Лучшие фильмы нуар — 50 криминальных кинолент без хороших парней

Thu, 25 Sep 2025 11:23:51 +0300 Thu, 25 Sep 2025 11:23:51 +0300

Не на кого надеяться и выхода нет

50 лучших фильмов нуаров — криминальное кино без хороших парней

Не на кого надеяться и выхода нет

Фильм нуар и неонуар – весьма любопытные "черные" жанры, погружающие зрителя в тревожную атмосферу, где предателем может оказаться каждый, а традиционных положительных героев на экране почти и нет. Достигшее своего расцвета в середине ХХ века направление быстро растеряло свою популярность на фоне размашистых блокбастеров. Но, лишь затем, чтобы возродиться вновь на ином качественном уровне на рубеже 80-ых и 90-ых годов. В нашей новой энциклопедии кино – главные картины в стилистике «чёрных произведений», фундамент направления, золотой фонд кино. Итак, изучаем лучшие нуар фильмы.

 

50. Один неверный ход / One False Move (1992)

Карл Франклин взял на главные роли в этой ленте Билла Пэкстона и Билли Боба Торнтона: такой актерский состав, плюс закрученный сюжет (автором которого выступил, опять же, Билли Боб Торнтон) заставил зрителей вжаться в кресло, а сам творец получил даже награду MTV за многообещающую режиссуру. Канва событий развивается вокруг странной троицы, которая, убив и ограбив целую семью, едет в Хьюстон, рассчитывая реализовать добычу. Остановка в Арканзасе смешивает карты – на след преступников нападает коп Дэйл «Ураган» Диксон. Далее следует весьма интересная дилемма – понимая, что его жизнь при встрече с негодяями будет висеть на волоске, служитель закона начинает сомневаться в том, действительно ли ему надо исполнять долг. Взявшая многое от «Пустошей» Терренса Малика лента, однако, напрочь лишена мелодраматичности и пронизана гротескной атмосферой – напряжение здесь не отпускает до самых титров.



49. Пока город спит / While the City Sleeps (1956)

Позднее творчество великого Фрица Ланга. В картине задействованы Дэна Эндрюс и Ронда Флеминг, а сюжет крутится вокруг трех журналистов, которые бьются за кресло главреда нью-йоркской газеты «Часовой». Владелец издания предлагает дикую игру – он отдаст место тому, кто разоблачит орудующего в городе маньяка, «Убийцу с губной помадой». Вторая часть «газетной трилогии» режиссера получилась эталонной во всех смыслах – как по раскрутке пружины действия, так и по формированию мизантропической атмосферы. Козни, интриги, расследования – все это «Пока город спит».

Фильм «Пока город спит» 1956 года, поставленный Фрицем Лангом, получил неоднозначные оценки критиков. Картина представляет собой нуарное исследование цинизма и меркантильности жёлтой прессы на фоне истории о серийном убийце, известном как «Убийца с губной помадой».

Критики отметили, что фильм отличается от других работ режиссёра своим визуальным решением. В отличие от классических нуаров Ланга, здесь отсутствует характерное освещение в технике кьяроскуро. Некоторые сцены даже пересвечены настолько, что полностью исчезают тени. Эксперты предполагают, что это могло быть связано как с желанием режиссёра идти в ногу со временем, так и с его ухудшающимся зрением.

Сюжет фильма, в центре которого противостояние трёх репортёров, соревнующихся за пост главного редактора, получил смешанные отзывы. Отмечалось, что картина удачно раскрывает тему журналистской гонки за сенсацией, но при этом страдает от ограниченного бюджета, выделенного RKO Pictures.

Несмотря на технические ограничения, фильм сохраняет фирменный стиль Ланга в исследовании тёмной стороны человеческой природы. Критика также обратила внимание на сильную актёрскую игру, особенно Винсента Прайса и Джона Берримора, чьи персонажи создают напряжённую атмосферу расследования.



48. Американский друг / Der amerikanische Freund (1977)

Классика Вима Вендерса с Деннисом Хоппером и Бруно Ганцем. Безусловно лучшая экранизация романа Патриции Хайсмит «Игра Рипли»: яркая, едкая и западающая в самое сердце. Всего лишь одно отклоненное рукопожатие запускает цепь событий – торговец поддельными произведениями искусства выстраивает целую паутину, чтобы заставить скромного багетчика встать на путь наемного убийцы. Глубоко авторское, метафоричное повествование идеально сконструировано и блестяще выстроено – порой кажется, что мы буквально проникли в чужое сознание.



47. Почтальон всегда звонит дважды / The Postman Always Rings Twice (1946)

Да-да, в нашем списке не будет известного фильма «Почтальон всегда звонит дважды» образца 1981 года (при всем уважении к таланту Джека Николсона, ремейк сценарно более похож на мелодраму, чем на нуар). Зато оригинальная картина, снятая в 1946 году Тэйем Гарнеттом, кажется идеальным примером «чёрного кино». Дергает за ниточки тут именно жена Ника (владельца придорожного кафе), блондинка Кора, а странствующий по Калифорнии Фрэнк становится легкой добычей для роковой красотки. По сути, вся лента кажется бенефисом Ланы Тернер – актриса приковывает к себе внимание и остается центром повествования на протяжения всего фильма.



46. Асфальтовые джунгли / The Asphalt Jungle (1950)

Великий Джон Хьюстон в режиссерском кресле, Стерлинг Хейден и Луи Кэлхерн – в главных ролях (небольшую роль в ленте сыграла и начинающая тогда карьеру в кино Мэрилин Монро). Эта детективная сага о медвежатнике Доке Риденшнайдере, который, едва успев выйти из мест заключения, тут же набирает команду профи для очередного ограбления. Колоритные образы героев, изысканная фактура и идеальный сеттинг – растекаться похвалой картине можно долго, но лучше один раз увидеть, как плевое дельце катится под откос из-за мельчайшей погрешности.



45. Врожденный порок / Inherent Viceт (2014)

Это произведение Пола Томаса Андерсона было весьма нелестно принято в момент своего выхода – не помогли даже канонические роли Хоакина Феникса и Джоша Бролина (актеров, которые просто не могут играть плохо). Да, история, переносящая зрителя в 1970 год и предлагающая сопереживать частному сыщику Ларри Спортелло, щедро приправленная чёрным юмором и расцвеченная неоном, смотрится весьма вычурно и разбалансированно. Сила «Врожденного порока» в другом – Андерсон, как и в прошлых своих работах, щедро приправляет повествование абсурдом и разбрасывает мозаику случайных событий – все для того, чтобы, когда начнется их «сборка», зритель ощутил экстаз. Досмотрите картину до конца, и она откроет перед вами не только параноидальную атмосферу, но буквально перенесет в прошлое.



44. Сладкий запах успеха / Sweet Smell of Success (1957)

«Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом резюмировал и подвел итоги первой волны фильмов нуаров. Цинизм и ненависть, которыми пронизан Манхэттен пятидесятых годов ХХ века, разборки героев на фоне джазовых мелодий (композитором выступил сам Элмер Бернштайн), удивительная игра света и тени – кажется, любой кадр из фильма можно оформлять в рамочку и вешать на сцену, а любую мизансцену – разбирать в киношколах. Перед нами настоящий столп жанра.



43. Риф Ларго / Key Largoт (1948)

Еще одна известнейшая лента Джона Хьюстона, в которой первую скрипку играет, конечно же, Хамфри Богарт. Ветеран войны, Фрэнк МакЛауд затевает противостояние бандиту Джонни Рокко и его банде, терроризирующей местный отель. Простенький сюжет, камерное действие, большая часть которого происходит в одном помещении – весь этот аскетизм нисколько не портит ленту, а, напротив, будучи приправленным шикарными диалогами и твистами, играет на руку повествованию, переводя напряжение в какие-то космические высоты.



42. Лицо со шрамом / Scarface (1932)

Основоположник «чёрного» жанра – оригинальный фильм Ховарда Хоукса и Ричарда Россона с Полом Муни и Энн Дворак на первом плане. Тони Кармонте, гангстер эпохи «сухого закона», намерен стать криминальным королем Чикаго – и на пути к своей цели не останавливается ни перед чем. Главное тут – сценарий Бена Хехта, который лично знал многих гангстеров, включая самого Аль Капоне (это чуть не стоило бывшему журналисту жизни, пришлось доказывать головорезам, что фильм снимается не об их боссе), а также суровая режиссура Хоукса, который придает большинству глав повествования оттенки древних трагедий. Для 1932 года картина стала прорывом, определившим всю дальнейшую судьбу направления.



41. Иметь и не иметь / To Have and Have Not (1944)

Опять Ховард Хоукс – и Хамфри Богарт с Уолтером Бреннаном в главных ролях. Гарри Морган, житель острова Мартиника, подрабатывает развозом богачей на рыбалку. Столкнувшись с участником Сопротивления, Жераром, герой, чуждый политики и неплохо себя чувствующий, пытается не ввязываться в дело – но, рано или поздно, ломается. От творчества Хемингуэйя в картине остались «рожки да ножки», но и на новой ниве сценарная подоплека поражает своей глубиной и фактурой, а блестящие образы участников действа врезаются в память на всю жизнь. Удивительно многоплановое, цельно и атмосферное полотно.



40. Набережная Орфевр / Quai des Orfèvres (1947)

Забудьте про современный одноименный фильм с приставкой «36», полотно 1947 года – глыба нуара. Анри-Жорж Клузо в режиссерском кресле, Луи Жуве и Симона Ренан – в главных ролях; а на экране – миллион нитей, ведущих от певицы варьете Жени Лямур, её ревнивого мужа Мориса, до некой Доры Монье. Будет и труп, и попытка сфабриковать алиби, и планомерное расследование, затеянное жестким полицейским Антуаном – в итоге, вся необъятная головоломка сложится в нечто большее, чем обычный чёрный детектив, предвосхитит «новую волну» и поразит вниманием к деталям. Приз режиссуру на Венецианском фестивале вполне оправдан.



39. Фарго / Fargo (1995)

Грандиозная постановка Джоэля и Итана Коэнов, в которой блистают Фрэнсис МакДорманд, Стив Бушеми и Петер Стормаре. Все авторские наработки братьев как на ладони, камерный сюжет о «маленьких» людях быстро приобретает вселенский размах, а чёрный юмор картины бьет наотмашь. Итак, скромный менеджер нанял двух преступников, чтобы похитить свою супругу и потребовать за неё выкуп у состоятельного тестя – но, конечно же, все идет не так с самого начала операции.



38. Из прошлого / Out of the Past (1947)

Добротная экранизация романа Дэниэла Мэйнуоринга «Стройте мне виселицу повыше». Жак Турнер, словно великий дирижер, управляет повестью о частном детективе Джефе, который, найдя убийцу Кэтти Моффат, влюбляется в красотку – не давая действию провисать ни на секунду. Роберт Митчем и Джейн Грир в «Из прошлого» играют свои едва не лучшие роли – такого накала страстей еще искать и искать.



37. Основной инстинкт / Basic Instinct (1992)

Прорыв для 1992 года, фильм, который вновь возродил нуар. Изысканная режиссура Пола Верховена, идеально сыгранная роль Майкла Дугласа, Шэрон Стоун, точно попавшая в роль роковой женщины – что называется, сложилось всё и вся. В результате за расследованием убийства, которое ведет детектив Ник Каррен, наблюдал почти весь мир, а манипулятивные таланты главной подозреваемой, Кэтрин, стали притчей во языцех.



36. Второе дыхание / Le deuxième souffle (1966)

«Гомеровская» постановка Жана-Пьера Мельвиля – с Лино Вентурой и Полем Мериссом. Гангстер Гюстав Минда сбегает из тюрьмы и ставит на карту всё ради мести боссу Джо Риччи, подставившего его уже второй раз. Экранизация романа французского писателя Хосе Джованни вышла изысканной и атмосферной – перед нами не только одна из лучших ролей Вентуры, но и пример грамотной постановки – прецизионной управляющей даже мельчайшими деталями и намеками, которые вскоре складываются воедино.



35. Министерство страха / Ministry of Fear (1943)

Фриц Ланг в своей лучшей форме – «Министерство страха» с Рэйем Милландом и Марджори Рейнольдс впечатляет сегодня столь же сильно, как и в 1943 году. Стивен Нил, только что вышедший из лечебницы для душевнобольных, попадает в совсем иной мир, чем два года назад. Теперь вокруг одни немецкие шпионы, а соли и перца добавляет полиция, подозревающая, что главный герой – серийный убийца. Блестящая экранизация Грэма Грина, на равных конкурирующая с лучшими работами Хичкока и погружающая зрителя в липкую параноидальную атмосферу.



34. Секреты Лос-Анджелеса / L.A. Confidential (1997)

Еще одна ласточка, знаменующая возрождение жанра, начавшееся в девяностых годах ХХ века. Постановка Кертиса Хэнсона кажется прекрасно сбалансированной, а типичная полицейская история буквально расцветает с ролями Рассела Кроу, Гая Пирса и Кевина Спейси. Есть тут и роковая женщина (Ким Бейсингер), присутствует и противостояние двух совершенно разных героев (копов Бада Уайта и Эда Эксли), не забыто вынужденное объединение антиподов – в общем, всё по канонам, только «лучше, ярче, сильнее». Мастерская работа.



33. Поверженный идол / The Fallen Idol (1948)

Кэрол Рид широко известен своим сотрудничеством с писателем Грэмом Грином – в данном случае речь пойдет об экранизации «Комнаты в подвале». Рид не даром считал именно эту работу вершиной своей карьеры (а не обласканного критикой «Третьего человека») – форма и содержание в «Поверженном идоле», что называется, удались на все сто процентов. Ральф Ричардсон и Мишель Морган словно по нотам разыгрывают историю о дворецком, которого подозревают в смерти жены, а игра света и тени придает повествованию настолько явный метафизический оттенок, что аж мурашки по коже бегают.



32. Дурная кровь / Mauvais sang (1986)

Раннее творчество Леоса Каракса – времени, когда режиссер ещё не увлекся сюрреализмом настолько, чтобы запутать любого зрителя, а занимался переносом на экран только оголенного нерва повествования. Тандем Мишеля Пикколи и Жюльет Бинош излучает настоящую «химию», картины мрачного будущего, в котором разворачивается операция по похищению из лаборатории новейшей вакцины, щедро приправлены любовной историей и расцвечены совершенно дикими цветами. Палитра из красного, синего, зеленого и желтого, оказывается, может погрузить вас в «чёрное» повествование похлеще, чем каноническое творчество упомянутого выше Кэрола Рида.



31. Убийство / The Killing (1956)

Аскетичная работа Стэнли Кубрика, снятая по роману Лайонела Уайта «Большой куш». Талант гения заметен с первых же кадров – сложно не узнать шлифовку каждой мизансцены или удивительное внимание к построению кадра. История здесь не слишком заковыристая (рецидивист Джонни Клэй собирается ограбить ипподром – и, конечно же, что-то идет наперекосяк, план срывается), но то, как Кубрик оперирует с формой повествования, внушает настоящие «шок и трепет». Также нельзя не отметить и прекрасную игру Стерлинга Хейдена и Колина Грэйя, а также абсолютно фантастический финал, который надолго врезается в память.



30. Просто кровь / Blood Simple (1983)

Становление Джоэля Коэна, бенефис Фрэнсис МакДорманд и зарождение уникального авторского стиля, принесшего братьям мировую известность. Узнав, что его супруга крутит шашни с барменом, владелец бара нанимает частного детектива, чтобы убить любовников – однако, у алчного сыщика оказывается свой взгляд на ситуацию… «Просто кровь» – действительно знаковая лента для жанра, шокирующая обилием сценарных твистов, жесткая, непредсказуемая и ломающая каноны. К финалу ленты синтез музыки и игры оттенков вполне может ввести вас в транс.



29. Завороженный / Spellbound (1945)

«Шик и блеск» от Альфреда Хичкока с Ингрид Бергман и Грегори Пеком. К ленте приложил руку и сам Сальвадор Дали, так что традиционная параноидальная атмосфера нуара наложилась ещё и на сюрреализм. Любовный роман нового директора института психиатрии Энтони Эдвардса и сотрудницы Констанс Питерсен катится под откос – главный герой оказывается совсем не тем, за кого себя выдает! Галлюцинации щедро приправлены комплексом вины, верить никому нельзя, а тревожная атмосфера просто сочится с экрана – что ни говори, перед нами абсолютный шедевр.



28. В упор / Point Blank (1967)

Жёсткая и жестокая работа Джона Бурмена, бенефис Ли Марвина. Считавшийся погибшим бандит Уокер спустя два года возникает из ниоткуда и мстит мафии. Требование простое – вернуть ему причитающиеся девяносто три тысячи долларов; ради этого бандит готов начать полноценную кровавую жатву. В сравнении с ремейком («Расплатой» с Мэлом Гибсоном) оригинал выигрывает во всем – рваный монтаж с постоянными флешбеками как нельзя лучше погружает в действие, а сам Марвин (кстати, награжденный «Пурпурным сердцем» за участие в боях) излучает с экрана полноценный ужас. Сейчас такого уже не делают.



27. Туз в рукаве / Ace in the Hole (1951)

В этом фильме Билли Уайлдер выступил и сценаристом, и режиссером, и продюсером – и, надо сказать, такой синтез получился весьма удачным. Кирк Дуглас и Джен Стерлинг разыграют повесть о журналисте-алкоголике Чарльзе Тэйтуме – вынужденно покинув нью-йоркскую газету, герой ищет «перчинку» в провинции. И находит ее – на заброшенной шахте в узком проеме после обвала застрял рабочий Лео Миноза. Теперь Тэйтум не остановится ни перед чем – на горизонте за репортаж маячит Пулитцеровская премия, так что, жизнью человека (по мнению циника-охотника за жареными новостями) вполне можно и пренебречь при таком раскладе. Если и есть лучшее экранное воплощение термина «ярмарка пороков» – то оно перед вами.



26. В укромном месте / In a Lonely Place (1950)

Работа Николаса Рэйя с Хамфри Богартом (да-да, опять!) и Глорией Грэм в главных ролях. Пьяница-сценарист Диксон Стил провел вечер с Милдред, рассуждая о кино-адаптации повести, а на утро стал главным подозреваемым в убийстве девушки. Старлетка Лорел Грей верит в невиновность героя – но, пожалуй, это все, кто на его стороне. Практически вся картина выстроена на таланте Богарта – он приковывает внимание и выводит простенький сюжет, балансирующий между мелодрамой и нуаром, к настоящим высотам жанра.



25. Таксист / Taxi Driver (1976)

Вероятно, важнейшая лента Мартина Скорсезе, плюс главная роль в карьере Роберта Де Ниро. Простой, как рельса, сюжет о ветеране вьетнамской войны, Трэйвисе Бикле, который не может найти свое место в Нью-Йорке, выводит на первый план даже не персонажа, а сам город, пронизанный пороком и уничтожающий тех, кто не вписывается в такую реальность. Ветхозаветные аллюзии из картины материализуются в ее шокирующем финале, который до сих пор занимает первые строчки в рейтингах реалистичного отображения того, что может сделать «одиночка с пистолетом».



24. На последнем дыхании / À bout de souffle (1959)

Пронзительная картина Жана-Люка Годара, поток сознания в исполнении Джин Сиберг и Жана-Поля Бельмондо. Венец развития кинематографа «новой волны», стирающий грани между перфомансом и постановкой. Убивший копа вор Мишель Пуакар пытается скрыться от стражей порядка – и, поверьте, этот путь перечеркнет все представления, о том, каким должно быть криминальное кино.



23. Синий бархат / Blue Velvet (1986)

Дэвид Линч в своей лучшей форме – вместе с «фирменным» актёрским ансамблем (в картине задействованы Изабелла Росселлини, Кайл МакЛоклен, Деннис Хоппер и Лора Дерн), гений сюра снизойдет до более приземленной детективной истории. И хотя основной фабулой повествования станет расследование полисмена Джеффри, мистика быстро наслоится на реальность, канва событий наложится на картины грез, явив гипнотическое полотно, буквально выворачивающее мир наизнанку.



22. Лифт на эшафот / Ascenseur pour l'échafaud (1957)

Великий Луи Маль – и Жанна Моро с Морисом Роне в главных ролях. Сторонитесь ремейков, посмотрите оригинал – аскетичный сюжет о том, как любовники придумали убийство мужа (план провалился из-за того, что главный герой, забыв убрать веревку и вернувшись за ней, застрял в офисном лифте), здесь потрясает буквально до дрожи и выворачивает наизнанку. Рубленые образы, идеальная раскрутка саспенса, блестящий финал, в котором сложно удержаться от того, чтобы вцепиться в подлокотники кресла – как ни крути, перед нами один из лучших фильмов французского кино ХХ века.



21. Происшествие на Саут-стрит / Pickup on South Street (1953)

Сэмюэл Фуллер умеет поиграть в тайные заговоры – что ж, Ричарду Уидмарку и Джин Питерс придется попасть в круговорот событий, вращающихся вокруг поисков пленки с записями, содержащими секреты государственной важности. Вроде бы, вором был Скип Маккой – теперь за ним охотится бывший парень главной героини, вот только очень быстро в дело вступят настоящие агенты… Перед нами идеальный синтез шпионского триллера и нуара – картина превосходно выстроена, её ритм безукоризненен, монтаж позволяет оказаться в самом центре событий, а общий посыл и ярость идут вразрез с принятыми канонами.



20. Большой Лебовски / The Big Lebowski (1998)

Знаковое произведение Джоэля и Итана Коэнов; эту картину растащили на миллион цитат и быстро причислили к культовым. Что ж, есть за что – в арсенале «Лебовского» и шикарные образы Джеффа Бриджеса, Джона Гудмана и Стива Бушеми, и сюжет, в котором твист погоняет твистом (горе-гангстеры похищают вместо миллионера его однофамильца по кличке Чувак – обычного тюфяка, прожигателя жизни), и истинная грусть, которая рефреном проходит через все чёрные шуточки картины. Уникальный сплав, кино высшей пробы.



19. Белая горячка / White Heat (1949)

Рауль Уолш расскажет историю бандита Артура «Коди» Джаррета, который берет на себя небольшое обвинение, дабы избежать смертной казни и отвести подозрения в более крупном дельце. Увы, два года ждать не придется – жена Коди убивает свекровь, и обезумевший преступник сбегает, чтобы расправиться с неуравновешенной супругой. Вместе с героем увязываются и несколько «плохих парней», среди которых оказывается и агент под прикрытием. В общем, как вы уже поняли – лихости сценария картине не занимать, а фактурные образы, которые сыграли Джеймс Кэгни и Вирджиния Майо, уже давно вошли в учебники по кино. Настоящая классика нуара (для справки – Киноинститут AFI включил ленту в десятку лучших гангстерских картин).



18. Стреляйте в пианиста / Tirez sur le pianiste (1960)

Шикарная постановка Франсуа Трюффо с Шарлем Азнавуром в роли известного пианиста Эдварда Сарояна. Теперь он в небольшом баре под псевдонимом Шарли Колера, стараясь начать новую жизнь после потери жены. Будучи тайно влюбленным в официантку Лену, робкий музыкант помогает своему брату Шарли, попавшему в мафиозные разборки. Произошедшее становится триггером к «эффекту домино», под пресс которого попадает целая обойма персонажей. Равная подача с линией из прошлого, сплав сразу нескольких жанров, фирменная грусть и меланхолия Трюффо – если перед нами не пик «новой волны», то однозначно – один из лучших её представителей.



17. Долгое прощание / The Long Goodbye (1973)

От этой постановки Роберта Олтмена с Эллиоттом Гулдом и Ниной Ван Палландт явно много чего взял Харуки Мураками. Судите сами: от детектива Филипа Марлоу сбежала кошка, а ночью к нему явился старый друг, попросил отвезти его в укромное местечко – наутро же к Марлоу заявились полицейские с рассказом, что кто-то убил супругу Терри. В картине есть, что называется, все слагаемые успеха – и липкая безумная атмосфера романа Рэймонда Чандлера, и здорово очерченная композиция и даже лаконичная роль громилы в исполнении Арнольда Шварценеггера. Возрождение нуара началось как раз с этого произведения.



16. Китайский квартал / Chinatown (1974)

Вряд ли кто умел в семидесятые годы так нагнетать атмосферу, как Роман Полански. Что ж, в «Китайском квартале» ему ещё помог Джек Николсон – в итоге, картина сегодня считается одной из самых важных и значимых для направления «чёрных фильмов». Богатая красавица нанимает сыщика Гиттерса, чтобы узнать детали измен своего мужа – но, как говорится, только открой шкаф, как из него высыплется множество скелетов; движение по наклонной далее будет напоминать американские горки.



15. Лора / Laura (1944)

Окно в другой мир от Отто Преминджера. Детектив расследует убийство красавицы – по сути, это всё, что можно сказать о сюжете «Лоры», но произведение с Джином Тирни и Дэной Эндрюс, тем не менее, по праву входит в золотой фонд кино. Здесь всё не так, как принято в нынешней индустрии, каждое движение героев отшлифовано до блеска, а любой кадр простроен, словно фотография гения. Неторопливые беседы, яркие акценты – дыхание ушедшей эпохи лучше всего ощутить, погрузившись в печальное повествование этой картины.



14. Рай и ад / Tengoku to jigoku (1963)

Важнейшая лента в творчестве Акиры Куросавы. «Богатенький буратино» (Тосиро Мифунэ) попадает в поле зрения бандитов – и те, в надежде на выкуп, похищают его сына. К счастью, гангстеры «промахиваются» и крадут не того мальчишку – так что, перед бизнесменом встает моральная дилемма. Стоит ли платить свои деньги за спасение чужой жизни? Борьба света и тени, рая и ада отлично проиллюстрирована в этой камерной истории – Куросава, как всегда, мастерски держит интригу и к финалу дергает за ниточку столь сильно, что полностью обескураживает зрителя.



13. Объезд / Detour (1945)

Эдгар Дж. Улмер расскажет о бедном пианисте Эле Робертсе, который едет автостопом из Нью-Йорка до Лос Анджелеса. Как-то он садится в крутую тачку Чарльза Хаскелла, который умирает в пути, а Робертс не придумывает ничего лучшего, как выдать себя за богача и присвоить себе машину. Шикарная игра Тома Нила и Энн Сэвадж, настоящая пучина, нет водоворот страстей, которые возникают впоследствии неверного решения – не даром многие ставят «Объезд» на первые сточки в хит-парадах и рейтингах нуаров.



12. Леди из Шанхая / The Lady from Shanghai (1947)

Великий и ужасный Орсон Уэллс и режиссирует эту ленту, и исполняет в ней центральную роль вместе с Ритой Хэйворт. Речь пойдет о громиле Майкле О'Харе, который, спасши красотку Розали Баннистер от бандитов, знакомится с её супругом и получает предложение, от которого сложно отказаться. Надо всего лишь инсценировать смерть мужа, чтобы сработало солидное страховое возмещение. Мизантропическое произведение препарирует большинство людских пороков, демонстрируя то, к чему приводят презрение и алчность. По части саспенса тоже все в порядке – многим творцам стоит поучиться у классика.



11. Самурай / Le samouraï (1967)

Наивысшее достижение Жана-Пьера Мельвиля и лучшая роль в карьере Алена Делона. Хладнокровный киллер Жеф Кастелло более похож на машину, лишенную эмоций, нежели чем на человека, а о его мастерстве ходят легенды. Увы, и на старуху бывает проруха – неожиданно возникает свидетель, который видел убийцу в лицо. Теперь Кастелло становится загнанным зверем – на него охотиться и полиция, и мафия. Сложно переоценить влияние «Самурая» на кинематограф ХХ века – многие режиссеры восьмидесятых и девяностых годов использовали приемы ленты и тиражировали её ключевые моменты. Тем не менее, превзойти оригинал никому не удалось.



10. Ночь охотника / The Night of the Hunter (1955)

Чарльз Лотон в режиссерском кресле, Роберт Митчем и Билли Чэпин в главных ролях. Отец брата и сестры промышлял убийствами и грабежом, был повешен, а ребятам остался тайник с деньгами. Беда в том, что о кладе узнал ещё и «проповедник» Гарри Пауэлл (на самом деле – маньяк-убийца) – так что градус страстей поднимается. Без преувеличения картина идеальна – образы героев, диалоги, постановка, всё сделано на эталонном уровне. Если хотите ознакомиться с «настоящим» нуаром – посмотрите эту ленту.



9. Незнакомцы в поезде / Strangers on a Train (1951)

Знаковая работа Альфреда Хичкока с Фарли Грейнджером и Рут Романом на первом плане. Звезда тенниса Гая Хэйнса знакомится в поезде с неким Бруно и решает сыграть в игру-выручалку «я убью для тебя, а ты убьешь для меня» – надо ли говорить, что ничего хорошего из этого не получится, но вот по числу твистов, возникающих на фоне такой странной завязки, «Незнакомцы в поезде» бьют все рекорды. Особенно хорош финал картины – фирменный стиль Хикока здесь виден, словно на ладони, а его мастерство существует словно вне времени и пространства.



8. Двойная страховка / Double Indemnity (1944)

Режиссура Билли Уайлдера – в «Двойной страховке» играют Фред МакМюррэй и Барбара Стэнвик, а фабула событий крутится вокруг страхового агента Уолтера Неффа, который влюбляется в замужнюю даму Дитрихсон, получает от неё криминальное «предложение» и начинает свой спуск в пучины ада. Картина как нельзя лучше подходит на титул канонической – она закладывает фундамент жанра, формирует стилистику направления и предлагает «свод законов», по которым нуар живет и по сей день.



7. Головокружение / Vertigo (1958)

Это произведение Альфреда Хичкока с Джеймсом Стюартом и Ким Новак венчает многие рейтинги (в том числе и от нашей редакции), но в жанре «нуар» мы не осмелимся ставить его на первое место – слишком много других жанров «подмешано» в картину. Тем не менее, «Головокружение» сильно в своей «чёрной» ипостаси – тревога за отставного сыщика Скотти Фергюсона, который, начав следить за женой своего бывшего коллеги Мэделин, проваливается в какой-то страшный сон, проникает прямо за шиворот и не опускает до развязки. Книга Пьера Буало и Тома Нарсежака «Из мира мертвых» обрела свое восхитительное экранное воплощение.



6. Третий человек / The Third Man (1949)

Этот фильм Кэрола Рида разве что памятника не удостоен, в остальном, число лестных эпитетов в сторону «Третьего человека» зашкалило. Действительно, картина с Джозефом Коттеном и Алидой Валли в главных ролях более всего похожа на азбуку «чёрного кинематографа» – именно так выглядит расследование писателя Холли Мартинса, который пытается найти в Лондоне своего якобы погибшего старого друга Гарри Лайма. Постановка театрализована до критической грани, но, тем не менее, она настолько ошлифована и столь прекрасно сбалансирована, что кажется каким-то сплавом кино и живописи, выступления и скульптуры.



5. Глубокий сон / The Big Sleep (1946)

Кто же шантажирует Кармен, дочь генерала Стернвуда? Почему после начала расследования сыщика Марлоу подозреваемые начинают гибнуть? Ховард Хоукс не дает никаких ответов – мало того, он цинично ухмыляется неподъемной сущности головоломки «Большого сна», стирая грани между тем, что дозволено в кино, а что запрещено. Хамфри Богарт и Лорен Бэколл здесь играют какую-то «анти-Касабланку», роман Рэймонда Чэндлера приобретает метафизические мотивы, а стилистика навевает мысли о том, что братья Коэны очень много чего почерпали в творчестве Хоукса.



4. Мальтийский сокол / The Maltese Falcon (1941)

Мы подходим к описанию настоящих бриллиантов, картин, которые поражают в самое сердце и являются той самой вершиной пирамиды, на которой выстроен современный кинематограф. Итак, «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона, конечно же с Хамфри Богартом и Мэри Астор. Все гоняются за статуэткой, детектив Сэм Спэйд не остается в стороне – но даже матерому волку будет не по себе от того, во что выльются поиски. Огромная заслуга в восприятии ленты лежит не только на блестящей режиссуре Хьюстона, но и на операторской работе Артура Идисона, снимающего длинные моменты без склеек – скажем знаменитая семиминутная сцена была снята одним дублем после двух суток репетиций команды! В итоге, перед нами открывается настоящее окно в другой мир – манящее и притягательное.



3. Печать зла / Touch of Evil (1958)

Не понятая в момент выхода «Печать зла», тем не менее, является вероятно самой крутой работой Орсона Уэллса. Маэстро сыграл тут и одну и главных ролей, наряду с Чарлтоном Хестоном и Джанет Ли – плюс нагнал столько жути, что сразу стало ясно, откуда Дэвид Линч позаимствовал немного своего вдохновения. Город на американо-мексиканской границе накрывает мрак – даже добропорядочные вроде бы агенты и полисмены слетают с катушек и погружаются в безумие…



2. Сансет бульвар / Sunset Blvd. (1950)

Что ж, данная постановка Билли Уайлдера венчает большинство списков нуаров, мы же острожно поставим её на второе место в «общем командном зачете». Картина не только подводит итоги «старым» нуарам, она, по сути, закладывает каноны, по которым функционирует кино сегодня – лишенное наигранной театральности, более реалистичное и совсем не романтичное полотно с Уильямом Холденом и Глорией Суонсон продемонстрирует нам лишь парад пороков. Именно в этот процесс и выльется знакомство сценариста Джо Гиллис и звезды Нормы Десмонд, слава которой уже приблизилась к закату. Очень тяжёлое, злое и жёсткое повествование, к финалу способно подвести вас к катарсису.



1. Целуй меня насмерть / Kiss Me Deadly (1955)

Лидер нашего рейтинга. Грошовая постановка Роберта Олдрича с Ральфом Микером, в основу которой положен сильно измененный роман Микки Спиллейна о детективе Майке Хаммере (сыщик решил подвезти девушку, а пришел в себя в больнице, узнав, что дама мертва, а сам он чудом выжил). Удивительным образом собрав все страхи поколения воедино, «Целуй меня насмерть» сконструировал из бульварного романа полноценную древнюю трагедию – с ошеломляющим финалом, путь к которому восхищает своей прямотой и лаконичностью. Браво!

[ОБНОВЛЕНО: СЕНТЯБРЬ 2025 ГОДА]

Стас Устенко

 

1 июня 2021 года

 

Редакция Hi-Fi.ru