Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Данный форум работает только в режиме чтения. Добро пожаловать на https://www.hi-fi.ru/forums/

Новая система Объявлений Hi-Fi.ru открыта: добро пожаловать!

Форум » Проектирование и ремонт аппаратуры » Сделай сам

Страницы: 1
RSS

Из каких динамиков сделать колонки., Специфика использования кабинетных динамиков

 
 
Хочу поделиться опытом постройки акустики на импортных винтажных динамиках.
Тема не новая, постараюсь затронуть не освещенные до сих пор или в полной мере аспекты.
Я не коснусь высшей линейки дорогостоящих Altec и им подобных, а буду придерживаться максимально не дорогих динамиков, тем не менее имеющих большой потенциал и перспективу создать АС существенно отличающуюся в лучшую сторону от любой серийной в близком ценовом окружении.
Те кто следит за темой "Сделай сам", возможно встречали мои сообщения на эту тему и то, что я предпочитаю недорогие американские винтажные динамики в частности, в силу их универсальности.
Наперед сообщаю, что не намерен обсуждать полочники и другие ущербные в размерах проекты. Средний масштаб предлагаемых проектов от 95л или 800х400х300мм диаметр динамиков 12-15" или 310-385мм.
Среди прочих динакмиков есть группа кабинетных, - гитарные или органные. Из американских брендов чаще всего это Jensen P12, Heppner, Rola, Cleveland, CTS, Magnavox и др. которые, как правило, имеют высокую, не менее 96Дб, чувствительность, бумажные диффузоры и кобальтовые магниты.
Затрону короткоходные из них, как наиболее сложные в конструировании и постройке, из-за их высокой добротности и, зачастую, высокой собственной резонансной частоты. Кроме прочего, звучание кабинетных (гитарных) динамиков характеризует значительный подъем АЧХ в области средних частот, что позволяет лучше передавать акценты звучания струнных инструментов (См. АЧХ Jensen P12) на практике же постройки Hi-Fi акустики проявляется излишней крикливостью.
При этом динамики остаются очень привлекательными для постройки акустики в особенности для лампового усилителя небольшой мощности.
Р12.jpg (161.04 КБ)
 
 
В проектировании и постройке АС на основе таких динамиков необходимо поставить, по меньшей мере, две задачи: это добиться низкой резонансной частоты и по возможности ровной АЧХ, при этом не сильно выходя за упомянутые габариты.
Первую задачу можно решить правильным выбором типа и размеров акустического оформления) АО, попросту типа корпусов.
В большинстве случаев кабинетные динамики склонны к АО типа открытый ящик (ОЯ, Open box) небольших размеров с Fb (резонансная частота ящика) 90-100Гц, что вполне для музыкального инструмента, но недостаточно для Hi-Fi системы.
Нижнюю резонансную частоту такого проекта можно понизить только существенно увеличив габариты до 400л к примеру. АО по типу Закрытый ящик (ЗЯ, Сlosed box) даст возможность существенно понизить Fb и поднять отдачу НЧ диапазона, что является главной задачей АО такого типа. Габариты подходящего для гитарного динамика ЗЯ лежат в районе 160-180л. В свою очередь АО типа фазоинвентор (ФИ, Vented Box) позволит еще больше понизить Fb при меньших габаритах в 90-120л, цена вопроса - горб до 6Дб АЧХ чуть выше резонанса самого динамика (Fs)обычно 90-100Гц, что, с одной стороны, не так и плохо, с другой стороны доминирование мид-баса препятствует восприятию нижних частот и дает специфический окрас звучания. Горб сглаживается по мере приближения габаритов ФИ к ЗЯ, оказывает влияние на сглажевание демпфирование. Низкая Fb при этом гарантирована, и, даже при вполне обозримых габаритах, АС по типу ФИ, динамики выглядят вполне привлекательно. См. расчет АО для динамиков Rola (USA.1964)
в.jpg (186.89 КБ)
 
 
В моем опыте есть постройка AC по типу ОNKEN на короткоходных кабинетных динамиках, в которых они имеют характеристики, схожие с ФИ (см.рисунок изделия) а т.ж. построка TQWP на их основе, о чем я расскажу подробней.
Выбор TQWP был сделан в связи с тем, что Fb этого АО расчитывается на первую гармонику Fs динамика, и,  на примере тех же Rola (Fs75) позволяет при вполне комнатных размерах получить Fb 56Гц. См.проект!
Результатом явилось ни с чем не сравнимое по открытости широкомасштабное звучание. Когда я заявляю это, прошу учитывать доступность проекта в сложности работ и бюджет и сравнивать с аналогичными проектами, если они у вас есть!

Я привел несколько примеров удачного выбора АО для недорогих винтажных динамиков из музыкальных кабинетов для гитары, электро органа, которые позволяют построить вполне приличную акустику, с которой 12Вт ламповый усилитель озвучит комнату до 50м, а полупроводниковый усилитель будет звучать по-ламповому глубоко и детально. Шикарный масштабный бас, мид-бас передающий атмосферу зала, - не оставят никого равнодушным. ВЧ звеном для акустики могут послужить как винтажные соплеменники, так и современные ВЧ динамики сопоставимой мощности и чувствительности, звучащие от 2500-3500Гц. Из винтажных динамиков наиболее подходящие для 2-х полосного проекта - металлические рупора небольшого размера, их выпускали Jensen, Heppner, Magnavox для установки в домашние стерео-консоли. При габаритах 100х255х240мм на основе бумажной или фенольной мембраны и кобальтового магнита имеют Fs 1500Гц, звучат до 16 000Гц с чувстыительностью до 100Дб.
Частота среза НЧ динамиков выбрана не случайно, а в силу всплеска их АЧХ в этом диапазоне, как путь устранения его крикливости, о чем я намерен рассказать дальше.
IMG_0232.JPG (1.62 МБ)
2.jpg (89.69 КБ)
Изменено: Евгений Владимирович - 13-04-2017 00:26:50
 
 
Я не ставлю цели добиться плоской АЧХ, я не владею инструментарием. Не все кто получил плосую АЧХ остались довольны звуком АС.
Предерживаюсь критерия всежанровости с ламповым усилителем, бюджетные из которых, как известно, играют далеко не все, все чаще малые составы из фотепьяно, ударных и контробас. Я же люблю слушать погромче в т.ч. рок, при этом располагаю заурядным ламповым двухтактником на 6BQ5 (EL84) дабится чего на гитарных динамиках позволяет применение полосовых фильтров как составляющей фильтра НЧ динамика, так и для АС целиком.
Хороший результат дает LC контур в разных его вариантах, когда его шунтируют потенциометром, или включают потенциометр в цепь дросселя или конденсатора, добиваясь при этом глубины опускания диапазона, ограниченного LC контуром, либо каждой из его составляющей, делая уклон АЧХ в ту или иную сторону. К примеру:
тем или иным образом вы выяснили, что в АЧХ вашей АС имеется всплеск, горб, в диапазоне от 2,5-до 3,5кГЦ. Его можно "придавить" по центру на расчетную величину в Дб или задать диапазон. В частности, чтобы его "слить" (Великий Тесла доказал, что динамические свойства воды, воздуха, электричества - аналогичные!) на -5Дб необходима L 0.510mh и C 7,1мкФ, потенциометр длчя регулировок 8-10Ом (при сопр.динамики 8Ом).
Занижая чувствительностьв районе всплеска АЧХ АС можно задавать условия для комфортного звучания рока и др. музыки с резким звучанием, для малых составов можно обойтесь и без коррекции.
Для простоты я разработал несложный калькулятор, позволяющий легко варировать при нахождении нужных параметров. Готов поделиться.

В завершение скажу, - покупка таких динамиков не составляет труда, выбор широк. Приобретая динамики неплохо себе представлять о соответствии выбора намеченным целям. Наличие TS параметров или способность их измерить - необходимое условие успешного проекта.
Пожалуйста, обращайтесь с вопросами те, кому интересен этот опыт. Делитесь своим!
в.jpg (184.72 КБ)
Изменено: Евгений Владимирович - 13-04-2017 01:21:46
 
 
Цитата
Евгений Владимирович  пишет:
Я же люблю слушать погромче в т.ч. рок, при этом располагаю заурядным ламповым двухтактником на 6BQ5 (EL84
Это не совсем правильная лампа для оценки звучания АС. и уж тем более не двухтакт. Я уверен-фазоинвертор в вашем усилителе отнюдь не на трансформаторе. 6 п14п-(и ее буржуйские аналоги)наглая,с большой крутизной характеристики  лампа с "жирным" звуком.Вы  предлагаете давить горбы на ачх динамиков при помощи режекторных фильтров,а не пробовали применять ПАС в акустическом оформлении и усилители с ПОС по переменному току, хоть это и делает привязку конкретного излучателя к своему унч?!
 
 
Я предлагаю конкретные пути постройки АС, подтвержденные положительным практическим опытом, с многочисленными практическими экспериментами, для многочисленных владельцев самой распростаненной в серийных изделиях, самой музыкальной и уважаемой лампы ЕL84 (6П14) а т.ж. 6V6 и др. аналогичных, на которых построены повальное большинство бытовых усилительных устройств, будь то радиоприемники, усилители, стерео консоли. Этим я не отрицаю значимость таких ламп, как 2А3, 300В... а лишь не беру в пример ввиду дороговизны серийных изделий с ними, а обсуждать самодельные унч, в т.ч. с другими лампами, зачастую вовсе не предназначенными для звукового тракта, вовсе не собираюсь в рамках этого обсуждения.
Если вам понятней решение проблем в достижении желаемого звучания посредством ОС усилителя, вероятно надо поднять и обсудить эту тему под заголовком "Из каких ламп построить унч".
ПАС достаточно много обсуждают в сети, достав его как чучело из чулана, при этом берусь утверждать, что его уникальность соразмерна Vented box, и таковым является по сути. Как работает ФИ в конкретном случае я описал выше.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Главная Каталог Объявления Новости Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2020 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники