16.05.2001 19:51:16

Он говорит и показывает (или сложная судьба "союзного" телевизора)

Отрапортовав о восстановлении выпуска отечественных телевизоров, российские и белорусские производители снова просят у союза двух стран денег. Участники программы "Союзный телевизор" обещают могучими плечами потеснить на местном рынке импортеров. Однако радужные отчеты производителей сильно меркнут в свете противоречивых откровений распорядителей бюджета и скептических комментариев российских экономических властей, аналитиков и участников рынка. Вчера в Москве прошло совещание дирекции программы, посвященное новому направлению "Союзный кинескоп". На телевизионную часть программы союзный бюджет отводил 374 млн руб. Для возобновления выпуска трубок, позволяющего довести местную долю в аппаратах до 70%, нужно, как уверяют участники, еще 600 млн руб. В подтверждение своих потребностей директора предприятий рассказывают истории успеха. К примеру, гендиректор минского "Горизонта" Владимир Семашко говорит, что с 1996 года благодаря сначала заботе Александра Григорьевича, а потом и программе объединение поднялось от предбанкротного состояния до пятикратного роста объемов производства. "Мы ставим задачу продолжить программу до 2005 года, -- сказал г-н Семашко, -- и иметь не менее половины рынка". Объем платежеспособного спроса только в России участники программы оценивают в 4 млн аппаратов в год, а реальную потребность, предполагающую замену телевизоров, производившихся еще в советское время, -- в 15--20 млн в год. По уверению белорусской стороны, витебский "Витязь" пользуется в республике наибольшим спросом, однако это показатель скорее уровня благосостояния населения, нежели преимуществ по цене и качеству. Руководитель аналитического отдела агентства Mobile Денис Романов сказал газете "Время новостей", что, по данным последнего исследования московского рынка (март-апрель 2001 года), белорусский "Горизонт" занимал здесь 0,5%, "Витязь" -- 1,7%, московский "Рубин" -- 3%, в то время как у Samsung было 30%, у Thompson -- 11%, у Panasonic -- 10%, а у Philips -- 12%. "Отечественные телевизоры стали более заметны на рынке, -- сказал г-н Романов, -- но это не мешает импорту сохранять лидерство". Директор одного из российских предприятий предположил в беседе с газетой "Время новостей", что выделенные по программе деньги расходовались в основном на закупку импортных кинескопов. "Как их делили, можно только гадать", -- сказал он. При этом на вопрос газеты "Время новостей", почему в официальном списке программы не значится производитель "Рекорда", Александр Симонов, начальник управления Российского агентства по системам управления (РАСУ -- координатор проекта с российской стороны), сказал, что "не надо поддерживать нищих и хромых" и что ему "обидно, когда со спины начинают стучать кулаком по голове". Имелось в виду, что для включения в программу Александровский радиозавод (Владимирская обл.) обратился в Госдуму, а не в РАСУ. Со своей стороны исполнительный директор завода Сергей Кагарманов заявил, что они считают себя участниками программы. По его мнению, г-н Симонов обижается, что не он "был закоперщиком преодоления банкротства завода". Тем временем, сказали газете "Время новостей" в одном из российских ведомств на условиях анонимности, даже финансовые принципы осуществления программы вызывают вопросы. Не слишком понятно, как распределяются средства. Эти подозрения разделяют и в исполнительном органе российско-белорусского союза -- постоянном комитете. На днях принято решение проверить все совместные проекты. При этом программа "Союзный телевизор" признана проваленной, и ее, говорят в комитете, решено проверить особенно тщательно. По словам Александра Моисеенко, начальника отдела экономики постоянного комитета, "хозяин должен знать, как расходуются деньги". И все же вчера г-н Моисеенко оптимистично заверил газету "Время новостей", что ожидает до конца года утверждения бюджета программы "Союзный кинескоп". Заказчиками программы "Союзный телевизор" выступают РАСУ и белорусское министерство промышленности. С российской стороны в ней официально числятся Центральная компания МФПГ "Электронные технологии", новгородский "Квант", московский "Рубин", научно-исследовательский электронный институт (МНИТИ), ОАО "Российская электроника" и питерский завод им. Козицкого. С белорусской -- минские "Горизонт" и "Интеграл", а также витебский "Витязь".

Рейтинг: