Sony VPL-VW1100ES VPL-VW500ES VPL-HW55ES VPL-HW40ES VPL-HW30ES ГЛОССАРИЙ

История успеха


Sony: Цифровое видео – двигатель прогресса!

Столь высоким качеством изображения в современных кинотеатрах, да и во всех фильмах вообще мы, по сути, обязаны компании Sony и Джоржу Лукасу. Без них не было бы ни HD-видео, ни 3D, ни, тем более, стандарта 4К.

Sony VPL-HW30ES Даже ярые адепты пленки, не признающие просмотра фильмов в домашней обстановке, сегодня признают, что цифровые проекторы в кинотеатрах дают лучшую картинку, нежели пленочные: более четкую, стабильную, чистую, насыщенную, контрастную… В общем, более приятную во всех отношениях. Но если бы не Sony и Лукас, такие проекторы в кинотеатрах и по сей день были бы страшной редкостью, потому что кинопроизводство по сути своей весьма консервативная отрасль, хотя так и не кажется на первый взгляд.

Несмотря на обилие цифровых спецэффектов, многие кинематографисты и даже клипмейкеры до последнего времени использовали для съемки натурных и студийных планов пленочные камеры. Дело не в их любви к пленке – возни с ней намного больше. До сей поры это было просто выгодно. Только сейчас они стали плотно осваивать цифровые камеры, причем в массе своей – сразу те, что снимают в 4К. И именно Sony приложила к этому массу усилий.

Кинематографисты и клипмейкеры берут камеры в аренду, и пленочные были в этом отношении по нынешнюю пору выгоднее, даже с учетом последующей оцифровки, но современный вектор развития кинопроизводства и проката, заданный Sony и Лукасом, изменил ситуацию, попутно создав множество других замечательных явлений.

Звездные войны - наше все

Почему именно Sony и Лукас? Все просто. Когда в 1998 году Лукас задумал снять продолжение своей оригинальной трилогии, а именно Star Wars Episode I: Phantom Menace, то после раскадровки обнаружил, что в фильме 98% кадров так или иначе будут нести цифровые спецэффекты, поэтому снимать их на пленку не имеет смысла. Единственной цифровой камерой, которая подходила ему под требования съемок, была Sony HDC-750. Ее доработали под установку специальных объективов и использовали в большей части сцен. Таким образом, съемки первого эпизода SW стали первым масштабным кинопроектом, в котором использовались цифровые камеры.

Но это мало что изменило бы в технологии кинопроката, если бы не настойчивость Лукаса относительно условий показа его фильмов. Он всегда настаивал на том, чтобы прокат его фильмов осуществлялся бы с тем же качеством, с которым их создавали. Именно так в 1980-х появились THX-сертифицированные кинотеатры с окружающим звуком, а в 1999-м по требованию Лукаса к премьере Призрачной угрозы были созданы первые залы с цифровыми проекторами. Началась эпоха цифрового кинематографа.

Sony VPL-HW30ES Для следующего фильма цикла – Атаки клонов – Лукас использовал новую модель камеры – Sony CineAlta HDW-F900, которую компания специально создавала с прицелом на работу в кинематографе. Она снимала видео с разрешением Full HD и частотой 24 кадра в секунду. А к съемкам третьего эпизода Звездных Войн – Мести Ситхов – в 2003-м году компания Sony камеру доработала так, чтобы можно было снимать видео с полным цветовым разрешением 4:4:4, 10-битной глубиной и отсутствием межкадрового сжатия. Модель получила название Sony HDC-F950, став первой камерой, реально отвечающей запросам мастеров постпродакшена, и полноценным конкурентом пленочным моделям.

С этого момента фактически начался обратный отсчет времени для пленочного кинематографа. И хотя даже в очень масштабных проекторах многие режиссеры по-прежнему использовали камеры с пленкой, процесс перехода на цифру было уже не остановить. Прежде всего потому, что цифровые камеры позволяли делать то, что пленочные не могли в принципе. Например, снимать со сверхвысокими скоростями смены кадров для тех бесконечных рапидов, что появляются, например, в знаменитом фильме Кристофера Нолана «Начало».

Но главное, что появление таких камер запустило цепную реакцию перехода на новые стандарты в кинематографе и домашнем видео. Деятелям кино явно не хватало разрешения камер, ведь оно было меньше потенциальных возможностей пленки. Получило широкое распространение телевидение высокой четкости, Full HD стало повседневным разрешением, что провоцировало появление Blu-ray, в создании которого опять же непосредственно участвовала компания Sony. А в кинематографе начал использоваться стандарт 4К.

Сначала для мастеринга фильмов, а потом и для съемок. И здесь Sony опять придала данному процессу довольно сильный толчок, выпустив линейку относительно недорогих 4К-камер и первый 4К-проектор на технологии SXRD для коммерческих кинотеатров. Sony же разработала и первую станцию для работы с 4К-видео для телевидения. С таким разрешением, в частности, снимались олимпиады в Пекине и Лондоне.

Эра 4К

Сегодня с подобным качеством снимают даже сериалы, например, Теорию большого взрыва, которую планируют в этом же разрешении распространять через NetFlix. А фильмы теперь почти повсеместно снимают с использованием 4К-видеокамер, чуть ли не половина которых разработана и производится компанией Sony. Причина их популярности на столь консервативном и закрытом рынке объясняется, прежде всего, всесторонней поддержкой по части обучения, предоставлением оборудования для нелинейного монтажа и мастеринга, без которых работать с такими камерами просто невозможно. Плюс, естественно, широта модельного ряда играет огромную роль, а также возможность работы камер с объективами и другим оборудованием сторонних фирм, вроде Panavision. Да и сами камеры от Sony обладают потрясающим функционалом. Взять, к примеру, нынешнюю флагманскую модель Sony F65. Она, естественно, может снимать 4К-видео фактически с любой частотой от 1 до 120 кадров в секунду с глубиной 12 бит и полной цветовой четкостью 4:4:4, причем в RAW-формате. Битрейт при этом получается просто фантастический – 880 Мбит/с! Для сравнения: у Blu-ray максимальный битрейт видео составляет 46 Мбит/с. Это, конечно, поражает и дает профессионалам постпродакшена практически неограниченные возможности для обработки видео без его деградации по части четкости и плавности цветовых переходов. Но и это не все. Sony F65 способна снимать видео в формате 8К! Что само по себе уникальная функция, ведь ей обладают буквально три модели на свете.

Sony VPL-HW30ES Зачем она нужна, спросите вы? Ответ прост: четкости в кинематографе много не бывает. Запас при съемке нужен всегда. Особенно сегодня, когда готовые фильмы с разрешением 4К показывают уже даже в Москве, а в тех же США кинотеатров с 4К-проекторами уже работают десятки.

Да что там! Sony уже вовсю продает собственный плеер FMP-X1 для домашнего использования c жестким диском и дюжиной 4К-фильмов, так что дополнительные возможности при съемке будущих шедевров явно не будут лишними.

Технологии вдохновляют и мотивируют

Как известно, продюсеры в кинопроизводстве сегодня определяют практически все от сюжета до технических характеристик всех выходящих картин. И благодаря своей расчетливости, иногда граничащей со скупостью, часто гробят очень хорошие начинания. Например, Кристофер Нолан, снимая Темного Рыцаря и Возрождение легенды изыскал для самых эффектных сцен камеры IMAX, но продюсеры настояли на оцифровке и постпродакшене с разрешением 2К – так, мол, дешевле, да и разницы никто не увидит. В итоге всю трилогию Нолана о Бэтмэне мы никогда не увидим в оригинальном формате с разрешением 4К.

Прекрасно это понимая, Питер Джексон, желая снять Хоббита в лучшем виде, фактически предъявил боссам студии Warner Bros ультиматум, задержав съемки почти на год, но в итоге дал толчек развитию новой технологии – HFR (High Frame Rate) или по-русски съемки с повышенной частотой кадров.

По задумке Джексона Хоббит должен был полнее раскрыть зрителям мир Средиземья во всех аспектах. Перво-наперво были придуманы новые персонажи и события, от чего маленькая детская книжка разрослась до трехсерийной эпопеи, но этого Джексону было мало. Он хотел погрузить зрителя в этот мир с головой, создав на экране поистине волшебную картинку. Для этого он закупил почти два десятка цифровых камер с разрешением 4К, но тут встала новая проблема – как прекрасно снятый материал перенести на экраны всего мира? Даже с постобработкой в оригинальном разрешении детальность катастрофически терялась в динамичных сценах при отображении на обычных проекторах, нивелируя все прелести 4К. Прокатчики лишь разводили руками, предлагая Джексону смириться, потому как создавать для него новые технологии никто не собирался. Но он, вложив собственные средства, заработанные на Властелине колец, переоборудовал студию WETA и параллельно через своего друга Джеймса Кэмерона стал вести переговоры с производителями проекторов. Результатом стала спецификация видео с частотой 48 кадров в секунду на каждый ракурс, которая была обратно совместима при понижении частоты с обычными проекторами, но позволяющая четче отображать движения.

Дальнейшее развитие событий известно каждому интересующемуся кино. Первые отзывы на Хоббита в 48 кадров/с были очень полярными. Против новой технологии выступали в основном старые кинофанаты, но простым зрителям она явно понравилась. Оба вышедших фильма с такой частотой крутили в кинотеатрах рекордное по нынешним меркам время – почти три месяца! А началось все это, напомним, с простого желания показать фильм с максимальной четкостью.

Новейшие 4К-проекторы для коммерческих кинотеатров, включая, конечно, и Sony, работают с таким сигналом.

Со съемочной площадки – в вашу гостиную

В модельном ряду компании Sony в этом году представлено уже два проектора с полноценным разрешением 4К, и это, судя по всему, только начало. Через некоторое время даже аппараты среднего ценового диапазона перейдут на это разрешение. Многим кажется, что это поспешное решение, ведь соответствующего контента все еще очень мало. Однако на деле появление таких проекторов закономерно и, более того, своевременно.

Проекционная техника для индивидуального пользования по части разрешения всегда была в авангарде всей видеоаппаратуры. К примеру, компания Sony еще 1989 году, когда ни о HDTV-трансляциях, ни о DVD и тем более Blu-ray на большей части планеты никто даже ни не думал, выпустила CRT-проектор HDIH-2000, поддерживающий отображение HD-видео. И это абсолютно логично, ведь с ростом размеров экранов, пользователям, привыкшим смотреть кино дома, спустя некоторое время хочется лучшей четкости изображения, поэтому производители в этом направлении всегда работают с опережением. А сегодня настал момент перейти на новый стандарт, и в авангарде опять компания Sony.

Sony VPL-HW30ES Как это ни покажется кому-то странным, контент для сверхдорогих, опережающих время проекторов всегда появлялся почти сразу. Точнее наоборот: их выход всегда совпадал с появлением видеоматериала повышенного качества. К примеру, в том же 1989 году в Японии уже велись трансляции телевидения высокой четкости системы MUSE, которая не прижилась во всем остальном мире, и были выпущены первые релизы на дисках HLD, представлявших собой HD-вариант больших LaserDisc. Когда в 90-х годах появились первые матричные HD-проекторы на основе ЖК и DLP-чипов, материал высокой четкости с разрешением 720р или 1080i уже появлялся и в Америке, и в Европе. Естественно, такого видеоматериала в период перехода на новые стандарты всегда имелось немного – он в полной мере лишь показывал возможности новой техники и ясно обозначал, к чему в идеале нужно стремиться. Однако при этом данное обстоятельство нисколько не умоляло достоинств новых проекторов – они все равно были на голову лучше своих современников по всем параметрам, да и эксплуатировались всегда в сочетании с весьма эффективными устройствами повышения разрешения видеокартинки. В начале 90-х годов эту роль выполняли так называемые удвоители линий, а в «нулевых» — скейлеры или по-русски масштабаторы.

Сегодня история с проекцией высокой четкости вновь повторяется, но уже на принципиально другом уровне. Новым ориентиром качества ныне выступают тестовые трансляции телевидения нового поколения – оно по-видимому не перейдет на разрешение, большее чем Full HD; и не диски, перспектива выпуска которых еще более туманна, а киноиндустрия. Дело не в том, что искушенным видеолюбителям и киноманам Full HD уже мало. Людям уже хочется смотреть фильмы, как говорится, в оригинале, то есть с тем разрешением, в котором они были сняты и смонтированы. Ведь многие уже были в кинотеатрах системы IMAX, имеющей, правда, несколько иной формат изображения, но дающей совершенно иное чувство вовлеченности в происходящее на экране. С другой стороны многие уже пользуются компьютерными мониторами с разрешением большим, чем Full HD, играют в игры и смотрят ролики из Интернета. Скажем, на том же портале YouTube, уже есть больше сотни роликов, разрешение которых можно изменить на большее, чем 1080р. Там оно так и называется – «Оригинал» и чаще всего соответствует стандарту, называемому в киноиндустрии 4К.

Загадочное обозначение

Что значит краткое сокращение 4К? Им обозначают разрешение 4096х2160 точек, названное так по числу пикселей в каждой строке. Оно соответственно в четыре раза больше по числу точек, нежели 2К, которым обозначают разрешение 2048х1080. Название же с буквой было использовано, чтобы дистанцироваться от телевизионных обозначений Full HD, Quad HD, 1080p и тп. Во-первых, потому что они не конкретизируют четкость по горизонтали. А во-вторых, потому что в кино используется другое соотношение сторон кадра. Фильмы за редким исключением выходят в форматах 1,85:1, 2,35:1 или 2,40:1.

Sony VPL-HW30ES Формат 4К в кино применяется отнюдь не первый год. Для мастеринга фильмов и реставрации он используется уже лет десять, а первые проекторы для показа кино в 4К впервые были представлены опять же компанией Sony семь лет назад – в 2005 году она презентовала сразу две модели для коммерческих кинотеатров: SRX-R110 и SRX-R105. Причем обе они уже тогда использовали матрицы, построенные по фирменной технологии SXRD.

С тех пор почти все кино в Голливуде, да и в Европе за исключением малобюджетного снимают, монтируют и реставрируют с расчетом на сохранение в формате 4К, так что парк фильмов за это время накопился немалый, и в будущем он буде только пополняться.

Единственно верный

Естественно, видя такую ситуацию, производители начали постепенно прощупывать потребительский рынок, выпуская видеоустройства, поддерживающие отображение сверхвысокой четкости. Однако все выпущенные до последнего времени устройства, поддерживающие отображение 4К-видео, реальными 4К-аппаратами не являются. Они в лучшем случае имеют разрешение Quad HD, то есть 3840х2160 пикселей и не способны показать 4К-видео в оригинале. Причем часть из них еще и такое разрешение симулируют с помощью разного рода оптических средств. А значит, они могут служить лишь в качестве промежуточного варианта, хотя стоят при этом совсем немалых денег.

Просто далеко не у всех компаний есть собственные разработки для 4К-аппаратуры, а опыта чаще всего совсем нет. Все это есть на сегодня только у одной компании – Sony. В ее подразделении профессиональной техники есть и камеры, и монтажные столы, и процессоры обработки для всех операций с 4К-видеосигналом. Ее подразделение Sony Pictures, в которое входит MGM, Columbia, Tri-Star и множество менее крупных компаний, снимает новые и восстанавливает старые фильмы в 4К. Наконец, только она выпускает собственные 4К-проекторы для коммерческих кинотеатров, используя свои же комплектующие. И все это уже в течение многих лет!

В итоге именно Sony в прошлом году выпустила первый в мире проектор с реальным разрешением 4К для домашнего применения, а в этом – еще две новые модели. Причем они, похоже, еще довольно долго будут оставаться единственными подобными аппаратами. Почему? Потому что он по многим параметрам кардинально отличается от всех других «домашних» проекторов.

Sony VPL-VW1000ES – живая легенда

В свое время для этого проектора компания Sony специально разработала абсолютно новые SXRD-матрицы, поскольку чипы, использующиеся в 4К-проекторах для коммерческих кинотеатров, не подходят для домашних аппаратов ни по характеристикам, ни по размерам. Они должны быть контрастнее и «темнее», но главное – меньше по размеру. Ведь аппараты для коммерческого использования рассчитаны на работу с огромными экранами, их яркость на порядок выше и уровень черного соответственно меньше. По той же причине у них и оптика и матрицы больше, поэтому такие аппараты часто бывают размером с небольшой шкаф.

Sony VPL-HW30ES Sony VPL-VW1000ES получился тоже немаленьким. Он значительно больше тех аппаратов, что обычно покупают домой, но все же на шкаф он не похож – разместить его можно даже в квартире с большой гостиной, благо возможности оптики это позволяют.

Более того для четкой работы и нивелирования возможных шумов при управлении положением кристаллов в матрицах Sony разработала цифровой драйвер, то есть небольшой чип на самой матрице, когда как в Full HD-проекторах до сих пор используется аналоговое управление с построчным формированием картинки.

Все оптические элементы тоже были разработаны специально для этого проектора. Объектив, дихроичные зеркала и призмы, фильтры, поляризаторы больше по размеру, чем у Full HD-проекторов. И все они, понятно, сделаны уже по новым стандартам, сформированным для техники UHD-разрешения, то есть на более высоком уровне.

В итоге Sony VPL-VW1000ES оказался буквально по всем параметрам лучше Full HD-проекторов, включая даже цветопередачу. И при этом был единственным с настоящим разрешением 4К, то есть, по сути, аппаратом будущего.

Покупатели оценили это по достоинству – несмотря на высокую стоимость, новый проектор стал продаваться на удивление очень неплохо, можно даже сказать, что очень хорошо для его цены. Поэтому в следующем году, а точнее уже в конце 2013 года компания Sony представила уже две модели проекторов с реальным разрешением 4К: флагманскую Sony VPL-VW1100ES и более доступную Sony VPL-VW500ES с вдвое меньше ценой. Причем оба проектора стали еще лучше по сравнению с легендарным предшественником. И это в то время, когда другие производители только думают о выпуске аппаратов с реальным разрешением 4К. Sony опять в авангарде видеотехнологий!
Тесты проекторов
VPL-VW1100ES

VPL-VW1100ES
VPL-VW500ES

VPL-VW500ES
VPL-HW55ES

VPL-HW55ES
VPL-HW40ES

VPL-HW40ES
VPL-HW30ES

VPL-HW30ES
Sony ГДЕ КУПИТЬ