Тестируем усилители VTL TL-5

5 Series II + MB-450 Series II Signature

Логика музыки

Комплект предварительного усилителя и усилителей мощности VTL TL-5.5 Series II + MB-450 Series II Signature

Цена - 884 000 руб. (за комплект)


VTL означает Vacuum Tube Logic. Но если вы полагаете, следуя распространенным штампам, что лампы — это нечто воздушное, хрупкое и душевное, играющее проникновенно, но без стали в голосе, то вы сильно заблуждаетесь. При всем совершенстве звучания аппараты VTL имеют совсем иную логику, которой придерживаются железно и бескомпромиссно

VTL, американская компания с южноафриканскими корнями, являет собой яркий пример наследственного семейного бизнеса. Историю, начатую знаменитым Дэвидом Мэнли, которого называли одним из отцов современного возрождения ламповой техники, сейчас успешно продолжает его сын Люк. Обе обновленные модификации, представленные в тесте, не относятся к числу топовых моделей фирмы, однако принадлежат к весьма заслуженным линейкам. У старших собратьев они переняли кое-какие существенные черты, в частности конструкцию дифференциального усилителя с полностью балансной схемой по входу и по выходу, быстросрабатывающие балансные контуры ООС с полной нулевой ООС и микропроцессорное управление выходными каскадами. Управляемый блок питания взят предусилителем TL-5.5 у вдвое более дорогой модели TL-6.5 Signature, а от фонокорректора TP-6.5 Signature Phono Stage ему достались мощный алюминиевый корпус и похожая секция фонокорректора, оптимизированная для работы с записями аналоговой эры. Что же касается MB-450 Signature Series III, то он способен похвастать умной системой контроля режима работы и безопасности выходных каскадов, автоподстройкой токов смещения и сеточных токов, а также возможностью управления коэффициентом демпфирования вручную, для лучшего согласования с широким классом АС.

Конструкция аппаратов полностью ламповая, с минимальной ООС. Предусилитель TL-5.5 Series II содержит две лампы 12AU7 и четыре 12AT7, обеспечивающие функционирование собственно усилителя, по паре 12X7 и 12AX7, а также пару 12AU7 — в секции фонокорректора для работы с головками типа МС и ММ. Входы в секции линейного усилителя переключаются посредством реле, 128-шаговое управление громкостью микропроцессорное. Предусилитель имеет возможность переключения между нормальным и низким коэффициентом усиления и режим моно. В каждом моноблоке MB-450 Series III Signature установлены по восемь тетродов (в нашем конкретном аппарате стоят KT88 Electro-Harmonix российского производства), входная лампа 12AT7 и драйверная 12BH7, обе тоже российские. В сигнальных цепях используются серебряно-масляные конденсаторы Mundorf. Автоматическая подстройка тока смещения и тока сетки способствует стабильности рабочей точки ламп при колебаниях сетевого напряжения. На микропроцессор также возложено отслеживание неисправностей, контроль переключения режимов тетрод/триод и функционирования в моде Standby с пониженным значением силы тока в выходных каскадах в целях продления срока службы ламп.
Внешность всей тройки очень спокойная и солидная, в моментально узнаваемом стиле. Корпуса изготовлены из алюминия, окрашенного в черный цвет, и густо испещрены вентиляционными прорезями. Толстые передние панели имеют легкий излом в середине, как раз и обеспечивающий ненавязчивый фирменный дизайн. У мощников есть окна из прозрачного пластика, через которые видны светящиеся лампы. Металлический брусок пульта управления снабжен всем необходимым — включением сети, выбором источника, громкостью, паузой и даже переворачиванием фазы входного сигнала. Эти же пункты продублированы рядом с мелкими кнопками на передней панели. Коммутационные группы сзади удобно разделены, без экономии места и комплектующих. На каждом моноблоке спереди имеются три управляющие кнопки — Mode, Power, Mute, а сзади гнезда трех 12-вольтовых триггеров для дистанционного управления усилителем. Mode позволяет выбрать триодный или тетродный режим включения выходных ламп. В этой модели VTL наконец-то реализовала долгожданную возможность регулировки глубины ООС и управления коэффициентом демпфирования вручную. Для этого имеются два двухпозиционных переключателя, расположенные рядом с драйверной лампой. Как и полагается мощным ламповым агрегатам, MB-450 изрядно потребляют электроэнергию и при работе излучают тепло так, что начинаешь сожалеть об отсутствии в комплекте кондиционера.

В почерке «жаркой тройки» VTL, особенно мощников, отчетливо прослеживаются правильные студийные корни. Правильные в том же смысле, в каком они есть, например, у больших колонок JBL, Westlake или Ocean Way. Звучание очень детальное — этот ламповый звук удовлетворяет самым строгим студийным стандартам. Но оно не стерильное, а живое. Также оно мощное, но абсолютно не прямолинейное. И далее все не совсем обычно. Про моноблоки можно сказать, что они сверхуверенно играют на чужом поле — выходная мощность более 400 Вт на канал и жесткий контроль акустических систем свойственны скорее транзисторным монстрам. Однако в отличие от последних MB-450 присущи не только стальные мускулы, но и гибкость, деликатность и бережное отношение к натуральным тембрам. Трепетный мощник на 400 Вт — звучит странно, но это правда. Флейты в барочных записях бьются от продуваемого воздуха и идеально разделяются по тембру и призвукам, клавесин сверкает бриллиантовыми капельками струн, орган дышит, играет серединой и посипывает мехами на педалях. «Аппассионата» вдруг напоминает о недавнем тесте другого интересного комплекта — Cary Audio SLP 05 + SA-200.2. Там проигрываемые стремительные пассажи казались чередой аккуратных, совершенной формы бусин, непрерывно сыплющихся и сыплющихся, в идеально уложенных ритмических последовательностях. Сейчас эта аналогия всплывает снова, возможно из-за ювелирной подачи — как златошвейка работает иголочкой. Но здесь, в отличие от предыдущего случая, все «бусины» бесконечно разнообразны, с шероховатостями и неидеальностями — правды жизни несравненно больше. Начала и концы нажатий на клавиши, паузы даны со всей филигранной точностью — с микроподвижками и движением рук реального человека (притом вдохновенно играющего человека). Высочайшее разрешение и темпоритмическая связность комплекта просто восхищают. Исполнение никак не назовешь точным, но бесстрастным (так же как нельзя сказать, что аппаратура навязывает свою подачу и утрированно накачивает эмоции). Чувство музыки и передача сути безупречны. В Четвертой симфонии Шуберта с Гюнтером Вандом главная тема сразу взволнованно и экспрессивно бежит вперед, увлекая за собой, а в величественной увертюре к «Тангейзеру» Вагнера моментально чувствуется почерк сэра Георга Шолти — эмоционально сдержанный и очень глубокий. Длинная тема, возникшая из небытия, разворачивавшаяся тысячу лет и пришедшая к давящему финалу — услышанная заранее; Шолти предугадал ее, взмахнул рукой, и тема начала быть. Такие моменты дорогого стоят. Усилители раскрывают бриллиантовую коллекцию великих интерпретаций, а не просто «играют музыку» с каким-то характером. Они совершенно всеядны и вдохновенно отыгрывают все жанры, вплоть до самых экстремальных. Благодаря ручной регулировке коэффициента демпфирования моноблоки MB-450 успешно контролируют практически любые АС, что мы и наблюдали в сравнительном тесте семи пар акустики. В самых неприятных случаях (провалы импеданса до 2 Ом, реактивная фаза и пр.) аппараты VTL ни грамма не теряли в динамике. Однако есть еще и понятия класса и стиля. Абсолютный максимум и ощущение музыкального откровения даст сочетание с высоко нейтральной акустикой, столь же детальной и живой, как и усилители. Тогда музыкальная истина, которая обычно лишь где-то рядом, станет ближе к счастливому обладателю подобной связки.    


Результаты измерений

Характеристики комплекта VTL не только являются эталонными для ламповой техники, но и дадут фору многим транзисторным образцам. Частотные искажения в звуковом спектре практически отсутствуют (рис. 1). Неравномерность АЧХ в этом диапазоне лежит в пределах 0,1 дБ. Ограничение полосы пропускания по уровню –3 дБ не фиксируется при любых вариантах включения, нагрузках и мощностях. Спад характеристики в тетродном режиме на 80 кГц составляет 0,24 дБ (в триодном 1,3 дБ). Важно отметить, что с изменением выходной мощности перечисленные показатели практически не меняются, как это обычно свойственно ламповым усилителям. Нелинейные искажения носят ламповый характер. На рис. 3 представлен спектр сигнала 1 кГц при выходной мощности 10 Вт на нагрузку 8 Ом. Оценить значения КНИ на других частотах в широком диапазоне выходных мощностей на той же нагрузке можно на рис. 2. Максимальная выходная мощность достигает 350 Вт. Здесь же фиолетовый граф демонстрирует поведение на 1 кГц в триодном режиме работы.


Паспортные данные:
Тип – предварительный ламповый усилитель | Название – VTL TL-5.5 Series II | Входное сопротивление, кОм – 35 | Частотная характеристика, Гц – 1—200 000 (по уровню –1 дБ) | Гармонические искажения, % – нет данных | Разделение каналов (1 / 20 кГц), дБ – более 100 / 80 | Аудиовходы – стереопары RCA (6), стереопары XLR (2), Tape Loop (RCA), Phono (RCA) | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR, Tape Loop (RCA) | Выходное сопротивление, Ом – 150 (максимум 400 Ом на 10 Гц) | Энергопотребление (Line / Phono), Вт – 60 / 130 | Габариты, см – 17,8 x 40 x 28 | Масса, кг – 13,6

Тип – монофонический ламповый усилитель мощности | Название – VTL MB-450 Series III Signature | Входной импеданс, кОм – 42 | Выходная мощность (при нагрузке 5 Ом, от 20 Гц до 20 кГц, тетрод / триод), Вт – 425 / 220 | Частотная характеристика (1 Вт, КГИ 0, %), Гц – 1—75 000 (по уровню –3 дБ) | Гармонические искажения (20 Гц — 20 кГц, 450 Вт тетрод / 200 Вт триод), % – менее 2,5 | Отношение сигнал/шум (450 Вт тетрод / 200 Вт триод), дБ – 110 / 120 | Аудиовходы – гнездо RCA, гнездо XLR | Энергопотребление (холостой / рабочий режим), Вт – 300 / 1000 | Габариты, см – 23 x 47 x 46 | Масса, кг – 42


Оценки:
Дизайн - 90%
Качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 95%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: живое, утонченное и эмоциональное звучание, ничуть не испорченное огромной выдаваемой мощностью
Минусы: аппараты очень греются при работе, в закрытых инсталляциях для мощников крайне желательна принудительная вентиляция


Вывод:
Блестящее трио от VTL занимает особую позицию при сопоставлении философии транзисторного и лампового усиления. Действительно (а не в рекламной брошюре) сочетая достоинства обоих подходов, усилители не играют, а создают галерею музыкальных образов


Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: