Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Hi-Fi.ru

Мягче, еще мягче

Тестируем новое поколение головок звукоснимателя Audio-Technica

Продукция японской компании Audio-Technica не нуждается в представлении. На протяжении многих десятилетий фирма выпускает полный ассортимент аппаратуры для любителей винила, включая проигрыватели, трансформаторы, прижимы, маты, и так далее. Однако основным направлением всегда были и остаются головки звукоснимателя. Можно сказать, что на сегодняшний день Audio-Technica является главным промышленным производителем картриджей в мире, сравниться с ней может разве только датская Ortofon. Головками фирмы либо моделями, сделанными на их основе, оснащаются большинство недорогих проигрыватели разных производителей, продающихся сегодня на рынке.

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Надо сказать, что обновление номенклатуры картриджей в последние годы происходило крайне неспешно, одни и те же модели продавались на протяжении десятилетий. С одной стороны, это может восприниматься как некоторое почивание на лаврах, с другой стороны, специалисты прекрасно понимают, что придумать что-то принципиально новое в конструкции головки звукоснимателя в наши дни уже довольно сложно. Тем более что Audio-Technica всегда была одной из наиболее новаторских компаний на рынке, и найденные ей решения действительно сложно улучшить в рамках классической конструкции головки, где в преобразовании сигнала участвуют катушки и постоянные магниты. Поэтому появление нового поколения картриджей в последние годы вызвало неподдельный интерес у поклонников винила во всем мире. Конечно, умы фанатов High End занимает, прежде всего, величественная Audio-Technica ART-AT1000, однако именно головки начальной и средней ценовой категории привлекают наибольшее внимание почитателей продукции фирмы. В данном материале мы расскажем о нескольких из недавно появившихся на рынке моделей. Работать они будут в паре с фирменным проигрывателем винила Audio-Technica AT-LP5, о котором мы уже писали в момент его появления в продаже. Этот аппарат в точности соответствует уровню испытуемых картриджей, а подробный обзор вертушки можно прочитать по данной ссылке. В нашей подборке участвуют следующие модели: ММ-головки VM510CB, VM520EB, МС–картридж AT-F2, а также небольшой сюрприз в виде некоего «рояля в кустах».

Начнем рассказ с описания конструкции и технических параметров участников.


Audio-Technica VM510CB (6900 рублей)

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Данная головка с подвижным магнитом начального уровня может похвастать, несмотря на демократичную цену, применением в ней запатентованного фирменного решения под названием VM. Этот термин означает использование двух магнитов для преобразования сигналов левого и правого каналов, схему их расположения можно увидеть на приведенной иллюстрации. Катушки тороидальной формы обеспечивают низкие потери и высокую линейность преобразования, а установленная по центру корпуса экранирующая пластинка из пермаллоя помогает добиться лучшего разделения каналов. 

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Игла в VM510CB имеет конический профиль, при этом сделана она не из цельного алмаза, а из комбинации стальной иголки и закрепленного на ее кончике крошечного алмаза со сферической заточкой. С точки зрения надежности такая конструкция ничуть не хуже иглы из цельного алмаза, однако используется она обычно в головках невысокой ценовой категории, прежде всего, за счет более низкой цены в производстве. Иглодержатель здесь выполнен из алюминия, его трубка имеет обычную прямую форму. Чувствительность головки составляет 5,0 милливольт, статическая податливость подвеса – 35 х 10-6 см/дин. Весит головка 6,4 грамма, рекомендуемая прижимная сила – 2,0 грамма. Такое значение может показаться довольно высоким для ММ-головки с высокой податливостью, однако оно является стандартным для новых моделей фирмы.


Audio-Technica VM520EB (9090 рублей)

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Следующая в модельном ряду ММ-головка VM520EB во многом схожа со своей младшей сестрой, однако есть и существенные отличия. Во-первых, иголка в ней уже с эллиптическим профилем – радиусы 0,3 х 0,7 мм, что позитивно сказалось на уровне взаимопроникновения каналов и частотной характеристике, которая теперь простирается до 23 000 Гц. Во-вторых, чувствительность стала чуть меньше – 4,0 мВ. Корпус головки выполнен из акустически инертного полимера. Кроме того, на тест к нам приехала версия, установленная на фирменном шелле HS10, сделанном из алюминия.

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

В остальном требования к тонарму и электрической нагрузке не отличаются от таковых у предыдущей модели – входное сопротивление 47 000 Ом, емкость от 100 до 200 пикофарад. Тот факт, что головка уже закреплена на «родном» шелле значительно упрощает установку на фирменные и аналогичные им по геометрии тонармы. Картридж VM520EB потребует более тщательной настройки угла вертикального следования (VTA) из-за иглы с эллиптической заточкой.


Audio-Technica AT-F2 (14890 рублей)

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Третья головка в нашей подборке не только стоит дороже предыдущих, но и отличается от них конструктивно. AT-F2 представляет собой модель с подвижной катушкой и низкой чувствительностью, а также имеет весьма интересную схему, хоть и является самой недорогой в ассортименте МС-картриджей Audio-Technica.

В подвижной системе головки использована стальная проволока диаметром 0,07 мм, она выполняет функцию подвеса для иглодержателя. Магнитная система включает в себя мощный неодимовый магнит и сдвоенную катушку, намотанную медным проводом высокой степени очистки, изготовленным методом непрерывной экструзии. Подобная конструкция, когда за преобразование сигнала левого и правого каналов отвечают отдельные катушки, позволяет существенно снизить взаимопроникновение каналов, и, как следствие, интермодуляционные искажения. Также существенно улучшается прозрачность и сфокусированность звука. Корпус картриджа состоит из двух частей. Верхняя часть головки, служащая площадкой для крепления к шеллу, выполнена из алюминиевого сплава, а нижняя, в которой и находится подвижная система – из материала на основе эпоксидной смолы, эффективно поглощающего резонансы.

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Иголка в AT-F2 также составная, однако имеет эллиптический профиль. Иглодержатель выполнен из алюминиевой трубки, расплющенной на конце. Сопротивление катушки составляет 12 Ом, чувствительность головки – 0,32 мВ. Рекомендуемая нагрузка – стандартные 100 Ом, статическая податливость подвеса – 35 х 10-6 см/дин. Вес картриджа – 5 граммов.

 

Audio-Technica VMN60SLC (сменная игла) (39 900 рублей)

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

А вот и обещанный «рояль в кустах» - самая дорогая сменная иголка в ассортименте компании VMN60SLC. Казалось бы, что ей делать в данной подборке? Дело в том, что все головки серии VM дают пользователю возможность менять на них иглы по своему усмотрению, то есть на недорогой картридж можно установить иголку от дорогой модели, и наоборот. В первом случае можно получить существенный выигрыш в качестве звука. И хотя при установке на Audio-Technica VM520EB иголки от VM760SLC мы не получим полного аналога самого дорогого ММ-картриджа фирмы, мы все же будем очень близки к этому. 

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Что дает пользователю такой ход? Во-первых, существенно снижается подвижная масса за счет использования в топовой головке иголки из чистого алмаза. Во-вторых, она имеет сложную заточку Special Line Contact, что позволяет получить лучший контакт со стенками канавки и обеспечить воспроизведение самых мелких деталей. В-третьих, более высокая податливость и кантилевер конической формы улучшают поведение картриджа на сложных для трекинга дорожках.


Настраиваем

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Как уже было отмечено, все картриджи устанавливались на фирменный проигрыватель с прямым приводом Audio-Technica AT-LP5x. Его тонарм имеет все необходимые регулировки для настройки правильного положения иглы в канавке, по своей эффективной массе он также вполне подходит для всех головок в нашем тесте. В качестве тестовой выступала система, состоящая из фонокорректора Trigon Vanguard II, усилителей VTL MB-300 Deluxe и акустических систем JBL 4345.

Слушаем

Порядок прослушивания подразумевал постепенный переход от доступных к более дорогим моделям, а завершающим аккордом стала установка одной из головок на существенно более дорогой проигрыватель для проверки ее способностей в отрыве от родного окружения.


Audio-Technica VM510CB

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Весьма динамичная головка, позволяющая приобщиться к миру винила по скромной цене. Конечно, ожидать высокого разрешения и настоящей взрывной динамики не приходится, однако и серьезных огрехов картридж не допускает. Бас чуть расслаблен, середина округлая и слегка приглушенная, зато привычного для предыдущего поколения ММ-головок фирмы сильного акцента на верхней части СЧ здесь нет. Общая подача немного гомогенизирована, пожалуй, лучшим партнером для электронной части с участием Audio-Technica VM510CB будет пара небольших полочных акустических систем, которые выиграют от мощного, но не всегда идеально артикулированного баса, выдаваемого головкой. Напряжения в 5 мВ вполне хватит для согласования с любым фонокорректором.


Audio-Technica VM520EB

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Как и следовало ожидать, данная головка похожа на свою младшую сестру не только внешне. Звуковой почерк, определенно, весьма схож, однако здесь иногда проявляется характерная особенность прошлого поколения головок фирмы, а именно небольшое подчеркивание сибилянтов. К счастью, эту ситуацию можно исправить путем подключения дополнительной емкости на входе фонокорректора, это позволит получить более ровную отдачу на высоких частотах. В остальном же улучшения по сравнению с 510-й моделью носят вполне логичный характер – чуть больше разрешение на ВЧ, более подвижная середина и лучшая передача объема записей. Правда, назвать разницу принципиальной нельзя.


Audio-Technica VMN60SLC

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Как и говорилось, установка дорогой сменной иглы преображает дешевую головку весьма существенно. После небольшой корректировки настроек картридж выдал зрелый звук с отлично артикулированным басом, подробной и живой серединой, искрящимися и совершенно неутомительными высокими частотами. Конечно, ставить на «тушку» VM500 иглу, превосходящую картридж ценой в четыре раза, практического смысла не имеет – лучше уже сразу купить VM760SLC. Однако в рамках данного теста это позволило нам прикоснуться к звуку верхней линейки головок фирмы. В чем-то звучание данного «Франкенштейна» напомнило мне старую добрую AT-150MLX, много лет работавшую на одной из вертушек в моей прежней системе. Именно его я и водрузил на VPI Classic, чтобы убедиться в том, что он мало чем уступает проверенному Ortofon 2M Black.


Audio-Technica AT-F2

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Последний участник забега – единственная МС-головка в нашей подборке. Она требует подключения к соответствующему фонокорректору, способному обеспечить нужный уровень усиления и входного сопротивления. Ее звуковой почерк довольно сильно отличается от такового ММ-собратьев. Сильные стороны AT-F2 – более уверенная работа со среднечастотным диапазоном и яркие высокие частоты, делающие партии струнных инструментов особенно выразительными. Бас представляется более сухим и подтянутым по сравнению с тем, что демонстрируют фирменные головки с подвижным магнитом, однако общий баланс не кажется легковесным. Подбор сопротивления позволит настроить звук по своему вкусу, на стандартных 100 Омах головка лучше всего справляется с вокалом и акустическими инструментами.

Audio-Technica VM520EB, VM510CB, AT-F2

Выводы

В рамках данного теста мы познакомились с несколькими головками начального уровня Audio-Technica нового поколения и даже сделали попытку создать из подручных материалов самую дорогую ММ-модель фирмы. Выводы из услышанного будут простыми – фирменный звук сохранился и в обновленной линейке картриджей, пусть и с некоторыми особенностями. Так, традиционно подчеркнутая верхняя середина стала более гладкой и уже не столь ярко проявленной. В остальном логика построения линейки проста и понятна – чем дороже картридж, тем лучше он звучит.

Александр Чечелёв

05 августа 2018 года

Популярные статьи
12 самых дорогих кассетных дек. Кассеты и сейчас живее всех живых! 12 самых дорогих кассетных дек. Кассеты и сейчас живее всех живых! Наши подборки материалов о самой дорогой технике продолжаются весьма любопытным рассказом. Речь... 10 самых странных бумбоксов в истории. С телевизорами, рюкзаками и морем баса! 10 самых странных бумбоксов в истории. С телевизорами, рюкзаками и морем баса! В нашем прошлом материале мы рассказали о лучших винтажных магнитолах 1980-х годов. В нем шла речь... 10 лучших винтажных бумбоксов. Знаменитые геттобластеры 1980-х 10 лучших винтажных бумбоксов. Знаменитые геттобластеры 1980-х Главным инструментом веселых вечеринок в 1980-е служили переносные магнитолы, которые за свою... 10 лучших винтажных переносных минисистем. Hi-Fi с ручкой 10 лучших винтажных переносных минисистем. Hi-Fi с ручкой После того, как мы рассказали о винтажных бумбоксах, пришло время обратиться к формату портативных... 10 акустических систем, которые изменили мир. Часть 1 10 акустических систем, которые изменили мир. Часть 1 Среди всех категорий аудиоаппартуры наиболее значимыми для правильного звуковоспроизведения... 10 музыкальных центров 1970-х. Мечты советской эпохи 10 музыкальных центров 1970-х. Мечты советской эпохи Для поколения 1990-х годов понятие «музыкальный центр» однозначно ассоциируется с Горбушкой,...
Новости 21.08.2018 Наушники ULTRASONE снова официально в России. Немецкая компания ULTRASONE, продукция которой снова официально представлена на российском рынке, предлагает отечественным меломанам наушники... 21.08.2018 Беспроводная игровая мышь Logitech® G PRO Wireless Компания Logitech G, входящая в состав Logitech, объявила о начале продаж беспроводной игровой мыши Logitech® G PRO Wireless. Это первое... 21.08.2018 Смартфоны Sony Xperia и Android 9.0 Pie. Компания Sony Mobile Communications объявила о графике обновления смартфонов Xperia до Android 9.0 Pie. Уже в этом ноябре обновление системного... 21.08.2018 Dirac Live - встречаем второе поколение! Dirac Live вышел в версии второго поколения - правда, пока это бета-релиз для Arcam, Lexicon, AudioControl и NAD. Полноценный обновленный Dirac... 21.08.2018 Tangent Audio Spectrum: изящные колонки В новую линейку Tangent Audio Spectrum вошли цифровое радио Tangent Audio Spectrum DAB (DAB, FM и DAB+) и мультирумная акустическая система... Объявления 21.08.2018 Доска для Linhof Technika 6x9 см под Compur №1 Сделано в Германии. 21.08.2018 КУПЛЮ Audio Research VT-50 или VT-100 MKII или MKIII Питание 230v, желательно с родной упаковкой. 21.08.2018 Panasonic DVD-S97 Отличный проигрыватель ! 21.08.2018 Стерео ламповый усилитель Leak 50 + предусилитель Отличное,коллекционое состояние! 21.08.2018 Goodmans Magister Аутентичное состояние Форум 21.08.2018 Интересное на ebay... Любителям винила 21.08.2018 МЫ ИЗ ДЖАЗА Любителям винила 21.08.2018 Деки NAKAMICHI Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио) 21.08.2018 посоветуйте новый ... Любителям винила 21.08.2018 Кассетомания! Кассетные, катушечные магнитофоны (аудио)
Главная Каталог Объявления Новости Обзоры и тесты Контакты Рекламодателям Архив Форум
АудиоПортал 1997—2018 © Hi-Fi.ru (Лицензионное соглашение)
Facebook | ВКонтакте | Twitter | Google+ | Одноклассники