Фильтр Subsonic — это полезно или нет?
Разбираемся в вопросе
Двадцать два года назад гость нашего сайта и форума решил спросить у завсегдатаев, что такое фильтр сабсоник, и аналогичен ли он ФВЧ/ФНЧ?
Subsonic‑фильтр (инфразвуковой фильтр) отсекает частоты ниже 15–20 Гц, которые человеческое ухо не воспринимает. Его главное назначение — защитить аудиосистему от вредного воздействия инфразвуковых сигналов.
Такие сигналы возникают, например, из‑за неровностей виниловых пластинок или резонансов тонарма и звукоснимателя. Хотя они не слышны, они заставляют диффузор динамика совершать избыточные перемещения. Это ведёт к нерациональному расходу мощности усилителя, росту интермодуляционных искажений и риску механического повреждения низкочастотных динамиков.
При включении subsonic‑фильтра бас становится более собранным и артикулированным, а общая звуковая сцена — чище. Энергия усилителя не тратится на воспроизведение «лишнего» инфразвука, движения диффузоров контролируются точнее. В результате повышается качество звучания и надёжность системы.

Особенно важен subsonic‑фильтр в системах с сабвуферами и при работе с виниловыми проигрывателями. При этом его всегда можно отключить, если пользователь предпочитает необработанное звучание.
ФВЧ (фильтр верхних частот) и ФНЧ (фильтр нижних частот) — ключевые элементы акустических систем для частотного разделения сигнала.
ФВЧ пропускает высокие и средние частоты, подавляя низкие (ниже заданной частоты среза). Его применяют, например, перед твитерами: так высокочастотные динамики не получают басы, которые не способны эффективно воспроизводить. Это повышает чистоту звука и защищает динамики от перегрузок.
ФНЧ, напротив, пропускает низкие частоты и подавляет высокие. Его часто ставят перед сабвуферами и низкочастотными динамиками: устройство отсекает ненужные ВЧ‑составляющие, позволяя басам звучать чётко и мощно.
Оба фильтра настраиваются по частоте среза — границе, где начинается ослабление сигнала. Грамотное сочетание ФВЧ и ФНЧ позволяет каждому динамику работать в своём оптимальном диапазоне, улучшая общее качество звучания и надёжность системы.
Первый ответ, поступил от Сергея Фоменко, выглядел следующим образом:
«Срезает инфранизкие частоты, только для использования с виниловой вертушкой. Убирает заметное "дрожание" динамиков, возникающее из-за механического резонанса. На крутых системах не используется, так как убираются частично и полезные гармоники, унтертона».
Пользователь Андрей Ворожцов отметил, что такой фильтр иногда необходим. Вопрос в том, стоит ли использовать подобный источник сигнала. Если он единственный, то лучше получить половину от сигнала, чем ничего.
Принцип действия
Принцип действия прост: фильтр пропускает сигналы выше заданной граничной частоты и подавляет всё, что ниже неё. Источником нежелательных инфразвуковых сигналов часто становятся виниловые пластинки с микродефектами поверхности или резонансы тонарма и звукоснимателя. Хотя эти колебания не слышны, они заставляют диффузор низкочастотного динамика совершать избыточные перемещения.
Без subsonic‑фильтра энергия усилителя расходуется впустую на воспроизведение «лишнего» инфразвука, что приводит к:
• нерациональной нагрузке усилителя;
• росту интермодуляционных искажений в слышимом диапазоне;
• риску механического повреждения динамика из‑за чрезмерного хода диффузора.
При включении фильтра бас становится более собранным и артикулированным, а общая звуковая сцена — чище. Движения диффузора контролируются точнее, усилитель работает эффективнее. Особенно важен subsonic‑фильтр в системах с сабвуферами и при воспроизведении винила.
Орфография и пунктуация цитат сохранены из оригинала.
6 ноября 2025 года
Константин Смородин