, 10 000, 24 000 и 47 000 Ом можно выбрать правильное сопротивление картриджа. Переключатели на 27, 74, 127, 297 и 417 пФ регулируют емкость. Величины в 40, 50, 60 или 70 дБ — коэффициент усиления прибора. И еще способ влияния на эквализацию RIAA, позволяющую оставить нормальный режим или усилить НЧ-диапазон по методике IEC (RIAA), которая дает завал инфранизких частот, примерно 2 дБ на частоте 10 Гц и 8 дБ на отметке 4 Гц. На внутренней плате, не в тесноте, но достаточно кучно смонтированы важные элементы схемы: далеко не маленький тороидальный трансформатор на вибропоглощающем крепеже и десять электролитов Nichicon (10 х 2200 пФ), фильтрующих питание устройства. Каждый канал раскачивают операционные усилители Burr-Brown OPA 2227, а на входе стоят малошумящие LT1115. Применены трехвыводные стабилизаторы LM317/337. Также в схеме использованы шесть твердотельных реле OMRON 65V-2. 
После обилия информации о начинке мы были готовы услышать нечто эталонное и ультимативное в смысле качества звука, и наши ожидания оказались не напрасны. Аппарат продемонстрировал свою состоятельность при работе с хорошим проигрывателем винила. Реалистичное, детальное, живое, динамичное и в то же время в высшей степени комфортное звучание вывело Silhouette SXV2 в явные лидеры нашего теста среди команды фонокорректоров. Безупречная подача материала любой сложности — очередная заслуга этого внешне скромного, но изящного прибора. В тяжелом роке нет брутальной ярости, но в целом энергетика и драйв проявляются в полном объеме. Из других положительных свойств стоит отметить совершенное отсутствие какого-либо шума, обычно присущего чувствительным корректорам. Браво, Perreaux Silhouette SXV2! 

Результаты измерений:
Данное устройство обладает широкими возможностями по согласованию входного тракта с характеристиками используемой головки. Различные комбинации установок 12 микро-тумблеров в каждом канале учитывают тип картриджа, сопротивление, емкость, стандарт выравнивающей характеристики, регулируют чувствительность и усиление фонокорректора. Полученный график (рис. 1) в режиме RIAA normal очень точно описывает стандартную кривую. Неравномерность АЧХ для пересчитанных с учетом вышеуказанного стандарта значений в полосе звуковых частот не превышает 0,61 дБ (рис. 2). Усиление сигнала для установленной чувствительности 7,5 мВ составляет 37 дБ. Уровень нелинейных искажений измеряется тысячными долями процента в широком диапазоне частот. Для 1 кГц значение последнего параметра составило 0,002% (рис. 3). Выходное сопротивление стабильно низкое – 26 Ом. Из недочетов, в рамках нашей подборки, отметим разбег в уровне выходного сигнала между каналами, достигающий 0,2 дБ и высокое значение проникновения между ними (-50 дБ на 10 кГц).

Паспортные данные:
Тип – фонокорректор MM/MC | Название – Perreaux Silhouette SXV2 | Частотный диапазон (RIAA), Гц – 20—20 000 | Отношение сигнал/шум (для ММ), дБ – более 85 | Отношение сигнал/шум (для МC), дБ – нет данных | Гармонические искажения, % – 0,002 | Чувствительность (для ММ), мВ – 0,27—7,5 | Чувствительность (для МC), мВ – нет данных | Входное сопротивление (для ММ), Ом / кОм – 10 / 47 | Входное сопротивление (для МC), Ом – нет данных | Выходное сопротивление, Ом – 27 | Выходное напряжение, мВ – нет данных | Габариты, см – 21,6 x 5,8 x 16,8 | Масса, кг – 1,5

Оценки:
1. Дизайн - 90%
2. Качество изготовления - 95%
3. Звучание - 95%
4. Эргономика - 95%

Итоговая оценка  95%


Плюсы: точнейшая настройка под параметры любых картриджей, изысканный внешний вид, потрясающий комфортный саунд
Минусы: требуется терпение при настройке 

Вывод:
Незаменимый прибор для пытливого и опытного аудиофила, который любит экспериментировать со звуком и всегда ищет что-то лучшее



Итоги

Как мы уже сказали во вступлении, этот сравнительный тест был необычен. Сначала определялся лучший представитель одного класса техники, затем — другого, а далее мы попытались выявить лучший тандем из победителей — выбирали «сладкую парочку». Обо всех заслугах каждого участника вы можете ознакомиться в отдельном материале, посвященном тому или иному соискателю, а победителей увидеть в таблицах. Тем не менее вкратце обрисуем итоговую ситуацию. Среди проигрывателей винила золото (звание Best Buy) получил Pro-Ject RPM 10.1 Evolution, а серебро (редакционную рекомендацию) — атлет Gyro SE знаменитого английского бренда Michell Engineering. Действительно, обе вертушки заслуживают самых лестных эпитетов. В команде фонокорректоров на высшую ступень пьедестала взошел Perreaux Silhouette SXV2 за свою уникальную способность подстраиваться под любой картридж и за вдохновенное звучание. Ступенькой ниже расположился Electrocompaniet ESP 1 MC/MM из страны викингов за безупречное качество саунда и дизайн. Честно говоря, в нашем соревновании не было участников явно слабых — на итоговый вердикт повлияли лишь нюансы и личные предпочтения. А теперь наиболее интересное. После дополнительных тестов, призванных помочь нам определить лучшую связку «проигрыватель — корректор», победители поменялись местами. И вот тут уже мы отказались от объявления лидеров. В итоге мы (а в большей степени такое решение выносилось с учетом субъективных моментов) советуем использовать проигрыватель Pro-Ject RPM 10.1 Evolution с корректором Electrocompaniet ESP 1 MC/MM, а в пару к Michell Gyro SE назначаем Perreaux Silhouette SXV2. В любом случае вы получите выдающийся виниловый стафф.   


Лев Сергеев





Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00