Кабинет министров Украины объявил тендер на разработку правительственного портала

Правительство Украины объявило о начале открытого тендера на разработку и внедрение программного обеспечения для единого веб-портала Кабинета Министров Украины, сообщает портал AIN. Заявки на участие в тендере будут приниматься до 11 часов 17 апреля 2002 г. На следующий день, 18 апреля в 11 часов на специальной комиссии будет определена компания-победитель. В эксклюзивном интервью AIN начальник Управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Департамента внутренней политики Секретариата Кабинета Министров Украины Виктор Бондарь отметил, что объявленный тендер, в первую очередь, должен определить генерального подрядчика по выполнению работ. Выигравшая компания должна будет выполнить практически весь комплекс работ, связанных не только с созданием самого веб-портала, но и интеграцией веб-сайтов других министерств и государственных органов с порталом правительства. Также в блок работ победителя тендера войдет разработка концепции, ТЗ, стандартов будущей информационной системы Портала исполнительной власти Украины. Виктор Бондарь не исключил того, что компания, выигравшая тендер, будет привлекать к выполнению работ различных субподрядчиков, поскольку планируемый фронт работ достаточно сложный и вряд ли под силу какой-либо одной компании. По словам г-на Бондаря, стоимость этого проекта составит около 1,5 млн. гривен (около $280 тыс.). Финансироваться работы будут из бюджета Секретариата Кабинета министров, а также за счет программы информатизации-2002, которая сейчас проходит завершающую стадию утверждения и в апреле, по словам заместителя председателя Гокомсвязи Украины Олега Проживальского, должна быть утверждена. Собственно, этот момент пока не позволяет говорить о какой-либо окончательной стоимости проекта. Еще нет ясности будут или нет в программе информатизации на этот год учтены затраты на правительственный веб-портал и какая сумма будет на это выделена. Все говорит о том, что этот процесс пройдет в рамках идеального сценария, однако, пока подписи под документами не поставлены, говорить о чем-либо конкретном не приходится. Тем не менее, если с программой информатизации возможны какие-то сбои (что, впрочем, маловероятно, но все же возможно), то однозначно будет реализована "задача минимум". Она, по словам Виктора Бондаря, включает в себя переделку существующего ныне сайта украинского правительства и приведение его в более функциональный вид, а также интеграция в общую информационную систему 2-3 сайтов министерств, наиболее готовых к такому информационному объединению. Весьма важным вопросом является и то, что же хочет власть сделать на своем едином веб-портале. По словам Виктора Бондаря, прототипом украинского портала власти могут быть сразу несколько уже реализованных в мире аналогичных проектов. По его словам, наиболее близкими по реализации являются государственные порталы США, Канады, Великобритании и Австралии. Основополагающим моментом здесь является нацеленность проекта не на политику, а на людей и удовлетворение их информационных потребностей при взаимоотношениях с государственными органами власти, считает г-н Бондарь. Напомним, что одно из первых постановлений Кабинета министров Украины в 2002 г. было посвящено проблемам интернета, а именно постановлением N3 от 4 января 2002 г. установлен порядок публикации в Сети информации о деятельности органов исполнительной власти. Это постановление, по мнению многих наблюдателей, может действительно стать отправной точкой при реализации такого проекта, который как минимум увеличит прозрачность деятельности исполнительной власти в Украине, а как максимум может стать первым шагом на пути украинского государства в "светлое" цифровое информационное будущее. "Для этого решения просто созрели. Время пришло. Не только руководство начало понимать, что эти технологии действительно облегчают работу. В правительстве была создана уникальная автоматизированная система, все увидели, насколько она эффективна внутри. Она не только облегчает и ускоряет работу, она работу оптимизирует и упрощает. Она дает возможность создать механизм анализа, что и как делается. Многие процессы перестроились. Если раньше движение документов осуществлялось по две-три недели, то теперь все происходит намного быстрее". Как человек "изнутри", Виктор Бондарь признался, что продвигать новые технологии в закостенелый госаппарат, где огромное влияние имеет средне-мелкий пласт чиновничества, у которого бюрократическая волокита является основной тактикой и стратегией их государственного "бизнеса", весьма сложно. Но, по его словам, сложно не потому, что кто-то сопротивляется. "Есть большая текущая загрузка. Люди привыкли работать по одной схеме - бумага к бумаге и т.д. Мы меняем схему работы и автоматизируем процессы. Все понимают, что это облегчит работу, но времени переключиться, обучиться чему-то новому очень мало, и многие очень боятся, что пока они будут обучаться, что-то не успеется, сорвутся сроки и т.д. На самом центральном уровне это не самая большая проблема, и она, как показывает практика, вполне решаема. На среднем, районном уровне, где работают непосредственные исполнители, и который выполняет 75% работы государства с гражданами, вероятно, будут большие проблемы с переходом и перестройкой на новые схемы работы. Но, в основном, по причине нехватки времени. Хотя, конечно, есть и проблема с самой перестройкой схемы работы. Сейчас 75% времени на этом уровне уходит на то, чтобы человеку объяснить куда ему идти, что делать, какие документы подготовить, как написать, когда сдать и т.п. Конечно, меняться что-либо там будет не очень быстро, и не всех это устроит". Однако, как заявил Виктор Бондарь, главным стимулирующим фактором будущего активного процесса на местах при перестройке на новые схемы работы является то, что правительство взяло выполнение этого постановления под специальный контроль. "Ежемесячно мы будем требовать с мест отчеты и анализировать, как оно исполняется на местах и на уровнях центральных органов исполнительной власти", - отметил он. "За месяц, конечно, ничего не могло сильно поменяться. Но месяца за 3-5 существенно пополнится информация на веб-сайтах госорганов всех уровней, обновится их структура. Уже есть определенная активность на разных уровнях, многие готовят свои концепции того, что же они должны сделать. Мы принципиально уже определились с тем, что будет представлять собой главный портал. Это будет не общее хранилище данных, а единая поисковая машина, которая позволит оптимизировать поиск необходимой информации на сайтах исполнительной власти. Эта машина будет иметь хороший уровень навигации как Rambler.Ru или Yahoo.com, которая позволит человеку легко найти необходимую информацию и не запутаться в ней," - считает г-н Бондарь. Как заявил Начальник управления стратегии развития информационных ресурсов и технологий Кабинета Министров Украины, будут пересмотрены дизайн, структура, требования к программному и техническому обеспечению. "Если это будет настоящий портал, то к нему будет огромный траффик, и через него пользователи будут "нырять" в интернет дальше и искать всю остальную информацию. Кроме этого, будут сервисы форумов, соцопросов, другие сервисы интерактивной связи с населением. Будут сервисы по нормативно-правовой базе, архивные сервисы, подписка на информационные материалы, система пресс-службы, которая позволит журналистам производить аккредитации на мероприятия правительства непосредственно в режиме "онлайн", интеграция системы делопроизводства, которая уже работает. Естественно, возникают повышенные требования по безопасности. За месяц решить все эти вопросы в комплексе невозможно. Планируем, что в этом году получится запустить систему государственных закупок через интернет. Правительственную газету "Урядовый курьер" мы также планируем завязать в общую схему портала. Оперативность обновления на этом портале будет на уровне хорошего информационного агентства". На данный момент сайт Кабинета Министров Украины по словам Виктора Бондаря, очень посещаем. Ежемесячно на него заходит 15-20 тысяч уникальных пользователей. Предполагается, что посещаемость нового правительственного веб-портала будет в 10-15 раз большей. К тому же, сейчас сайт Кабмина работает на доморощенном и, соответственно, непрофессиональном программном обеспечении, и по этой причине доступ большого количества пользователей к ресурсу часто весьма затруднителен. В качестве гарантии, что конкурс будет открытым и честным, г-н Бондарь привел пример недавно появившегося на сайте Кабмина раздела "Государственные закупки". В этом разделе присутствует информация по условиям различных конкурсов на покупку Кабинетом Министров Украины товаров, работ и услуг на государственные средства, о претендентах и победителях конкурсов. По словам Виктора Бондаря, можно посмотреть результаты тендеров и понять, почему кто-то стал победителем. "Все будет максимально открыто. Заранее будут выложены на веб-сайт условия конкурса и все предложения, которые поступят, будут также опубликованы на сайте. Эта система уже принесла свои положительные результаты. Если раньше услуги интернет-провайдера нам обходились в 12 тысяч гривень в месяц, то в результате этого открытого тендера мы получили поставщика этой услуги за 8,5 тыс. гривень в месяц с тем же качеством и с выполнением всех необходимых условий по безопасности", - рассказал он.

Рейтинг: