Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 След.

Измерение RT60...

 
 
Цитата
А поднять уровень тестого сигнала до возможного максимума попробовать стоит... правда возможно ли это не знаю.

поднимал до тех пор, пока это не перестовало влиять на фактор неопределенности.
 
 
давайте не валить в одну кучу измерения rt60 и комнатной АЧХ. Про реверберации - Серега все сказал, там действительно все боль-мень ОК, в пределах допустимых для прибора погрешностей, кроме нижней точки, а про нижнюю вроде уже в пост 28 сказали, популярнее некуда.
А чти касаемо АЧХи, так ее меряли не по снижению уровня до минимального порога отсечки, а по стабилизации показаний (банально на глаз по монитору - а по-другому и не получится с этим конкретным дивайсом). Т.е. включаешь трек с розовым шумом, запускаешь измерение, но ставишь НА ПАУЗУ, прибор вначале немного поколбасит, потом показание стабилизируется, и тут можно паузу отжать и записывать. Именно такая схема, как оказалось, дает минимальные погрешности, мы за день до этого немного по-другому делали, и результаты от разных сессий расходились так, что просто никуда. Вот и пришлось поэкспериментировать немного.
Прибор лежал НЕПОДВИЖНО, никто его не дергал. ПЕРЕД ним никто не бегал, равно как и сбоку. И вообще - никто не мельтешил, не перемещался по комнате во время измерений и никак не "отсвечивал". Все эти вещи абсолютно очевидны, и мы специально перед окончательными измерениями часа три пробовали, как и на что лучше положить прибор, чтобы он и в точке прослушивания оказался, и не застился ничем и никем. Единственное замечание - со штативом, возможно, было бы лучше, но его, к сожалению, не было. Даи кабеля к микрофону тоже. Короче - чего дали добрые люди, тем и померили. И за это, кстати, большое спасибо.
 
 
Цитата
Кароче, пока ТУФТА, а не измерения. :(
короче, пока туфта, а не комментарии по делу

вот, кстати, чуть в сторону от AL-1, к Мелиссе  :) . скопировано с сундука (пост Саш Бара в ветке про Мелиссу):
"ДЕЛО ВРЕМЕНИ", или почему измерения АС мало что говорят об их звучании.

отрывки из статьи обозревателя журнала "Hi-Fi News and Record Reviews" Кита Хауэрда (Keith Howard)


....Когда впервые появилась MLSSA, она представляла собой прорыв в измерениях акустических систем, потому что позволяла проводить их в обычных помещениях, а не в традиционных безэховых камерах. Ранее это было невозможно из-за отражений от стен, потолка и пола искажавших общий сигнал. MLSSA решает эту проблему с помощью "временного окна", замеряя сигнал от начала импульса до того момента, когда на микрофон начинают поступать отражения от поверхностей помещения. Таким образом, отсекаются все отражения....

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Первая проблема связана с тем самым "временным окном". Как известно, звуковая волна должна в определенной степени развиться, чтобы ее можно было зафиксировать теми или иными приборами. На это, соответственно, уходит определенное время.

Допустим для наглядности, что звуковая волна должна совершить полный цикл, чтобы быть зафиксированной измерительными приборами. В этом случае для измерения сигнала частотой 10 кГц необходима минимум 0,1 миллисекунда. Для частоты 100 Гц это время возрастает в 100 раз (10мс).

В реальности, однако, формула взаимозависимости временного отрезка и частоты немного более предпочтительна:

Z t x Z f (больше или равно) 0,5

где Z - "часть от"
t - время
f - частота
х - знак умножения

Из этого следует, что при временном окне в 5 мс наилучшее разрешение, которого можно достичь - это 100Гц. В результате график АХЧ в лучшем случае будет разделен на участки по 100 Гц. В диапазоне 10 кГц это разрешение вполне адекватно. Ниже, скажем, 1кГц - этого явно недостаточно.

Примерно такое временное окно используют все, пользующиеся MLSSA по вполне понятной причине - временное окно диктуется помещением.
В моем случае - это КдП с потолком высотой 3 м. В результате оптимально расположенные АС с динамиками где-то в районе 1,5 м. от пола могут быть измерены на расстоянии 1 м. с максимальным временным окном около 6 мс, чтобы отсечь первые отражения.

Для достижения лучшего результата необходима значительно большая КдП. В этом случае использую зал рядом с домом, где обычно играют в бадминтон. Высота потолка здесь 9 метров. Колонки я поднимаю на расстояние 4,5 м от пола (что само по себе уже достижение!). В этом случае максимальное временное окно при измерениях на расстоянии 1 м от АС составит немногим более 23 мс. Это позволяет разрешение в 22Гц -лучше, но тоже далеко не идеал.

...Вторая причина относительной недостоверности измерений MLSSA - так называемые отложенные резонансы корпуса АС, которые впервые были открыты еще в 1946 году Д.И.Л. Шортером. Проведенные после этого многочисленные исследования, в том числе Питера Фрайэра, показали, что отложенные резонансы оказывают огромное влияние на звучание АС.

В 1976 году Уильям Стивенс провел масштабный эксперимент по изучению отложенных резонансов корпуса АС, опубликовав таблицы этих резонансов. Давайте добавим эти резонансы в импульсный сигнал наших АС, введем этот сигнал в MLSSA с помощью Cool Edit, позволяющего экспортировать .wav сигнал в "родной" TIM формат MLSSA. А теперь посмотрим, какие результаты измерений получаются при разных временных окнах.

Для начала получим "идеальный" результат с окном 217 мс. - максимальне окно при данной частоте сэмплирования Мы видим гладкий спад уровня баса с небольшими пиками на частотах отложенных резонансов. Все резонансы четко разделены и легко определяются на спектральном графике.

Теперь посмотрим, что получается при обычном окне в 6 мс. Деградация разрешения графика такова, что АХЧ ниже 1 кГц имеет далекое отношение к реальности. На спектральном графике резонансы не видны вообще.

Можно значительно улучшить точность измерения, проведя замер баса в ближнем поле, чтобы минимизировать вляние КдП, а потом привязать это к остальной части графика (метод, изобретенный D.B. Keele). Но измерения микрофоном, расположенным в нескольих милиметрах от басового динамика мало что скажут о вибрациях в корпусе АС.

Увеличение окна до 23 мс, возможное в условиях большого спортзала, позволяет хорошо различить на графике рожденный резонансами пик на частоте 619Гц, но пять пиков, находящихся ниже, остаются неразличимыми. Так что даже в условиях огромного зала, при том, что АС подняты на высоту 4,5 м., резонансы ниже 400 Гц. MLSSA не показывает.

Все выше сказанное давно уже не является секретом для профессионалов, они знают, какую цену платят за использование короткого временного окна. Однако читатели, возможно, удивятся тому, что эффект отложенных резонансов корпуса, который так хорошо коррелируется с результатами субъективных оценок, не учитывается при измерениях АС. (Джон Аткинсон из Stereophile пытается как-то решить эту проблему, прикрепляя к панели одной из колонок акселерометр).

Если измерения мало что говорят нам о том, как в реальности звучат АС - а это распространенная жалоба - резонансы корпуса и короткое временное окно измерений являются важными причинами этого явления.

Проблема в том, что диагноз поставить легко, а излечить болезнь сложно. Необходимо как-то идентифицировать отражения и исключить их из общего сигнала. Это позволит открыть временное окно, которое, в свою очередь, позволит провести более точные измерения. Есть два пути - применение сложного сепстрального анализа (PD Baumann, SP Lipshittz, AC Scott) или использование метода определения закономерности, который основан на идентификации отложенного и ослабленного повторного сигнала. Оба метода перспективны, но ни один из них не нашел еще применения в коммерческом программном обеспечении.

До тех пор, пока алгоритмы отсечения отражений не станут стандартной частью устройств по измерению MLS, ситуация останется неизменной. Так что обладатели больших безэховых камер до сих пор остаются единственными, кто может измерить вышеозначенные аспекты работы АС. На этом фоне более "демократические" приборы, основанные на MLS слегка бледнеют.

(С полным содержанием статьи, а также со всеми приведенными в ней техническими подробностями, графиками, таблицами, результатами измерений и ссылками на соотв. литературу можно ознакомиться в журнале Hi-Fi News and Record Reviews Vol 49 No5 (May 2004)
 
 
На самом деле здесь мерялся полный уровень звукового давления, т.е. прямого и реверберационного звука. Реверберационный звук, его АЧХ определяется однозначно функцией РТ от частоты. Т.е. для приведённой РТ ЧХ реверберационного звука должна быть такой же плоской. Если измеренная РТ верна, то вся неравномерность АЧХ определяется только неравномерностью SPL прямого звука колонок. Здесь результат зависит от того,как колонки направлены на точку измерения. Если колонки смотрят точно на микрофон, то результат (по прямому звуку) будет соответствовать осевой АЧХ  колонки по паспорту. Если угол направления от спикера на микрофон отличается от нуля, то АЧХ будет соответствовать некоей боковой АЧХ колонки, которая может иметь спад на ВЧ и чем больше угол, тем больше спад. Чтобы этот спад оценить, нужно иметь полярную диаграмму излучателя и точную геометрию взаимного расположения.
Поскольку здесь две колонки (правильно?), то на результате ещё скажется суммирование (комплексное) амплитуд от двух источников. Результат проявляется в виде модуляции АЧХ ещё известной как гребёнчатая фильтрация. Глубина модуляции зависит от ширины полосы измерительной системы или шума, если мерялось в полосах шума. Будете мерять на синусе - получите максимальную модуляцию, будете мерять в октавных полосах - минимальную. Расстояние между максимумами зависит от угла, под которым встречаются волны от источников. Чем меньше угол, тем "реже гребёнка", чем больше, тем чаще.
 
 
48

угу. и были идеи снять все х-ки в случае, когда колонка смотрит на микрофон. даже были сделаны 1-2 измерения, но просто времени не хватило на большее кол-во измерений. да и вторая была включена при этом :( непорядок. надеюсь будет еще возможность продолжить :)
 
 
Цитата
почему непорядок? А слушать что - тоже по одной, чтобы модуляции зловредные не возникали?))

это чтобы посмотреть, как комната на АЧХ влияет. так, теоретически :))

Цитата
Вообще - цель же была получить хотя бы некоторое представление о поведении АС в конктретной комнате

ну так это и было сделано, а остальное - интерес абстрактный :)
 
 

Цитата
для приведённой РТ ЧХ реверберационного звука должна быть такой же плоской.
а вот вопрос в связи с этим - реверберации мерялись только в нескольких точках, да еще и с октавным усреднением - прибор так делает. АЧХу же меряли с третьоктавным усреднением. По идее, я так понимаю, можно было бы наложить графики друг на друга и сделать выводы о совпадении и не совпадении неких горбов на АЧХ с некими выбросами на графике ревербераций. Но на самом деле так делать, мне кажется, бесполезно, из-за того, что слишком грубое усреднение при измерении ревербераций могло привести к "пропускам" некоторых выбросов по времени ревербераций. Т.е. график, полученный с этим прибором, он так - для общего сведения, но не для тонкого анализа. Или я ошибаюсь?  
 
 
На 60
Конечно 1/3 октавные и октавные графики даже одного и того же парметра будут совпадать толко приблизительно.
В данном же случае нужно было бы сравнить АЧХ реверберационного звука и времени ревеберации. Последнюю можно было бы снять, бесконечно удаляясь от источника, оставаясь в чисто диффузном поле. Ввиду малых размеров комнаты, вы всегда находитесь слишком близко к источнику и уровень прямого звука здесь преобладает. Поэтому вытащить информацию о диффузном SPL из таких графиков невозможно.  Также бессмысленно говорить об измерении некоей "АЧХ комнаты". В качестве таковой обычно выступает частотная характеристика РТ как чистая характеристика комнаты, а не комнаты+звуковой системы.  
 
 
54
Цитата
короче, пока туфта, а не комментарии по делу
Это были не комментарии, а скорее вопросы для уточнения РЕАЛЬНОГО процесса.
За уточнения ПО ДЕЛУ, спасибо. Теперь боль-мень понятно.
Я так понимаю прибор авто-отсекает уровень (для RT60) и авто усредняет. Думаю ВРУЧНУЮ "отсечку" можно было бы сделать точнее. Например, транслируем сгенерированный синус частотой F0 и пишем сие через микрофон в wav-файл. Синус обрываем на пике и смотрим затухание. Находим нужную амплитуду затухания (отсекаем) и определяем время ревера.
Кстати, если не в лом ответить, КАКОЕ, относительно амплитуды тест.сигнала затухание (в ДБ) принято для измерения RT60? Ни 60 ли децибел или?(честно - не знаю).

Понятно, что с "вручную" мороки много, зато уж точно на авто-алгоритм грешить не придётся. А подозрение именно на точность работы алгоритма прибора есть, в связи с вашими последними комментами. То, что видишь глазами и делаешь своими руками повторить алгоритмически довольно не просто.
 
 
Для РТ в качестве тест сигнала проще всего использовть спад установившегося розового шума. Момент отсечки роли не играет. Спад записывается, фильтруется, и по этим данным строится ETC - кривая спада энергии. Т.е. каждый отсчёт возводится в квадрат и логарифмируется. Дальше меряется крутизна спада огибающей этой функции, выбрав прямолинейный участок этой огибающей. Длина участка редко превышает 35дБ из-за ограниченного дин. диапазона измерения. Время спада пересчитывается на 60дБ, потому и RT60.  Некоторые приборы по такому алгоритму и работают - выдают на дисплей ETC и нужно задать вручную длину участка. Поскольку ETC представляет собой шум, то однозначно провести огибающую трудно. Поэтому пользуются аппроксимацией Шрёдера - реверсивно интегрируют ETC, в результате чего получается гладкая кривая. Вручную это сделать трудно. Обычно, нормальный софт (напр., SMAART) показывает кривую Шрёдера и даёт возможность подправить границы участка вручную.
Качество полностью машинного алгоритма зависит от того, какой тип аппроксимации он использует, а также от критерия выбора границ участка. Однозначно можно сказать, что очень короткие времена реверберации да ещё при ограниченном ДД автоматически определить сложно. Здесь ещё важно знать, как алгоритм реагирует, если не может определить RT: выдаст ли он Error, какое-то нереальное значение, или просто сдублирует предыдущую октаву.
   
Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 След.
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)