10 вертушек, которые потрясли мир. Часть 2
Большие, тяжелые, сложные
Во второй части нашей статьи мы вспомним те из классических проигрывателей винила, которые поразили мир не только качеством звука, но и серьезностью и основательностью подхода к конструкции. По сути, именно такие вертушки заложили основу сегодняшнего рынка High End.
Проигрыватель представляет собой средоточие высоких технологий своего времени, все из которых направлены на решение одной-единственной задачи – максимально устранить все возможные искажения, возникающие при воспроизведении винила. Самая впечатляющая из функций – компенсация в режиме реального времени эксцентристета пластинки, то есть тех случаев, когда отверстие в центре пятака смещено в сторону от геометрического центра диска. Остальная конструкция не менее впечатляюща – литая станина из алюминия, тройная система подвеса, верхний опорный диск из стекла с антистатическим покрытием, основной диск из алюминия с сотовой структурой. К сожалению, для Nakamichi выпуск данного проигрывателя стал, по сути, лебединой песнью – на дворе уже были 1980-е годы и «Perfect Sound Forever» в лице умирающего сегодня компакт-диска, поэтому выпущена TX-1000 была крайне малым тиражом. К счастью, мне доводилось слушать этот проигрыватель в составе нескольких систем. И всякий раз я не уставал поражаться тому, насколько продвинутой была его конструкция для своего времени. Истинный образец для подражания.
EMT 930
Несмотря на то, что данная вертушка изначально предназначалась исключительно для профессиональной эксплуатации, она в итоге стала чем-то вроде иконы в среде аудиофилов. Идеальный роликовый проигрыватель, в котором все элементы были максимально согласованы друг с другом для получения гарантированно высокого качества звука. Единая система из стола, тонарма, головки звукоснимателя и встроенного фонокорректора получилась настолько продуманной, что и сегодня вертушка считается одной из лучших в мире. В ее пользу говорит и тот факт, что выпуск EMT 930 продолжался с 1955 по 1983 год, когда на рынке властвовали проигрыватели с прямым приводом как японского производства, так и сделанные самой EMT. Любопытный факт – если в США и Европе японские прямоприводные вертушки считались образцами для подражания, то в самой Японии именно EMT 930 обрела поистине культовый статус. Подтверждением тому служит и любопытный сравнительный тест дорогих проигрывателей, проведенный в 1980 году японским журналом Stereo Sound. В нем участвовали все дорогие проигрыватели того периода, включая Yamaha PX-1, Pioneer Exclusive P3, Micro-Seiki RX-5000,Technics SP-10mkII и другие. По совокупности проведенных измерений и прослушиваний однозначным победителем стала… EMT 930.
Ультимативный студийный проигрыватель винила с прямым приводом диска. Мы уже рассказывали подробно про его конструкцию, напомним основные моменты. Всего с 1982 по 1985 год было выпущено всего 250 экземпляров проигрывателя. Главная фишка Denon DP-100M – уникальный трехфазный роторный сервомотор AU-169 Unitmotor. Эта огромная десятикилограммовая система была создана для металлорежущих станков с ЧПУ, а Denon умудрился применить ее в проигрывателе виниловых дисков! Вал AU-169 Unitmotor выполнен из нержавеющей стали и имеет толщину в 1,4 см, подшипники - сапфировые. Тонарм у Denon DP-100M не менее уникален, чем сам проигрыватель – он обеспечивает активную подстройку движения. Dynamic Servo Tracer – это не только электрический антискейтинг и электрическая серво-регулировка тонарма. Кстати, они позволили осуществлять массу настроек системы прямо с передней панели вертушки - то, что на других проигрывателях делается с ключами и микроскопами, здесь осуществляется за секунду поворотом ручки. Главное – активное электрическое подавление вибраций тонарма, их структура опознается двумя встроенными катушками, а затем приводная катушка генерирует обратное усилие для компенсации. Система подвеса стола включает в себя пружины и масляную ванну, вместе обеспечивающие полный «иммунитет» к вибрациям.
Micro-Seiki SX-8000II
Данная вертушка появилась в продаже в 1984 году, на заре эпохи компакт-диска, и представляла собой, вместе с моделью SZ-1, вершину творчества команды инженеров Micro-Seiki. Кстати, в отличие от остальных моделей в подборке, производство данного проигрывателя до сих пор возможно по предварительному групповому заказу. Правда, сроки изготовления весьма долгие, но чего не сделаешь ради обладания легендой. Главная фишка вертушки – в сборе весящей 134 килограмма – воздушный подшипник опорного диска и воздушный подвес стола. И это при том, что диск весит 28 килограммов! Проигрыватель комплектовался фирменным тонармом MAX-282, однако были предусмотрены площадки и для моделей других производителей. Несмотря на весьма экстравагантную цену, составлявшую на момент выпуска порядка 80 000 долларов, было продано не так уж и мало экземпляров Micro-Seiki SX-8000II. Во всяком случае, проигрыватель стал примером для подражания для многих производителей, а отдельные его элементы теперь улучшены и возрождены под брендом TechDAS.
Легендарный проигрыватель, по праву претендующий на звание одного из столпов рынка High End. За простотой названия La Platine («вертушка») скрывается революционная конструкция, ставшая предметом вожделения аудиофилов и зависти конкурентов. Для того чтобы окончательно избавиться от шумов подшипника, Жан Вердье снабдил свое детище системой оппозитных магнитов, обеспечивающих левитацию тяжелого опорного диска. К сожалению, создатель компании ушел из жизни пять лет назад, однако его дело продолжает сын Эрик. Сейчас уже мало кто помнит, что первая версия вертушки увидела свет еще в далеком 1979 году, с тех пор конструкция многократно улучшалась и дополнялась, а относительно недавно увидела свет модель La Platine Magnum. В ней один только диск весит 60 килограммов, а общий вес всей конструкции с двигателями и станиной достигает 400 кг. Вот уж поистине ультимативная «вертушка»!
Александр Чечелёв
11 января 2019 года