Цитата |
---|
dimms74 написал: Для меня, альтернативы транзистору нет. Это я и обосновать могу и доказать с аргументами. Если не тяжело можно в кратце. |
Для начала стоит определиться, что мы считаем правильным результатом. На первый план надо вынести требования точности передачи, которую возможно хорошо проконтроллировать только в студийных условиях и как-то при прослушивании контрольных записей звукорежиссером, участвовавшим при их производстве. Второе требование - отсутствие искажений, влияние которых уже подтверждено современными знаниями по психоакустике. Почему я его оставляю? Зная, какие недостатки есть у усилителя, можно подобрать музыкальный материал, который высветит эти недостатки и тогда можно превратить эти знания в слышимые недостатки.
Лампа, к сожалению, подкрашивает звук. Подкрашивание имеет две базовых причины: нелинейность и механическая конструкция. Если с нелинейностью можно бороться конструктивными средствами, в том числе введением ООС, то с механической конструкцией бороться нельзя, она задана и имеет характерный спектр вибраций в звуковом диапазоне. Собственно Tube Rolling как раз и основывается на подборе моделей, производителей или экземпляров ламп с наиболее приятным на слух спектром вибраций лампы. Сравнения по нелинейным искажениям гораздо меньше коррелируют с слуховыми предпочтениями экземпляров ламп. Т.е. предпочтение может быть и отдано экземпляру с меньшей линейностью, но лучшей конструкцией.
Вторая проблема ламп - большие нелинейные искажения реальных усилителей мощности, больше связанные с необходимостью применения выходного трансформатора. Выходной трансформатор сам по себе сильно искажающий элемент, но он дополнительно ограничивает использование ООС для снижения искажений. Надо сказать, что предельно достигнутые параметры ламповых усилителей по нелинейным искажениям вплотную приблизились к границе слышимости, которая принята в районе 0,02-0,03%. Но большинство общепризнанных ламповых усилителей имеет этот параметр в районе 0,5%. Это означает, что можно подобрать сложный материал с насыщенным спектром, на котором вы услышите появление каши.
Третья проблема ламп так же связана с применением трансформатора - это передача низких частот. Экстенсивными способами можно задавливать эту проблему за счет применения трансформаторов с большим сердечником, но это эксклюзивное решение, не доступное в серийных изделиях.
Теперь транзисторы.
Подкрашивание звука транзистором так же распространено, причем происходит оно в более неприятной, на слух, форме. Оно не связано с механической конструкций транзистора, а связано с высокой зависимостью параметров транзистора от температуры перехода. Моделирование работы известных схем, например классики из Тице и Шенк, по которой собраны Мюзикал Фиделити, показывает что изменение режима работы входного транзистора составляет от процентов до десятка процентов по сравнению с действующим сигналом в цепи ООС. Т.о. причина понятна. Мало того, анализ схем других, более продвинутых производителей, показывает что авторы понимают наличие этой проблемы и борются с ней. В хороших схемах уровень этих искажений сотые доли процента и ниже. Конечно, этим механизмом не исчерпываются причины подкрашивания, но все остальные присущи и транзисторам и лампам и борьба схожа, а возможность введения более глубокой ООС дает возможность транзисторным схемам получить преимущество.
По нелинейным искажениям объяснять не надо, транзисторы легко позволяют достичь тысячных долей процента и ниже.
Это все общетеоретический бэкграунд. Потенциально и в пределе перевес на стороне транзисторов. А на практике, я бы предпочел верхний Аудио Ресеч верхнему Мюзикал Фиделити, просто от того, что первые думают, а вторые халтурщики.