Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Журнал "Салон АВ"  2009 г.  №1
Николай Ефремов

Разрушитель легенд. Акустика Dynaudio Sapphire и ламповый усилитель FK

Вы наверняка слышали миф о том, что акустику Dynaudio, особенно самую элитную, можно расшевелить лишь супермощным оконечником, многократно превышающим ее по стоимости. Говорят также, что грамотно спроектированные колонки должны быть легкой нагрузкой для усилителя. А на мой взгляд, они должны быть легкой нагрузкой прежде всего для наших ушей, а о раскачке пусть заботятся разработчики усилителей.

СИСТЕМА

Заявленные характеристики Chord Red Reference

Заявленные параметры усилителя FK

Ну в самом деле, если при проектировании акустики в первую очередь заботиться о том, чтобы было удобно усилителю, придется идти на очень серьезные компромиссы. Кроме того, все усилители разные, на какой ориентироваться? Я как-то затронул этот вопрос в разговоре с одним инженером Dynaudio, работавшим над моделью Evidence. Он сказал, что его команда пытается получить пусть и низкий, но максимально ровный импеданс во всем диапазоне частот, а все остальные усилия направлены на достижение фирменного звучания - одновременно нейтрального и красивого. Конечно, такие колонки потребуют от выходных каскадов повышенной токоотдачи, но в наше время это не проблема, как показал групповой тест (см. с. 22), даже в бюджетном сегменте есть модели, рассчитанные на низкоомную нагрузку. А вот акустика с высоким, но переменным импедансом согласуется намного хуже из-за больших фазовых сдвигов.

Есть и еще один фактор, на мой взгляд, намного более важный. Дело в том, что любая АС является электромеханическим преобразователем, работающим в обе стороны. Напряжение на выходе усилителя вызывает смещение диффузора, и при его обратном ходе тоже возникает импульс, который по кабелю возвращается в усилитель. Там он может либо рассеиваться, либо по цепи обратной связи попасть на вход, подмешиваясь к полезному сигналу. Именно из-за этого на больших громкостях получается "каша", за которую, кстати, часто критикуют колонки. Но они-то здесь не при чем - любой динамик одновременно работает как микрофон, и с этим ничего не поделаешь. Стало быть, оптимальное согласование все-таки зависит от усилителя, и в ходе нынешнего прослушивания мы постараемся эту истину подтвердить.

Но сначала познакомимся со всей системой. Источник Chord Red Reference мы уже тестировали, но в нынешней системе он может и должен проявить себя совершенно иначе. Поэтому перечисление важнейших его особенностей будет полезно для понимания общей концепции нашего сегодняшнего эксперимента. В аппарате предусмотрен выбор частоты дискретизации 32, 44,1, 88,2 и 175,6 кГц, что делает его универсальным ЦАПом для различных цифровых источников, а кроме того, позволяет слушать обычные CD с апсэмплингом - двойным или четверным. Как показал наш предыдущий тест, последний вариант более предпочтителен, чему есть вполне рациональное объяснение - с увеличением числа отсчетов повышается точность математических вычислений при преобразовании цифрового сигнала в аналоговый. Вдобавок спектр помех сдвигается в область очень высоких частот, и в аналоговом тракте шумы отсекаются простейшими фильтрами, оказывающими минимальное влияние на звук.

Принципиальное отличие Red Reference от других источников, близких по стоимости, еще и в том, что его тракт построен не на стандартных чипсетах, а на сборках FPGA (Field Programmable Gate Array), состоящих из нескольких миллионов логических ячеек. Из них, как из кирпичиков Lego, можно построить что угодно, в частности, уникальные 64-битовые процессоры и фильтры 7-го порядка, применяемые в цифровых устройствах Chord последнего поколения. Такой тракт никогда не состарится морально, поскольку сборки со временем можно перепрограммировать и реализовать новую схемотехнику.

Для борьбы с джиттером имеется промежуточный RAM-буфер, в который закачиваются данные перед тем, как поступить в ЦАП. Он, конечно, потребовал дополнительных затрат, зато позволил полностью развязаться от транспорта, основного источника временных ошибок. Накопленные за определенное время нули и единицы выходят практически в первозданном виде с жесткой синхронизацией по образцовому тактовому генератору. Все это снижает требования к качеству механики, и некоторые компании на ней здорово экономят, устанавливая в свои проигрыватели компьютерные приводы. Тем не менее в Red Reference используется Philips CD Pro2 с верхней загрузкой - пожалуй, лучшая механика, выпускаемая в наше время.

При использовании проигрывателя в качестве транспорта внешний ЦАП можно подключить по оптическому, коаксиальному и балансному интерфейсу AES/EBU. И точно такие же терминалы установлены для подачи цифрового сигнала извне, тогда Red Reference сам будет работать как конвертор. Для синхронизации с профессиональной цифровой техникой (пультами, устройствами обработки и рекордерами) предусмотрен вход Wordclock, на который подаются тактовые импульсы.

Аналоговые выходы RCA продублированы балансными XLR. Выходные каскады защищены от короткого замыкания линии. В ходе предварительных прослушиваний выяснилось, что звучание Red Reference сильно зависит от внешнего питания, в частности, качества сетевого кабеля. Из доступных на момент прослушивания лучшим оказался Fisch Perfomance 3 (16100 руб).

Ламповый усилитель FK - отдельная история. Вопреки нашей обычной практике мы взяли в систему не серийное изделие, а прототип, существующий в единственном экземпляре. Это шикарный и необычный аппарат - плод многолетних трудов Александра Тарима, человека, тонко чувствующего звук и музыку, а эти качества вместе встречаются крайне редко. Поскольку лучше самого автора никто о проекте не расскажет, ему и предоставим слово.

А. Тарим: "В настоящее время ламповые усилители строятся в основном на принципах аудионостальгии (по схемам 50 - 60-х годов) и идеологии аудиофильства (культ специальных компонентов и набора канонических решений). Признавая силу такой концепции и частично используя ее фрагменты, считаю, что она позволяет решить лишь ограниченный круг задач. Получаемые результаты можно сравнить с заботливо отреставрированным автомобилем середины прошлого века в современном потоке движения. Отсюда приписываемые лампам якобы врождённые ограничения в энергетике, басе, совместимости с большинством акустических систем и цифровым звуком.

Настоящая работа - попытка создать ламповый усилитель начала XXI века, опирающийся одновременно на традиции и современные технологии, рассчитанный на особенности современной акустики, источников сигнала, электрической экологии (сеть и электромагнитная среда). Интересно, что собственно лампы представляются мне не единственно возможным решением, но уникальной возможностью привнести в музыку главную особенность - ощущение беспредельной свободы звуков и ассоциаций по отношению друг к другу.

Помимо схемотехники и компонентов, хороший усилитель отличается от посредственного следующими техническими решениями:

Все эти факторы тесно взаимосвязаны и образуют ряд явлений, не поддающихся точным измерениям и практически не освещённых в литературе (во всяком случае русскоязычной). Но это лишь инструмент для создания вещей, принадлежащих искусству и реализации неких гуманитарных взглядов и устремлений разработчика. В противном случае это будет лишь странным и дорогим нагромождением железа, которого и без того полно" (конец цитаты).

Воплощение этой идеологии вы можете видеть на фото. Все элементы дизайна "работают" строго определённым образом: рёбра отводят тепло, три трубы-опоры с основанием из подобранной породы дерева и свободно лежащими крышками поглощают вибрацию. Массивное шасси, фрезерованное из куска дюралюминия, специальная краска и ручка, заполненная песком, - все это средства борьбы с механическими возмущениями.

Звуковой тракт построен на лампах 12AX7 (каскодный предусилитель), 6Н13С (драйвер с фазоинверсным трансформатором) и двухтактный выходной каскад на 6С33СВ, работающий в "лёгком АВ". Регулятор уровня расположен непосредственно у единственного линейного входа. Секции выходного трансформатора для согласования с нагрузкой 4 или 8 Ом коммутируются перемычками под кожухом. При таком способе, в отличие от общепринятых отводов, сохраняется оптимальное потокосцепление при любой нагрузке.

Ток покоя каждой выходной лампы контролируется LED-индикатором, установленным в зеркальной шахте. Монтаж аудиотракта навесной, трансформаторы пропитаны натуральным воском.

Блок питания выполнен в отдельном корпусе и соединяется с усилителем восемью кабелями. Он также имеет аналогичный индикатор - для ручной стабилизации накала ламп при изменении напряжения сети. Аноды выходных ламп питаются непосредственно от сети, без трансформатора. Естественно, эти цепи изолированы от корпуса и сигнальных разъемов в соотвествии с установленными нормами безопасности. Предварительные каскады получают питание от импульсного стабилизатора, адаптированного для работы с аудиосхемами. Это позволило получить энергетику и стабильность, для достижения которой традиционными способами потребовался бы трансформатор габаритной мощностью не менее 2500 Вт, не считая уже имеющегося 400-ваттного накального.

А уже в усилителе, непосредственно перед каждой лампой, питание обрабатывается 18 (!) кондиционерами, содержащими в общей сложности порядка 40 биполярных транзисторов.

Провода для монтажа и питающих кабелей - KimberKable, Goertz, van den Hul, Furutech и Acrolink.

Все уже знают, что выпуск колонок Dynaudio Sapphire был приурочен к 30-летнему юбилею компании, но давайте подумаем, сколько сил и интеллекта потребовалось, чтобы не отделаться банальной формальностью, а создать действительно выдающийся продукт. Ведь за эти 30 лет были опробованы и буквально вылизаны все возможные конструкции, материалы и технологии. Вдобавок акустика издавна славится вполне определенным звуковым почерком, и при создании "Сапфиров" нужно было действовать примерно в тех же концептуальных рамках. "Это казалось почти невозможным, но мы справились", - написано в пресс-релизе Dynaudio. Треть всех выпущенных колонок была продана еще до официального поступления в дилерскую сеть, практически безо всякой рекламы. Сложность ручной работы, выполняемой лучшими мастерами, обусловили высокую цену (570000 руб. за пару) и крайне ограниченный тираж - всего 1000 штук.

И в самом деле, по качеству изготовления и отделки датские краснодеревщики превзошли самих себя. Притом что корпус отнюдь не прост - он состоит из 12 панелей, образующих 24 грани. Натуральный шпон подбирается индивидуально для каждой колонки, чтобы получился цельный рисунок. Поверхность покрывается несколькими слоями прозрачного лака с ручной полировкой каждого из них. Колонки выпускаются в четырех вариантах отделки - Ivory (слоновая кость), Amber (янтарь), Bordeaux (красное вино) и Mocca (кофе). Я не случайно начал с корпуса, ведь именно он определяет звучание акустической системы. Посмотрите на фото - в "Сапфире" нет прямых углов и параллельных стенок, что препятствует возникновению стоячих волн во внутреннем объеме. Конструкция очень жесткая, достаточно сказать, что масса одной колонки при высоте 135 см порядка 40 кг.

Средне- и высокочастотное звенья отделены от основного объема перегородкой. Твитер Esotar2 имеет тяжелый внешний фланец, снижающий механические резонансы, мощный неодимовый магнит и легкую звуковую катушку, намотанную алюминиевым проводом. Диффузор среднечастотника изготовлен из композита MSP (магниево-силикатного полимера), и его форма тщательно рассчитана для получения когерентного излучения в широкой полосе частот. Пара 8-дюймовых НЧ-драйверов с низким резонансом работает в фазоинверторном оформлении. Для снижения нелинейных искажений на больших амплитудах каждый из них имеет два неодимовых магнита и звуковую катушку диаметром 75 мм, намотанную на каркасе из каптона. Это очень легкий и прочный материал, не деформирующийся при высоких температурах.

Тщательно рассчитанные электромеханические параметры драйверов позволили разделить полосы простейшими фильтрами первого порядка. Они сделаны из отборных аудиокомпонентов и точно подогнаны под конкретный излучатель.

На этот раз списка компакт-дисков, использовавшихся в ходе тестирования, не будет, и вот почему. Система слушалась дважды - сначала в демо-зале компании "Алеф", дистрибьютора Chord и Dynaudio, а затем на выставке "Premium Hi-Fi & Home Theatre 2008". В обоих случаях в эксперименте участвовало несколько человек, и каждый ставил свою музыку. При этом, конечно, было сложнее систематизировать впечатления, но сам процесс стал намного интереснее.

На что я купился сразу - система совершенно не переносит формального, инженерного отношения к музыке. Я было сунулся со своими любимыми "Tutti" и сборником Burmester и был поражен, насколько эти диски, идеальные с технической точки зрения, звучат в данном контексте неуместно - плоско и безжизненно. И наоборот, ранний рок, далекий от совершенства по качеству записи - с фоном, овердрайвом и т.д. - держит внимание и заводит, будто между музыкантами и слушателем вообще нет посредников в виде носителя и воспроизводящего тракта. И в этом явно прослеживается характер и система ценностей разработчика усилителя. Тарим при создании аппаратуры давно прошел стадию объективных оценок и измерений, если надо, он легко жертвует техническими характеристиками в пользу более тонких материй - проникновения во внутренний мир слушателя. Заявление Александра о том, что проектирование техники сродни искусству, мне уже не кажется саморекламой, в этом есть определенная доля истины. Характер усилителя действительно сложный, нейтральным его никак не назовешь. Он расставляет акценты в нужных, по его мнению, местах и может легко проигнорировать в музыке то, что вы считали важным. Я не переношусь в какие-то эзотерические сферы и не впадаю в частности, нет, вся фишка именно в том, что все ощущения очень яркие, чтобы почувствовать описанное выше, вовсе не нужно быть экстрасенсом. При демонстрации в "Конгресс-отеле" я обращал внимание на реакцию слушателей. Она была разная, от возгласов "Шедевр, сенсация выставки!" до "не понимаю, как это вообще можно слушать?". Кто-то принимал трактовку своей любимой музыки с восторгом, кто-то с недоумением, но равнодушных, как при прослушивании серийного хай-энда, не было. Большинство фонограмм в интерпретации этой системы звучат абсолютно по-другому, и готовность это принять зависит исключительно от нашей способности к саморазвитию и расширению кругозора. Как редактор, отмечу любопытную аналогию - примерно такую же реакцию вызывали и тексты Александра, опубликованные в нашем журнале.

Может показаться, что акустика, с которой, собственно, и началась вся эта история, осталась за кадром. Но ведь именно она вкупе с источником Red Reference донесла до нас все эмоциональные оттенки, выявила индивидуальность каждой записи. Да и вообще сделала возможной прорисовку малейших штрихов звуковой картины, без которых ее вообще бы не стоило анализировать. Эта система мне показалась очень цельной, усилитель вел акустику, как опытный, но несколько эксцентричный дирижер ведет за собой оркестр. Конечно, чувствительность 88 дБ и 60 Вт усиления, пусть и со столь изощренным питанием, не лучшее сочетание для перекрытия всего динамического диапазона, но дальнейшее наращивание мощности потребует затрат совершенно несоизмеримых. В таком деле, как создание топовой аудиотехники, тоже важно вовремя остановиться.

Паспортные характеристики Dynaudio Sapphire

Спад, достигающий на 10 Гц отметки -5,2 дБ, похоже, обусловлен применением в звуковом тракте нескольких трансформаторов. Он не будет заметен на слух, поскольку акустики, реально воспроизводящей такие частоты, в природе не существует. Зато будет меньше проблем с басом, возникающих у фазоинверторных систем в небольших помещениях. А вот подъем на ВЧ (+2,5 дБ на 20 кГц), скорее всего, сделан специально, чтобы компенсировать снижение отдачи у шелковых твитеров Dynaudio на краю аудиодиапазона.

Искажения усилителя растут плавно и линейно почти во всем диапазоне мощностей - от нулевой до максимальной. Максимальная мощность (для ламповых усилителей КНИ = 10%) достигает 70 Вт независимо от сопротивления нагрузки.

Картина, совершенно необычная для двухтактного усилителя, да еще лампового без обратной связи. Уровень четных гармоник выше, чем нечетных, и в спектре присутствуют составляющие высоких порядков, вплоть до 16-й. Виден (но почему-то не слышен) также заметный фон с частотой 50 Гц и его комбинационные составляющие.

Нет, мы не перепутали графики - меандр действительно превращается на высоких частотах в синусоиду. Очевидно, это (как, впрочем и подъем на ВЧ), работа LC-фильтра в выходном каскаде, ограничивающего полосу до 40 кГц.






Другие статьи раздела

Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2018 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники