10 колонок, усилителей и вертушек, которые стали прорывами для рынка
Легенды прошлого и настоящего
В этом обзоре мы окинем взглядом «реперные точки» в формировании рынка Hi-Fi / High End: постараемся выделить главные продукты прошлого и настоящего, которые определили сегодняшние взгляды на хороший звук. Культовая акустика, легендарные вертушки, «теплый ламповый звук» – все это в нашей новой подборке «10 колонок, усилителей и вертушек, которые стали прорывами для рынка».
Klipsch Klipschorn (1946)
Появившиеся в 1946 г. рупорные спикеры до сих пор находятся в серии – с незначительными изменениями, но при полном сохранении оригинальной конструкции! Обласканные критикой, любимые аудиофилами во всем мире, эти колонки наглядно продемонстрировали всем и каждому, что такое чистый, открытый и живой звук. Единственное «но» – бас в АС тоже рупорный, так что, устанавливать Klipsch Klipschorn следует в углах зала.
Quad ESL 57 (1956)
В 1956 г. Quad ESL 57 казались какими-то инопланетянами, пришельцами из будущего: вместо больших «ящиков» фирма предложила изысканный элемент интерьера, который просто сметал своим детальным звуком. Да, детка, это – электростаты полного диапазона!
JBL Paragon (1957)
«Бабушкина тумбочка» сегодня стоит баснословных денег – так как звучит она похлеще, чем многие представители High End сектора рынка. JBL при разработке знаменитых рупоров Paragon прыгнули выше головы – и сформировали тот самый неповторимый характер звука, за который компания признана сейчас. Soundwall!
McIntosh MC275 (1961)
Один из самых популярных усилителей McIntosh, MC275, выпускался с 1961 по 1972, далее он снова появился в серии – уже в 1994 году. Устройство обеспечивает отличную мощность (2 х 75 Вт) – и, по сути, объединяет достоинства «теплого лампового» звука и «стального кулака» транзистора. За это McIntosh MC275 и любят во всем мире.
Linn LP12 (1973)
Уникальный ритмичный звук проигрывателя виниловых пластинок Linn LP12 стал прорывом для своего времени – а масса апгрейдов, вышедших впоследствии, существенно улучшила звук этой культовой вертушки. В серии Linn LP12 находится и по сей день, радуя поклонников своим шикарным саундом.
Nakamichi TX-1000 (1982)
Увы и ах, но в 1987 году, после выпуска 5 000 экземпляров Nakamichi TX-1000, производство было свернуто – а на нынешних аукционах за вертушку «в масле» попросят под $100 000. Ведь ничего подобного с момента выхода Nakamichi TX-1000 не вышло – и, судя по всему, уже не выйдет (на разработку системы были потрачены десятки миллионов долларов). Nakamichi TX-1000 имеет модуль поиска абсолютного центра пластинки (на базе сдвига двух опорных дисков – основного, выполненного из стекла, и системы трекинга). Этот критически важный элемент упущен на абсолютно всех современных аппаратах – скажем, ошибка центровки пластинки даже на 0,5 мм (что вполне укладывается в современные допуски) равна разбросу скоростей стилуса (от 260,1 до 263,5 мм/с), а каждый 0,1 мм такой ошибки дает 0,13% ошибки скорости. То есть, можно сколько угодно добиваться стабильности вращения самого опорного диска, ошибки при реальном воспроизведении все равно будут – и только у Nakamichi TX-1000 они сведены к минимуму.
Audio Note Japan Ongaku (1991)
Серебряная легенда, вновь возродившая в мире интерес к ламповому звуку. Дико дорогой, громоздкий и выделяющий массу тепла аппарат, построенный на паре 211 ламп, развивает мощность в 2 х 27 Вт и является настоящим краеугольным камнем в современной индустрии High End’а.
Apogee Studio Grand (1992)
Грандиозные четырхполосные АС, которые вышли крайне ограниченным тиражом в несколько десятков экземпляров, до сих пор признаются многими экспертами «лучшими колонками в истории». Уникальная конструкция, система magneticfocusing, активный бас – перед нами образец настоящего инженерного искусства.
Bowers&Wilkins Nautilus (1993)
Дизайн оригинальных Bowers&Wilkins Nautilus вошел во все учебники по дизайну – но столь же хорош оказалось и звучание этих акустических систем. Активная схема с пополосным включением позволила идеально прокачать каждый динамик, а особая конструкция с обратно направленными волноводами минимизировала резонансы.
TechDas AirForce Zero (2019)
Проигрыватель виниловых пластинок TechDas AirForce Zero разрабатывался с 2015 года, а был задуман почти 30 лет назад. В итоге, в 2019 году, на свет появилось настоящее чудо весом 350 кг (из которых 120 кг пришлось на опорный диск). Составной платтер из стали SUS 316L, литого сплава и вольфрама, слепленных между собой при помощи вакуума (это позволяет избежать напряжения метала), воздушный подшипник и помпа, обеспечивающая и левитацию основной базы вертушки. В воздухе парит 250 кг живого веса! Пассиковый привод с сильно модифицированным немецким трехфазным двенадцатиполюсным мотором от Papst, опять же, произведение искусства – каждая фаза мотора питается от своего 150-ваттного усилителя.