Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Журнал "Салон АВ"  2007 г.  №2
Елена Савицкая

"Горячий шоколад". Африканская и кубинская музыка в исполнении российских музыкантов

ОТ ПРОДЮСЕРА

В этом сборнике мы поставили себе задачу весьма трудную: свести воедино артистов, играющих в России латиноамериканскую, афро-кубинскую и даже чисто африканскую музыку. Не секрет, что во всем мире эти традиции стали неиссякающим источником, питающим всю современную культуру: вспомним такие направления, как афро-бит и латино-рок, таких музыкантов, как Жан-Люк Понти, Пол Саймон, Карлос Сантана... Несмотря на то, что этно-движение набирает силу и в России, в наших земляках пока не так уж силен интерес к Африке и прочим далеким - территориально и ментально - культурам. Со всенародной любовью к Ирландии и той же Ямайке не сравнить. Видимо, не зря старался Корней Иванович (а за ним и наши родители), отговаривая детишек от прогулок по таинственному "черному континенту". Впрочем, когда видишь, как пара тысяч человек лихо отплясывает ночь напролет на оупен-эйре "Пустые Холмы" под музыку "Кимбаты" или Simba Vibration, понимаешь, что границы между народами и странами весьма и весьма условны... Общества любителей африканских барабанов, тематические сайты и форумы (например, djembe.ru) собирают немалую аудиторию, проводится фестиваль "Мама Африка", ставятся театрализованные действа... А уж рэп - современная производная от африканского речитатива - находится у нас на подъеме.

С латино и афро-кубинской музыкой дело обстоит еще сложнее. Хотя, казалось бы, какой же русский не любит самбу! Но исполнять ее на высоком профессиональном уровне непросто, необходима слаженная духовая секция, а уж про пресловутое чувство ритма и говорить не стоит. Тем не менее и здесь есть чем похвастаться. В сборнике приняли участие российские исполнители, углубившиеся в джунгли "корневой" музыки, и иностранцы, живущие в России и несущие в наши массы живой огонь своего этноса. Так что примите порцию горячего шоколада, и пусть бесснежная русская зима не кажется вам такой унылой!

Музыку группы ее организатор и лидер Серафим Макангила называет просто: афро-позитив. Серафим - бывший участник Marksheider Kunst, одного из наиболее известных российских коллективов с афро-латинскими корнями. После ухода из "Кунста" Серафим решил продолжать знакомить людей с музыкой своей страны - Конго. В результате на свет появился самый, пожалуй, космополитичный состав Питера (а именно там базируется Simba Vibration): виртуозный гитарист, композитор и звукорежиссер Антти Юнтунен переехал в Петербург из Финляндии; Вася "Либерт" Жандаров - гитарист с цыганскими корнями; Андрей "Дрюля" Дорошенко - главный регги-ударник Петербурга, а исполнительница на конго Гермина Гордиенко прибыла из Екатеринбурга. Серафим сочиняет и поет песни на пяти языках - лингала, суахили, французском, английском и русском. Команда не старается воспроизвести какой-то конкретный стиль, хотя часто в ее исполнении мы слышим сукус, афро-румбу и регги. Их искусство, как считают сами музыканты, принадлежит всему миру. Музыка "Симбы", энергичная, веселая и очень мелодичная, захватывает с первого же раза. Скоро у Simba Vibration выходит дебютный альбом.

основан африканским певцом и композитором Жозефом Акимом Мабая, бывшим вокалистом известной в Конго группы Mindo Melodie. Этот музыкант с детства участвовал в праздничных обрядах своего народа - бамбала, а позже, вдохновившись музыкой Джеймса Брауна, собрал свой первый коллектив. Волею судеб оказавшись в Москве, Аким начинает сотрудничать с местными музыкантами, участвуя в различных проектах, а впоследствие организовав Compatriotes. Репертуар ансамбля состоит в основном из по-своему интерпретированного центральноафриканского фольклора и авторских композиций Акима Мабаи. Благодаря усиленной ритм-секции, фанковой гитаре, виртуозным синкопамd домриста и, конечно же, импульсивному вокалу Мабаи группа звучит очень оригинально и живо, а в ее сгущенно-африканском колорите трудно не уловить нечто "русское". Композиция "Koimbi-Ko" записана в жестких предновогодних условиях специально для нашего сборника.

Группа уже принимала участие в наших сборниках ("Живая Музыка", №7/2006), а потому известна читателям и слушателям. Многим поклонникам "неформатной" музыки запомнился концерт Kimbata, данный в январе прошлого года под девизом "Против невыносимых погодных условий" (тогда в Москве было -30). Однако с тех пор в жизни коллектива произошли изменения: "темнокожие братья", выходцы из Конго вокалист/гитарист Андре Пеленда и перкуссионист Алино Мбала, уехали из Москвы... в Барнаул, где ныне и пребывают. В результате Kimbata приостановила свою деятельность, а другие участники коллектива занялись различными проектами (см. далее). Тем не менее музыка "Кимбаты" продолжает греть душу, а диск "Mea Culpa" занимает почетное место среди лучших этно-релизов 2006 года.

- пожалуй, первый на Руси "африканский" проект, созданный исключительно российскими музыкантами. В его составе: Павел Коротков, он же Папа Кабзонда (вокал, гитара, калимба, тексты, сказки), Кирилл Степаненко (конги, перкуссия, вокал), Линар Ризатдинов (бас, вокал), а также гитарист Илья Чистяков (один из организаторов "Кимбаты"). Песни на собственные тексты, исполняющиеся на русском (и иногда чукотском) языках, полны своеобразного юмора и стремления философски осмыслить реальность. Например, в композиции "Филин" речь идет от лица упомянутого пернатого, в прошлой жизни бывшего охотником... Наверное, сами участники коллектива несколько инкарнаций назад тоже были африканцами, так точно и тонко удается передавать им особенности музыкальных традиций "черного континента" на русский лад.

с самого начала творческой деятельности проявлял интерес к самым разным этнокультурным традициям. Стремление смешивать всё и вся как нельзя больше соответствует его концепции "Джазового театра Фэн-шуй", где переплетаются традиционный свинг, башкирское горловое пение, молдавские мелодии, африканские ритмы и французская поэзия. Конечно же, известный саксофонист и композитор не мог не уделить особого внимания Африке, ведь джаз возрос на этом источнике и продолжает постоянно подпитываться от него. К тому же у Киреева в группе на перкуссии играет настоящий сенегалец Ньяга Самбе. Энергетика и экстатика - одна из сторон самого Киреева, исследователя различных национальных культур, "мирового" музыканта.

Абелардо Альфонсо Лопес - еще один наш хороший старый друг, чей альбом "Victoria" был целиком издан в качестве приложения к №1 за 2004 год. Абелардо - выходец с Кубы, внук Орестеса Лопеса, изобретателя стиля мамбо, выпускник Московской консерватории по классу контрабаса. В 2001 году организовал Che Guevara Band, добившийся в Москве значительной популярности; участник множества коллективов - от группы Ирины Богушевской до проекта Александра Ф. Скляра. Сейчас Лопес работает над новым альбомом Che Guevara Band, который будет полностью авторским: в него войдут собственные песни Абелардо и композиции его брата - пианиста и клавишника Педро Александерa Альфонсо Лопеса. Одну из новых вещей "русского кубинца" мы предлагаем вашему вниманию.

На просьбу прислать о себе информацию группа сообщила буквально следующее (орфография сохранена, пунктуация кое-где исправлена): "Комба Бакх" образована в 2000 в Кастре (г. Кострома). В составе: Бинпол, Апалон (ака Фебъ), Квадрафилий и Патап (ака Хлопста). Мы долбим (делаем, производим) картинки и музло. Мы любим долбить. Мы мечтаем о мировом господстве, т.к. то, что творiтся в мiре сейчас, нас вовсе не устраивает. Мы любим красоту и уважаем всех, кто долбит и кто старается. Мы хотим поддержать тех, на кого всем остальным болт забить. Мы любим то, что совсем "несовременно" и делаем его современным. Мы любим Русский Народный Хип-хоп, мы его формируем как можем. Мы хорошие. Дайте нам власть и мы Вас подогреем. Мы надеемся прожить не зря, оставив о себе тёплые воспоминания. Всем спасибо! Бог есть Любовь".

Остается добавить, что "Комба Бакх" к настоящему моменту записала 34 альбома (частично выложены на официальном сайте). Группа ведет работу по трем направлениям: 1) обработки белорусских песен (почему белорусских? Да потому, что сборник оных когда-то попался лидеру команды Алексею Логинову и послужил источником непреходящего вдохновения); 2) "телеги" (различные переработки, сэмплы, ремиксы и римейки); 3) "хапы" (рэп-композиции). Микстуя славянскую песенность с проафриканскими грувами, виртуозно и легко создавая абсолютно новые треки на осколках цитат и псевдоцитат из широчайшего спектра культур, жанров и стилей, "Комба Бакх" посылает последний привет уходящей постмодернистской эпохе и - главное - дарит слушателю море позитивных эмоций.

Как сообщает неизвестный историограф на официальном сайте , после некоторого периода поиска группой собственного стиля "воды в заливе потеплели, и в музыке появилось всё больше ямайско-карибско-африканских и латиноамериканских ритмов, матросского свинга и сенегальского фламенко. Этот безудержный sunstream увлекал команду все дальше от родных берегов вечной мерзлоты в сторону вечного лета". Добавить к этому что-либо трудно, разве что пару слов о составе: Иван Шумидуб - вокалист, автор песен, харизматичный лидер группы, Алексей Самойленко - соло-гитара, Кирилл Паренчук - барабаны, Алексей Кожанов - бас-гитара, а также та самая духовая секция, без которой невозможно представить себе звучание настоящей афро-кубино-латино-рок-группы (Евгений Гришаев, Сергей Виноградов, Дмитрий Алексеев). Команда записала альбом зажигательных песен "Harasho!", который, впрочем, в продаже днем с огнем не сыщешь, так что предлагаемый вашему вниманию трек - настоящий эксклюзив.

- еще один интересный коллектив, работающий в русле "мировых" тенденций на стыке джаза, рока и этники. Севастопольский "Оркестр" смело переосмысляет живой этнос и сочетает его с современными средствами музыкальной выразительности. Группа пока еще мало известна в России, однако ее новый CD "Октагон" благодаря Интернету можно заказать (а заодно и отрецензировать) в любой точке мира. Острая, изменчивая ритмика, рельефная гарцующая мелодика с экзотическим привкусом и "закрученное" барабанное соло в средней части - эта музыка не похожа на обычный фоновый smooth jazz, она заставляет вслушиваться и представлять далекие берега, набегающие на песок легкие волны и страстный танец знойных красавиц...

И напоследок - немного Азии. "Eleфант" начал свою историю в индийском городе Ришикеш, штат Утар Прадеш, где гитарист Константин Хасин учился играть на ситаре. Там же обучался - по классу таблы - и другой будущий участник коллектива, Андрей Дудник. Вернувшись на Родину, музыканты создали ансамбль, стиль которого они определяют как "акустический арт-рок с этническими элементами" (помимо индийской, это грузинская, русская и другие традиции). В репертуаре в основном инструментальные композиции: струнная секция придает звучанию особый медитативный настрой, а эпизодический женский вокал носит преимущественно орнаментальный характер. Сегодня в составе также участвует гитарист Илья Чистяков. Коллектив часто выступает в московских клубах перед ценителями этнической музыки.






Другие статьи раздела

Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2019 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники