Есения (1971)

Yesenia

  • Год

    1971

  • Студия

    Películas Latinoamericanas S.A., Películas Rodríguez, Producciones Guillermo de la Parra

  • Дата выхода

    11 сентября 1971 (Мексика), 6 января 1975 (СССР), 23 декабря 1974 (Ленинград)

  • Жанры

    мелодрама

Описание

Ни один, даже самый высоколобый критик не сможет однозначно и неопровержимо объяснить феномен мексиканской картины «Есения», ставшей рекордсменом советского кинопроката не только среди зарубежных, но и отечественных картин. Кто-то указывает на врожденную страсть нашего зрителя к латиноамериканским драмам, кому-то более уместной видится ассоциация с любимой сказкой о Золушке, кое-кто просто не верит статистике, но чудо произошло: абсолютно шаблонная мелодрама о любви бедной цыганки и бравого офицера заставляла зрителей идти в кино снова и снова. Планка, установленная черноглазой Есенией, не покорилась ни «Пиратам ХХ века», ни Александре из «Москва слезам не верит», и вряд ли падет в обозримом будущем – «Аватар» в российском прокате набрал смешные 14 миллионов зрителей. И это самая главная загадка, оставленная советским кинопрокатом потомкам. Отец семейства и автослесарь, герой Бурвиля очень любит рыбалку. А мечтой всей его жизни является покупка хороших снастей. Ну как тут не поддаться на уговоры ушлого торговца и не купить суперсовременную удочку, которая практически сама ловит рыбу. Только вот незадача – на нее он потратил деньги, предназначенные для покупки стиральной машины, и придется как-то объяснять жене, куда они делись. А начав врать, остановиться он уже не сможет, и ему придется придумывать истории – одна завирательнее другой. Куда заведет его язык – узнаете, посмотрев фильм. В фильме режиссера Жиля Гранжье Бурвиль сыграл с кумиром своей молодости, великолепным Фернанделем. Его герой, трудолюбивый шеф-повар из Нормандии, женится на молодой вдове и превращает ее ресторан в успешное предприятие. Вдруг выясняется, что считавшийся покойным муж в исполнении Фернанделя – также повар – возвращается из немецкого плена и предъявляет свои права на дом и ресторан. Начинается настоящая война на кухне между бывшим и текущим мужем! Сюжет этой комедии был инспирирован делом, по которому был снят знаменитый «Французский связной». Мафия переправляла наркотики через границу в корпусах автомобилей якобы ничего не подозревающих туристов. Именно такую историю и разыграл в этом фильме режиссер Жерар Ури. Отправившись на юг за рулем своего маленького Ситроена, герой Бурвиля сталкивается с Роллс-Ройсом богатого предпринимателя, которого сыграл Луи де Фюнес. Тот вдруг легко признает свою вину в ДТП и предлагает в качестве компенсации незадачливому отпускнику продолжить путь за рулем роскошного Кадиллака, само собой, начиненного контрабандой. Начинается классическая комедия положений. Одна из редких серьезных ролей актера. Здесь он играет вернувшегося из Канады наследника лесопилки, затерянной в лесах французских Вогезов. Дела могли бы идти хорошо, если бы не жесткая конкуренция местных старожилов и отсутствие желающих работать на столь тяжелом и опасном производстве. Первые нанявшиеся к нему рабочие – одного из них сыграл Лино Вентура – оказываются недавно освободившимися уголовниками, и именно они подсказывают ему выход из положения. Он заключается в том, чтобы нанять на работу заключенных, которые уже почти отсидели свой срок – такую программу адаптации разработало французское правительство. После прибытия в лесную глушь «бригады ух!» события принимают интересный оборот. Самый большой кассовый успех Бурвиля. Вторая по счету комедия Жерара Ури принесла ему невероятную славу, а всем занятым в ней актерам – еще большую популярность. История путешествия по Франции двух английских парашютистов, случайно приземлившихся в оккупированном немцами Париже, и их французских попутчиков в исполнении Бурвиля и де Фюнеса, имела грандиозный успех не только у себя на родине, но и во всем мире, включая Советский Союз. Казалось бы, как можно снять уморительную комедию, действие которой разворачивается в столь трагическое для Франции время? Тем не менее, режиссеру это удалось, а некоторые сцены фильма можно смело отнести к золотому фонду комедийного жанра. Сценарий еще одной великолепной комедии Жерара Ури навеян знаменитым ограблением почтового поезда Глазго-Лондон. Очаровательный мошенник в исполнении Жана-Поля Бельмондо вместе со своим подельником, которого и сыграл Бурвиль, решает ограбить поезд, перевозящий секретную кассу НАТО из Парижа в Брюссель после выхода Франции из альянса. Однако их задача осложняется тем, что на драгоценный груз претендует еще и банда под руководством таинственного бандита по кличке Супермозг. Картина снималась одновременно в нескольких странах, при этом в ней участвовали также и зарубежные исполнители: известный британский актер Дэвид Найвен и звезда Голливуда Илай Уоллак. «Красный круг» - идеальный пример криминальной драмы, в которой сюжет закручивается в тугой узел с каждой сценой, и где все герои неизбежно встречаются в финале, как и предсказано в открывающих фильм титрах с придуманной режиссером цитатой из Рамакришны. Это вершина творчества Жана-Пьера Мельвиля, и одновременно – последний фильм Бурвиля. Снимался он в нем, уже будучи серьезно болен, и здесь он выступил в непривычном для себя амплуа комиссара полиции. Его персонаж помог режиссеру точно передать ощущения преступника, по следам которого неотступно следует полиция и которого блестяще сыграл Ален Делон.

Рецензии и обзоры на фильм в материалах и подборках Hi-Fi.ru: