25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Катушки, компакт-кассеты и винил — это ещё далеко не весь аналог

Удивительно, но первые форматы физической аудиозаписи были, по сути, цифровыми – а как ещё назвать перфокарты, валики и диски, использовавшиеся в шарманках и механических пианино? Тем не менее, именно принципу аналоговой звукозаписи мы обязаны возникновением музыкальной индустрии. В данной статье мы собрали в хронологическом порядке все основные аналоговые форматы и носители, на которых записывалась и выпускалась музыка, и не только.


25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Фонограф (1877 год)

Именно с этого изобретения Томаса Эдисона ведет отсчет история звукозаписи. Сигнал в форме звуковой дорожки нарезался на цинковых, а затем и восковых цилиндрах, и воспроизводился при помощи специальной иглы и рупора.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Граммофонные пластинки (1897 год)

Изобретение Эмиля Берлинера положило начало развитию формата грампластинок, который мы любим и ценим до сих пор. Звуковые дорожки наносились на шеллаковые пластинки диаметром 7, а позднее 10 и 12 дюймов, и воспроизводились на скорости 78 оборотов в минуту при помощи игл, мембран и рупоров. Данный формат был основным массовым носителем музыкального сигнала до появления виниловых пластинок.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Магнитная запись на проволоку (1898 год)

Как ни странно, но принцип аналоговой магнитной записи гораздо старше знакомых нам катушечных магнитофонов. Первое записывающее устройство, в котором применялось подмагничивание и стальная проволока, было создано Вальдемаром Поульсеном еще в 1898 году, а своего расцвета формат достиг в 1940-50-х годах, когда он широко применялся военными и спецслужбами. Попытки записывать и издавать музыку в данном формате предпринимались неоднократно, однако особого успеха не имели.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Оптическая звукозапись (1919 год)

Данный вид записи звука был разработан для кинопленки и предполагал нанесение звуковой дорожки, состоявшей из параллельных полосок разного размера и степени прозрачности, сбоку от кинокадра. Существовало несколько вариантов этого формата, и они просуществовали до 1976 года. Попытки записывать музыку в высоком качестве в оптическом формате предпринимались несколько раз, наиболее известная из них была сделана Уолтом Диснеем в 1940 году при создании фильма «Фантазия».



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Транскрипционные диски (1928 год)

Специальный формат 16-ти дюймовых грампластинок, предназначавшийся для радиостанций. На них записывалась не только музыка, но и реклама, а также прямые эфиры для последующих повторов. На одну сторону диска умещалось до 15 минут записи, скорость воспроизведения транскрипционных дисков была 33 1/3 оборотов в минуту. Качество записи на таких дисках было гораздо выше, чем на распространенных тогда пластинках на 78 оборотов. Транскрипционные диски оставались популярными до 1950-х годов, а затем были постепенно вытеснены записями на магнитной ленте.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Магнитная запись на ленту на катушках (1935 год)

Первый катушечный магнитофон K1 появился на свет в 1935 году стараниями компании AEG, именно с этого времени ведет отсчет история формата бобинников и записей на катушках. Первые ленты были стальными, однако очень быстро они были заменены лентами с бумажной, а затем пластиковой основой с магнитным покрытием из оксида железа или хрома. Полную историю этого ультимативного аналогового формата можно узнать из нашей большой статьи



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Tefifon (1936 год)

Оригинальный формат электромеханической записи, в котором информация наносилась на пластиковую ленту путем создания физических звуковых дорожек, а за воспроизведение сигнала отвечала игла и соответствующий усилитель. На одном картридже, называвшемся Tefi, умещалось до четырех часов музыки. Формат был распространен исключительно в Германии и просуществовал до 1965 года.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Виниловые пластинки LP (1948 год)

Формат долгоиграющей виниловой пластинки был разработан компанией Columbia – на диск диаметром 7, 10 или 12 дюймов наносились дорожки, воспроизводимые на скорости 33 1/3 оборота в минуту. Подробный рассказ о виниловых пластинках читайте в нашем материале



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Виниловый сингл (1949 год)

Данный формат 7-ми дюймовых дисков был создан фирмой RCA и предназначается для проигрывания на скорости 45 оборотов в минуту. Именно он лег в основу распространенного формата виниловых «сорокопяток», использовавшихся в музыкальных автоматах jukebox и на радио.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

«Медленный винил» винил (1950 год)

Пластинки, воспроизводимые на скорости 16 2/3 оборотов в минуту, предназначались, в основном, для хранения аудиоинформации, не требовавшей высочайшего качества звука. Чаще всего их можно было встретить в архивах, хотя музыка также выпускалась на подобных дисках.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Minifon (1951 год)

«Шпионский» формат аудиокассеты, где в качестве магнитного носителя использовалась сначала проволока, а затем и привычная магнитная лента. Предназначалась для записи голосового диапазона.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

RCA Sound Tape (1958 год)

Попытка объединить качество звука бобинника с удобством пользования привела к созданию кассет с четвертьдюймовой лентой и скоростью воспроизведения 9,5 или 4,75 см/сек. Большого распространения формат не получил.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Fidelipac (картридж NAB) (1959 год)

Знаменитые радийные картриджи были изобретены фирмой Collins Radio, их основным предназначением было использование для воспроизведения музыки и рекламных роликов на радиостанциях. В них использовалась магнитная лента в виде бесконечной петли, скорость протяжки – 38 см/сек либо 19 см/сек.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

4-Track/Stereo Pak (1962 год)

Бытовая версия картриджей с единственной бобиной, которые были предназначены для качественного воспроизведения музыки в автомобилях и не только. За счет меньшего числа дорожек при той же ширине пленки формат мог бы стать выбором аудиофилов, однако картриджи подвело качество пленки, которая часто проскальзывала и не позволяла выдерживать правильную скорость протяжки.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Компакт-кассета (1962 год)

Самый массовый аналоговый формат был разработан компанией Philips, первоначально – для использования в диктофонах. Однако удобные размеры и приличное качество звука, которое он обеспечивал, особенно с лентой второго типа и шумоподавлением, привели к тому, что в 1970-х годах формат вышел на рынок Hi-Fi-аппаратуры.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Sanyo Micro Pack 35 (1964 год)

Попытка компании Sanyo предложить еще более компактный вариант кассеты, который отличался соосным расположением бобин. Была выпущена всего одна модель записывающего и воспроизводящего устройства, при этом она имела высокий коэффициент детонации и узкий частотный диапазон. Через несколько лет про этот формат забыли.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Sabamobil (1964 год)

Оригинальный формат магнитного картриджа, выпущенный компанией SABA для использования в автомобилях и переносных устройствах. Скорость протяжки составляла 9,5 см/сек, при этом в кассетe устанавливались два картриджа 4-Track, на каждом из которых содержалась монофоническая запись для правого и левого каналов. Составить конкуренцию компакт-кассете и 8-Track этот формат не смог.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

8-Track (1964 год)

Данный формат был разработан консорциумом производителей электроники и был распространен, преимущественно, на рынке США и Канады. В нем использовалась пленка со скоростью протяжки 9,5 см/сек, намотанная на единственную бобину. Главным преимуществом формата было отсутствие необходимости переворачивать кассету. Формат был довольно успешным и просуществовал вплоть до 1982 года, и хотя основным предназначением его было воспроизведение музыки в автомобиле, было выпущено немало стационарных дек.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

DC-International Cassette (1965 год)

Очередной формат, призванный конкурировать с компакт-кассетой, был запущен на рынок усилиями Grundig, Telefunken и Blaupunkt. При той же ширине пленки в четверть дюйма скорость протяжки была чуть выше – 5,08 см/сек. Несмотря на поддержку крупных европейских производителей, формат прекратил существование в 1967 году.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

PlayTape (1966 год)

Миниатюрные картриджи с магнитной лентой, изобретенные Фрэнком Стэнтоном, оказались довольно успешными за счет своего компактного размера и ориентации на портативную эксплуатацию, плюс для них выпускались не только переносные, но и автомобильные воспроизводящие устройства. Всего на одном картридже записывалось до восьми треков, и порядка 3 тысяч исполнителей успели выпустить свои произведения в данном формате.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Microcassette (1969 год)

Кассеты маленького размера, созданные компанией Olympus для применения в своих диктофонах, и не только. Несмотря на популярность переносных записывающих устройств фирмы, миниатюрные кассеты также широко использовались в автоответчиках, были выпущены даже переносные плееры для них. В них использовалась лента двух типов – первого и четвертого.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Minicassette (1969 год)

Конкурирующий формат от Philips, также предназначенный для использования в диктофонах. Между собой кассеты немного различались размерами, однако именно миникассета от Philips получила наибольшее распространение. В том числе за счет того, что она могла воспроизводиться на обычных магнитофонах для компакт-кассет при помощи адаптера, а также отсутствия тонвала в воспроизводящих устройствах, что существенно упрощало их конструкцию.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

HiPac (1971 год)

Версия формата PlayTape, выпущенная для японского рынка в начале 1970-х годов компанией Pioneer. В ней использовалась пленка той же ширины, что и компакт-кассетах. Из-за отсутствия спроса формат перестал поддерживаться уже в 1973 году.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Elcaset (1976 год)

Улучшенная версия компакт-кассеты, разработанная компанией Sony совместно с Panasonic и TEAC. С целью повышения качества звука в ней использовалась лента шириной четверть дюйма, то есть в два раза шире, чем в обычных кассетах, а скорость протяжки составляла 9,5 см/сек. В теории формат обеспечивал более высокое качество звучания, однако поддержки небольшого числа аудиофилов оказалось недостаточно для коммерческого успеха. Поддержка формата была прекращена в 1980 году.



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

LaserDisc (1978 год)

Несмотря на присутствие в название слова «лазер», изначально это был полностью аналоговый формат для записи видео и аудио, в котором лазерным лучом считывался сигнал, записанный по принципу частотной модуляции. Правда, аналоговым он оставался только до 1985 года, когда на диски стал записываться аудиосигнал в формате PCM, а позднее и AC-3 (Dolby Digital).



25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали

Какие из аналоговых форматов актуальны сегодня?

Уже совершенно очевидно, что виниловые пластинки на 33 1/3 и 45 об./мин обрели вторую жизнь и не собираются больше уходить в забвение. Катушечные магнитофоны стали на сегодня настоящей отдушиной для аудиофилов, готовых выкладывать солидные суммы не только за сами воспроизводящие устройства, но и за копии студийных мастер-лент на бобинах. Ну и компакт-кассета, несмотря на то, что в качестве звучания она уступает двум предыдущим форматам, также переживает определенный ренессанс, хотя о полноценном её возвращении говорить пока рано.


25 форматов аналогового аудио, о многих из которых вы никогда не слышали


Денис Репин

9 августа 2021 года

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг: