Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 189 След.

Токовое управление

 
 
Вчера я провел эксперимент, от результатов которого я приофигел.
И КОНКРЕТНО!
Итак. Исходные данные:
1. http://www.netsys.ru/vega/audio/ageev.stm
2. http://www.netsys.ru/vega/audio/sweet.stm
3. "Аудио Магазин" 2002/№2 стр. 173-176, №3 стр 144-152
4. Усилитель "Почти Сухов" (http://www.hi-fi.ru/forum/16/12616)
5. Радиоконструктор УНЧ на двух А2030 (аналог ТДА2030 и К174УН17, или 19), производства безвременно почившей в бозе ГДР, и слегка очищенный от 10-летней амбарной пыли.
6. Мониторы ближнего поля MB Quart QL100

Так вот, начитавшись перечисленной литературы, я решил попробоватьэту штуку, тем более написано спокойно и аргументировано. В качестве испытательного образца (еле вспомнил, что он есть) выкопал из стратегического хлама этот конструктор, немного оттер, поменял входные и в ОС электролиты и включил от двух источников Б5-44 на питании +/-15В. Сначала без нагрузки в штатном режиме. Картинка - так себе. Если в звуковом диапазоне вполне пристойно, то при 100 кГц начинается продольная (столярный термин) "пила", при 200кГц на "пиле" конкретный забор из мелкой пилы. Причем только на положительной полуволне. Это на ХХ. Что под нагрузкой - не смотрел, но явно лучше не будет.
Переделал схему в сообветствии с рис. 2а (п. 2 ИД). Посмотрел, что работает на 4Ом/1кГц, держит ноль и озаботился АС. Имеющиеся Кварты оснащены фильтром, расчитанным на нулевое выходное сопротивление Уся и как поведут в токе непонятно, но курочить заводское изделие не захотелось. Включил так.
И ОФИГЕЛ.
В прямом смысле. Этот монстр на убогой микрухе обсолютно переиграл моего, рожденного в муках, почти Сухова. Причем по всем статьям: разборчивости и мощи баса, локализации, панораме, верхам, естественности, разборчивости на больших фортиссимо, на малых и больших составах, атаке.
А микродинамика - это вообще отдельная песня. При прослушивании трека 2 тестового диска Let's test от Салон AV я совершенно явственно слышал все шорохи, чихания, скрип кресел, шепот зрителей, сопение пианиста на взрывных моментах. Все это четко локализовалось в ПРОСТРАНСТВЕ.
При этом звук был как то грубее (не тот термин, но другой не приходит на ум), осязаемее, живее. Как кусок вкусного жаренного мяса по сравнению с муляжом. При полном отсутствии привязки к колонкам. Мой ребенок, учащийся в пятом классе музыкалки по классу ф-но, вдруг вдарился в рассуждения о разнице звука, когда сидишь и играешь и когда сидишь в зале и слушаешь. Этого никогда не было до того.
Почти сухов (ПС) - был рафинированным, плоским и искуственным. Кстати. Когда перевел ПС в токовый режим, фундаментальной разницы не услышал (???).
Сегодня уже нашел огрехи, как то нарушение тонального баланса, (верха лезут), но это не умаляет.

Кстати 2.
В статье в АМ упоминается известный господин Алешин. А мы его дружно в психушку отправляли. Может не все так просто в "королевстве датском"...

Вот такие новостя у меня.
Желаю творческих успехов уважаемой публике.
Искренне Ваш..
 
 
Сергей,

у меня есть такой же конструктор, я поменял там микрухи на TDA2050 и использую во второй системе с акустикой 35АС 015. Заинтересовался подобной переделкой и хочу спросить, будет ли оно играть с такой АС, как вы думаете? В ней полно катушек и кондеров фильтров.
Если да, то напишите плз какие номиналы резисторов надо ставить, 4 Ом акустика?

И как кондер в цепи ОС, его оставить последовательно с резистором R1 рис. 2а?

Питание у меня нормальный транс + КД202В + 12 000 мкф каждое плечо. Кстати люди тут огорчены, что фонят усилы по 400 у.е. Мое смешное изделие не то что не фонит, а вообще не шипит даже :)). Ничего не слышно даже ночью вплотную к динамику. Это ж как надо было те фонящие усилы сделать!
 
 
Похоже действительно, один из "секретов" Алешина заключается в том, что его супер-пуперный усилитель есть усилитель тока в нагрузке, со всеми вытекающими.
И диффузоры у него тоже "стоят", и класс AB "не пугает", а я еще между строчек кое-что увидел и про его "динамик нового поколения", но надо бы провести эксперимент, все есть - кроме времени и сил.

Сережа, а давай сделаем установку для оценки процента форматных искажений УЗЧ!

Тогда многие пространные переругивания по темам Усилители_Кабели_Питание и т.д. можно будет просто оценивать в проценте этих искажений, что мне кажется удобным. И оценивать однозначно, что отметет ненужные эмоции и заезды типа "САМ ДУРАК".

А  Агеев Очень умный мужик, я это еще 18 лет назад понял, собрав его усилитель на КТ818-819, до сих пор он ХОРОШО работает.

Токовый режим я пробовал, включая последовательно резисторы на головки - мне показалось интересным, но здорово приходилось раскачивать сигнал усилителями, что мне тогда не понравилось.

Вообще, этот сайтик, куда ты отправляешь, содержит много интересной информации, всем советую туда сходить.

С Уважением,

Ю.П.
 
 
Алексей Ковалев!
Я не готов давать предметные и точные рекомендации, потому что включил только на коленках и оценить смог только ясность звукопередачи. Она меня просто потрясла, если принять во внимание НА ЧЕМ я эту ясность получил. Схема была простая: я в "холодный конец" последовательно с АС включил резистор 0,2 Ом/2Вт С5-16, а RC-цепочку "с инвертирующего входа на землю" оторвал от земли и включил в точку соединения этого самого 0,2 Ом и динамика. Все. Да, еще в ОС увеличил R до 100 кОм.
Явно задраны ВЧ, но об этом писалось в одной из работ. По низам криминала не заметил. Особенно когда заткнул тряпкой фазик. бас - просто ух: сухой точный, не тени бубнежа, и совершенно точно можно определить кто играет - гитара или контрабас. А барабаны просто ураган. Как влияют фильтры - не знаю. У меня вообще сложилось впечатление, что расчет токовых цепей, как инструмент, вообще не развит. Ни формул, ни методик, ни программ, ни средств измерения. Пример? - пожалуйста! Всем давно известно, что биполярный транзистор - токовый элемент, что при токовом управлении он чудесно линейный, но управляют только напряжением и при этом ругают, что при 1 мВ входного напряжения он имеет процент искажений. Не очень честно, но с другой стороны как этот чертов ток УВИДЕТЬ. С напряжением - просто. Потому и схемотехника, за редким исключением, под удобство ВИДЕНИЯ. Один из немногих примеров токового управления - схема Джильберта - имеет совершенно чумовые характеристики, а получила распространение только в ВЧ и СВЧ.
Про последовательный резистор. Это не совсем генератор тока для динамика. Во первых в силу ограниченной величины, во вторых динамик и сам вполне активная штука, когда "шаволится". Противо-ЭДС, нелинейная индуктивность и сопротивление и всякое такое обеспечивают совершенно непредсказуемый ток, если питать через R. А при генераторе тока он такой, как сказано. В моей схеме I=Uвх/0,2Ом. И точка. Потому и диффузор не вихляется и бубнежа нет, а бас есть.
Поэтому, чтобы не парить мозги расчетом фильтров, особенно если не знаешь как считать, думается самый правильный путь - многополосная активная система. И с коррекцией АЧХ. Пока рисую и думаю.
А контролировать адекватно, кажется, можно только по звуковому давлению. Теперь каждый конструктор УМЗЧ должен иметь акустическую лабороторию. Ха-ха! Может потому и продолжают все делать по-старинке. Так технологичней.
Короче - надо пробовать.

Major Pro!
Я бы с удовольствием принял участие, тем более, что давно собирался потолковать про эти самые форматные искажения. Интересно, но детально не разобрался. Этот самый ...Русси, как все какадемики, пишет так, чтобы не понятно было - приходится продираться через частокол наукообразия. Поэтому ЧТО это такое понял, а как с этим бороться и способы оценки - не хватает времени.
Но сейчас меня потрясывает вышеназванная тема. Хочу сделать рабочий макет и поиметь ясность здесь. Так что позже.
С уважением...
 
 
Да, Сергей, забыл спросить - ты пишешь "а RC-цепочку "с инвертирующего входа на землю" оторвал от земли и включил в точку соединения этого самого 0,2 Ом и динамика. " Ну, сопротивление, понятно, но зачем ты оставил емкость?
 
 
Чтобы ноль не уплыл. Можно сказать - впрок.
 
 
Привет, Сергей!
Я тоже провел эксперименты с токовым управлением после публикации в АМ. Попытался завязать дискуссию по этому вопросу на форуме АМ (http://www.audioforum.ru/forum/viewtopic.php?t=143),
но форум похоже никто не просматривает, даже сами авторы журнала. Переписываю сообщение сюда:

"...сначала я взялся за паяльник и собрал макет усилителя с высоким выходным сопротивлением. Это двухтактный транзисторный агрегат в классе А без ОС по переменке с коэффициентом передачи 3,6А/В. (20вт х 8ом)
Могу подтвердить - все, что пишет г. Кунафин о преимуществах токового управления - правда. Но на практике не все так здорово:
Подавляющее большинство акустических систем многополосны и рассчитаны на работу от источника напряжения. Это означает, что мы получаем большую неравномерность АЧХ, особенно на частотах раздела.
Коротко практические результаты прослушивания:
1. S90 - очень сильная окраска звука.
2. Танной 635 - хороший бас и верх, но сильный подъем в области
1-3кГц.
3. Танной М2 - бас и верх аналогично 635, но завал на 1 - 3кГц.
4. 4А28, установленный в первый попавшийся открытый ящик - все ОК!
Даже низкие частоты появились откуда-то, не говоря уже о чистом и детальном верхнем диапазоне, простирающимся явно дальше 14кГц.
Вывод: многополосные акустические системы не подходят для усилителей с высоким Rвых., что очень печально.
Улучшить положение можно было бы переделкой фильтров, но и в этом случае, на частоте раздела будет нарушен принцип токового управления.
Остается конструировать самопальные однополосные АС или применять биампинг. В последнем случае все равно прийдется лезть в АС и отключать фильтры..."
Эксперименты продолжаются. Буду рад обменяться информацией.
Semigor.
 
 
Игорь Семынин!
Ага! Ага! Ага!
Совершенно согласен со всем. Фильтры многополосных систем все таки расчитаны на нулевое вых. сопротивление. Поэтому - или использовать широкополосники (про которые и так много хорошего сказано), или много-ампинг (каков термин!) Но в любом случае придется корректировать АЧХ. Я не очень разобрался в деталях, но увеличение мощности  на ВЧ за счет роста импеданса придется компенсировать, иначе получаем подъем  на ВЧ. Вот в какой степени корректировать - не ясно. То ли достаточно обеспечить линейную частотку по амплитуде напряжения на зажимах головки, то ли все же по звуковому давлению?
Сейчас делаю биампинг, тогда поделюсь. Вообще, можете писать напрямую gss@ecoprog.ru

Я, наконец, нашел определение субъективному впечатлению.
При стандартном включении я слышу все - и панораму, и глубину и микродинамику, но СО СТОРОНЫ, а при токовом управлении, пусть и с искажениями тонального баланса, но я в этом участвую.
Удачи!
 
 
Лучше, конечно, поставить измерительный микрофон и выровнять частотку по давлению. Я так сделал Спектралабом со своими биампинговыми мониторами.

Вот тут некоторые фирмы рекомендуют включение последовательно с динамиком спец. резистора (Serial R), вполне определенного номинала. Вроде это делается для выравнивания Z в рабочей полосе частот, но попробовать можно. В той же Аркаде мне не смогли внятно ответить на вопрос - что это за резистор и как считается, а для моих головок SEAS он указан в паспорте.
 
 
Major Pro!
У SEAS это приводятся данные последовательной RC-цепочки Цобеля-Буше, включаемой параллельно головке для компенсации индуктивности катушки, т.е. выравнивания импеданса. Там приводится и номинал емкости.
Так у тебя есть микрофон? "Ваш навеки..."
Удачи!
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 189 След.
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)