Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1

Аспекты азимута

 
 
Ну, пока народ спорит, кто кого победил, помещаю для любознательных еще немного интересного материала.

Азимут

Поддержание азимута магнитной головки в точно выставленном положении является, наверное, самой сложной задачей в записи на ленту. Для энтузиаста подобной записи эта проблема – одна из самых важных, однако, хорошей литературы по данному вопросу крайне мало, так что постараюсь поделиться с Вами некоторыми своими знаниями.

Определение механического азимутального угла

Все сигналы записываются на магнитное покрытие ленты магнитным потоком, параллельно ее продольной оси. Обычно допустимое отклонение механического азимутального угла составляет ± 300 микрорадиан (т.е. ± 1 угловую минуту).

Более типичным способом оценки азимутальной ошибки является угол сдвига электрических фаз между внешними (находящимися ближе к краю ленты) каналами многодорожечного магнитофона (в случае кассетного магнитофона таких каналов всего 2 – левый и правый). Сдвиг фаз зависит не только от ошибки установки азимутального угла механически, но также и от ширины ленты, скорости ее движения, а также частоты, используемой для измерения.

Методы абсолютного измерения азимута

В разные времена предлагались различные схемы измерения абсолютного механического отклонения азимута головок магнитофонов. К сожалению, мне не известна ни одна из них, которая бы не содержала собственные источники ошибок. Как часто бывает при записи на пленку, «другой» механической системы (т.е. внешней по отношению к магнитофону), которая была бы более чувствительна или более точна, чем сам магнитофон, попросту не существует! В большинстве случаев «альтернативные» системы характеризуются еще более низкой чувствительностью и погрешностью измерений, чем магнитофон!

Наиболее надежной схемой является измерение сдвига электрических фаз с переворотом магнитной ленты рабочим слоем вовнутрь и воспроизведением сигнала с обратной стороны. Таким образом, ошибка в азимуте переворачивается на 180 градусов.

Источники ошибок

Будем исходить из того, что азимут измеряется путем измерения фазового сдвига или по временной задержке между двумя (обычно крайними) каналами магнитофона. При этом необходимо быть уверенным, что фазовые характеристики головок и усилителей идентичны. Обычно это так и есть, но лучше удостовериться. Воспользуемся индуктивной петлей и подведем магнитный поток к головке воспроизведения. Будем следить за тем, чтобы каналы оставались в фазе по всей длине исследуемого частотного диапазона. Поскольку эта система является минимально-фазовой, любые отклонения в частотной характеристике каналов (даже за пределами слышимого диапазона частот) найдут свое отражение в фазовой характеристике слышимого диапазона. Даже различия в резонансной емкости головки и демпфирующем резисторе могут вносить вполне измеряемые фазовые ошибки, которые, правда, очень малы по сравнению с механическими.

В любом ЛПМ существует несколько различных источников механических огрешностей, которые оказывают влияние на движение ленты (точнее, его непостоянство) и, тем самым, приводят к искажению азимутальных установок. К ним относятся:

· Различия по высоте в укладке пленки на катушках и/или различия по высоте размещения самих катушек и/или различия в толщине краев ленты – все это может приводить к тому, что лента будет подаваться к магнитным головкам на разной высоте (в поперечном направлении), и, следовательно под различными углами по отношению к зазорам головки.
· Ошибки в установке «зенита» как головок, так и направляющих, которые приводят к отклонению движения ленты от прямого направления, которое в свою очередь зависит от натяжения ленты и ее «податливости», и, следовательно, азимутальной ошибки, которая изменяется в зависимости от натяжения ленты у поверхности головок.
· Ошибка в «азимуте» ведущего вала ЛПМ, который втягивает ленту на или стягивает с головки, изменяя таким образом угол между головкой и лентой.
· Отполированный ведущий вал, который позволяет прижимному резиновому («пассивному») ролику направлять ленту, особенно в том случае, если ось ролика не саморегулируема и не точно параллельна ведущему валу. А если ширина ролика превышает ширину ленты, так что ведущий вал приводит в движение ролик, который в свою очередь цепляется за обратную сторону ленты и протягивает ее, то этот эффект становится очень похож на предыдущий, в котором «азимутальную» ошибку нес в себе ведущий вал.
· Обе вышеприведенных ошибки (азимутальная ошибка самого ведущего вала и прижимного ролика) могут «работать» в противоположных направлениях, так что при одном натяжении ленты лента будет «сползать» с ведущего вала (выдавливаться наружу), а при другом – выдавливаться внутрь .
· При переворачивании ленты (рабочим слоем вниз) различия в коэффициенте трения рабочего слоя и основы могут приводить к различиям в направлении движения ленты.

Наконец, эффект, который наблюдается на всех лентах без исключения. Записываем на отрезке ленты тестовый сигнал, затем разрезаем его на две половинки. Очевидно, азимут на обеих кусочках одинаков, как и должно быть. Один из кусочков убираем в шкаф, а другим пользуемся на регулярной основе для проверки/легкой коррекции азимутов в деках. По прошествии месяца или двух сравниваем «азимуты» на ленте пользованной и отложенной, и обнаруживаем, что они существенно различаются (точных значений, увы, под рукой нет).

Совершенно непонятно, каким образом лента изменяется, но этот опыт прекрасно повторяем. Это означает, что постоянное использование одной и той же мастер-ленты для установки азимута не гарантирует его постоянства! Это также означает, что, если при сравнении «азимута» (понятно, что речь идет об азимуте, который устанавливается с помощью ленты, а не об азимуте самой кассеты – это нонсенс) новой калибровочной ленты с «азимутом» попользованной обнаруживается разница, то возможны два варианта: либо они были по-разному записаны (в заводских условиях тоже возможны различия), либо на старой кассете из-за слишком частого ее использования «азимут» попросту «уплыл в сторону» от первоначального.

Измерение фазового сдвига

Электронно-лучевой метод

Электронно-лучевая трубка (тот же двухлучевой осциллограф, например) хорошо подходит для определения фазового сдвига между двумя напряжениями одной и той же частоты. Таким образом, если одно напряжение подать на горизонтальные отклоняющие электроды, а другое – на вертикальные, то в результате на экране можно будет наблюдать эллипс, форма которого зависит от относительной фазы и амплитуды этих двух напряжений. Типичные формы эллипсов для различных случаев приведены на рисунке (могу прислать, кому интересно). Разность фаз φ для двух волн дается формулой:

sin φ = ± (B/A),

где А и В принимают значения, показанные на рисунке. (Для тех, у кого рисунка нет, скажу, что А – это Y-координата наивысшей точки эллипса, а В –координата точки пересечения эллипса оси Y (понятно, X=0). Для случая, когда эллипс превращается в окружность (что соответствует разности фаз 90 градусов) A=B. Для случая, когда эллипс стягивается в прямую линию (что соответствует разности фаз 0 или 180 градусов) наклоненную к осям под углом 45 градусов, B=0).
 
 
Остается только добавить, что существуют оптические калибраторы положения головок http://www.otari.ru/gauge.html#1, но их применение ограничено конструкцией ЛПМ.
 
 
Спасибо за адресок. Я среди прочего пользуюсь почти таким же лекалом. Единственное что - им прекрасно выставляется все, кроме глубины посадки головок и азимута. Последние выставляются лишь приблизительно. Для абсолютно точного выставления глубины посадки ГВ применяется специальная лента с сигналом 1К, который записан МЕЖДУ обычными дорожками. Т.е. идеалом является достижение такого положения ГВ по глубине, когда 1К НЕ СЛЫШНО ни в одном канале. Для выставления азимута используется, понятно, лента либо с 10К, либо с 15К. Без этого высшего качества записи не добиться никак.
 
 
В дополнение ко всему вышесказанному, привожу практический метод установки ТОЧНОГО азимута головок, заимствованный из опыта работы с Open Reel Machines. От других он отличается тем, что не требует использования специальной измерительной ленты.

1. Предварительную регулировку азимута ГВ производят по фонограмме.

2. На чистую ленту записывают сигнал частотой 10 или 15 кГц. Уровень записи должен быть максимально возможным, при котором обеспечивается форма сигнала  без видимых искажений.

3. Ленту переворачивают основой к головке и замечают первоначальное положение шлица регулировочного винта ГВ. Далее, при воспроизведении следует установить такой азимут ГВ, который обеспечивает максимальный уровень сигнала в каждом канале (на милливольтметре, подключенном к линейному выходу). Если имеется осциллограф, то лучше подключить его вместо милливольтметра, используя метод настройки азимута по форме эллипса, описанный выше Раулем. При этом добиваются превращения эллипса в прямую линию, заметив на какой угол повернут шлиц регулировочного винта. Далее, необходимо повернуть этот винт назад на половину замеченного угла.

4. Повторяют весь процесс настройки с п. 2 еще раз и поступают так до тех пор, пока при прямом и обратном воспроизведении, сделанной каждый раз заново записи, отпадает необходимость в повороте регулировочного винта.

5. Если на вашей деке установлены физически раздельные головки записи и воспроизведения, то вся процедура настройки несколько усложняется. При этом, перед каждой записью (п.2) необходимо установить азимут ГЗ соответствующий азимуту ГВ, используя описанные выше методы. Затем эту запись выполняют еще раз, чтобы азимут записанного сигнала был постоянным, и переходят к п. 3.

6. В последнюю очередь регулируют положение стирающей головки. При этом на ленту предварительно записывают сигнал частотой 3150 Гц с максимальным уровнем. Затем стирают эту запись, отключив генератор НЧ, и установив регулятор записи в минимальное положение. Далее определяют положение стирающей головки, при котором стертый сигнал имеет минимальное значение на линейном выходе. В большинстве случаев ГС достаточно установить на слух.
 
 
Да, хорошая механика - основа для кассетника (...Как впрочем и для всего остального как ни странно. Даже дня усилителя!) Но вот насколько эффективно можно "держаться" азимута при проигрывании даже одной и той же кассеты на одном и том же мафоне? Я сомневаюсь, что это эффективно. Факторов масса - Пэдро их перечислил. Неужели вы думаете, что стабильность свойств того же ролика одинакова даже в течение одного часа? Конечно же нет!
Т.е. ленту мотает поперек бошки как дерьмо в проуби если взять масштаб, сопоставимый с шириной зазора или с величиной домена. Ту да же втягиваются пылинки, ворсинки и всякий разный срач - и так просто и статикой... Представили?  Положим теперь, что у нас все хоккей, зазор ГЗ строго параллелен зазору ГВ и перпедикулярно все краю ленты, как у татар... Теперь поехали писать, мотает... Какова рвероятность, что "моталово" при записи совпадет с "моталово" при воспроизведении? А если много раз? Правильно, НУЛЮ она равна! Набирается некая статистическая среняя величина, разброс которой должен уложиться в некий допуск, обуславливающий приемлемую картину фазовой разножопицы каналов.
Из этого следует выводы:
- что "утонченность" механики деки хороша до определенного предела;
- что за азимутом надо следить в динамике;
- что как ты не старайся, а все равно как рыба об лед;

Кстати, в Наках с автоматическим кручением азимута применяется система настройки именно по разбегу фаз.  А вот вопросы которые меня мучат давно уж:
1) Как лучше - настаривать азимут ГЗ под ГВ или наоборот? В 1-м и 2-м поколении НАКов крутилась ГЗ, в третьем - ГВ. Правда в 3-м и на один направляющий больше...
2) Неужто азимут у НАКов 1-2 поколений как-то отличается от общепринятого? У меня 682-я машина, у отца 482-я, а также маю и другие машинки и что-то я не заметил особых отличий... Метода кручения может разная (см. выше), но результат один должен быть, как в Африке...      
 
 
 
Soglasen s DONOM.
Vchera, radi interesa, proveril orientaziyu golovki, ustanovlennuyu v 1998 godu. Test filmy vzal 1995 i 1997 goda vipuska, kotorye byli otlogeny v svoyo vremia po okonchaniyu ih garantiynogo sroka i ispolzovaniya vsego resursa progonov (1 god, 50 progonov).
Rezultat:
Golovka deky nikuda ne uehala, a test filmy v otlychnom sostoyanii!
Delayte vyvody gospoda.
Raul, hotelos by vsyo-taki poluchit' ot Vas CRACK k SPECTROLAB.
 
 
Саша, еще раз намыльте мне, а то чистил ящик и потер Ваш мэйл случайно. Спектралаб Вас дожидается.
 
 
Raul, proverte mail.
 
 
господа профессионалы, загляните, пожалуйста на /кассетные деки/тема: technics rx-az7...
помогите советом....
Страницы: 1
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)