5 главных ошибок при выборе акустики
Разбираем легенды и мифы древнего Hi-Fi
Осветив некоторые заблуждения, бытующие в среде начинающих аудиофилов в отношении проигрывателей винила и усилителей, обратим наш взор на акустические системы. Они являются самым важным звеном в любой инсталляции, и именно от них зависит итоговое качество звучания. Вместе с тем как раз колонки вносят наибольшие искажения в воспроизводимый сигнал, и выбирать их нужно особенно тщательно. В данной статье мы разберем несколько бытующих мифов и легенд о том, как нужно выбирать акустические системы.
На самом деле, это не так. Правильно спроектированные и установленные акустические системы не будут гудеть ни в каких помещениях, единственное ограничение, которое налагают большие размеры и разнесение друга от друга динамиков, это формирование слитного образа и пространственные характеристики. Но даже эти проблемы можно практически решить путем грамотной расстановки и точечного демпфирования резонансов в комнате прослушивания. То есть непреодолимых препятствий к интеграции больших и импозантных колонок в небольшие и средние по площади не существует. Другое дело, что для всего остального в такой комнате места просто не останется…
Зато изящные современные колонки с множеством маленьких динамиков – это совсем другое дело
А вот как раз подобные конструкции гораздо больше склонны к тому, чтобы создавать слушателям проблемы в низкочастотном диапазоне. Как правило их бедой является использование нескольких маленьких динамиков с высокой добротностью и длинным ходом диффузора – ведь надо же как-то перемещать нужное количество воздуха. Вкупе с высоко настроенным фазоинвертором это создает предпосылки к размыванию импульсной характеристики на НЧ и возникновению стоячих волн в помещении. Так что как это ни удивительно, но «гудят» гораздо чаще тонкие столбики с множеством динамиков, чем старые винтажные «шкафы».
Это не просто миф, а сознательная дезинформация. Дескать, раз вы отдали серьезные деньги за акустику, то будьте любезны потратить теперь еще в два раза больше на все остальное. Опыт говорит как раз об обратном – если системы разработаны и настроены правильно, то свой потенциал они демонстрируют сразу, при подключении к любому «утюгу». Есть редкие исключения из этого правила, но они касаются акустики, изначально спроектированной для работы с усилителями со строго определенными параметрами – с другими она просто не заведется. Да, чем лучше будут усилители, тем лучше будет играть любая система, однако то, что все дорогие АС требуют долгих месяцев и больших средств на «раскрытие потенциала» - банальный обман.
Студийная акустика не предназначена для домашней эксплуатации
Еще один миф, ориентированный на слабо разбирающихся в предмете покупателей, к тому же, распространяемый столь же слабо понимающими суть вопроса продавцами. Никакой принципиальной разницы между двумя разновидностями акустических систем не существует, более того – иногда лучшие образцы домашних АС в итоге оказываются в студиях, а множество легендарных колонок из студий перекочевало в лучшие домашние системы мира. Да, большинство студийных мониторов отличаются утилитарным внешним видом, да и функциональное оснащение у них иногда другое, однако если вас интересует именно качественный звук, то за те же деньги на профессиональном рынке вы получите, чаще всего, гораздо лучший результат.
Очень распространенный миф, родившийся несколько десятилетий назад. И даже тогда подобная характеристика могла относиться только к самым недорогим колонкам, в которых устанавливались такие же недорогие динамики. Действительно, иногда у металлических куполов в подобных динамиках верхний резонанс оказывался сдвинут в слышимую область, а попытки его нивелировать делали звук только хуже. Если же речь идет о современных акустических системах от серьезных производителей, то они давно лишены подобных детских болезней роста, которые могли преследовать бюджетную акустику на заре использования твитеров с металлическими, и особенно титановыми, диафрагмами.
Денис Репин
12 декабря 2019 года