Когда индийское кино рвало прокат: 70-е глазами советского зрителя
Tue, 05 Aug 2025 13:00:01 +0300 Tue, 05 Aug 2025 13:00:01 +0300Зарубежные картины, ставшие лидерами советского проката в 1970-х
Для Советского Союза 70-е годы прошлого века стали временем больших свершений и многих побед внутри и за пределами страны. На социалистические рельсы вставали страны Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки – и из каждой в советские кинотеатры устремлялись кинокартины местного производства. Что-то оказывалось мусором, а каким-то лентам удавалось нащупать такие струны души, которые заставляли зрителей покупать билеты в кинозалы снова и снова. Мы собрали для вас самые популярные зарубежные ленты, вышедшие в СССР в 70-х, здесь есть вестерн и хоррор, комедии и боевики, а также много, очень много мелодрам. Всё-таки советский человек был очень открытым и искренним…
12. Легенда о динозавре / Kyōryū Kaichō no Densetsu (Япония, 1977)
Прокат в СССР – 1979
48,7 млн зрителей
Японская “Легенда о динозавре” появилась в СССР только в 1979 году. К тому времени главному монстру Страны восходящего солнца Годзилле исполнилось 25 лет, но для советского зрителя он всё ещё был неизвестен. Как и “Челюсти” Спилберга, на которые равнялись авторы “Легенды”, рассказывая о внезапном нападении на людей целой армии доисторических ящеров. В отсутствии других, более качественных и масштабных картин о монстрах, данный фильм стал культовым и с успехом выдержал несколько волн проката.
11. Синьор Робинзон / Il signor Robinson (Италия, 1976)
Прокат в СССР – 1979
52,1 млн зрителей
Блистательный итальянский актер и сценарист Паоло Вилладжо работал с Федерико Феллини, Эрмано Ольми и многими другими великими режиссерами, но в Советском Союзе его знали исключительно по комедийным ролям в фильмах о бухгалтере-недотепе Фантоцци и в вольной интерпретации романа Даниэля Дефо “Синьор Робинзон”. Впрочем, нужно отдать должное, Вилладжо в них очень хорош. На фоне чрезмерно серьёзного отношения к классике в советском кино, баловство на пляже зрители приняли на ура!
10. Зита и Гита / Seeta Aur Geeta (Индия, 1972)
Прокат в СССР – 1976
55,2 млн зрителей
Дружба СССР и Индии в 1970-е существенно укрепилась – мы поставляли Дели передовое оружие, индусы в ответ бомбардировали советский прокат своими фильмами. Сразу несколько картин из Азии существенно потрепали зрительские кошельки – скажем, за просмотр мелодрамы “Зита и Гита” наши дедушки и бабушки отдали больше, чем за многие отечественные картины. В центре сюжета классическая коллизия – разлученные в детстве сёстры-близнецы. В финале они воссоединяются – все поют и танцуют!
9. Зорро / Zorro (Франция, Италия 1975)
Прокат в СССР – 1976
55,3 млн зрителей
В 1960-е кумиром мальчишек был “Чёрный тюльпан”, а в 1970-е ему на смену пришел “Зорро” в исполнении… все того же Алена Делона. Комедийный вестерн по классическому сюжету получил более впечатляющие сцены поединков на шпагах, ведущие актеры устраивали будоражащие скачки на великолепных лошадях, очаровательная Оттавия Пикколо в роли подруги бесстрашного борца с несправедливостью, кружила юношам головы. До выхода “Мушкетеров” с Боярским Зорро был главным героем уличных игр.
8. Виннету – сын Инчу-чуна / Winnetou (ФРГ, Югославия, Италия, 1963)
Прокат в СССР – 1975
56 млн зрителей
С популярным фильмом об индейцах “Виннету” произошла не очень хорошая история. В Советском Союзе действительно был велик интерес к освободительной борьбе коренных народов Америки, но не все картины на эту тему устраивали наших суровых цензоров. Поэтому часть лент того времени зрители увидели в порезанном и перемонтированном виде. Так “Виннету” получился в результате слияния и разделения двух лент из большой франшизы, снятой в период с 1962 по 1968 годы. Но у нас и этим были очень довольны.
7. Четыре мушкетера Шарло / Les Quatre Charlots mousquetaires (Франция, 1974)
Прокат в СССР – 1978
56,6 млн зрителей
Всегда славившаяся своими комедийными традициями Франция в 1970-х в Советский Союз делегировала комик-труппу “Шарло” – четвёрку музыкантов, удачно проявивших себя в простеньких, но обаятельных фильмах. В наш прокат попало несколько лент с их участием, но наибольшего успеха добилась шутливая экранизация “Трёх мушкетеров” Дюма, в которой главная роль досталась слугам знаменитых героев. Четвёрка “Шарло” сразилась с гвардейцами, спасла честь королевы и обманула хитрого кардинала.
6. Месть и закон / Sholay (Индия, 1975)
Прокат в СССР – 1976
60 млн зрителей
Драма “Месть и закон” – одна из наиболее знаковых картин в истории Болливуда, её успех на родине был грандиозен, в одном из кинотеатров Мумбаи лента демонстрировалась непрерывно более пяти лет, сборы были космическими. Советский зритель тоже оказался расположен попереживать за двух благородных воров и калеку-полицейского, противостоящих беспощадному разбойнику и его банде. И посмотреть действительно было на что – фильм яркий и музыкальный, а в финале обязательно торжествует любовь.
5. Мститель / Barood (Индия, 1976)
Прокат в СССР – 1978
60 млн зрителей
А вот и ещё один индийский хит, очаровавший советского зрителя – “Мститель”. Сюжет разворачивается по всем законам болливудского триллера – жестокий бандит много лет назад оставил главного героя сиротой, теперь молодой мститель желает побольнее ударить преступника и похищает его дочь. Вот только между похитителем и его жертвой вспыхивают чувства! И как теперь быть – не убивать же будущего тестя. Остаётся петь и танцевать. Классическая мелодрама, перед которыми советский зритель был бессилен.
4. Белое платье / Al-Rida’ al-Abyad (Египет, 1974)
Прокат в СССР – 1976
61 млн зрителей
Помимо уже традиционного для советского экрана индийского кино в 1970-х в прокате появились новые неожиданные игроки. Например, в 1976 году суперхитом стала египетская мелодрама “Белое платье”. Советскому руководству показалось, что целомудренное кино из пусть и светской, но все-таки арабской страны, в отличие от фривольного Голливуда, не навредит отечественному зрителю. Но наши бабушки и мамы и в истории египетской Золушки разглядели чувственность и подлинную страсть.
3. Бобби / Bobby (Индия, 1973)
Прокат в СССР – 1975
62,6 млн зрителей
Вышедшая на советские экраны комедийная мелодрама “Бобби” стала самым популярным индийским фильмом в истории нашей страны – начиная с 1975 года и до середины 1980-х его посмотрели свыше 62 миллионов зрителей. Скромная по болливудским масштабам история любви двух молодых представителей различных страт кастового индийского общества подкупает, прежде всего, необыкновенной химией между двумя ведущими актерами. Риши Капур и Димпл Кападия – символы индийского кино.
2. Золото Маккенны / Mackenna's Gold (США, 1968)
Прокат в СССР – 1974
63 млн зрителей
А что же американский кинематограф – неужели до советских экранов в 1970-х не добрался ни один голливудский фильм? Были представители, не без этого. Одному даже удалось взобраться очень высоко – 63 миллиона зрителей к экранам смог привлечь вестерн “Золото Маккенны” с Грегори Пеком и Омаром Шарифом. Политически нейтральную приключенческую ленту сперва опробовали на зрителях московского кинофестиваля, а после пустили в широкий прокат – и всех детей превратили в ковбоев!
1. Есения / Yesenia (Мексика, 1971)
Прокат в СССР – 1975
91,4 млн зрителей
Феномен мексиканской “Есении”, наверное, никогда не будет сколько-то внятно объяснён. Картина из латиноамериканской страны, расположенной буквально на другой стороне планеты, рассказывающая историю бедной цыганки, жившей сто лет назад – что в ней может быть интересно строителю коммунизма, запустившему человека в космос, строящему БАМ и атомные ледоколы? Но нет, происходит чудо, и “Есения” привлекает в кинозалы 90 миллионов зрителей. Фантастика какая-то! Или цыганское колдовство.
Зарубежные картины, ставшие лидерами советского проката в 1960-х, представлены в этой подборке.
5 августа 2025 года