Фильтр Subsonic — это полезно или нет?

Разбираемся в вопросе

Двадцать два года назад гость нашего сайта и форума решил спросить у завсегдатаев, что такое фильтр сабсоник, и аналогичен ли он ФВЧ/ФНЧ?

Subsonic‑фильтр (инфразвуковой фильтр) отсекает частоты ниже 15–20 Гц, которые человеческое ухо не воспринимает. Его главное назначение — защитить аудиосистему от вредного воздействия инфразвуковых сигналов.

Такие сигналы возникают, например, из‑за неровностей виниловых пластинок или резонансов тонарма и звукоснимателя. Хотя они не слышны, они заставляют диффузор динамика совершать избыточные перемещения. Это ведёт к нерациональному расходу мощности усилителя, росту интермодуляционных искажений и риску механического повреждения низкочастотных динамиков.

При включении subsonic‑фильтра бас становится более собранным и артикулированным, а общая звуковая сцена — чище. Энергия усилителя не тратится на воспроизведение «лишнего» инфразвука, движения диффузоров контролируются точнее. В результате повышается качество звучания и надёжность системы.

Subsonic 

Особенно важен subsonic‑фильтр в системах с сабвуферами и при работе с виниловыми проигрывателями. При этом его всегда можно отключить, если пользователь предпочитает необработанное звучание.

ФВЧ (фильтр верхних частот) и ФНЧ (фильтр нижних частот) — ключевые элементы акустических систем для частотного разделения сигнала.

ФВЧ пропускает высокие и средние частоты, подавляя низкие (ниже заданной частоты среза). Его применяют, например, перед твитерами: так высокочастотные динамики не получают басы, которые не способны эффективно воспроизводить. Это повышает чистоту звука и защищает динамики от перегрузок.

ФНЧ, напротив, пропускает низкие частоты и подавляет высокие. Его часто ставят перед сабвуферами и низкочастотными динамиками: устройство отсекает ненужные ВЧ‑составляющие, позволяя басам звучать чётко и мощно.

Оба фильтра настраиваются по частоте среза — границе, где начинается ослабление сигнала. Грамотное сочетание ФВЧ и ФНЧ позволяет каждому динамику работать в своём оптимальном диапазоне, улучшая общее качество звучания и надёжность системы.

Первый ответ, поступил от Сергея Фоменко, выглядел следующим образом:

«Срезает инфранизкие частоты, только для использования с виниловой вертушкой. Убирает заметное "дрожание" динамиков, возникающее из-за механического резонанса. На крутых системах не используется, так как убираются частично и полезные гармоники, унтертона».

Пользователь Андрей Ворожцов отметил, что такой фильтр иногда необходим. Вопрос в том, стоит ли использовать подобный источник сигнала. Если он единственный, то лучше получить половину от сигнала, чем ничего.

Принцип действия

Принцип действия прост: фильтр пропускает сигналы выше заданной граничной частоты и подавляет всё, что ниже неё. Источником нежелательных инфразвуковых сигналов часто становятся виниловые пластинки с микродефектами поверхности или резонансы тонарма и звукоснимателя. Хотя эти колебания не слышны, они заставляют диффузор низкочастотного динамика совершать избыточные перемещения.

Без subsonic‑фильтра энергия усилителя расходуется впустую на воспроизведение «лишнего» инфразвука, что приводит к:

• нерациональной нагрузке усилителя;

• росту интермодуляционных искажений в слышимом диапазоне;

• риску механического повреждения динамика из‑за чрезмерного хода диффузора.

При включении фильтра бас становится более собранным и артикулированным, а общая звуковая сцена — чище. Движения диффузора контролируются точнее, усилитель работает эффективнее. Особенно важен subsonic‑фильтр в системах с сабвуферами и при воспроизведении винила.

Орфография и пунктуация цитат сохранены из оригинала.

6 ноября 2025 года

Константин Смородин