| Цитата |
|---|
Чтобы утверждение не выглядело голословным, вот несколько имён и произведений из тех что я слушаю. Клод Дебюсси - цикл "Образы" и (спорное) "Море". Кое-что у Вагнера. (Его я не слушаю) Символизм не был представлен, как полноправное течение, но многие композиторы (я именно про музыку) обращались к нему в поисках выразительных.средств. В основном это были яркие представители импрессионизма. Современные критики Часто относят к символистам Равеля, Бернстайна, Листа. Причём именно по отдельным произведениям |
Про художников и поэтов не надо, а вот композиторы?...
Твои критики волюнтаристы. О течении в музыке (как и другом искустве) имеет смысл говорить лишь тогда, когда оно устойчиво определяется по целому ряду признаков, имеет нескольких ярчайших представителей, очерчено определенными временными рамками. В общем то, что принято еще называть "школой". То что ты сообщаешь под это понятие никак не подходит.
Теперь я постараюсь объяснить, что им позволяет делать такие выводы. (Хотя, конечно, не позволяет). Наличие в музыке определенного образного ряда. Образ обзывается символом - получается символизм.
То что ты называешь у Дебюси - это как все его творчество читсой воды импрессионизм. как и творчество Равеля. Лист - это романтизм, точнее сказать его венец, предтеча того же импрессионизма. И тому и другому направления чрезвычайно свойственна програмность, то есть описывание конкретных вещей музыкальным языком. Отсюда повышенное значение образности (ну если уж так хочется - символов) Начало этого явления (програмности) можно найти и в более ранней музыке - ярчайшие примеры концерты Вивальди "4 времени года" (скрипичные), "Чиженок", "Ночь" (флейтовые). К програмной музыке относятся ВСЕ (!) произведения имеющие названия (не утилитарные - как опус, соната, симфония, концерт и т.п.). Признаки того, что в других искусствах называют символизмом (наличие универсальных символов), можно так же найти в довольно ранней музыке - например символ креста часто встречающаяся у Баха (тема - ВАСН, сходство с фамилией) в Страстях, Исскустве Фуги, у Бетховена - Эгмонд, Э.Л.Уэббера "Исус Христос Суперзвезда". По сути любой лейтмотив или лейттему (на них строится почти все оперное творчество Вагнера) можно отнести к разряду символов - да это так и есть, но не станем же мы относить к неким символистам? А звукоподражание - тот же символ - один из старейших примеров старинный мадригал "Птицы" (автор Климан Жанекен, 16 век). С тех пор мы встречаем звукоподражания повсюду - список примеров мог бы быть огромным. Вы путаете ( а скорее не вы, а те "критики") понятия. Присутствие некоего символа не создает символизма - а то пришлось бы считать историей этого течения почти всю историю музыки и почти всех ммузыкантов отнести именно к этому течению.
На этом окончу свое краткое эссе по истории несуществовавшего музыкального направления.