Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Журнал "Салон АВ"  2005 г.  №6
Руслан Тарасов

Индивидуальная программа. Головные телефоны $62-360

Думаю, нет необходимости объяснять, зачем вообще нужны головные телефоны. Поговорим-ка лучше о другом: почему даже самые совершенные конструкции не способны дать полного представления о прослушиваемом материале. Какой бы простой ни казалась эта тема, знание основ потребуется для того, чтобы определиться с критериями, по которым следует оценивать их звучание.

Итак, когда мы слушаем музыку через колонки, до наших ушей доходят два вида звуковых волн: прямые и отраженные. Думаете, первые главнее? Если вам доведется послушать тестовый диск Denon c записью симфонического оркестра в безэховой камере, поймете, что именно "второстепенные" волны имеют важнейшее значение для восприятия музыки. Они, образно говоря, "материализуют" звуковой образ.

Отражения, однако, тоже имеют разное происхождение. Начнем с того, что естественная реверберация присутствует на любой записи, сделанной посредством микрофона. Это звуки, отраженные от стен и других объектов концертного зала или студии. Еще отражения принято делить на ранние или поздние, но сейчас углубляться в тонкости мы не будем - усвоить как аксиому надо лишь одно: в музыкальной фонограмме они уже есть.

Точно такие же по характеру отражения возникают и на этапе воспроизведения записи в комнате прослушивания. Причудливо смешиваясь, первичные и вторичные составляющие реверберации сообщают нам всю пространственную информацию: расположение и удаленность кажущихся источников звука, высоту и ширину сцены, размер зала и так далее. Заодно, разумеется, вы улавливаете особенности акустики самой комнаты прослушивания, расстановку АС в ней и все прочее. Человеческий слух без труда отделяет одно от другого. Но как он это делает? С помощью отражений третьего типа, которые к процессу записи/воспроизведения не относятся и имеют совершенно иную природу.

Звуковая информация перед тем как поступить в мозг, изрядно трансформируется нашим "приемником" - ушными раковинами, слуховыми каналами, барабанными перепонками и так далее, вплоть до рецепторов. Для всей этой анатомической "акустики" придумали даже специальный термин: "связанная с головой функция преобразования" (дальше будем пользоваться сокращением HRTF - Head Related Transform Function). Именно эта функция позволяет нам "на лету" расшифровывать звуковую информацию.

Теперь смотрите, что получается. Звучание даже посредственных акустических систем декодируется по вашему индивидуальному алгоритму HRTF и потому легко распознается. А в стереотелефонах оно должно расшифровываться по совершенно другой программе, поскольку излучатели воздействуют на слуховой "анализатор" напрямую. Кроме того, отсутствует перекрестная пространственная информация (обычно мы слышим сигнал каждого из каналов обоими ушами, а в телефонах они приходят раздельно, строго слева или справа). И еще - в реальной жизни мы воспринимаем звуковые колебания не только посредством слухового канала, но и всем телом. Вот почему стереонаушники классической конструкции не дадут вам ни реалистичной звуковой сцены (локализуют все внутри головы), ни верного тонального баланса даже при строго линейной АЧХ излучателей. Разница в звучании между АС и стереотелефонами настолько велика и принципиальна, что даже опытные звукооператоры применяют при работе оба вида мониторинга. Поэтому мы в самом начале и отметили, что серьезному меломану иметь хорошие наушники как минимум не вредно - в них музыка будет восприниматься совершенно по-иному.

Теперь давайте все же определимся с требованиями к телефонам. Начнем с конструкции. Как правило, применяются электродинамический, изодинамический и электростатический принципы излучения. Второй и третий получили распространение только в студийной или очень дорогой технике, а потому в нашем тесте все модели динамические. Но это не означает, что они ниже по классу, где-то даже наоборот - именно такие уже отработаны до совершенства.

Стереотелефоны делятся также на открытые и закрытые. У вторых, понятно, лучше звукоизоляция, более насыщенны басы, зато акустически прозрачные излучатели в большинстве случаев дают меньшую окраску на высоких частотах и передают звук реалистичнее.

Электродинамические преобразователи заметно отличаются по сопротивлению. Высокоомные (от 200 Ом и выше) берут от телефонного выхода значительно меньшие токи, но требуют более высокого напряжения. В стационарной технике снижается общий процент гармоник, а в портативной они, наоборот, могут возникнуть из-за ограничения по питанию. Низкоомные наушники (16 - 40 Ом) при равной чувствительности будут звучать громче даже с усилителем с относительно низким напряжением на выходе. Вот почему для переносной техники актуальны низкоомные модели, а для домашней подходят любые.

И последняя деталь, которая отличает конструкцию стереотелефонов - амбушюры. Когда мы говорим только о наушниках (headphones), а не о "вкладышах" (earphones), то в описании к ним вы можете повстречать определения circumaural, supraaural и intraaural. Первое подразумевает наличие валиков, которые окружают ухо кольцом, но прилегают только к голове - такие системы громоздки, зато наиболее удобны. Амбушюры "супра" прижимаются прямо к ушной раковине посредством мягкой широкой подушки - это решение типично для закрытых и ди-джейских телефонов. "Интра"-амбушюры имеют только одно преимущество - компактность. Для работы или серьезного прослушивания они не годятся - давят, но не обеспечивают изоляции, а АЧХ зависит от формы ушной раковины и точки прижима.

В тесте мы постараемся учесть все конструктивные особенности моделей, но наиболее важны, конечно же, звуковые. А здесь подводных камней еще больше. Традиционные критерии оценки, которые мы разработали для тестов акустики, для головных телефонов не годятся. Выбирая наушники, приходится ориентироваться совсем на другие параметры. Например, частотный и динамический диапазон у ГТ намного шире, чем у колонок. Нет смысла оценивать и искажения - почти у всех моделей дороже $50 они не превышают 1% даже на оглушительной громкости (типовое значение 0,1 - 0,2%). Сложно без подготовки уловить отличия и в звуковой сцене, которая в обычном понимании у наушников отсутствует. На что же обращать внимание?

Начнем с динамики. Адекватные слуховые ощущения формируются в нашем сознании не только за счет амплитуды сигнала (кстати, обязательно прочтите врезку об опасности высокого звукового давления), но еще и тем, как отработана атака каждой составляющей звукового спектра. Если мембрана излучателя следует за сигналом моментально, без инерции и без собственных колебаний ("дребезга"), то даже негромкий хлопок будет воспроизведен с пугающей реалистичностью - вот почему электростаты с невесомыми пленками здесь вне конкуренции. При повышенной массе подвижной системы (звуковые катушки навиты проводом большого диаметра, толстые мембраны, - все, грубо говоря, заточено под мощность), то лишь на высокой громкости вы поверите таким телефонам. От того, насколько точно излучатели передают динамику, также зависит артикуляция и уровень звукового разрешения - вот это и нужно оценивать.

Широкий частотный диапазон не гарантирует высокой линейности. Более того, АЧХ наушников должна компенсировать неестественно близкое для уха расположение излучателя и недостаток информации в басовом диапазоне (той самой, что мы воспринимаем телом). Однако у каждого производителя свои представления о форме "правильной" АЧХ. При оценке лучше ориентироваться не на тональный, а на музыкальный баланс. Низких частот, например, может оказаться для вас непривычно много, однако если они не подавляют остальные инструменты и позволяют в подробностях слышать вокал, можно считать, что баланс выдержан. Точно так же в среднем и верхнем регистре: интересует не столько сам факт подкраски звучания, сколько эффект маскирования деталей. Бывает так, что телефоны воспроизводят знакомую в мельчайших подробностях фонограмму чисто и неокрашенно, но часть деталей из нее будто стерта напрочь - это настораживающее обстоятельство.

Применимо к наушникам и понятие звуковой сцены. Вот только глубиной, шириной и высотой здесь ее не измеришь. Надо обращать внимание на другие "пространственные" проявления. Сбиваются ли в голове инструменты в кучу или формируются в виде очерченных образов различного масштаба? В какой степени выражен нежелательный эффект привязки звука к излучателям? Насколько явственно телефоны передают дистанцию от источника звука до микрофона? Верный признак правильной (для наушников) сцены таков: спустя несколько минут прослушивания должно возникнуть ощущение, будто звучание вышло за пределы черепной коробки - эта иллюзия сродни эффекту присутствия в "большом" аудио. Как ни странно, "вкладыши" для портативной техники по данному критерию нередко переигрывают дорогие головные телефоны.

Любые иные субъективные оценки лишь сбивают с верного пути. Многие уже на своем опыте убедились, что притягательность звучания старых и менее совершенных наушников по сравнению с новыми, которые на порядок лучше по "спецкритериям", - лишь следствие привычки. В таких случаях надо приучить себя к новому звуку. Адаптация обычно протекает недолго.

В нашем тесте мы сначала выслушаем традиционные высококлассные проводные наушники. Подключать мы их будем как к источнику со стандартным телефонным усилителем (в частности, к DVD-проигрывателю Marantz DV-9500), так и к специализированному компоненту - ламповому телефонному усилителю Musical Fidelity X-CAN V3. Затем перейдем к беспроводным и моделям с объемным "многоканальным" звучанием. Посмотрим, на что способны передовые технологии.

НЕ ВКЛЮЧАЙ - УБЪЕТ!

В паспорте ГТ почти всегда можно найти два таких параметра, как чувствительность и максимальная подводимая мощность. Первый характеризует эффективность преобразования электрических сигналов в звуковые и указывается для 1 мВт подведенной мощности либо для сигнала напряжением в 1 В (одно в другое несложно пересчитать, зная сопротивление). Второй позволяет вычислить максимальное звуковое давление. А теперь взгляните на эти чудовищные цифры: 140, 141, 144 дБ... Пусть реальный максимум окажется ниже расчетного, но все равно звуки такой силы могут лишить вас слуха навсегда! Так что предупреждения об опасности прослушивания на высокой громкости, поверьте, не пустой звон. Если дома есть маленькие дети и наушники класса Professional (обычно именно они развивают убийственное давление) - убирайте последние дальше спичек. А для вас сообщим еще несколько фактов.

Частое и длительное прослушивание на высокой громкости (выше 105 - 110 дБ) ускоряет "старение" слуха. Подростки с оглушительными плеерами в метро (где и без того уровень шума доходит до 95 - 100 дБ), к 30 годам будут слышать хуже, чем пенсионеры.

Если вы начнете прослушивание при большой громкости, со временем она покажется вам недостаточной - слух адаптируется. Появится соблазн довернуть регулятор уровня, но этим вы можете нанести себе большой вред. Установить, насколько мощному звуковому воздействию подвергаются ваши уши в головных телефонах, сложно даже опытным профессиональным звукооператорам.

Наконец, воздействие громкого звука может вызвать усталость и даже привести к психическому расстройству. Если вы, послушав альбом любимого исполнителя, почувствуете себя подавленным, то, вероятно, просто перестарались с громкостью. Выявить принятую музыкальную "дозу" можете с помощью нижеследующей таблицы - это нормы допустимого воздействия шума, установленные Департаментом охраны труда США.


1 2 3 4 5 ...18





Другие статьи раздела

Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2018 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники