У меня тут, наконец, дошли руки разобраться с фонотекой – отследить те, кассеты, которые дублируются имеющимися у меня сейчас компактами и винилом. Ведь писал я их много лет назад, когда сидюки и пластинки еще были невообразимой роскошью в коллекции… Одним словом наметилась тенденция высвободить половину кассетного фонда, чем я и занялся. На освобождающиеся кассеты я решил пока опять же заново переписать весь имеющийся винил с целью прослушивания его на даче и вообще для большего удобства и гибкости обращения. К тому же в те годы все писалось на чем придется, а сейчас-то… Накамичи вон по всей квартире валяются… Короче, плотненько так взялся я за работу и за 3 недели записал около 60 пластинок, изведя при этом порядка 35 самых разных кассет – от Sony EF до TDK MA. Писал все не просто на ZX-9, ориентируясь только по индикаторам, а пользовался еще при этом для верности анализатором Nakamichi T-100. Каждую сторону каждой кассеты проверял перед записью с точностью до долей децибела по всем параметрам – центровка ГВ, центровка ГЗ, шум, однородность/сохранность пленки, чувствительность, оптимальный ток подмагничивания, гармоники, перегруз. С пяток кассет забраковал и выкинул, а по остальным сделал интересный вывод (возможно, неоригинальный):
ПРИ НАЛИЧИИ РУЧНОГО КАЛИБРАТОРА, ПОГРЕШНОСТЬ РАБОТЫ КОТОРОГО ТОЧНО ИЗВЕСТНА (до долей децибела), ЕДИНСТВЕННЫМ РАЗЛИЧИЕМ МЕЖДУ ЗАПИСЯМИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ МАТЕРИАЛА, СДЕЛАННЫМИ НА РАЗНЫХ КАССЕТАХ, ПРИ СУБЪЕКТИВНОМ ПРОСЛУШИВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО УРОВЕНЬ ШУМА ЛЕНТЫ.
Понимать это следует так, что, имея деку с высококлассным ручным калибратором, можно получить на Sony EF качество звучания ТОЧНО такое же, как и на TDK MA. Грешить при этом можно ТОЛЬКО на повышенный уровень шумов нормала по сравнению с хромом или металлом, который, как это ни покажется кому-то странным, в некоторой степени (на пару дБ) может быть скомпенсирован более высоким предельно допустимым (на нормале) уровнем записи. Самая что ни на есть средняя «нормальная» пленка (старый Денон, старые Сони, например) имеет шум паузы порядка –51дБ и перегрузочную способность порядка +3 дБ, обеспечивая ДД без СШП в 54дБ. Среднестатистическая TDK D имеет шум паузы –52 дБ и перегруз в +5дБ, обеспечивая ДД в 57 дБ, что соответствует плохому хрому. Невероятно высоким по качеству оказался все тот же БАСФ 80’х! Помните, были такие пленки Ferro Extra I в ребристом с боков футляре, красно-черно-белой обклейкой кассеты и красно-белым вкладышем из твердого картона с изображением «объемной» АЧХ со срезом уже на 16К? СУПЕР!!! Кассетам почти два десятка лет, слушанные переслушанные, а они НИЧЕМ не уступают по качеству TDK D!
Самая что ни на есть средняя «хромовая» пленка (старый и новый Макселл, например) имеет шум паузы порядка –56дБ и перегрузочную способность порядка +3дБ (да-да!), обеспечивая ДД без СШП в 59дБ. Самый монстр в области хромовых кассет EMTEC Reference Maxima отличается шумом в –57дБ и средним (по партии кассет) перегрузом в +7, что дает ДД без СШП в 64дБ. НО!!! В отличие от нормала, отдача хрома на ВЧ падает несколько быстрее, скрадывая таким образом пару-тройку дециблов. Реально эффективная запись на ту же Максиму Референсную может быть осуществлена только при уровне +4дБ, что дает ДД в 61дБ.
У металла шумы, как правило, такие же или чуть выше (но полдецла), чем у хрома - -56дБ. Но вот перегруз без потери ВЧ реально может быть дан в +7дБ, обеспечивая ДД в 63дБ (в среднем). Разброс металлических пленок по качеству СУЩЕСТВЕННО меньше, чем в хроме и нормале.
Таким образом, имеем такие средние (я подчеркиваю: СРЕДНИЕ по всему разнообразию кассет разных производителей) значения ДД без СШП для трех типов лент: 54 – 59 – 63дБ.
Те же данные для ЛУЧШИХ образцов кассетного мастерства: 57 – 61 – 63дБ.
Практика показывает, что при записи чистого, неубитого винила на хром – понять по уровню шумов, где пластинка, а где кассета, практически невозможно даже на самой средней кассете, т.е. буквально на грани различимости. То же касается и металла. На нормале идентификация подобного рода не составляет труда, поскольку разницу в шуме в 4-5дБ заметит даже глухой.
Такие вот наблюдения.
ПРИ НАЛИЧИИ РУЧНОГО КАЛИБРАТОРА, ПОГРЕШНОСТЬ РАБОТЫ КОТОРОГО ТОЧНО ИЗВЕСТНА (до долей децибела), ЕДИНСТВЕННЫМ РАЗЛИЧИЕМ МЕЖДУ ЗАПИСЯМИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ МАТЕРИАЛА, СДЕЛАННЫМИ НА РАЗНЫХ КАССЕТАХ, ПРИ СУБЪЕКТИВНОМ ПРОСЛУШИВАНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО УРОВЕНЬ ШУМА ЛЕНТЫ.
Понимать это следует так, что, имея деку с высококлассным ручным калибратором, можно получить на Sony EF качество звучания ТОЧНО такое же, как и на TDK MA. Грешить при этом можно ТОЛЬКО на повышенный уровень шумов нормала по сравнению с хромом или металлом, который, как это ни покажется кому-то странным, в некоторой степени (на пару дБ) может быть скомпенсирован более высоким предельно допустимым (на нормале) уровнем записи. Самая что ни на есть средняя «нормальная» пленка (старый Денон, старые Сони, например) имеет шум паузы порядка –51дБ и перегрузочную способность порядка +3 дБ, обеспечивая ДД без СШП в 54дБ. Среднестатистическая TDK D имеет шум паузы –52 дБ и перегруз в +5дБ, обеспечивая ДД в 57 дБ, что соответствует плохому хрому. Невероятно высоким по качеству оказался все тот же БАСФ 80’х! Помните, были такие пленки Ferro Extra I в ребристом с боков футляре, красно-черно-белой обклейкой кассеты и красно-белым вкладышем из твердого картона с изображением «объемной» АЧХ со срезом уже на 16К? СУПЕР!!! Кассетам почти два десятка лет, слушанные переслушанные, а они НИЧЕМ не уступают по качеству TDK D!
Самая что ни на есть средняя «хромовая» пленка (старый и новый Макселл, например) имеет шум паузы порядка –56дБ и перегрузочную способность порядка +3дБ (да-да!), обеспечивая ДД без СШП в 59дБ. Самый монстр в области хромовых кассет EMTEC Reference Maxima отличается шумом в –57дБ и средним (по партии кассет) перегрузом в +7, что дает ДД без СШП в 64дБ. НО!!! В отличие от нормала, отдача хрома на ВЧ падает несколько быстрее, скрадывая таким образом пару-тройку дециблов. Реально эффективная запись на ту же Максиму Референсную может быть осуществлена только при уровне +4дБ, что дает ДД в 61дБ.
У металла шумы, как правило, такие же или чуть выше (но полдецла), чем у хрома - -56дБ. Но вот перегруз без потери ВЧ реально может быть дан в +7дБ, обеспечивая ДД в 63дБ (в среднем). Разброс металлических пленок по качеству СУЩЕСТВЕННО меньше, чем в хроме и нормале.
Таким образом, имеем такие средние (я подчеркиваю: СРЕДНИЕ по всему разнообразию кассет разных производителей) значения ДД без СШП для трех типов лент: 54 – 59 – 63дБ.
Те же данные для ЛУЧШИХ образцов кассетного мастерства: 57 – 61 – 63дБ.
Практика показывает, что при записи чистого, неубитого винила на хром – понять по уровню шумов, где пластинка, а где кассета, практически невозможно даже на самой средней кассете, т.е. буквально на грани различимости. То же касается и металла. На нормале идентификация подобного рода не составляет труда, поскольку разницу в шуме в 4-5дБ заметит даже глухой.
Такие вот наблюдения.