Абсолютное усиление

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5

Цена – 4 700 000 руб. (Burmester 808 Mk5 – 1 900 000 руб., Burmester 909 Mk5 – 2 800 000 руб.)


Только в прошлом номере журнала мы протестировали очень изысканную тройку от Burmester, собранную из компонентов Classic Line — самой «доступной» стереофонической линейки немецкой фирмы. А теперь — сразу скачок на самый верх: ошеломительная по уровню звучания и цене пара усилителей, сделанных на пределе возможностей (причем в Burmester говорят, что не только их собственных, но и принципиально достижимых).

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

По стоимости связка этих сногсшибательных усилителей перегнала даже достопамятный источник dCS Scarlatti, пару лет назад довольно долго гостивший в нашей тестовой лаборатории и оставивший о себе неизгладимое впечатление. Но, как и тот четырехблочный проигрыватель, сделана она настолько бескомпромиссно, что вопрос, может ли какая-то аудиотехника в принципе столько стоить, решается положительно. Да, может, потому что это просто роскошь в каждой детали и каждой ноте, а роскошь — явление недемократичное, но чертовски привлекательное. На зеркальный предварительный усилитель Burmester 808 Mk5, который гордо высится на своем пьедестале из полуторасантиметровой алюминиевой плиты, со вторым крупным блоком — выносным питанием, с серебряными сетевым и межблочным кабелями в комплекте и с цельнометаллическим пультом размером с небольшой кирпич, можно смотреть часами, даже не включая его. Компонент выглядит настолько здорово, что его совершенно невозможно обвинить в чрезмерности или вызывающей внешности. Да, он сплошь хромированный и всеми своими панелями отражает лампы освещения, объектив фотокамеры и соседние предметы. Да, у него уникально навороченная конструкция из независимых блоков (это фирменная концепция: любой блок можно демонтировать и отправить на апгрейд, если есть обновления модели, а самих блоков можно набрать столько, сколько требуется по конфигурации системы, включая дополнительный фонокорректор или, например, два Tape). Все блоки имеют стенки из шлифованного алюминия толщиной тоже чуть ли не в сантиметр. Наконец, он весь усыпан тумблерами независимого включения каждого входа, независимыми регуляторами чувствительности каждого входа и уровня каждого выхода (!) и, более того, двумя независимыми ручками громкости отдельно для двух балансных выходов (я такого вообще никогда в жизни не видела, ни у одного аппарата). Кстати говоря, наш начальник измерительной лаборатории, проводивший инструментальные тесты с усилителями, заявляет, что даже крайние положения этих регуляторов вообще никак не сказываются на измеренных значениях шумов и КНИ связки — и предварительный усилитель, и мощник кажется нереальным перегрузить по входу. Рукоятки роскошные, как и все мелкие и крупные детали на корпусе, а выходы активируются независимо либо одновременно. Для регулировки чувствительности входов есть небольшой дополнительный экран на верхней панели устройства, показывающий значения отдельно по каналам в вольтах. Основной же дисплей находится спереди, на шасси предварительного усилителя, и вся нужная информация выводится на него нейтральными крупными символами. За время работы в журнале мы повидали много разнообразной аппаратуры высокого уровня, в том числе имеющей роскошный внешний вид, корпуса из цельных алюминиевых болванок и совершенно необычно обработанные поверхности. Так что дизайнов и решений смогли оценить немало. Но техника Burmester представляет собой нечто абсолютно вне критики — по ощущениям, по удобству обращения и удовольствию от процесса взаимодействия с этими компонентами высочайшего уровня. Пожалуй, нечто подобное мы действительно испытали лишь несколько раз — в случае с упомянутым dCS Scarlatti, фантастической акустикой Westlake Audio Tower SM-1 и вот теперь с немецким чудом.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Чтобы закончить с описанием Burmester 808 Mk5, добавлю, что каждый входной модуль представляет собой полноценный предварительный усилитель, оптимизированный под конкретный тип сигнала (специфического источника, включая аналоговые — магнитофон, виниловую вертушку и проигрыватель CD). В силу крайне обширной функциональности аппарата на нем очень много (необычно много, поначалу даже кажется, что чересчур) переключателей и регуляторов. Но входы, выходы, экраны, селекторы, тумблеры — все это подписано, чтобы не ломать себе голову, что и в каком положении должно стоять, так что даже руководство по эксплуатации можно не изучать. Подписи выгравированы на той же безупречной зеркальной поверхности. Панелька с небалансными входами-выходами имеет два выступающих хромированных штыря, чтобы при демонтаже можно было приподнять ее за них и аккуратно удалить. Ножки укреплены в отверстиях алюминиевой плиты. Для дополнительной виброразвязки в комплекте есть карбоновые шайбы, которые надо вложить в отверстия в плите, а потому уже на них ставить аппарат.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Техника Burmester представляет собой нечто абсолютно вне критики — по ощущениям, по удобству обращения и удовольствию от процесса взаимодействия с этими компонентами высочайшего уровня.
Фундаментальный усилитель мощности Burmester 909 Mk5 — это огромный ребристый куб со стороной почти 50 см. Он весит около 80 кг и к нам в лабораторию приехал в саркофаге на колесах, удобном, прочном и снабженном ручками для переноски (перекатывания). В его облике мало блестящего хрома (есть только эффектные детали, например узкая вставка спереди по центру), зато много фрезерованного алюминия плюс уникально сделанные ребра охлаждения в виде хищных клювов или крючков в разрезе, покрывающих весь корпус. Ощетинившийся этими радиаторами, Burmester 909 Mk5 смотрится очень брутально и одновременно умопомрачительно хорошо — чистая грозная гоночная мощь, безо всяких компромиссов. По заявлению производителя, в выходных каскадах работают по двадцать мощных транзисторов на канал. В комплекте идут два качественных фирменных переходника XLR/RCA, так как аппарат оснащен только балансным входом. Еще имеются вход и выход триггера 12 В для дистанционного управления (необходимый шнур прилагается — ни о чем не забыли). Усилитель очень прост в обращении, после включения в сеть он активируется через полминуты после завершения встроенных тестов на работоспособность. За центральной зеркальной полосой прячется дисплей, сигнализирующий о наличии разных проблем (перегрев, перегрузка по току, слишком высокое значение постоянного напряжения на входе и пр.). Однако у нас за все время тестирования не случилось ничего подобного.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

По стандартной расшифровке модельных номеров Burmester первые две цифры означают год, а третья — месяц выпуска первой версии устройства. Так что индекс 808, например, говорит, что данный предварительный усилитель был создан в августе 1980-го. Нынешняя его модификация — с тех пор уже четвертая, с внутренней разводкой серебряным фирменным кабелем и новыми контрольными контурами, следящими за работой блока питания. Для внимательных читателей, которые заметили «недостачу» в количестве модификаций, скажу, что сразу после третьей последовала пятая, а четвертая была пропущена. Как объясняет руководство по эксплуатации, это было сделано ради важного для фирмы азиатского рынка, поскольку на Востоке число 4 считается несчастливым. Интересно еще, что список обычных технических параметров (рабочая полоса частот, величина КНИ, отношение сигнал/шум) для обоих аппаратов не указывается. Впрочем, производитель заявляет, что эти значения «приближаются к теоретически возможному пределу».

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Силовые кабели с сетевыми вилками и специальный кабель с многоштырьковым разъемом, соединяющий внешний блок питания и собственно модуль предварительного усилителя, достойны отдельного упоминания. Они представляют собой фирменную разработку — многожильную конструкцию с проводящими жилами из серебряного литцендрата с трехслойным экраном, состоящим из фольги с алюминиевым слоем, сетки из луженой меди с площадью покрытия более 90% и дополнительного экрана из фольги, который уменьшает электромагнитные шумовые наводки. Емкость проводников, по сведениям технического руководства, равна 55 пФ/м, проводящего экрана — 100 пФ/м. Сверху все покрыто прозрачной изоляцией. Кабели отлично сделанные, очень толстые и довольно негибкие. На многопиновом соединителе с обеих сторон есть разъемы с крупными накидными гайками, которые подкручиваются и надежно поджимают кабель в гнезде.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Огромный пульт, входящий в комплект, сначала вызвал вопросы. Конечно, дело вкуса, но какое-то время к нему потребовалось привыкать. В ходе знакомства с компонентами громкость на первых порах регулировалась ручкой на самом предварительном усилителе, тем более что лишний раз подойти к нему и коснуться этой рукоятки — одно удовольствие. Так и хочется сказать, что это просто фетиш для поклонников всего прекрасного, а не аудиоустройство. Между прочим, в шутку или всерьез, но производитель на своем сайте утверждает, что при разработке аппаратов они даже «клики», с которыми перещелкиваются управляющие рукоятки и тумблеры, одобряют на слух, чтобы любая мелочь была прекрасна и услаждала владельца.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Блистательная внешне пара и звучание демонстрирует не менее блистательное, что следует понимать не как показной лоск или эффектность, а как высочайший класс воспроизведения музыки. Оно безупречно цельное, мягкое, воздушное, беспредельно детальное, одновременно мощнейшее и очень деликатное — словно бальзам на уши человеку, который привык общаться с ординарной техникой и выявлять различные проблемы тракта по тестовым записям. Кстати, о последних: как и всегда случается с изделиями бескомпромиссного уровня, здесь не проверенные тестовые диски определяют класс усилителей, а усилители наглядно показывают, как на самом деле обстоит дело с записями. Пара от Burmester не упускает ни единого штришка, как студийная аппаратура, но в то же время ни на секунду не позволяет себе ни грамма резкости или утомительности — только цельность, завершенность звука, божественная прозрачность и легкость. В общем-то, именно подобного заочно и ожидаешь от качественной электроники, но тут это просто возведено в абсолют.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Как всякая техника из другого мира, эта тоже подтягивает до собственного уровня достаточно обычную лабораторную тестовую систему. Слушая до боли знакомые колонки PMC OB1i и CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (хорошие для своей категории и удобные для тестов, но отнюдь не принадлежащие к топ-сегменту), я ловила себя на мысли, что наши аппараты так играть в принципе не могут и не должны. Этот удивительный эффект я знаю еще по не раз упоминавшемуся четырехблочному проигрывателю dCS Scarlatti — тот тоже будто создавал вокруг себя новую реальность из подручных материалов. Немецкий дуэт играет так, что невозможно представить себе лучший вариант и вообще невозможно пожелать лучшего для домашнего аудио.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

Звучание комплекта безупречно цельное, мягкое, воздушное, беспредельно детальное, одновременно мощнейшее и очень деликатное — словно бальзам на уши человеку, который привык общаться с ординарной техникой и выявлять различные проблемы тракта по тестовым записям.
Усилитель мощности звучит настолько прозрачно, легко и деликатно, насколько это противоречит его огромному корпусу и брутальному виду. Придраться тут не к чему, и обсуждать недостатки тоже незачем — надо просто запускать все свои диски подряд и находить в них новые нюансы и откровения. Как и заявлялось производителем, все это очень и очень близко к «теоретическому пределу», о котором любят дискутировать, например, аудиофилы на профильных ресурсах, обсуждая идеальные системы звуковоспроизведения. Тембры инструментов просто восхитительны; это единственно возможные тембры — какой инструмент ни возьми, он должен звучать именно так и не иначе. Эти безумно дорогие игрушки просто уникальны, без преувеличений. Причем не только инструментальная музыка идеальна, что крайне редко, но бывает; даже вокал исчерпывающе достоверен, с живой артикуляцией, оттенками, подачей — как настоящий. А голосом обмануть ухо крайне трудно, голос почти не подлежит верификации на аудиосистемах. Всегда остается некоторая условность, грань, но тут ее нет. Натуральный голос не может быть не цельным, это исключено, и здесь точно так же. Любой, самый неприятный тембр все равно воспринимается во всей полноте. Удовольствие от прослушивания изначально получается интеллектуальным — мозг работает во всю свою мощь, тщась «раскрыть секрет» и найти огрехи и пятна на Солнце. И чем дольше это не удается, тем сильнее удовольствие, тем меньше беспокойство, что «вот сейчас-то все хорошо, а вдруг на чем-нибудь они дадут сбой, и сразу станет понятно, что это все-таки аппаратура». Но ничего подобного не происходит, усилители играют и играют, разговаривают мужскими и женскими голосами, смеются и грустят, звенят флейтами и клавесинами, вибрируют гобоями и виолончелями — предельно деликатно, цельно и волшебно. Это просто фантастика. Музыка по прямой дорожке бежит прямо в сердце, нигде не застревая и не отражаясь. И попадает строго по назначению. Дело даже не в том, что брови сами собой поднимаются, когда слышишь, каковы в действительности разделение и структура ВЧ в какой-то записи. И не в том, как передаются низкочастотная составляющая и объем зала, его присутствие, его дыхание. А в том, что все звучит именно так, как только и может звучать, и вызывает исключительно полное внутреннее одобрение. Вообще ничего нет между слушателем и музыкой; это не вовлекает, это просто переносит. У симфонического оркестра такая масса и такая волна, разбивающаяся на тысячи завитков, моментов, проходящих и пойманных секунд, что захватывает дух. Даже у БСО нет условностей и музыкальной псевдожизни, вызванной электричеством, а есть настоящая жизнь и эмоции. Это ли не вернейший восторг меломана? Система играет на одном дыхании, и даже боишься вздохнуть, чтобы не спугнуть волшебство. Таким беззащитным перед музыкой человек бывает только на живом концерте. Если High End, со своими космическими ценниками и легендами, вообще имеет право на существование, то только благодаря подобным компонентам и их звучанию.

Предварительный усилитель Burmester 808 Mk5. Усилитель мощности Burmester 909 Mk5

В качестве совсем крохотного комментария на фоне всего этого моря восторгов скажу, что после долгих вдумчивых прослушиваний некоторая «аудиофильность» подачи все же обнаружилась. Выразилась она, например, в том, что пара Burmester не совсем до конца обнажает иной сомнительный ремастеринг записей. В моей тестовой коллекции есть подобного рода образцы, когда старую, превосходную по передаче внутренних взаимосвязей, но не отвечающую современным «шумовым стандартам» фонограмму подчистили, отлакировали и накачали искусственным воздухом, нивелировав тонкие нити оригинала. На подлинно студийной аппаратуре (скажем, на крупнолитражных мониторах дальнего поля, предназначенных для мастеринга, и в окружении компонентов со студийным разрешением) эти моменты были бы слышны. Усилители Burmester не срывают безжалостно все покровы и оставляют записям шанс звучать фундаментально и увлекательно, но не рассказывая всей жестокой правды об ином уровне режиссуры. Однако изложенная придирка настолько нетипична (да и верна она к тому же только для вашего автора), что большинство уважаемых читателей спокойно могут о ней забыть. И все же техника эта домашняя, созданная не для работы, а для получения бесконечного удовольствия от своих любимых произведений. Тысяча и одно музыкальное событие, происходящее каждую секунду, не заставит вас скучать и сожалеть о недополученной суровой истине. К слову, необычно плотный информационный поток требует определенной культуры прослушивания и готовности к эмоциональным нагрузкам, так что аппаратура более чем непростая. Но безграничность ее возможностей завораживает.

В заключение скажу, что остальные компоненты к этим бриллиантам надо подбирать очень вдумчиво. Масштаб явления понятен даже в ординарных связках, но «завистью богов», как мы когда-то писали о Westlake Audio Tower SM-1, они станут только в обществе равных. Кстати, упомянутые акустические системы вполне могут рассматриваться как достойные компаньоны для «абсолютных» усилителей Burmester. Фирма, разумеется, порекомендует свою акустику и скажет, что именно это сочетание будет максимально настроенным и взаимно раскрывающим потенциал своих элементов. С подобным утверждением я, конечно, спорить не стану, тем более что Burmester — признанный специалист в построении монобрендовых систем. Но все же посоветую счастливцам, у которых дома имеется пара больших Westlake Audio «золотого» ранга, предпринять эксперимент на предмет проверки американо-немецкой аудиодружбы.

Результаты измерений



Результаты измерений

Результаты измерений

Результаты измерений

Частотная характеристика предварительного усилителя Burmester 808 MK5 показана на рис. 1 оранжевым цветом. Она абсолютно линейна в слышимом диапазоне частот, а спад в надтональной области ничтожно мал. На этом же рисунке представлены частотные зависимости в связке с усилителем мощности Burmester 909 MK5 (для нагрузки 8, 4 и 2 Ом). Три последние кривые практически сливаются в одно целое, что неудивительно — коэффициент демпфирования усилителя равен рекордным 820 ед.! Неравномерность в полосе звуковых частот не превышает 0,1 дБ. Спад характеристики на частоте 80 кГц составляет всего 1,5 дБ. С изменением номинала балласта и увеличением уровня сигнала указанные величины не претерпевают изменений. Значение максимальной выходной мощности меняется пропорционально номиналу подключенной нагрузки, что свидетельствует о практически неограниченном энергетическом запасе блока питания устройства (рис. 3). Для 2 Ом мы получили значение 905 Вт. Стереоканалы превосходно изолированы друг от друга (рис. 2). Проникновение на частоте 10 кГц — не более –68 дБ.

Паспортные данные:



Тип – предварительный стереофонический двухблочный усилитель | Название – Burmester 808 Mk5 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБ – нет данных | Аудиовходы – стереопары XLR (5), стереопары RCA (6), Phono (RCA), Tape In (RCA) | Аудиовыходы – стереопары XLR (2), стереопары RCA (2), Tape Out | Габариты (блок питания / предусилитель), см – 48,2 x 9,5 x 28,5 / 48,2 x 17 x 38,5 | Масса (блок питания / предусилитель), кг – 9 / 23

Тип – стереофонический усилитель мощности | Название – Burmester 909 Mk5 | Выходная мощность (при нагрузке 4 / 2 Ом, 20 Гц — 20 кГц), Вт – 600 / 1250 | Частотная характеристика, Гц – нет данных | Гармонические искажения, % – нет данных | Отношение сигнал/шум, дБА – нет данных | Аудиовходы – стереопара XLR | Энергопотребление (standby / idle / maximum), Вт – 4 / 60 / 1500 | Габариты, см – 48,2 х 50 х 48,5 | Масса, кг – 80

Результаты инструментальной экспертизы



Макс. мощность (0,7% КНИ, 1 кГц) на 8 / 4 / 2 Ом, Вт

237 / 468 / 905

Макс. мощность (0,7% КНИ, 8 Ом) на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, Вт

237 / 237 / 237

КНИ на 0,5 Рмакс на 1 кГц / 80 Гц / 10 кГц, %

0,005 / 0,004 / 0,022

Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ

68

Коэффициент демпфирования

820

Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ

0,1

Спад на частоте 80 кГц, дБ

1,5

Burmester 808 Mk5
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ

0,01

Спад на частоте 80 кГц, дБ

0,2

Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ

72

Burmester 909 Mk5
Неравномерность АЧХ в полосе 20 Гц — 20 кГц, дБ

0,08

Спад на частоте 80 кГц, дБ

1,1

Переходное затухание между каналами, на 10 кГц, не менее, дБ

70

Оценки



+аппараты сильно похожи на обещанный «теоретически достижимый предел» качества звучания-в силу чрезвычайно высокой стоимости эта звуковая сказка доступна единичным счастливцам

Дизайн

95

Качество изготовления

100

Звучание

100

Эргономика

95

Итого

100

Вывод:



Эту пару можно с полным правом назвать идеалом усиления — колоссальная детальность и разрешение сочетаются в ней с цельностью и абсолютной уместностью любого отыгрываемого материала. Она все делает единственно возможным способом, которому не нужны никакие альтернативы.
Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00