Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 18 След.

В помощь начинающим в постройке АС, Экскурс по динамикам для DIY

 
 
Перечислю наиболее распространенные варианты выбора динамиков для постройки АС:
-На основе новых, импортных комплектующих.
Аудиомания, Part Express и мн. другие интернет-магазины предлагают широкий выбор компонентов. Привлекательным является большой ассортимент выбора динамиков, сопутствующих компонентов, а т.ж. предоставление технической спецификации, содержащей основные параметры, позволяющей правильно выбрать и рассчитать Акустическое оформление, далее АО.  Недостатки – только современные, зачастую, банальные модели динамиков, позволяющие построить АС уровня «Ашан-акустик». В то время как серьёзные динамики имеют высокую не рентабельную стоимость.
-На основе отечественных динамиков.
1. Отечественные динамики представлены как новыми, типа современных НОЭМ, так и старыми, советского периода, чаще всего это динамики завода КИНАП и многочисленные другие, в т.ч. из старых приемников, радиол «Виктория», «Симфония»…
При этом  динамики НОЭМ и КИНАП из категории «Динамики для аудиторий». Обладают, как правило, высокой, до 100Дб чувствительностью, что не всегда оправдано, и часто оборачивается излишней крикливостью, т.к. на другое эти динамики попросту не способны.
2. Динамики из бытовой отечественной аппаратуры, назовем их Hi-Fi, чаще всего диаметром не больше 260мм, 10”, что не всегда устраивает и хочется хотя бы  310мм (12”), при этом, наиболее популярные из них, такие, как 6ГД2, если имеют кобальтовые магниты, то уже стали редкостью и , зачастую, уже не малой стоимости.
В обоих случаях применение отечественных динамиков оправдано лишь в силу их не высокой стоимости, не более того. И, если вы строите корпуса с качественной отделкой и др. атрибутами, применение отечественных динамиков не оправдает ваши затраты, т.к. те своим звучанием существенно не дотягивают до того, к которому хочется стремиться.
-На основе импортных Б/У динамиков.
1. Динамики для аудиторий. Altec, JBL, Electro-voice (кроме PRO), Siemens Klungfilm, Philips серии AD9710,4200, 5200 и др. – прекрасные беспроигрышные варианты в широком диапазоне подходящих типов АО.
Недостатком может послужить только высокая цена!
2. Динамики от старой акустики, которую невозможно приобрести в надлежащем состоянии и по доступной цене: Altec, JBL, Klipsch, AR, Maranz…Особый интерес представляют динамики до 70г.в., они, как правило, имеют бумажные диффузоры, бумажные подвесы и кобальтовые AlNiCo магниты, а еще, динамики более позднего выпуска могут иметь резиновые и им подобные подвесы, которые не выдерживают времени и рассыпаются, либо уже переклеены. Динамики не дешевы, но себя оправдывают: имеют высокую чувствительность и в большой степени реалистичное звучание. Самостоятельная постройка АС на их основе позволит получить АС по умеренной стоимости (затраты определяете сами),  а еще есть вариант разместить их во внештатном, более эффективном АО, так сказать: новая жизнь старых динамиков.
Лоукостерами в этой группе динамиков можно рассматривать динамики из стереоконсолей.
Это такие изящные комоды с начинкой из акустики, усилителя, источников (приемник, проигрыватель…) - очень распространенные изделия на Западе, в особенности в США и Канаде. Наиболее часто в них устанавливаются динамики Jensen, Magnavox, CTS, Heppner – наиболее авторитетные производители, изделия которых можно встретить и под другими брендами: Zenith, например, - вполне знаменитый производитель акустики, тем не менее не имеющий собственного производства динамиков. Мне нравятся этот тип динамиков из-за неоспоримо выгодного соотношения цена/качества, они  позволяют сделать первые шаги на поприще DIY и добиться неплохих результатов.
Недостатки: чаще всего короткоходные диффузоры, высокая добротность и высокая, порядка 70Гц собственная резонансная частота, как следствие, склонность к АО объемом от 120л. Но если габариты не являются помехой, выше перечисленные недостатки становятся преимуществом!
3. Динамики от музыкальных кабинетов (кроме с пометкой PRO!). Ассортимент представлен теми же производителями Jensen, Heppner, Rola, CTS, Cleveland, Electro-voice, Utah… Их можно найти в оргАнах, колонках для гитар. Динамики интересны в силу высокой, порядка 96Дб, чувствительности, расширенного до 7кГц ВЧ диапазона, предназначались для работы с ламповым усилителем номинальной мощностью до 30Вт.
Недостатки: большие акценты в районе 3-5кГц, узкая предрасположенность к АО в виде открытого ящика (ОЯ) или закрытого ящика (ЗЯ) от 150л. При этом обладают шикарным  мид-басом, прекрасно передают зал, хороши для спокойных жанров в музыке.
4. Широкополосники.  Довольно сложно их выделить в отдельную категорию, т.к. среди них есть и  динамики для аудиторий,  и Hi-Fi,  и для инструментов, не говоря о PRO.
Наибольшее распространение получили опять таки  Altec, JBL, Goodmans,  Siemens Klungfilm, Philips… так же, предпочтительно до 70г.в. С заоблачной верхней ценовой границей, с такими же необозримыми возможностями.
Опять же, можно выделить среди них группу менее дорогих: Electro-voice и ряд фирм, копирующих его триаксиалы;  Jensen и динамики которые он выпускает под названиями др.фирм на которых всегда присутствует 6-значный номер завода, начинающийся с 220…; University (Altec Corporation), Realistic, - это все американские производители. Из японцев я бы отметил марку динамиков Lafayette.
Я обошел вниманием группу динамиков с пометкой PRO типа Eighteen Sound и т.п. Это динамики для больших пространств, стадионов, концертных  залов  больших размеров. Они, как правило, высокой мощности и высокого звукового давления, целью которого создать картину звучания дальнего поля и для домашней акустики не пригодные, не спроста,  часто не дороги, по этой причине ошибочно пользуются спросом у некоторых любителей в силу не понимания их природы.
Так же не упомянул такие динамики, как Fostex , Lowther и мн.другие. Первые мне показались скучными, со вторыми я не берусь иметь дело в силу их дороговизны, а перечислить все существующие динамики не представляю возможным.
hqdefault.jpg (11.8 КБ)
s-l225ч.jpg (8.05 КБ)
3.jpg (232.2 КБ)
22.jpg (129.97 КБ)
Изменено: Евгений Владимирович - 15-08-2016 16:38:27
 
 
Выбор АО
Выбор АО всегда связан с возможностями помещения для прослушивания, попросту с максимально допустимыми размерами колонок, причем надо помнить, что с точки зрения акустики колонки всегда лучше звучат при незначительном удалении от стенки и окружающей мебели, чем вплотную к ней, даже ЗЯ, не только напольные, но и полочные, хотя о них я говорить не буду.
Динамики длинноходные чаще с низкой добротностью и низкой собственной резонансной частотой (Fr), менее требовательны к размерам АО, в то время, как короткоходные, из недорогих, всегда с высокой добротностью и высокой Fr,  потенциальное АО для них это ОЯ, ЗЯ причем довольно больших размеров,  а т.ж. щит.  Позволю себе кощунство и назову щит (обозримых размеров и трудозатрат) наименее предпочтительным видом АО с т.зр. эффективности отдачи по НЧ, примерно такое же у меня отношение к ОЯ, если только речь не идет об уникальных, в т.ч. высокой ценой, динамиках, рожденных для АО типа ОЯ или щит.
А вот если есть возможность построить корпуса по типу ЗЯ от 150л, то любой, названный мной лоукостером,  динамик  с высокой добротностью подарит неповторимый концертный звук.
В АО по типу ФИ, которое позволяет сделать корпуса меньших размеров,  динамики с высокой добротностью дают большой порядка 6Дб горб выше основной  частоты АО, его можно сгладить только по мере увеличения объема, по сути приближения  к размерам ЗЯ.
Аналогичные лоукостеры – длинноходные динамики, с низкой добротностью, хорошо подойдут для АО типа ФИ (Vb) с основной частотой настройки (Fb)  30Гц и ниже, правда при равной стоимости не сильно блеща звуковым давлением (попросту громкостью) при равной подводимой мощности, это и есть понятие чувствительность динамика. Т.е. можно утверждать, что при равной стоимости короткоходный динамик обладает высокой чувствительностью и высокой Fr,  в то время как длинноходный, - с точностью наоборот!
ONKEN не путать с Onkio.  АО, окруженное ореолом мистики. При этом, ни что иное, как ФИ (Vb), только вентилируемых отверстий,  так называемых фазоинверторов (ни фазоинвентор, ни фазоинвектор, ни др.) не одно, ни два, а сколь угодно, чаще восемь, что позволяет избежать плотности реактивных потоков воздуха в отверстиях, дающих призвук. Очень эффективное АО для динамиков с невысокой добротностью.  Густой, не отягощенный бас.
TQWP – разновидность рупорной акустики,  где длинна лабиринта кратна четверти длинны волны 1-й октавы (Fr/4 - Fr) динамика. Как любая рупорная акустика (не путать с акустикой с использованием СЧ или ВЧ динамиков-рупоров, что не делает акустику рупорной) обладает высокой чувствительностью (понимай звуковым давлением), бас быстрый и легкий, не обремененный послезвучием. Больше подходит для раздельной музыки, хорошо звучат контробас, ударные. Недостатком может послужить тем большая высота, чем ниже частота Fb, не редко до полутора метров. Если взять за основу короткоходный динамик с высокой Fr, могут получиться колонки вполне комнатных размеров ВШГ 900х400х500 c Fb порядка 70Гц, если их подзвучить небольшим сабвуфером, любому звук понравится.
Я ограничусь перечнем этих типов АО, мое описание которых носит более чувственный, нежели характер инженерной цифири, тем не менее, надеюсь тем, кто через это не прошел, что то из проблем постройки АС стало понятней, хотя для более точного выбора и расчета параметров АС под имеющиеся у вас на примете или в наличии динамики, без их фактических TS параметров и владения методой рассчета, не обойтись!
Изменено: Евгений Владимирович - 15-08-2016 17:58:25
 
 
Фильтр, он же кроссовер.
ШП. Часто применяют фильтры, выравнивающие АЧХ динамика в области средних частот, методик расчета много в интернет. Когда я беру винтажный широкополосный динамик, мне он интересен как есть, его выпрямлять - только портить!
Двух полосная АС (трех-полосная методика та же).
Для меня всегда стоит выбор, какому из динамиков отдать воспроизводить ту или иную часть диапазона. К примеру: НЧ динамик имеет ровную и высокую АЧХ до 6кГц, в то время, как ВЧ звено рассчитано на работу от 3 кГц и по идее надо обрезать НЧ на этой частоте. Практическим путем, не сильно усложняя процесс зависимостью от измерительной техники, путем подбора компонентов кроссовера с прослушиванием знакомых фрагментов музыки, выбираем оптимальные. Очень удобно поставить на ВЧ аттенюатор, L-pad, который позволит регулировать чувствительность ВЧ звена, найти наиболее плавный уровень входа в диапазон после НЧ звена.
Фильтр может быть первого порядка: только емкость на ВЧ, наиболее разумным нахожу первого порядка на НЧ (дроссель) и второго на ВЧ (емкость и дроссель параллельно динамику) Звучание с таким фильтром более детальное. Дроссели несложно намотать на деревянные катушечные каркасы медным лакированным проводом (от трансформатора, к примеру) толщиной от 0,7мм. Намотав несколько десятков витков, подключим измеритель индуктивности, изменением числа витков доведем ее значение до необходимого, закрепляем концы и намотку в целом изолентой, катушка готова, да простят меня эстеты, что я не предложил брендовые компоненты стоимостью в сотни и тысячи у.е. Самое главное это метода рассчета. Фирма AIE из СПб любезно предоставила онлайн калькулятор http://www.aie.sp.ru/Calculator_filter.html
 
 
Цитата
Евгений Владимирович  пишет:
TQWP – разновидность рупорной акустики
TQWP (Tapered Quarter-Wave Pipe, "труба Войта") - четвертьволновой резонатор; похож на рупор, но не является рупором в классическом понимании.
Настоящий рупор - единственное антирезонансное АО.

P.S. Нынче стало модно всё называть "рупор", как любую дрянь с помойки - "винтаж".

P.P.S. "Помощь начинающим" - идея, безусловно,  благородная. Однако, во избежание путаницы и тиражирования легенд, начинающим лучше обратиться к первоисточникам - Бриггсу и т.д.
 
 
:)
111380805.jpg (36.77 КБ)
 
 
По моему мнению, начинать изготавливать АС надо с закрытого ящика, подобрав соответствующие ГГ. Полагаю, это наиболее просто как в части расчетов, так и в части технологичности корпуса. Да и, честно говоря, после всех экспериментов также придешь к ЗЯ (только другого масштаба).

Хочешь-не хочешь, но вопрос самодеятельного изготовления - это, в первую очередь, вопрос "набитой руки" и автоматизма в понимании, "что на что влияет".

И я полностью присоединяюсь к мнению о том, что никаких брендовых дорогих деталей не надо! Категорически, причем. Сделать на доступных элементах, не дорогих, моточные изделия изготовить самостоятельно вполне возможно.

Разьемы. Не гонитесь за "золотыми зубами". Прекрасные винтовые планки - намного удобнее, практичнее, дешевле. Если на Вестлейки топовые их ставят - то почему не поставить в собственную конструкцию. Тогда, кстати, можно сделать коммутацию и для активного мультиампинга.
Изменено: РОМАН_В - 15-08-2016 21:12:59
 
 
Цитата
РОМАН_В  пишет:
По моему мнению, начинать изготавливать АС надо с закрытого ящика, подобрав соответствующие ГГ. Полагаю, это наиболее просто как в части расчетов, так и в части технологичности корпуса. Да и, честно говоря, после всех экспериментов также придешь к ЗЯ (только другого масштаба).



Хочешь-не хочешь, но вопрос самодеятельного изготовления - это, в первую очередь, вопрос "набитой руки" и автоматизма в понимании, "что на что влияет".



И я полностью присоединяюсь к мнению о том, что никаких брендовых дорогих деталей не надо! Категорически, причем. Сделать на доступных элементах, не дорогих, моточные изделия изготовить самостоятельно вполне возможно.



Разьемы. Не гонитесь за "золотыми зубами". Прекрасные винтовые планки - намного удобнее, практичнее, дешевле. Если на Вестлейки топовые их ставят - то почему не поставить в собственную конструкцию. Тогда, кстати, можно сделать коммутацию и для активного мультиампинга.

Рассчет Cb не сложнее Vb как и подбор динамиков для них.
В ЗЯ, не ограниченном  габаритами,  сможет  играть практически любой динамик.
Оптимальным будет совпадение Fb АО с величиной Fr динамика, которое достигается путем изменения объема ящика (Vb)
Тем не мене, когда АО выбирают под уже имеющийся динамик, с большой вероятностью ему лучше подойдет другой тип АО, к примеру Vb, который позволит добиться существенно более низкой Fb при меньших габаритах и той же линейности АЧХ , к чему себе в этом отказывать.

PS за разъемы спасибо. Разумный минимализм - мое кредо!
 
 
Разьемы - реально УДОБНЫЕ. Да и вспомните "wbt next gen" - маркетинговая (уж не знаю, как техническая) их фишка в том, что, якобы минимум металла в разьемах, и это, дескать, не дает такого перепада габаритов (сечений), как на классических, обычных клеммах при сохранении площади контакта. Так это ровно то что имеем на "heavy duty barrier strip"!
Да и применение таких планок позволит разумно "утопить" контактную группу, и сделать компактное подключение как угодно.

А ЗЯ в сочетании с короткоходными ГГ на жестком подвесе, естественно, без ограничений габаритов - это лучший вариант, как я думаю.
image.jpeg (1.58 МБ)
 
 
В продолжение на тему выбора акустического оформления.
Две линии на графике показывают поведение одного и того же динамика в одном и том же объеме:
-Красный график - АО типа ЗЯ объемом 112л.
-Оранжевый график - АО типа ФИ объемом 112л.
 
 
Цитата
РОМАН_В  пишет:
Разьемы - реально УДОБНЫЕ. Да и вспомните "wbt next gen" - маркетинговая (уж не знаю, как техническая) их фишка в том, что, якобы минимум металла в разьемах, и это, дескать, не дает такого перепада габаритов (сечений), как на классических, обычных клеммах при сохранении площади контакта. Так это ровно то что имеем на "heavy duty barrier strip"!

Да и применение таких планок позволит разумно "утопить" контактную группу, и сделать компактное подключение как угодно.



А ЗЯ в сочетании с короткоходными ГГ на жестком подвесе, естественно, без ограничений габаритов - это лучший вариант, как я думаю.
ЗЯ с короткоходным в большом объеме звучит красиво, хотя это дело вкуса, т.к. в его звучании все равно преобладает мид-бас, по мне он гораздо красивее, хотя бы в силу артикуляции, но многие предпочитают более низкий бас.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 18 След.
Архив Форума Hi-Fi.ru
По 23-5-2020
Портал Hi-Fi.ru более не предоставляет возможностей и сервисов по общению пользователей

1997—2024 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)