10 самых технически сложных кассетных дек

Космические технологии на страже галактики

10 самых технически сложных кассетных дек

Космические технологии на страже галактики

Невзирая на то, что сам по себе формат компакт-кассеты изначально вообще не предназначался для качественной записи и воспроизведения звука, его повсеместное распространение привело к тому, что производители начали придумывать разнообразные ухищрения для того, чтобы добиться от кассет максимум возможного. Некоторые из решений до сих пор повергают в изумление – достигнутый в них уровень сложности механики и электроники сегодня не возьмется повторить, пожалуй, никто.

Пик разработок аппаратов для записи и воспроизведения компакт-кассет приходится на конец 1970-х – начало 1980-х годов, поэтому наиболее продвинутые деки, как в части механики, так и компьютерного управления всеми процессами появились именно в этот период.

Philips N2554

10 самых технически сложных кассетных дек

Модель 1980-го года включала в себя все возможные решения как по снижению механических вибраций механизма, так и процессорному управлению работой деки. Так, все механические части лентопротяжного механизма имели магнитную развязку, работа двух моторов контролировалась независимыми тахометрами, а за организацию поиска, разметку и счетчик ленты, как и множество других функций деки, отвечал встроенный миникомпьютер C-MOS. Поэтому из трех головок в блоке одна была отдана под работу именно этой сложной системы. Тем не менее, частотный диапазон деки простирался от 30 до 20 000 Гц при работе с лентой четвертого типа, поддерживалась также система Dolby NR и фирменная «филипсовская» DNL.

Marantz Compudeck SD-9020

10 самых технически сложных кассетных дек

Еще один пример растущей компьютеризации кассетных дек. В этот период производители еще не стремились полностью переложить на процессоры всю ответственность за качество звука, поэтому механическая часть деки также была впечатляющей. Здесь даже была повышенная скорость записи и воспроизведения 9,5 м/сек, которая, правда, плохо сочеталась с головками традиционной конструкции, которые резонировали на определенных частотах. Зато частотный диапазон с лентой типа Metal на двойной скорости был впечатляющим – от 25 до 25 000 Гц. Название Compudeck означало использование процессора для таких функций, как повтор фрагмента, таймер, цифровой счетчик ленты, память воспроизведения и много другое. В модели были установлены три головки, две сендастовые и одна ферритовая.

Pioneer CT-A9

10 самых технически сложных кассетных дек

В данной модели 1983 года инженеры фирмы объединили новый транспорт Reference Master Mechanism и несколько оригинальных автоматических систем настройки. Транспорт опирался на стальную плиту, а блок головок – на основание, выполненное методом прецизионного литья под давлением. Сами записывающие и воспроизводящие головки были сендастовыми с крайне малыми потерями. Все аспекты функционирования деки контролировались 4-х битным процессором, отвечавшим за точность вращения, автоматическую загрузку, плотность закрывания крышки кассетоприемника, правильное натяжение ленты, сканирование записей и многое другое. Главными фишками модели была система автоматической подстройки тока подмагничивания под каждую кассету BLE и автоматическая подстройка тока для снижения уровня искажений на выходе ниже 3% под названием MOL. Поздние версии модели с индексом X получили головки из аморфного железа.

Luxman K-05

10 самых технически сложных кассетных дек

Роскошная дека 1983 года, ставшая плодом сотрудничества Luxman и Alpine. Транспортный механизм GT Transport был отлит из цинкового сплава и нес в себе подшипники для тонвалов. Протяжка ленты осуществлялась тремя моторами с прямым приводом, два из которых вращали барабаны и один – тонвалы. Записывающий и воспроизводящий блок содержал три головки – сендастово-ферритовую с ассиметричным зазором для стирания, ферритовую HIP (Hip Isostatic Press) специального профиля для проигрывания и записывающую сендастовую головку с тройным покрытием. Система автоматической калибровки CTS по-отдельности выставляла ток подмагничивания, уровень сигнала и кривую эквализации, а затем соотносила их друг с другом для определения оптимальных показателей. Шасси аппарата было омеднено, в сигнальном тракте отсутствовали магнитные материалы, а провода от головок к усилителю были выполнены из бескислородной меди. Аппарат работал со всеми типами пленки и весил 11,5 килограммов. Максимальный частотный диапазон – от 15 до 27 000 Гц!

Sony TC-K777ES

10 самых технически сложных кассетных дек

Топовый магнитофон от Sony выглядел более сдержанно, чем конкурирующие аппараты других брендов, однако, как известно, внешность бывает обманчивой. Аппарат появился на рынке в 1982 году и в нем использовались головки из аморфного железа, изготовленными методом лазерного плавления, два двигателя с кварцевым контролем скорости – один для вращения барабанов и один для тонвалов. Тракт был построен по принципу двойного моно. Трансформатор блока питания был залит компаундом и вынесен на заднюю стенку за пределы корпуса, транспорт был выполнен на тяжелом стальном шасси. Поддерживались все типы ленты, присутствовала и система Dolby C. Счетчик ленты был цифровым, заявленный частотный диапазон был ограничен сверху 19 кГц, однако это не мешало деке демонстрировать выдающееся звучание на уровне лучших магнитофонов золотой эпохи аудио.

Eumig FL-1000

10 самых технически сложных кассетных дек

Небывалое дело – продукция небольшой австралийской компании на равных соперничала с топовыми моделями крупнейших производителей. Правда, это модель стала для фирмы последней – можно сказать, что она надорвалась, выпустив этот чудесный магнитофон. Весила дека 12 килограммов и выпускалась в двух версиях – с системой Dolby или High-Com от Telefunken. Помимо массивного корпуса, главной фишкой было использование для тонвала вместе традиционного маховика фотоэлектронной системы управления скоростью с автокалибровкой, которая корректировала точность вращения 15000 раз в секунду! Программируемый блок включал в себя три головки, поддерживалась лента Type IV, а частотный диапазон простирался до 22 кГц. На момент выхода модели на рынок в 1979 году никто из конкурентов не мог сравниться с ней.

Tandberg TCD 3004

10 самых технически сложных кассетных дек

Редкий «монстр» родом из Европы, топовая дека датской компании Tandberg вобрала в себя все лучшие наработки фирмы, включая патентованные системы калибровки DYNEQ и ACTILINEAR. В модели использовались четыре мотора – два для перемотки вперед и назад, один для тонвала и еще один для прижимных роликов и блока головок. Последний включал в себя три головки, поддерживал Dolby C, а для контроля калибровки был предназначен отдельный стрелочный индикатор. В качестве опции предлагался проводной либо беспроводной пульт ДУ. Весил аппарат 10,3 килограмма и производился с 1981 по 1983 год.

Revox B215

10 самых технически сложных кассетных дек

Появившись на закате эпохи компакт-кассет в 1985 году, аппарат выглядел настоящим пришельцем из космоса благодаря удивительному дизайну передней панели, напоминающей пульт управления космическим кораблем. Оснащение было под стать внешнему виду – транспорт на стальной литой раме, несшей все четыре двигателя, блок из трех головок из сендаста и феррита, два тонвала и прижимные ролики. Такая конструкция обеспечивала превосходную механическую стабильность и надежность. Тонвалы были отшлифованы с микронной точностью, а массивный маховик запасал недюжинную энергию. Блок индикации был выполнен на жидкокристаллических цифровых панелях, управление всеми функциями и настройками было микропроцессорным. Разумеется, в деке была система Dolby C и поддержка ленты типа Metal, с ними частотный диапазон был от 30 до 20 000 Гц. Весила модель 9,15 килограммов и производилась в разных версиях до 1989 года.

Teac Z-7000

10 самых технически сложных кассетных дек

Хотя данная дека была выпущена уже в цифровую эпоху – модель появилась на рынке в 1982 году, она была сделана по всем канонам аналогового магнитофоностроения. Массивное литое шасси из цинкового сплава, на котором были закреплены четыре мотора, два тонвала в конфигурации закрытой петли, трехголовочный блок записи и воспроизведения – одна сендастовая и две ферритовых головки, было заключено в корпус, отделанный панелями натурального дерева. Однако не только это и вес в 17,9 килограммов делает модель уникальной. Система Computomatic управляла огромным множеством настроек и функций, позволявших деке вплотную приближаться к качеству записи и воспроизведения катушечного магнитофона. Само собой, при использовании системы шумопонижения Dolby dbx и ленты четвертого типа.

Nakamichi DRAGON

10 самых технически сложных кассетных дек

Хотя в ассортименте фирмы на тот момент уже была невероятная машина 1000ZXL, именно DRAGON осталась в памяти большинства в качестве ультимативной кассетной деки 20-го века. Споры о том, какая из них была лучше, идут до сих пор, однако эта модель действительно смогла выжать максимум звука из компакт-кассет. Она выпускалась с 1982 по 1993 год, и отличалась не только блоком из трех полностью независимых головок – каждую из них можно было настраивать по-отдельности как вручную, так и при помощи системы NAAC. Азимут в деке выставлялся автоматически, автоматическим был и реверс. Воспроизводящая и записывающая головка были сделаны из сплава Crystalloy, стирающая – из сендаста и феррита. Технические показатели были превосходными – частотный диапазон доходил до 22 кГц и соотношение сигнал/шум достигало 74 дБ. Весил аппарат 9,5 килограммов и стоил для тех лет весьма недешево – около 2000 долларов США, однако это не мешало продажам.

Денис Репин

29 июня 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Подписывайтесь на нашу ленту в Яндекс.Дзен