Волшебная лампа меломана

Сравнительный тест ламповых усилителей до 110 000 рублей

Еще не так давно скептики утверждали, что виниловый ренессанс скоро угаснет. Однако придется их разочаровать: понимание любителями музыки аналогового звучания способствовало тому, что производство соответствующего оборудования набрало хороший темп. Вернулись на полки магазинов и ламповые усилители. Подобная техника уже встречалась на страницах нашего журнала, и сегодня мы возвращаемся к этой теме снова. И будьте уверены, не в последний раз.

Собственно говоря, делать подробную презентацию ламповых усилителей, наверное, нет смысла — в предыдущих обзорах все это излагалось в довольно развернутом виде. Но заметим, что и в нынешнем марафоне принимают участие в основном двухтактные модели (push-pull), где использованы лампы усиления пентодных и триодных типов. Такие схемы обеспечивают сравнительно высокую выходную мощность в отличие от более «легких» однотактников. Сейчас на рынке ламповой усилительной техники имеется множество предложений, но ценовой диапазон весьма широк, от азиатских «народных» моделей за пятьсот американских дензнаков и до вершины иерархической лестницы, именуемой High End, с ценниками в полмиллиона и более рублей. Наша задача — обозначить золотую середину, те аппараты, которые были бы доступны по цене, но не страдали от существенных компромиссов. Дизайн почти всех участников соревнования в основном схож. Это массивное и тяжелое плоское шасси, по три трансформатора в кожухах кубической формы, а перед ними, как шахматные фигуры, расположены лампы разного размера и назначения, число которых тоже может быть различным, в зависимости от схемы. На лицевую панель, традиционно изготовленную из фрезерованного алюминия, выведены по две-три круглые ручки и несколько кнопок; в их наборе нет ничего нового: сетевой выключатель, регулятор громкости, селектор входов и иногда ручка балансировки каналов. Редко можно встретить гнездо для наушников. Одни модели снабжены моторизованным регулятором громкости и селектором входов и имеют аскетичные, но тяжеленькие пульты ДУ, у других управление исключительно ручное. Наличие встроенного фонокорректора — не правило, а скорее исключение. Зато по три винтовые клеммы на каждый канал для подключения акустических кабелей — это давно норма: разная по сопротивлению акустика требует индивидуального подхода. Количество входных стереопар тоже неодинаково: у одних аппаратов их всего две, у других до пяти, плюс у некоторых есть еще и выходы мониторной петли или же предварительного каскада усиления. Отметим, что маститые ламповые бренды часто используют в своей технике лампы российского изготовления, большая часть которых выпускается в Саратове, а потом, через главный офис в Петербурге, уходит за океан и в Европу. И нам, российским меломанам и экспертам, очень приятно взять в руки такую радиодеталь, на которой, помимо надписи Electro-Harmonix (под этой маркой лампы продаются в США), стоит клеймо «Сделано в России». Да и что говорить, коль наши умельцы-радиолюбители до сих пор используют в своих детищах казахстанские комплектующие середины 60-х годов — военное производство всегда высоко держало марку. Хотя, конечно, популярны и лампы, выпускаемые ныне в Чехии и Китае. Есть и еще один нюанс: только часть усилителей имеет мощные металлические защитные колпаки с ячейками. С одной стороны, защита от пыли — минимальная, но, скажем, такие кожухи хорошо предохранят лампы при транспортировке либо от шаловливых ручек маленьких и пытливых будущих меломанов. И дело даже не в том, что юный исследователь может сломать лампу, потянув ее на себя, а в большой вероятности ожога. Встречаются также устройства, выполненные в надежном закрытом корпусе. Это, конечно, практично, но неблагоприятно влияет на дизайн, ведь производители подобной аппаратуры часто пытаются выставить ламповое хозяйство напоказ, да и вентиляция в закрытых моделях оставляет желать лучшего.
Прослушивание проходило в нашем акустически подготовленном помещении, при этом каждый усилитель прогревался в течение 30 минут. Окончательный вердикт суммировался из баллов за дизайн, функциональность и качество сборки, но основным критерием был звук.


Тестовая система:

1. Источник 1 – проигрыватель компакт-дисков Bryston BCD-1
2. Источник 2 – проигрыватель грампластинок Technics SL-1210Mk2 с ММ-картриджем Goldring 2500, фонокорректор Fonel
3. Акустические системы – PMC OB1i
4. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus


Тестовый материал на CD:

1. XRCD by JVC 20 bit K2 (подборка из джазовых композиций, фьюжна и блюза)
2. Pope Music REEL3 sampler (широкая палитра классических произведений в аудиофильском качестве)
3. Леонард Коэн «Ten New Songs»
4. Кари Бремнес «Norwegian Mood»
5. Бадди Гай «Sweet Tea»
6. The Beatles «Abbey Road»
7. Savoy Brown «Steel»


Тестовый материал на виниле:

1. Рихард Штраус «Electra» (Нильсон, Резник, Коллиер, Краузе, Штольц, Солти), 2lp (1967, Decca, Germany)
2. И. С. Бах «Beruhmte Orgelwerke» by K. Richter, S. Hildenbrand, W. Krombach (1965, Telefunken, Germany)
3. Modern Jazz Quartet «In Memoriam» (1974, Atlantic, USA)
4. Bad Company (1974, Island, Germany)
5. The Beatles «Revolver» (1966, Mono, B/Y label Parlophone, UK)
6. Brand X «Masques» (1978, Passport, USA)
7. Хосе Фелисиано «Che Sara» (Victor — RCA, Germany)
8. Groundhogs «Hogwash»
(1972, UA, USA)



Raysonic SP-120 MKII

Цена - 98 000 руб.


Необычайно приветливый внешний вид, современный дизайн, качественные отделка и материалы — такой симбиоз в технике способен заинтриговать, удивить или заставить полюбить. Представляем ламповую школу из Канады — на стенде интегральный усилитель Raysonic SP-120 MKII

Год рождения корпорации Raysonic — 2000-й. Место рождения — Торонто, где обосновалась ее штаб-квартира. А вот производственные мощности, и так поступает сегодня подавляющее большинство производителей, умеющих считать деньги, расположены в Поднебесной. Одна из особенностей фирмы — использование прецизионных станков с числовым программным управлением собственной разработки. Собран и отделан Raysonic SP-120 MKII безупречно. Обаяния и шарма добавляют закругленные углы шасси из массивных алюминиевых листов и полос. Обработка металла — фрезеровка с ювелирным качеством. На лицевой панели есть только две круглые ручки — регулятор громкости и четырехпозиционный селектор входов, индикатор питания и принимающий сигналы с пульта ДУ инфракрасный датчик. Пульт, кстати, тоже изготовлен из полированного металла — он массивный и увесистый, но не слишком удобный в обращении. С его помощью можно переключать входы, регулировать громкость или отключить звук вовсе. Выключатель питания расположен несколько необычно — на правой боковине корпуса. В задней части верхней панели выстроились три массивных пластиковых колпака кубической формы, покрытые в тон металла светло-бежевым лаком. Они скрывают мощные трансформаторы с расширенным частотным диапазоном. В авангарде, как на шахматной доске, стоят разные по величине фигуры — усилительные лампы: четыре (по паре на канал) очень популярных в радиотехнике лучевых триода КТ88 и три «пешки» — два маленьких двойных триода 12AU7 и триод 6922ЕН, обслуживающие предварительные каскады усиления. Это классическая ультралинейная конструкция класса AB. На выходе схема обеспечивает суммарные 100 Вт, причем можно использовать акустику с сопротивлением как 4, так и 8 Ом. Raysonic SP 120 MKII оснащен переменными резисторами и катодными портами (отверстия на верхней крышке) для регулировки тока смещения ламп KT88. Все резисторы и конденсаторы тщательно отобраны. Подсоединять к прибору акустические кабели, идущие от колонок, нужно в соответствии с маркировкой на задней панели, ведь на каждый канал установлено по три винтовых клеммы для использования АС с разным сопротивлением (4 и 8 Ом). Перед первым прослушиванием лучше прогреть усилитель в течение получаса, а перед каждым последующим разом достаточно будет пяти-десяти минут. Регулировать ток смещения на KT88 при помощи вольтметра (в комплект не входит) необходимо раз в год — на контрольных точках на верхней панели аппарата должно быть выставлено при помощи переменного резистора по 0,45 В.
Теперь о главном, о звучании. Если приобретать Raysonic SP-120 MKII исключительно для воспроизведения цифровых записей, будь то диски CD или SACD либо файлы различного формата и качества, то платить такую сумму за ламповую модель, скорее всего, не стоит. К саунду, впрочем, претензий нет, но это мало чем напоминает чистый «аналог» — по субъективным, естественно, ощущениям. Конечно, аппарат слегка оживляет фонограммы, акцентируя эмоции, но не более того. Не исключено, что некоторые люди привыкли к бескомпромиссным шестнадцати битам, но «лампа» в их системе будет чем-то вроде дорогого украшения — хотя почему бы и нет? Зато с винилом этот усилитель работает исключительно грамотно. Тут вам и чисто аудиофильское блюдо из хорошего мяса, и изюминка в виде шарма, и специи в виде эмоций. Добавьте в цепочку ламповый фонокорректор, поэкспериментируйте с типами картриджей, и Raysonic SP-120 MKII вполне может выйти в фавориты и покорить вас своим отменным аналоговым звуком. К тому же он дружит с любыми жанрами и стилями.


Результаты измерений:

По совокупности полученных показателей Raysonic SP-120 MKII является лидером нашей подборки. Единственный негативный результат — большое значение разбалансировки каналов (1,41 дБ), что мы связываем с особенностями настройки конкретного экземпляра. Усилитель имеет крайне малую неравномерность АЧХ (0,1 дБ) и стабильное поведение графика в этой зоне при различных уровнях сигнала (рис. 1). Максимальная выходная мощность составила 87 Вт. Если ограничиться значением 25 Вт, то нелинейные искажения не превысят 1% (рис. 2), а при невысоком уровне выходного сигнала величина указанного параметра может конкурировать с показателями транзисторной техники. Последнее относится и к отношению сигнал/шум, которое по результатам измерений составило 103 дБА. Ослабление проникающего сигнала между каналами очень велико и находится гораздо ниже порога слышимости даже в верхней части спектра (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Raysonic SP-120 MKII | Мощность, Вт – 2 х 50 | Частотная характеристика, Гц – 5—78 000 | Гармонические искажения, % – менее 1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 96 | Аудиовходы – стереопары (4) | Энергопотребление, Вт – 275 | Габариты, см – 43 x 30 x 20 | Масса, кг – 25


Оценки:
Дизайн - 90%
качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: роскошная внешность, богатая функциональность, яркий, эмоциональный саунд
Минусы: нет защитного кожуха для ламп, не очень удобный пульт ДУ, чуть жестковатое звучание


Вывод:
Усилитель предлагает семь каналов исключительной мощности и качества, способных не только сопровождать фильмы, но и усладить слух волшебными звуками музыки


T.A.C. К-35

Цена - 110 000 руб.


На стартовой линии новый участник из довольного известного европейского клуба. Он несколько отличается от остальных аппаратов своей формой, но главное, конечно, не в ней, а в содержании и достигнутых результатах. Попытаемся выявить его способности и заслуги, если таковые смогут обозначиться в ходе соревнования

Трехбуквенное имя бренда скрывает три слова — Tube Amp Company. Это подразделение корпорации Sintron, знакомой нам по хорошо известной современным меломанам немецкой марке Vincent, под которой выпускается аудиотехника высокого класса. Если большинство классических ламповых интегральников в технических и аудиофильских кругах шутливо называют «хлебницами» из-за сетчатых, обычно закругленных спереди металлических колпаков, закрывающих лампы, то T.A.C. K-35 внешне больше похож на печь СВЧ или бытовой гриль. То есть у него полностью закрытый корпус с вентиляционными отверстиями на верхней панели и небольшими щелями вверху и внизу «дисплея» — стеклянной защитной полосы на фасаде, представляющем собой толстую фрезерованную панель из алюминия. На нижней линии расположены кнопка включения питания, две круглые ручки (регулятор громкости и селектор входов), индикаторы на светодиодах и ИК-сенсор для получения команд с пульта ДУ — длинного и изящного металлического бруска, довольно удобного для манипуляций. Это тоже классический пуш-пульник, и его предварительный каскад обслуживают четыре двойных триода — 12AU7 и 12AX7, а в выходном каскаде работают популярные в народе «елки» — пентоды EL 34. Однако на сей раз конструкторы взяли не российские копии британских Mullard, а лампы китайской фирмы Shuguang. Впрочем, они тщательно подобраны, и, самое главное, в схеме используется функция AutoBias, то есть все лампы автоматически регулируются по току смещения. Внутренний монтаж выполнен традиционным навесным методом, кроме основной платы, в которой установлены керамические панели для ламп с добротными цанговыми зажимами. И снова напомним, что нужно быть внимательным при подсоединении акустических кабелей — жил две, а клемм три на каждый канал, поэтому убедитесь в точном соответствии сопротивления вашей акустики (4 или 8 Ом) маркировке на коммутационной панели усилителя. Предварительный прогрев минут на тридцать также будет не лишним, но потом при каждом очередном включении это время можно сократить. Хотя индикатор прогрева (warm up), расположенный на передней панели, приглашает к прослушиванию уже через 15 секунд.
Начали тестирование мы, как обычно, с тяжелого рока и были несколько огорчены — этот стиль пришелся T.A.C. K-35 не слишком по нраву. Такое ощущение, что аппарат просто не успевал обрабатывать шквал риффов, эффектов дисторшена, барабанных очередей. Чувствовались какая-то скомканность, смазанность, отсутствие самых мелких деталей. Впрочем, подобная картина вполне свойственна ламповым приборам, которые, к примеру, делают энтузиасты-самодельщики, подгоняя их саунд под определенные жанры, как правило, джаз или легкую классическую музыку всех направлений. Там-то и нужны прежде всего комфортность и деликатность, а не насыщение децибелами. Поэтому, когда мы начали двигаться в этом направлении, ситуация стала кардинально меняться. Мы прошлись по мягкой поп-музыке, легкому и мелодичному арт-року, не нашли никаких изъянов в исполнении записей ритмичных жанров типа диско, рэгги и фанка, замешанного на соуле. И, получив удовольствие от инструментального нью-эйджа, погрузились в гипнотическую атмосферу джаза. А классический академический материал поставил точку в споре о будущем вердикте. Да, T.A.C. K-35 — усилитель не для всех, он капризен, но в своей стихии виртуозен.


Результаты измерений:

Измерения усилителя T.A.C. K-35 дают весьма неплохой результат. Выходная мощность и КНИ слабо зависят от частоты сигнала (рис. 2). Не превышая 20-ваттный уровень, мы имеем достаточно чистый от продуктов нелинейных искажений спектр (менее 1%). Верхняя граничная частота сигнала при 10 Вт на выходе устройства равна 53 кГц. Неравномерность при этом же значении составляет 0,71 дБ (рис. 1). Последний параметр ведет себя нестабильно из-за спада характеристики в высокочастотной области звукового диапазона при разном уровне выходной мощности, однако в рамках допустимого. Каналы отстроены идеально: разница в амплитуде сигнала не превышает 0,11 дБ, а взаимопроникновение между ними не будет различимо даже на высоких частотах (рис. 3). Отношение сигнал/шум среднее для усилителей подобного типа и составляет 94 дБА.


Паспортные данные:
Название – T.A.C. K-35 | Мощность, Вт – 2 х 35 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,6 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 90 | Аудиовходы – стереопары (4) | Дополнительно – аудиовыход для записи | Энергопотребление, Вт – 280 | Габариты, см – 43 x 20 x 38 | Масса, кг – 21,5


Оценки:
Дизайн - 85%
качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: солидное шасси, добротная сборка, очень теплый аналоговый саунд, отличное исполнение классики и джаза
Минусы: плохо вентилируемый корпус, пасует на тяжелом роке


Вывод:
Дизайн этой модели порадует ценителей монументального High End, однако во главу угла здесь ставится не изящество форм и броский наряд, а настоящий, стопроцентно ламповый звук, который и является сильной стороной T.A.C. K-35


Tri TRV-A88SE

Цена - 88 000 руб.


И вот, наконец, интрига — на старте темная лошадка из Страны восходящего солнца. Это ламповый однотактный усилитель корпорации Triode — модель TRI-A88SE. В ней явно прослеживаются характерные черты представителей островного государства: изящные формы, в меру броская, но разнообразная колеровка узлов, сравнительно небольшой вес и умеренная мощность. Что ж, наблюдаем за выступлением

Мы, конечно, слукавили, назвав тестируемый прибор темной лошадкой, — уже больше 12 лет Triode Corporation, чьи мощности расположены недалеко от Токио, разрабатывает и производит ламповую аудиотехнику класса High End, при этом весьма доступную по цене, а стало быть, и весьма популярную. Ко всему прочему в своих усилителях Triode использует собственную элементную базу и оригинальные схематические решения. Аппарат поистине роскошен — элегантный дизайн сочетается с солидными материалами отделки. Tri TRV-A88SE выполнен в форм-факторе «миди», хотя классические черты присутствуют и здесь. Мощное шасси по бокам закрыто натуральными цельными щечками из красной вишни. Фасад традиционно сделан из толстой плиты фрезерованного алюминия, в которую интегрированы лишь три органа управления: кнопка подачи питания, регулятор громкости и селектор входов на три положения. Верхняя панель из хромированного и отполированного до зеркального блеска металла несет на себе искрящийся малиновый кожух, под которым расположены все трансформаторы и довольно скромный, всего лишь четырехламповый арсенал. Это два триода KT88, раскачивающих выходной каскад, и два двойных триода 12AX7s, работающих в предварительной секции усиления. Такая конструкция свойственна однотактникам, работающим в чистом классе А, каковым и является Tri TRV-A88SE. Силовой тороидальный трансформатор и выходные лампы EI были изготовлены по специальной технологии и имеют минимальное магнитное излучение, широкую частотную полосу и низкое сопротивление. В схеме, выполненной навесным монтажом, кроме платы с лампами использованы прецизионные резисторы KOA и конденсаторы Toichi Oil японского производства. Сборка осуществляется вручную исключительно на территории Японии. Конечно, однотактный усилитель в силу своей конструкции не сможет удивить мощностными показателями, но если подобрать к нему в пару акустику с высокой чувствительностью, то проблем с ее раскачкой не возникнет. Зато такие аппараты, как правило, обладают особой теплотой, натуральностью и глубиной звучания, а также высокой степенью комфорта. На коммутационной панели мы снова видим по три акустических терминала на канал, но в данном случае на 6 и 8 Ом. Прогрев усилителя потребует нескольких минут — индикатор включения будет в это время моргать. И при этом уровень громкости должен быть выведен на минимум.
Первое, что нас порадовало, — способность Tri TRV-A88SE сглаживать «цифру», которая подается с CD-плеера. Любителям высоких разрешений и апологетам сетевого стриминга, возможно, сложно понять, о чем речь, но тем, кто переходит или обновляет свою систему на теплую «лампу», будет приятно в этом убедиться. Компакт-диски начинают играть более комфортно, не утомляя слушателя, саунд становится натуральнее. Однако не советуем использовать устройство в сильно переглушенных помещениях. Что касается винила, то с ним у Tri TRV-A88SE полное взаимопонимание. Лучше всего преподносятся классические произведения и джазовые откровения. Филигранно отыгрываются хороший фолк, акустическая гитара, балладные стили, тут очень много воздуха, чистоты и обаяния. Как раз для такого материала и не нужна огромная мощность, поэтому он исполняется нежно и деликатно. А вот в альтернативных жанрах не исключены некоторые сложности — рок может быть излишне смягчен, а басы несколько размыты. Тем не менее рекомендуем обязательно обратить внимание на Tri TRV-A88SE — это очень незаурядный усилитель. 


Результаты измерений:

Самый компактный участник нашего теста. К сожалению, небольшая масса и габариты Tri TRV-A88SE (что в данном случае означает малую мощность силового и выходных трансформаторов) отрицательно сказываются на его характеристиках. Максимальная выходная мощность при 10% КНИ равна всего 14 Вт. Уровень искажений при половинной мощности все еще высоковат (рис. 2). Нехватка мощности особенно сказывается в области низких частот, что хорошо заметно по графику АЧХ (рис. 1). Спад в этой области при 10 Вт на выходе устройства приводит к возрастанию неравномерности до 5,2 дБ. Интересно ведет себя график, иллюстрирующий взаимопроникновение сигнала между каналами (рис. 3). На ВЧ уменьшение величины ослабления незначительно, а вот в НЧ-диапазоне проникновение достаточно большое и на 50 Гц достигает –52 дБ. Отметим также низкий коэффициент демпфирования, который для нагрузки 8 Ом составил ровно 1.


Паспортные данные:
Название – Tri TRV-A88SE | Мощность, Вт – 2 х 12 | Частотная характеристика, Гц – 15—40 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – более 88 | Аудиовходы – стереопары (3) | Энергопотребление, Вт – 100 | Габариты, см – 23 x 17,5 x 39 | Масса, кг – 11,5


Оценки:
Дизайн - 95%
качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: неординарный дизайн, компактность, роскошный аналоговый саунд
Минусы: нет пульта ДУ, требует тщательного подбора акустики


Вывод:
Этот привлекательный и качественный усилитель доставит истинное удовольствие и привередливому аудиоэстету, и завзятому меломану. Особенно ему удаются классическая и джазовая музыка


Rogue Audio Cronus Magnum

Цена - 94 500 руб.


Представляем вам нового соискателя гран-при — мускулистого и крепкого представителя за­океанской «спортивной» школы. Он, несомненно, подтянут, широк в плечах и харизматичен. На подиум приглашается мощный двухтактник из Пенсильвании — Rogue Audio Cronus Magnum

Появился на свет этот атлет в небольшом городке Бродхедсвилле, мало кому известном. Но дотошные меломаны обратили пристальное внимание на обосновавшуюся там фирму, выпускающую отменную и необычную аналоговую технику. Не­обычность данной модели проявляется, например, в дизайне, а еще в том, что для того, чтобы осуществить некоторые важные регулировки, вам придется поработать отверткой, а не только ознакомиться с инструкцией. Либо прибегнуть к помощи специалистов из сервисного центра. Но все по порядку. Усилитель Rogue Audio Cronus Magnum сделан из металла: стальной корпус с верхней крышкой, покрытой порошком, толстая передняя панель из вороненого фрезерованного алюминия (еще есть серебристый вариант). Вопреки классическим представлениям трансформаторы, хотя и находятся на задней линии, утоплены внутрь корпуса, причем у них закрыты только обмотки, а пластины сердечников выставлены на обозрение, что, впрочем, не портит внешнего вида. Во второй фаланге слева из корпуса выступают четыре цилиндрика фильтрующих конденсаторов-электролитов, а с правой стороны имеется металлическая заглушка, зафиксированная двумя винтами с широкими шляпками (об этом секрете расскажем позже). В центре установлен круглый, под старину, стрелочный миллиамперметр для регулировки тока смещения ламп в оконечном каскаде. А на следующей линии возвышаются как раз они — четыре тетрода KT90EH американской фирмы Electro-Harmonix, которые делаются в России, — весьма необычный симбиоз. На переднем плане еще пять двойных триодов, отвечающих за предварительное усиление: три 12AU7 и два 12AX7. Они тоже саратовского производства. За левым трансформатором в двух зажимах установлена изящная отверточка с тончайшим плоским пластиковым жалом. А теперь раскроем секрет: при смене (замене на аналоги) ламп или через год с начала эксплуатации прибора требуется подстроить ток смещения на оконечных тетродах. Для этого вам надо, сняв вышеупомянутую заглушку, в открывшейся нише попеременно включать тумблер, соответствующий каждой лампе, и, вращая отверткой переменный резистор, также имеющий маркировку номера лампы, установить ток в 35 мА, следя за показаниями стрелки миллиамперметра. Пусть эта процедура вас не пугает — в действительности все предельно просто. Остается добавить, что в Rogue Audio Cronus Magnum есть встроенный RIAA-фонокорректор под картриджи MM. Регулятор громкости на потенциометре ALPS с сервоприводом управляется с массивного (не уроните на ногу) пульта ДУ. Также здесь имеются выход на наушники на передней панели и два аудиовыхода на стереопарах RCA, один из которых регулируемый. И еще один весомый аргумент: все это хозяйство собрано в США. Аппарат работает с акустикой на 4 и 8 Ом. По умолчанию выставлен режим для четырехомных колонок, а чтобы использовать более высокое сопротивление, вам придется открутить четырнадцать саморезов с крестообразными шлицами, снять верхнюю крышку и перекинуть отводы от трансформаторов на выходные клеммы согласно внутренней маркировке.
Практически никаких минусов в звучании Rogue Audio Cronus Magnum мы не обнаружили. А те артефакты, которые выявились в процессе воспроизведения CD с неудачным ремастерингом или новодельного винила с зауженными дорожками (хорошие релизы разбивают на два диска), нарезанного с цифрового исходника, мы не сочли огрехами усилителя. Сразу отметим тот факт, что, несмотря на наличие встроенного фонокорректора, для этого аппарата лучше все же подобрать внешний — высококлассный и желательно тоже ламповый. Операционники, конечно, компактны, но жестковаты по саунду. В пару к прибору можно посоветовать весьма удачный родной фонокорректор Ares, но стоимость его высоковата.  


Результаты измерений:

Самый мощный (по максимальному значению этого параметра) участник нашей подборки — 94 Вт при 10% КНИ. Но, похоже, достижению такой величины и рекордному коэффициенту демпфирования (11,9) были отданы все силы. Неравномерность АЧХ в полосе звуковых частот худшая в тесте — более 2 дБ. С увеличением уровня сигнала на выходе существенно сужается полоса пропускания. Так, верхняя граничная частота снижается с 43 Гц при 1 Вт до 25 Гц при 10 Вт (рис. 1). Аппарат продемонстрировал невысокое отношение сигнал/шум (87 дБА). В ВЧ-области Rogue Audio Cronus обладает повышенным уровнем нелинейных искажений (рис. 2). Спектр весьма зашумлен интермодуляционными составляющими сигналов. Взаимовлияние между каналами довольно ощутимо и сильно отличается от направления проникновения. На частоте 10 кГц ослабление между правым и левым каналом составляет всего лишь 21 дБ (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Rogue Audio Cronus Magnum | Мощность, Вт – 2 х 55 | Частотная характеристика, Гц – 5—50 000 | Гармонические искажения, % – менее 0,1 | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары (4) | Аудиовыходы – стереопары (2) | Дополнительно – выход на наушники (Jack) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 37 x 48 x 18 | Масса, кг – 25


Оценки:
Дизайн - 95%
качество изготовления - 95%
Звучание - 95%
Эргономика - 90%

Итоговая оценка - 95%


Плюсы: качественная сборка, встроенный фонокорректор, выход на наушники, настоящий ламповый саунд
Минусы: нет защитной крышки для ламп


Вывод:
Усилитель уверенно и качественно работает абсолютно со всеми жанрами, поэтому круг желающих его приобрести может быть чрезвычайно широк

Pure Sound A30

Цена - 77 000 руб.


Последним стартует спортсмен из Девоншира — Pure Sound A30, отцом которого является настоящий гуру аудиоинженерии, знаменитый и гениальный Гай Сарджент. Кстати, предшественник этого усилителя, с модельным номером A10, уже принимал участие в аналогичном соревновании. Однако данный аппарат имеет свои собственные конструктивные особенности и потому отличается от соперников

25-килограммового монстра не так легко достать из коробки — попросите кого-нибудь вам помочь. Зато потом вас ждет впечатляющее зрелище. Pure Sound A30, несомненно, тяжелоатлет — как по весу, так и по габаритам. Этот, казалось бы, классический усилитель удивляет количеством ламп. На широком черном шасси из металла расположился целый залповый расчет — десять единиц разнокалиберного оружия. Тылы надежно защищены тремя массивными «бункерами», в которых находятся трансформаторы с литыми каркасами. Передняя панель из толстой плиты черненого алюминия лаконично украшена тремя светлыми ручками (селектор входов, регулятор громкости, выключатель питания), которыми придется манипулировать вручную — пульт ДУ здесь отсутствует. Подобным аскетизмом отличается и задняя стенка шасси: не считая сетевого гнезда, там есть три входные стереопары на разъемах RCA и по три акустических терминала на каждый канал для акустики с разным сопротивлением. В оконечных каскадах трудятся четыре отечественных лучевых пентода 6550. Две 5Z4P, две 6N8P и две 6N9P, но китайского производства, — это триоды-выпрямители, драйверы и входные лампы. По схеме аппарат является ультралинейным пуш-пульником, работающим в классе А. Кроме того, в нем предусмотрена возможность перехода из ультралинейного режима в триодный; для переключения между колбами 6550 стоят соответствующие тумблеры. Впечатлениями от работы Pure Sound A30 в разных вариациях мы поделимся ниже. Традиционно в качестве регулятора громкости выбран потенциометр японской компании ALPS, правда не моторизованный. Отобранные пленочные резисторы изготовлены на основе карбона. Полипропиленовые конденсаторы SCR имеют последовательное включение. В силовой части установлен сглаживающий дроссель. Любопытная деталь: на верней панели у края в центре закреплена крошечная табличка из алюминия с порядковым номером усилителя, имеющая всего 4 знака, — это указывает на то, что модель собирается вручную и выпускается ограниченным тиражом. Как всегда, такому аппарату необходим основательный прогрев перед первым включением и небольшой перед каждым очередным прослушиванием. Акустические провода надо подсоединять внимательно, выбирая две нужные винтовые клеммы из трех предложенных для каждого канала. При переходе из ультралинейного режима в триодный советуем выводить уровень громкости в нулевое положение. И еще одна рекомендация: приобретите к Pure Sound A30 ламповый фонокорректор, особенно если вы предпочитаете классические стили, академическую и камерную музыку, — он ощутимо добавит саунду воздуха, чистоты и натуральности, а для поп- и рок-музыки вполне подойдет что-нибудь приличное, но на «камнях».
Теперь, как и обещали, о разнице в звучании. На самом деле глобального отличия от младшей модели мы не услышали, однако триодный режим дал более раскрепощенный, красивый звук с минимумом искажений, но не слишком хорошо контролируемым басом, а ультралинейный обеспечил повышенную динамику, саунд был собраннее и отчетливее, но отчасти какой-то блеклый. Вот эти свойства как раз и можно использовать при усилении музыки разных музыкальных жанров. Что интересно, одним нашим коллегам больше понравился первый вариант усиления, а другим второй. Хотя когда дело касается субъективного восприятия, подобный разброс мнений совершенно нормален. Поэтому у счастливого обладателя Pure Sound A30 будет возможность для выбора лучшего звука именно согласно своим ощущениям.  


Результаты измерений:

 

Pure Sound A30 выделяется среди остальных участников теста очень сбалансированными показателями. Хотя значения ни одного параметра не являются рекордными, многие из них крайне мало отличаются от лидирующих величин, а остальные занимают средние ступеньки. Отметим малую неравномерность и стабильность АЧХ (рис. 1). Красный и синий граф демонстрируют амплитудно-частотную характеристику при выходной мощности 10 Вт соответственно для левого и правого канала, оранжевый — для левого при 1 Вт. Разбалансировка между каналами не превышает 0,25 дБ. При уровне искажений 10% усилитель отдает 36 Вт (рис. 2). Барьер в 1% КНИ на средних частотах соответствует 16 Вт выходной мощности при нагрузке 8 Ом. Коэффициент демпфирования высокий для ламповых усилителей — 7,5. Проникновение звукового сигнала между каналами ниже порога различимости на любой частоте (рис. 3).


Паспортные данные:
Название – Pure Sound A30 | Мощность, Вт – 2 х 30 | Частотная характеристика, Гц – 13—60 000 | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары RCA (3) | Энергопотребление, Вт – нет данных | Габариты, см – 43,5 x 20 x 35 | Масса, кг – 25


Оценки:
Дизайн - 90%
качество изготовления - 95%
Звучание - 90%
Эргономика - 85%

Итоговая оценка - 90%


Плюсы: добротная сборка, возможность работать в двух режимах усиления
Минусы: нет пульта ДУ, только три линейных входа


Вывод:
Это монументальное произведение искусства придется по вкусу широкому кругу меломанов и аудиофилов, особенно тем, кто рассматривает в качестве главного аргумента приемлемый ценник и серьезные габариты аппарата


Итоги


Сегодняшнее соревнование — а сколько их еще будет! — оказалось интереснее, чем те, в которых участвуют атлеты одной весовой категории, хотя там судить проще. Мы же устроили некие бои без правил. Однако у нас все по-другому — если в настоящем спорте котируются ураганные хуки, джебы и прямые удары, которые кладут соперника на ковер в бесчувственном состоянии, то здесь выигрывают те, кто обладает тонким шармом, обаянием, комфортностью, теплом и прочими составляющими аналогового звука. Поэтому мы подобрали приборы, отличающиеся друг от друга по схемотехнике, техническим концепциям, дизайну, географическому происхождению. Зато стоимость этих очень качественных устройств относительно доступна, разброс цен на них не слишком велик, так что читатель или будущий пользователь этой востребованной сегодня аудиотехники сможет легко определиться с направлением, которое следует принять в поисках нужной модели. Сразу отметим, что явно слабых участников в тесте не было. Впрочем, оно и понятно — все представленные марки широко известны и популярны. Все соискатели обладают характерным аналоговым звучанием, хотя раньше нам часто попадались аппараты, игравшие как очень добротные транзисторные интегральники и сделанные, видимо, для прихоти эстетов и любителей экзотики, а не для серьезных коллекционеров, слушающих оригинальные издания на виниловых пластинках. Зато все устройства из нынешнего сравнительного теста подойдут именно для второй категории слушателей. Что касается наград, то, сомневаясь временами в целесообразности их присуждения такой команде участников в принципе, мы все-таки решили от них не отказываться. Титула Best Buy удостаивается усилитель Rogue Audio Cronus Magnum. Победу ему обеспечили, во-первых, уникальная функциональность — встроенный фонокорректор, большое количество входов и два выхода, гнездо для подключения наушников, регулировка звука с пульта ДУ, точная ручная подстройка bias, а во-вторых, самая высокая мощность и роскошный ламповый саунд при одной из наиболее низких в тесте цене. Серебро и рекомендацию редакции получает самый маломощный однотактный усилитель Tri TRV-A88SE, который, возможно, не играет мускулами и не обременен дополнительными функциями, зато потрясающе исполняет сложнейший материал, а по теплоте и натуральности звучания явно обошел соперников. На третью ступень мы ставим… да, если бы не спортивные законы и традиции, то сюда мы бы пригласили всех остальных участников нашего мини-марафона, так как худших просто не было. Тем не менее бронзу и звание «Выбор эксперта» мы решили дать усилителю Pure Sound A30. Этот аппарат способен работать в двух режимах, демонстрируя качественный и вкусный звук.



Лев Сергеев


Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

3.25