Релизы на CD/LP джазовой музыки

Wed, 11 May 2022 21:18:40 +0300 Wed, 11 May 2022 21:18:40 +0300

Iiro Rantala

My History of Jazz

ACT


Ииро Рантала - один из самых известных финских джазовых пианистов. Он выходил далеко за пределы джаза; в частности, сочинил фортепианный концерт и возглавлял коллективы различной направленности, например ансамбль, играющий танго. Но основными его проектами были фортепианные трио, прежде всего Trio T?yke?t, существовавшее более полутора десятилетий, а также Iiro Rantala New Trio, где функцию барабанщика выполнял битбоксер (то есть исполнитель, имитирующий звучание инструментов посредством голосового аппарата). Новейший альбом в большинстве случаев записан также усилиями фортепианного трио, но уже не чисто финского, как предыдущие два, а североевропейского или скандинавского (на контрабасе и виолончели играет известнейший шведский музыкант Ларс Даниэльссон, на барабанах - датчанин Мортен Лунд), и иногда к ним присоединяется польский скрипач Адам Балдых. Джаз у пианиста начинается (и заканчивается) Бахом. Баха с джазом не связывал только ленивый - достаточно вспомнить сверхпопулярные экзерсисы Жака Лусье или более изящные опыты The Modern Jazz Quartet. Рантала тоже не первый джазовый пианист, обращающийся к Гольдберг-вариациям, - американец-постмодернист Ури Кейн, помнится, сделал из них нескончаемый поток экспериментов, когда латиноамериканский ансамбль пел что-то про контрапункт, а его сменяли электроника и диджейские сеты. Рантала обходится более традиционными средствами, легко вписывая Баха и свои импровизации на тему все тех же вариаций (ими перемежаются остальные композиции альбома) в собственную, развивающуюся парадоксальным образом историю, в которой находится место и неувядающему "Каравану" с солирующей скрипкой, и сочинениям Джорджа Гершвина, Телониуса Монка, Курта Вайля со страйд-стилем, и шведского саксофониста Ларса Гуллина, и самого пианиста. Здесь есть регтайм, страйд, свинг, хардбоп, баллада, а также легкие опыты над формой (кривые ритмы в "What Comes Up Must Come Down") и звучанием (подготовленное фортепиано в "Uplift"). Так что если кто-то хотел энциклопедического подхода и всеохватности, то его постигнет разочарование. Скорее, Рантала предлагает свой взгляд на ту музыку, которую он любит, в которой он чувствует себя естественно и которую готов преображать так, как ему захочется.




Charles Lloyd & Jason Moran

Hagar's Song

ECM, 2013


Саксофонист Чарльз Ллойд сегодня, как и в 1960-е, работает с талантливыми партнерами в камерных составах. В данном случае перед нами его дуэт с оригинально мыслящим пианистом Джейсоном Мораном, который играет в ансамбле Ллойда уже несколько лет. Центральное произведение альбома - пятичастная сюита, посвященная прапрабабушке саксофониста, пережившей все невзгоды и радости, которые обычно выпадали на долю черной рабыни. Помимо саксофона, мы слышим флейту и басовую флейту, помимо фортепиано - подготовленное фортепиано и тамбурин. В "Hagar Suite" звучат отголоски африканской музыки, спиричуэлз. А окружают сюиту обработки пьес Эллингтона и Гершвина, песен Боба Дилана и The Beach Boys - последнее неудивительно, если вспомнить, что в 1970-е годы Чарльз Ллойд активно сотрудничал с этой группой. Во всех номерах, будь то исполненные по-традиционному "Mood Indigo" и "Bess, You Is My Woman Now", средняя часть сюиты, "Alone", для флейты и дребезжащего рояля, или фри-джазовая композиция Ллойда "Pictogram", голоса обоих участников дуэта звучат наполненно, концентрированно, с эффектом присутствия.




Christian Muthspiel 4

Seaven Teares: Tribute to John Dowland

ACT, 2013


Австрийский тромбонист, пианист и композитор Кристиан Мутшпиль создал что-то вроде парафраза цикла паван для пяти виол да гамба и лютни британского композитора XVI-XVII веков Джона Дауленда "Lachrimae, or Seaven Teares", которые, в свою очередь, являются своего рода вариациями на тему его знаменитой песни "Flow My Tears". Интересы Мутшпиля широки: он исполняет (и дирижирует!) современную академическую музыку, а в проектах, близких к джазу, обращается к тирольскому пению, творчеству Мессиана и даже техно. Здесь звучат тромбон, рояль, электророяль, блокфлейты (все - Мутшпиль), труба и флюгельгорн (Матье Мишель), вибрафон (Франк Тортилье) и бас-гитара (известный американский музыкант Стив Суоллоу). Все композиции формально сочинены Мутшпилем, названия их обыгрывают заглавия частей цикла Дауленда: у британца - слезы печали, слезы возлюбленного, подлинные слезы, притворные слезы, а у австрийца - счастливые слезы, горькие слезы, замерзшие слезы и даже крокодиловы слезы. Тема Дауленда, которую не спутаешь ни с чем, угадывается довольно отчетливо, но она то появляется, то исчезает. Налицо удачнейшее сочетание старинной музыки и джаза, никакого китча, крайне неожиданные инструментальные сочетания; все красиво, естественно, и следить за музыкальным развитием весьма интересно.




Trilok Gurtu

Spellbound

Moosicus, 2013


У этой записи довольно необычный жанр: посвящение трубе от ударника. Выдающийся индийский перкуссионист Трилог Гурту, ставший заметным артистом интернационального джаза, выпустил альбом памяти великого американского трубача Дона Черри, с которым играл в 1970-х годах, и для этого пригласил семерых трубачей из разных стран. Есть на "Spellbound" место и для самого Черри: в самом начале звучит полуминутный фрагмент их записи с Гурту, а в финале его голос благодарит публику. Для коллег Черри перкуссионист избрал не только его и свои произведения, но и композиции, созданные другими мастерами трубы - Майлсом Дэйвисом и Диззи Гиллеспи. Естественно, главный голос в каждом треке принадлежит трубе, и любопытно сравнивать манеры совершенно непохожих друг на друга музыкантов - турка Хасана Гезетлика, норвежца Нильса Петтера Мольвера, живущего во Франции ливанца Ибрахима Маалуфа, сардинца Паоло Фрезу, немцев Маттиаса Шрифля и Маттиаса Хефса, американца Амброуза Акинмусири. Вместе с тем на заднем плане всегда отчетливо слышны разнообразные, индийские и неиндийские, ударные Гурту, так что нам не дадут забыть, чей это альбом и чья идея.




Pat Metheny

Tap: The Book of Angels, Vol. 20

Nonesuch / Tzadik, 2013


Встреча титанов. Глава лейбла Tzadik, лидер нью-йоркской авангардной сцены, композитор и генератор идей Джон Зорн уже восемь с лишним лет выпускает диски из серии "Книга ангелов": каждый диск - коллекция сочиненных им композиций с небольшой долей элементов, позаимствованных из музыки клезмер, и восточных мотивов. Композиции эти до сих пор исполняли почти исключительно артисты, которых Зорн уже записывал на своем лейбле. С гитаристом Пэтом Метини, тоже фигурой неординарной, музыкантом, заставившим всех по-новому взглянуть и на возможности гитары, и на гитарную музыку, и на джаз, и на фьюжн, и даже на поп-музыку, Зорн до сих пор не работал. Объединяет их безусловная открытость практически любым влияниям. В этом смысле "Tap" - равным образом и альбом музыки Зорна, потому что его композиторский почерк чувствуется в самых разных работах, и альбом Метини, потому что точно так же здесь чувствуется его исполнительский почерк. Почти на всех инструментах, - а это, помимо различных видов гитар, также фортепиано, бандонеон, флюгельгорн и маримба, управляемая при помощи механического устройства под названием "Оркестрион", - играет сам Метини, и только на ударных - его постоянный партнер Антонио Санчес. В последнем треке поет его дочь Уиллоу (кстати, Зорн больше всего ценит именно эту вещь, сильно непохожую на остальные, более всего близкую к фри-джазу). Самое, пожалуй, ценное в записи, - то, как органично фирменная многослойность Метини (с его способностью сделать все слои различимыми) подходит живому, дышащему зорновскому материалу.






radio.string.quartet.vienna

Posting Joe: Celebrating Weather Report - live

ACT, 2013


Переложение джазовых произведений для струнного квартета - затея не такая уж диковинная, достаточно вспомнить, как всемирно известный Kronos Quartet исполнял пьесы Телониуса Монка. Ансамбль radio.string.quartet.vienna - типичный пример коллектива, работающего в жанре crossover, то есть, собственно говоря, на пересечении жанров. В его репертуаре сочинения Листа соседствуют с мелодиями Генри Манчини, песнями Radiohead и собственными произведениями, где сложно разграничить влияния разных направлений. Еще в 2009 году под смычками австрийцев переиначивались пьесы Mahavishnu Orchestra. К творчеству выдающегося клавишника Завинула квартету случалось обращаться и ранее, но теперь ему посвящена целая программа. Включены в нее не только композиции времен его работы в Weather Report (в программу попала и пьеса сооснователя ансамбля Уйэна Шортера), но и относящиеся к периоду сотрудничества с Майлсом Дэйвисом (знаменитая "In a Silent Way"), а также к сольному его творчеству. Кроме того, квартет играет посвященное ему сочинение виолончелистки Аси Вальчич. В звучании произведений Завинула виден, пожалуй, идеальный подход музыкантов: они воссоздают оригинал, так что он хорошо опознается, но одновременно и создают новые пьесы, с учетом возможностей струнных смычковых, с характерными вибрато и другими специфическими способами звукоизвлечения.




Terence Blanchard

Magnetic

Blue Note, 2013


Кто хотел мейнстрима - получите. И наверное, трудно будет найти человека, назвавшего бы такой джазовый мейнстрим скучным. Какое там! Здесь все дышит и пылает и вот-вот сорвется в совсем уже какую-то разнузданность (а порой и срывается). Теренс Блэнчард - один из ведущих сегодня американских джазовых трубачей, которые продолжают дело Уинтона Марсалиса, хранителя мейнстрима, примеряющего на себя одеяние патриарха. Ядро ансамбля, записавшего этот альбом, - традиционный донельзя (по составу) квинтет: саксофон, труба, фортепиано, контрабас, барабаны. К ним, однако, присоединился гитарист Лионель Луэке из Камеруна, восходящая звезда той разновидности современного джаза, которую не назовешь революционной, но и с консервативным направлением у нее мало общего. Значительность альбому придает появление в ряде треков вместо участников основного состава контрабасиста Рона Картера, истинного патриарха, и саксофониста Рави Колтрейна, сына Джона Колтрейна. Иные композиции в высшей степени любопытны по своей структуре: совершенно непредсказуемым образом на фоне вроде бы развивающейся темы возникает пронзительный дуэт духовых, инструменты то вступают друг с другом в конфликт, то ищут дорогу на ощупь, то наслаждаются свободой полета. Интересно различать проходы гитары и рояля, будто прячущихся за спиной духовых. Блэнчард дополнительно обогащает звучание электронными примочками для трубы. Для такой музыки уже некоторое время принят несколько более подходящий термин, чем мейнстрим, - straightahead. Вот это оно и есть.




Jim Black

Antiheroes

Winter & Winter, 2013


Альбом записан ансамблем Alas No Axis во главе с барабанщиком Джимом Блэком, куда входят также другие активные деятели авангардной и околоавангардной сцены - саксофонист и кларнетист Крис Спид и два музыканта из Исландии, басист Скули Свериссон и гитарист Хильман Йенссон. Музыка Alas No Axis часто близка пост-року, поскольку она больше сосредоточена на игре с ритмами и особенностях звучания ансамбля, чем на сольных импровизациях. Композиции Блэка - это постоянное развитие, в них музыка никогда не возвращается на исходную позицию, к начальной теме, движение идет только вперед, к новым мелодиям. Звучание камерное, насколько это возможно с саксофоном и гитарой: инструменты приглушают клокочущую и готовую вылиться страсть. "Antiheroes" - альбом с идеей, он посвящен существам, персонажам и вещам, которые пытаются улучшить мир. Например, будто бы устремляющаяся ввысь "Super K's" посвящена Крису Спиду и певице из группы Blonde Redhead Кадзу Макино, а завороженно дрожащая "Meowchless" - избавлению от подросткового страха; эта композиция, по замыслу Блэка, должна изображать то отсутствие ожидаемого звука, когда удается случайно не наступить на кошку.





Григорий Дурново

Редакция Hi-Fi.ru