И снова о цифре — под другим углом

Цифроаналоговые преобразователи с входом USB

И снова о цифре — под другим углом
Цифроаналоговые преобразователи с входом USB 

У современного ЦАПа может быть столь гибкая конфигурация и такое разнообразие входов, что на одной и той же подборке аппаратов для их всестороннего изучения впору проводить не один, а несколько групповых тестов. К счастью, на рынке достаточно моделей, чтобы все же разнообразить список участников. В продолжение темы, начатой в январском номере журнала, сейчас мы исследуем ЦАПы с входом USB
По прошествии всего лишь полугода мы снова обратились к теме цифроаналоговых преобразователей, в этот раз акцентируясь не на S/PDIF, а на USB-подключении и на умении подобных аппаратов работать в паре с компьютером, используемым как хранилище файлов и как плеер для проигрывания треков. Подобный вариант цифрового источника, строго говоря, до сих пор не полностью признан среди ортодоксальных аудиофилов, которые с изрядной долей скепсиса взирают на все новые и новые «компьютерно ориентированные» устройства, появляющиеся на рынке. Эта опция сейчас предлагается многими производителями, в том числе, например, таким бесспорным авторитетом в мире аудио, как dCS (причем даже среди топовых источников). Однако по мнению упертых классицистов она все равно уступает традиционным цифровым соединениям — балансному и коаксиальному, не говоря уж о студийных профессиональных способах. Чего греха таить, автор настоящего материала тоже склонен придерживаться подобного мнения. Однако время идет, прогресс, как известно, неумолим, и USB все решительнее раздвигает плечом привычные интерфейсы. Кто успел морально перестроиться, тот и в выигрыше. Если же рассмотреть проблему с иной точки зрения — удобства и экономии бюджета, тот тут ЦАП с USB в любом случае является очень выгодным вариантом. Стационарный компьютер или ноутбук сейчас есть в любом доме, но даже если приобретать его специально для аудиосистемы, то все равно спокойно можно уложиться в тридцать тысяч рублей. Попробуйте найти за такую сумму хороший CD-транспорт, не говоря уж об универсальном! Вместе с тем, на мой личный взгляд, проблема транспорта здесь все же не снимается совсем. Софтовый плеер можно корректно настроить, выбрать оптимальный буфер и пр., но вот с приемником USB на «другой стороне» — у ЦАПа — мы уже мало что в состоянии сделать, если, конечно, не вмешиваться в готовую конструкцию. А посему стоит проверить, что нам реально предлагают по этому интерфейсу. 
При тестировании мы использовали образы тестовых CD из нашего стандартного набора и файлы в высоком разрешении, сохраненные на жестком диске компьютера под Windows 7. Треки проигрывались с помощью плеера Foobar 2000 — WASAPI.

Тестовая система

1. CD-проигрыватель – Bryston BCD-1
2. Предварительный усилитель – Jeff Rowland Corus
3. Усилитель мощности – Jeff Rowland Model 625 Stereo 
4. Акустические системы – PMC OB1i 
5. Межблочные и акустические кабели – Analysis Plus Solo Crystal Oval


Тестовый материал

1. Дж. Б. Перголези, «Stabat Mater» (Accord, 465 952-2)
2. Empire Brass Quintet и Уильям Кульман, «Барочная музыка для медных духовых инструментов и органа» (Telarc, 80614)
3. Н. А. Римский-Корсаков, Симфония № 2 «Антар» (DG, 423 605-2)
4. Людвиг ван Бетховен, Соната № 23 для фортепиано фа минор «Аппассионата» (DG, 457 296-2)
5. В. Баумгратц, «Organ Landscape» (MDG, 319 0962-2 MDG Gold)
6. Дж. Верди, «Реквием» (Philips, 442 142-2)
7. The Who «Quadrophenia» (Polydor, 531 971-2)
8. AC / DC «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
9. Grave Digger «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
10. Moonspell «Irreligious» (Century Media, 77123-2)
11. Тестовый диск NuForce, треки с разрешением 24 бит / 96 кГц


Указанные в статье цены являются ориентировочными.

Burson Audio DA-160 DAC 
Цена – 35 800 руб. 

Салон и дистрибьюторская компания «Нота+» с недавних пор возит в Россию аппараты Burson Audio — австралийской компании, базирующейся в Мельбурне и названной в честь Марка Бурсона, большого энтузиаста аудио и души данного проекта. Хотя у нас бренд пока малоизвестен, его история насчитывает уже более 15 лет, а продукция заслуживает самого пристального и доброжелательного внимания
Отдельный ЦАП DA-160 DAC сделан на основе предусилительной секции весьма удачного аппарата HA-160D, представляющего собой усилитель для наушников со встроенным цифроаналоговым преобразователем. Фирма заявляет, что в отдельном блоке DA-160, несмотря на базовое сходство, был усовершенствован блок питания, организован стабилизированный источник питания с постоянным током для микросхемы ЦАПа и установлены два отдельных трансформатора. Как и у прочих представителей Burson Audio, выходная секция ЦАПа полностью собрана на дискретных элементах без применения интегральных микросхем. Плата блока питания и собственно ЦАП пространственно не разделены в силу дефицита места, но они все же независимые, и компоновка элементов схем на них очень плотная. Чип цифроаналогового преобразователя — стандартный Burr-Brown PCM1793. Выходной буфер обеспечивает возможность переключения сопротивления на линейных выходах между значениями 24 или 45 Ом, также возможна регулировка коэффициента усиления до +6 дБ. 
Внешне аппарат плотненький и похожий на крепкий сундучок. Неожиданно увесистый для своих габаритов корпус — цельноалюминиевый. Из крылатого металла сделаны даже задняя и боковые стенки. В конструкции использованы одинаковые хорошо отшлифованные листы алюминия толщиной чуть более 5 мм. Переднюю панель оживляют выгравированный логотип фирмы и разноцветные светодиоды подсветки сети и входов-выходов. Крепенький блок смотрится очень приятно и надежно. Поработав пару часов, DA-160 с его выходным каскадом на дискретных элементах, работающим в классе А, нагревается довольно заметно. Сзади имеется стандартный набор цифровых входов с двумя портами USB, а также два небалансных выхода на простых, но длинных и надежных разъемах RCA. При работе с компьютером ЦАП не требует установки специального драйвера. Передача потока через интерфейс USB ограничена разрешением 24 бит / 96 кГц. 
При прослушивании Burson Audio DA-160 отметился способностью создавать выпуклые, осязаемые и тембрально весьма насыщенные образы, в должной, но не более того, степени плотные и без неуклюжей вязкости и тяжести. Эта особенность очень оживила чуть рафинированную подачу блестящей, но в сочетании с нашим тестовым проигрывателем Bryston BCD-1 слишком сдержанной пары усилителей Jeff Rowland. С аппаратом Burson Audio с усилителей как будто спали оковы и гири, связывающие звучание, и оказались выгодно подчеркнутыми их безупречная тонкость и информативность. Добрый знак, когда ЦАП столь невысокой ценовой категории не просто удачно сочетается с хай-эндным усилением, но еще и может выделить и расцветить какие-то его специфические черты. По сравнению с упомянутым Bryston BCD-1 австралийский гость существенно выровнял ситуацию с балансом компонентов тембров — атакой, призвуками, телом и его наполненностью. Скрипки стали энергичными, выразительными, естественно шероховатыми и «канифольными», клавесин — звонким и цепким, звучащим заметно ярче и острее, да и баса в целом сильно прибавилось. Орган хороший, густой и массивный, но медные духовые несколько не понравились — они были с хрипотцой (впрочем, не без шарма). Еще в качестве минусика можно отметить менее собранный, чем у нашего тестового CD-плеера, нижний регистр. На фоне фактурных образов в этом частотном диапазоне уменьшилась ритмика и упругость, а само звучание стало менее прозрачным. Как бы то ни было, учитывая разницу в цене между обоими аппаратами, предъявлять серьезные претензии к Burson Audio DA-160 как-то нецелесообразно, он и так продемонстрировал исключительные музыкальные таланты. 

Результаты измерений:
Измеренные параметры Burson Audio DA-160 выглядят хуже, чем у других участников теста. Возможно, это обусловлено довольно жесткими условиями проведения экспертизы, не совсем подходящими для данной модели. Во-первых, уровень тестового сигнала (0 dBFS), с которым достойно справляются далеко не все устройства. Тестовая нагрузка (7,5 кОм) тоже могла сыграть свою роль с учетом высокого выходного сопротивления тестируемого образца (1050 Ом). Последнее значение сильно отличается от паспортного (переключаемая опция 24 / 45 Ом), хотя прочие характеристики хорошо согласуются с измеренными. Спад АЧХ на 20 кГц равен 1,6 дБ (рис. 1). Верхняя граничная частота по уровню –3 дБ для сигнала с частотой дискретизации 192 кГц составляет 28 кГц. Максимальное значение сигнала на выходе устройства — 1,8 В. Шумовая планка ниже этого уровня на 108 дБ. Коэффициент нелинейных искажений для сигнала 1 кГц — 0,025% (рис. 2). Интермодуляционная составляющая для комбинации частот 19 и 20 кГц — 0,016% (рис. 3).

Паспортные данные:
Название – Burson Audio DA-160 DAC | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, Burr-Brown PCM1793 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 5—35 000 (по уровню –0,3 / –1 дБ) | Отношение сигнал/шум (0 dBFS), дБ – более 101 | Гармонические искажения (6 мВ, 300 Ом нагрузки), % – менее 0,001 | Аудиовходы – цифровой коаксиальный RCA, цифровой оптический TosLink, USB (2) | Аудиовыходы – стереопары RCA (2) | Выходное сопротивление (переключаемое), Ом – 24 / 45 | Энергопотребление, Вт – менее 25 | Габариты, см – 18 x 8 x 25 | Масса, кг – около 5

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 85%
3.Звучание – 90% 
4.Эргономика – 90% 

Итоговый балл:90%


Плюсы: отличная тембральная насыщенность и передача «вкуса» звуков, жанровая всеядность, внятный темпоритм 
Минусы: средние частоты в вокале и у рояля иногда упрощаются, бас не всегда четкий

Вывод:
Помимо интересного насыщенного звучания и музыкальной адекватности аппарат обладает исключительно высоким отношением цена/качество. Формально находясь в бюджетном сегменте, по звуку он уверенно соперничает с заметно более дорогими устройствами


Hegel HD20
Цена – 59 000 руб. 

Этот компонент норвежской фирмы Hegel мы слушали совсем недавно, в рамках теста ЦАПов для зимнего номера журнала. Тогда он стал бесспорным победителем, обойдя устройства с почти вдвое большей ценой. Однако в том исследовании мы оценивали достоинства аппаратов исключительно в стандартном окружении, с классическим CD-транспортом и для соответствующего контента. Сейчас же нам предстоит оценить его работу с компьютером через соединение USB
На сей раз нам представилась возможность открыть аппарат и посмотреть, что там внутри (это было особенно любопытно, поскольку производитель хранит молчание относительно использованных элементов, особенно в части, связанной с собственно цифроаналоговым преобразованием). При вскрытии оказалось, что весь ЦАП, включая тороидальный трансформатор и пару конденсаторов фильтра по 30 000 пФ каждый, собран на единой плате, и конструкторы Hegel не питают предубеждения относительно широкого применения интегральных микросхем. Цифровые коаксиальные входы подключены через согласующие трансформаторы. Приемник SPDIF весьма качественный, реализован на чипе Asahi Kasei AK4115. Асинхронный апсемплер перед ЦАП сделан на AD1896 от Analog Devices, а собственно микросхема ЦАП — мультибитный сигма-дельта 24 бит / 192 кГц AD1955 той же марки. Фирменная технология Direct MasterClock™ обеспечивает точность управляющего тактового генератора порядка 10 пс. Как и в случае с Burson Audio DA-160, передача потока данных через USB ограничена параметрами 24 / 96. На выходе ЦАП используется аналоговый фильтр с линейной фазой. 
Корпус Hegel HD20 сделан из тонкого стального листа с алюминиевой передней панелью, окрашен в темный цвет и установлен на маленькие резиновые полусферические ножки. Аппарат производит впечатление спокойного, приятного глазу и на ощупь объекта дружественных очертаний. Информационный экран с крупными синими символами показывает активный вход и уровень громкости (Hegel HD20 снабжен собственным встроенным регулятором громкости, для теста выведенным в максимальное положение шкалы). Претензии по эргономике связаны с качеством и тесной посадкой коммутационных клемм, а также с маленьким пультом-кредиткой, не очень удобным в работе. 
В прошлый раз Hegel HD20 оставил о себе самое благоприятное мнение, удивив неожиданно взрослым, сбалансированным и пластичным звучанием, по его качеству заметно превзойдя прочих участников того теста. При этом был использован коаксиальный цифровой вход, который, как было отмечено выше, организован здесь весьма тщательно. Специальные меры, предпринимаемые фирмой для оптимизации звука в каком-то варианте, редко не дают положительного результата. Сейчас основной почерк тоже прослушивался, и сбалансированность подачи и органичная вписанность ансамблей, вокалистов и оркестра в помещение никуда не делись. Опять-таки, если сравнивать с нашим тестовым CD-проигрывателем Bryston BCD-1, звук показался достаточно близким по стилю, но более тонким и аккуратным, с хорошей отработкой мелкой ритмики. Однако в целом все несколько выцвело, краски поблекли, масштабные оркестровые формы опали в объеме. При сохранении бесшовности и отсутствии корявой угловатости, что и ранее было самыми примечательными отмеченными чертами, исполнение поскучнело и стало каким-то умеренно интересным. Плюс возросла закрытость звучания, не критично, но ощутимо — по воздуху и раздельности инструментов в среднем и верхнем регистрах. Нельзя сказать, чтобы воспроизведение было некачественное или присутствовали какие-то грубые ошибки; в среднем все было благопристойно и на уровне прочих участников теста. Однако, на наш взгляд, ушли уникальность звучания и ощущение удивительно высокого соотношения цены и качества, что весьма обидно. Для исправления подобной ситуации и «подтягивания» звука при подключении к компьютеру до типичного для этого ЦАПа уровня представляется разумным попробовать качественный переходник USB-S/PDIF. 

Результаты измерений:
Цифроаналоговый преобразователь Hegel HD20 собрал почти максимальное количество рекордных параметров в рамках нашего теста и, что тоже весьма важно, не имеет ни одного провального значения. Неравномерность частотной характеристики в области звуковых частот не превышает 0,09 дБ. Верхняя граница частотного диапазона ограничена 50 Гц (рис. 1). Каналы отстроены идеально точно. Различия в амплитуде сигнала между ними не выходят за пределы 0,01 дБ, а изоляция просто отменная. Уровень проникновения сигнала между каналами не более –98 дБ на 10 кГц. Показатели нелинейных и интермодуляционных искажений не превышают 0,002%. На рис. 2 и 3 приведены соответствующие спектры тестовых сигналов. Максимальный уровень на выходе имеет некоторый запас относительно стандартного значения и достигает 2,4 В. Выходное сопротивление устройства стабильно низкое — 22 Ом. Отношение сигнал/шум составляет 108 дБ.

Паспортные данные:
Название – Hegel HD20 | Тип преобразователя – 24 бит / 192 кГц, AD1955 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 0—50 000 (уровень не указан) | Отношение сигнал/шум, дБ – 140 | Гармонические искажения, % – 0,0007 | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой оптический TosLink, USB | Аудиовыходы – регулируемые, стереопара RCA, стереопара XLR | Габариты, см – 21 x 6 x 26 | Масса, кг – 2,8

Оценки:

1.Дизайн – 85%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 85% 
4.Эргономика – 90% 

Итоговый балл: 85%

Плюсы: хорошая слитность и гибкость подачи, верная отработка объема звука и помещения, сбалансированный по инструментам звук 
Минусы: несколько блеклые тембры, дефицит воздуха и открытости подачи, неудобные разъемы и пульт ДУ

Вывод:
Подключение по USB заметно уступает цифровой коммутации через S/PDIF, нивелируя бесспорные достоинства и музыкальность ЦАПа. Это обстоятельство делает его из звуковой жемчужины просто крепким середнячком по сравнению с другими участниками теста


Peachtree Audio iDAC 
Цена – 45 700 руб. 

Следом за Wadia и ее 170 iTransport, а также некоторыми другими производителями аудиоустройств американская фирма Peachtree Audio в прошлом году сделала аппарат с док-станцей для iPod и соединением, позволяющим получать цифровой, а не аналоговый сигнал с выхода плеера. Помимо этого, у iDAC есть достаточно цифровых аудиовходов, а также видеовыходы. И все это позиционируется как вполне аудиофильный ЦАП
Достаточно устоявшееся обозначение в виде строчной буковки i в названии аппарата намекает, что перед нами очередное устройство, работающее с iPod. Данная док-станция, как уже отмечалось, позволяет снимать чисто цифровой сигнал в обход собственного средненького ЦАПа мобильного гаджета, что до сих пор умеет делать достаточно немного производителей. Для iDAC заявляется совместимость с сериями touch, classic и nano. Однако этот аппарат — нечто больше, нежели просто «яблочная» док-станция с претензией на аудиофильность. Он может также работать как обычный ЦАП, поскольку имеет все необходимые цифровые входы, а цифроаналоговое преобразование в нем осуществляется с помощью весьма прогрессивной микросхемы SABRE32 Ultra 32-bit 8-Channel Audio DAC ES9016. Несмотря на идейную близость к классу компьютерных аудиоустройств, с присущими им импульсными блоками питания, iDAC содержит нормальный линейный БП и одиннадцать стабилизированных линий питания для разных частей схемы. 
Овальный глянцевый корпус зеркально-черного цвета навскидку кажется пластиковым, как у популярных нынче недорогих медиастримеров. Однако при вскрытии оказалось, что передняя и задняя панели сделаны из цельной ДВП, вырезанной в необходимой форме и со всеми отверстиями под управляющие кнопки и коммутационную панель. Вход USB гальванически развязан от компьютерного блока питания, а пара цифровых коаксиальных входов подключена через трансформаторы. Кроме этого, имеются два видеовыхода, старинный S-Video и компонентный, для передачи видеопотока с подключенного iPod на телевизор. 
Передняя панель покрыта чем-то вроде белого бархатистого пластика, и так же оформлены крупные кнопки переключения входов с ярко-синей подсветкой по ободку. Пульт ДУ позволяет переключать входы и осуществлять навигацию по меню. В число управляемых опций в нашем случае входит переключение фильтров — NOS / NAL и Hi-Bit / Lo-Bit. Соответствующие кнопки расположены на задней панели iDAC по обеим сторонам от аналогового выхода. Функции первого фильтра (опции Non-oversampling и Non-aliasing) понятны из названия: обработка данных без передискретизации или же с максимальной частотой 192 кГц и разрешением 24 бит. Второй фильтр по-разному организует потоки данных внутри SABRE32 ES9016 (базово ЦАП восьмиканальный, и стереоданные в нем можно запареллеливать разными способами). Тестирование iDAC на предмет влияния этих фильтров дало достаточно неоднозначный итог с разными оговорками, но мне все же больше понравился вариант NAL + Lo-Bit. 
При подключении по USB аппарат выдал крупный, «устремленный» и довольно сочный, хотя и не слишком детальный звук с порой нечеткой ритмикой и довольно свернутыми басом и ВЧ. Причем эта характеристика оставалась справедлива для всех жанров без исключения. Поскольку ЦАП, кроме прочего, имеет док-станцию для iPod с цифровым выходом, логично было сравнить USB-коммутацию с этим вариантом функционирования. Переключение между входами с пульта iDAC делается моментально, так что н составило труда организовать режим прямого сравнения на одинаковом контенте. Выводы оказались не в пользу USB: звук с iPod отметился гораздо лучшим объемом и воздухом, хорошей прорисовкой масштаба, заметно более четкой дикцией с сильно уменьшившимися сибилянтами и общим повышением прозрачности. Также субъективно приподнялись и фактурнее проявились края частотного диапазона. Без преувеличений — как небо и земля, хотя ряд претензий можно было предъявить и тут. 

Результаты измерений:
Спад частотной характеристики Peachtree Audio iDAC в верхней октаве звукового диапазона определяет значение неравномерности в 0,37 дБ (рис. 1). Ширина полосы пропускания при проигрывании сигнала с частотой дискретизации 192 Гц достигает 68 кГц. Выходное сопротивление имеет стабильное и очень низкое значение 12 Ом во всем диапазоне частот. Ослабление сигнала между каналами на частоте 10 кГц зафиксировано на уровне 93 дБ. Анализ спектра сигнала с частотой 1 кГц и двух тонов с частотами 19 и 20 кГц не выявил у цифроаналогового преобразователя сколько-нибудь значимых тенденций к внесению искажений в исходный сигнал. При уровне записи основной гармоники 0 дБ значения нелинейных (рис. 2) и интермодуляционных (рис. 3) составляющих не превысили 0,005% и 0,008%, соответственно. Уровень шума располагается ниже 111 дБ относительно максимального значения сигнала на небалансном выходе 2,0 В.

Паспортные данные:
Название – Peachtree Audio iDAC | Тип преобразователя – SABRE32 Ultra 32-bit 8-Channel Audio DAC ES9016 | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 5—100 000 (уровень не указан) | Отношение сигнал/шум, дБА – 118 | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровые оптические TosLink (2), USB | Аудиовыход – стереопара RCA | Выходное сопротивление, Ом – 10 | Энергопотребление, Вт – менее 20 | Габариты, см – 22,9 x 8,9 x 25,4 | Масса, кг – 3,63

Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 80% 
4.Эргономика – 85% 

Итоговый балл: 85%

Плюсы: весьма неплохие для такого устройства конструкция и параметры, удобство и простота в использовании 
Минусы: звучание по USB линейное и напористое, с дефицитом детальности и разборчивости и с завалом по краям частотного диапазона 

Вывод:
Универсальное современное решение для фанатов Apple и не только, отличающееся достаточно богатой коммутацией. Звук при подключении iPod выглядит предпочтительней, хотя и в других случаях находится на приемлемом для такого класса устройств уровне


North Star Design Essensio 
Цена – 51 700 руб. 

Еще один знакомый, на этот раз из Италии, младший родственник North Star Design USB dac 32, отслушанного в упоминавшемся тесте для январского номера. Недавно выпущенный Essensio не имеет прогрессивной шины I2S, а также цифровых и аналоговых балансных соединений. Зато он, при почти вдвое меньшей цене, весьма похож на USB dac 32 в остальном, включая ту же микросхему ЦАП
Основное конкурентное преимущество USB dac 32 было понятно из его названия — он мог оперировать цифровыми данными с 32-битным разрешением и принимать такие файлы по ускоренному интерфейсу USB (480 Мбит/с), поддержанному фирменным драйвером. Последний также помогал обойти стандартное ограничение для USB в 96 кГц и достичь максимальных 192 кГц. Намек на эти свойства ушел из нейтрального названия Essensio, но сами они вполне сохранились. Как и старший собрат, этот ЦАП оснащен таким же USB-интерфейсом с идентичными свойствами и сделан на чипе PCM1795 Texas Instruments (только там их была пара, а тут один) с параметрами 32 / 192. В русле философии фирмы все входящие данные перед подачей на ЦАП переводятся в формат 32 бит / 192 кГц апсемплером Cirrus CS8421, приемник S/PDIF сделан на чипе Cirrus CS8416. 
Помимо асинхронного порта USB, Essensio имеет еще пару коаксиальных цифровых входов (максимальное разрешение передаваемых данных — 24 бит / 192 кГц), и три оптических. Преобразователь I/U после ЦАПа выполнен на операционных усилителях Texas Instruments OPA1611 TI, выходные аналоговые фильтры — на микросхемах LME49710. В аналоговой части схемы используются высококачественные резисторы и конденсаторы с минимальными допусками. Питание для цифровой и аналоговой частей стабилизированное, для секции цифроаналогового преобразования предусмотрены развязка по питанию и четыре независимых линии для разных узлов.
Будучи по классификации North Star аппаратом начального уровня, Essensio сохраняет фирменную гармонию облика. USB dac 32 внешне был очень стильный и аристократичный, и изучаемый представитель славного семейства тоже не стал исключением. Кроме того, он лидирует по качеству коммутационных разъемов, крупных и прочных. Корпус из листового металла имеет легкий муаровый рисунок поверхности; в каталоге доступных отделок этот цвет и фактура называются «сатиновый серебряный», что весьма точно характеризует возникающие впечатления. Пульта ДУ у аппарата нет, экрана тоже, но информация о выбранном входе и частоте дискретизации для передаваемых файлов получается из двух горизонтальных рядов соответствующих значений, подсвечиваемых голубыми светодиодами. Модель не имеет управляемых пользователем опций и меню для их переключения, так что отсутствие экрана в принципе не столь критично. 
Вначале, на барочных записях, этот ЦАП показался мне весьма похожим на Hegel HD20 — с близким звуковым почерком, общей приглушенностью, но по-разному расставленными акцентами. Однако не столь тонкая музыка вскрыла довольно существенные отличия, которые причем только усугублялись в ходе прослушивания. Если говорить в целом, то звук Essensio в результате запомнился как базово чуть мягкий, с определенным скруглением и нивелированием атаки, но зато с более обширным и основательным, чем у ближайшего конкурента, басом, а также с более яркими и выразительными тембрами. Возможно, за счет специфической атаки он звучал не так гибко и слитно, с тонким следованием ритмической канве, как Hegel HD20, и немного прямолинейнее, однако общей решительной направленности движения в макрообъеме, активности у симфонического оркестра и у музыкантов рок-металлических групп оказалось побольше, что обусловило лучшую жанровую универсальность и более выразительную по сумме признаков и эмоциональным впечатлениям подачу. Среди явных плюсов можно отметить хорошие свободные форте БСО, энергичный рояль с очень недурным темпоритмом, массивный и сочный орган и надлежащую жесткую отработку рока и металла. 

Результаты измерений:
North Star Design Essensio выявил самое высокое значение верхней граничной частоты пропускания сигнала — 74 кГц, при максимальной частоте оцифровки. Неравномерность в полосе 20 Гц — 20 кГц не превышает 0,26 дБ (рис. 1). Поканальный разбег амплитуд выходного сигнала сохранился в пределах 0,07 дБ. Продукты нелинейных и интермодуляционных составляющих сигнала проявляются в средней степени относительно ряда других участников подборки. КНИ для сигнала 1 кГц составил 0,006% (рис. 2), уровень разностной частоты для комбинации 19 + 20 кГц имеет такое же значение (рис. 3). Взаимопроникновение сигналов между каналами ниже порога различимости во всем диапазоне частот и на 10 кГц не превышает –89 дБ. Амплитуда выходного сигнала немного не дотягивает до стандартных 2 В и останавливается на значении 1,9 В. Шумовая планка располагается ниже указанного порога, на уровне –109 дБ.

Паспортные данные:
Название – North Star Design Essensio | Тип преобразователя – 192 кГц / 32 бит, PCM1795 Texas Instruments | Цифровые форматы – 16—32 бит / 32—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – не указана | Отношение сигнал/шум, дБ – 109 | Гармонические искажения, % – не указаны | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровые оптические TosLink (3), USB | Аудиовыходы – стереопара RCA | Энергопотребление, Вт – 20 | Габариты, см – 30 x 6 x 17 | Масса, кг – 3

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 85% 
4.Эргономика – 90% 

Итоговый балл: 90%

Плюсы: энергичное звучание, бодрый темп и настрой, полновесный бас, лучшее в тесте воспроизведение хайрезного контента 
Минусы: некоторая линейность подачи, дефицит фактуры и разрешения на ВЧ, проблемы с артикуляцией на вокале и у хора

Вывод:
Почерк младшего представителя North Star Design не отличается такой же аристократичной утонченностью и изяществом, как у более дорогих аппаратов семейства. Он более непосредственный, яркий и энергичный, весьма выразительный и напористый без грубости

Blacknote DAC 15 
Цена – 47 800 руб.  

И снова Италия, и опять знакомое имя — Blacknote, детище фирмы Akamai. Пару лет назад мы познакомились с плеером Blacknote CDP 300, обладавшим ламповым выходным каскадом и солидной конструкцией, адекватной его цене. Blacknote DAC 15 попроще, зато он, судя по руководству, реализован в двух вариантах — с лампами и транзисторами на выходе. А еще у него есть скоростной порт USB 3.0 и возможность очень гибкой конфигурации
В инструкции к ЦАПу в самом начале указывается, что концепция Blacknote DAC 15 выстроена вокруг высокоскоростного асинхронного интерфейса USB версии 3.0, обеспечивающего передачу до 480 Мбит/c разрешением до 24 бит / 192 кГц. Так что акценты и приоритеты расставлены вполне недвусмысленно. Файлы высокого разрешения с входа USB подаются прямо на ЦАП, за конвертацию отвечает мультибитный чип AK4396 марки Asahi Kasei. Для совместного функционирования с компьютером и воспроизведения хайрезного контента требуется установить специальный комплектный драйвер. 
При изготовлении самого крупного и габаритного в тесте аппарата использовались вечная палочка-выручалочка, позволяющая разумно удержать бюджет, — тонкое листовое железо, а также покраска в черный цвет без затей. От роскоши старших Blacknote, в частности плеера CDP 300, остался только характерный «крест» вокруг дисплея. На последний традиционными крупными цифрами выводится текущая частота дискретизации. Явная экономия места на задней панели при размещении коммутационных групп показалась вначале несколько удивительной и необоснованной. Единственный в тесте ЦАП, оснащенный разъемами как для несимметричного, так и симметричного подключения аналоговых кабелей на выходе, а также набором из двух цифровых коаксиальных, одного оптического входа и порта USB, почему-то имел все эти разъемы странно скученными в левой части. Однако ситуация прояснилась при изучении сведений о Blacknote DAC 15. Выяснилось, что наш экземпляр пришел на тест в минимальной комплектации. А опционально для него может быть реализован очень солидный набор входов и выходов, включая второй дополнительный порт USB, еще два коаксиальных цифровых входа, оптический и цифровой балансный вход. Кроме того, можно установить даже аналоговый вход — несимметричную стереопару, сигнал с которой будет подаваться на встроенный АЦП для оцифровки записей с винила или с катушечника (запись в формате WAV с разрешением 24 бит). Невесомый пультик при свои миниатюрных размерах удобен в работе и к тому же универсальный. 
По степени информативности и точной детальности Blacknote DAC 15 выступил сопоставимо только с нашим тестовым CD-проигрывателем Bryston BCD-1, далеко обойдя прочих участников. С самого начала сделав очень серьезную заявку на безусловное превосходство, он артистично нарисовал не просто аккуратный или звонкий, а бриллиантовый клавесин, взволнованно и напряженно вибрирующие альт и виолончель и полновесный низкочастотный регистр рояля. Музыка не просто заиграла — она ожила и задышала, как всегда бывает в случае музыкально адекватных и осмысленных систем. В отличие от Blacknote CDP 300, запомнившегося роскошным, чуть бархатистым звучанием с типичным благородным привкусом лампового выходного каскада, этот аппарат играет посуше и заметно побыстрее (кстати, для сравнения интересно было бы послушать вариант с лампами). Основной характеристикой при воспроизведении самых разнообразных музыкальных жанров может стать словосочетание «вдохновенный живой поток». Подобная подача вряд ли оставит равнодушным меломана, хотя и аудиофил не уйдет обиженным. ЦАП продемонстрировал отличную детализацию, объем воздуха и похвальную фактуру тембров инструментов во всех регистрах, с характерной колористической гаммой, весьма близкой к натуральной. В ряде случаев можно было придраться только к умеренно расплывчатому басу да еще к не слишком протяженным ВЧ. Зато до чего же хороша микродинамика! В жестких жанрах Blacknote DAC 15 тоже не спасовал ни на секунду. 

Результаты измерений:
Измерения аудиотракта Blacknote DAC 15 выявили некоторые проблемы при воспроизведении файлов с уровнем записи 0 dBFS при установленном максимальном уровне выходного сигнала (который заметно ниже стандартного значения и равен 1,2 В на небалансном выходе). Комбинация вышеупомянутых условий приводит к появлению в спектре выходного сигнала большого количества продуктов нелинейных и интермодуляционных искажений, в численном выражении заметно превышающих 1%. Ситуация на симметричном выходе аналогична и связана, как нам кажется, с дефицитом питающего напряжения выходных согласующих каскадов электронной схемы. Уменьшение громкости уже на 3 дБ приводит параметры в норму. Значение КНИ равно 0,007% (рис. 2), хотя КИИ все еще остается повышенным — 0,05% (рис. 3). Неравномерность АЧХ в полосе звуковых частот не превышает 1 дБ (рис. 1). Разбаланс между каналами пренебрежимо мал (0,04 дБ), чего не скажешь о проникающем сигнале — уровень ослабления на 10 кГц составляет 68 дБ.

Паспортные данные:
Название – Blacknote DAC 15 | Тип преобразователя – AK4396 24 / 192, Asahi Kasei | Цифровые форматы – 16—24 бит / 44,1—192 кГц | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню ±0,3 дБ) | Отношение сигнал/шум, дБ – 105 | Гармонические искажения, % – 0,001 | Аудиовходы – цифровые коаксиальные RCA (2), цифровой оптический TosLink , USB 3.0 | Аудиовыходы – стереопара RCA, стереопара XLR | Выходное сопротивление, Ом – не указано | Энергопотребление, Вт – 50 | Габариты, см – 24 x 12 x 40 | Масса, кг – 8


Оценки:

1.Дизайн – 90%
2.Качество изготовления – 90%
3.Звучание – 95% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95%

Плюсы: выдающаяся музыкальность и информативность, точная передача сути музыкальных записей, полная жанровая всеядность 
Минусы: как нечасто удается написать — ничего существенного по сравнению с остальными участниками теста

Вывод:
Blacknote DAC 15 лидирует в тесте по звучанию, причем с очень значительным отрывом от остальных участников. В его подаче отчетливо доминирует меломанское, а не аудиофильное начало, но абсолютно без утраты точности и корректности воспроизведения


M2Tech Young 384/32 USB DAC 
Цена – 55 000 руб.  

Преобладание в тесте южных итальянских кровей окончательно фиксирует ЦАП от M2Tech, бренда, хорошо представленного российской дистрибьюторской компанией Diatonik. Среди других приятных и интересных европейских марок, по которым она специализируется, M2Tech не относится ни к малоизвестным, ни к недооцененным. Фирма не раз получала премии в аудиопрессе, а теперь настал и наш черед познакомиться с ее изделием
Для этого ЦАПа заявляется максимально возможное разрешение среди участников теста — впечатляющие 32 бит / 384 кГц, доступные через высокоскоростной USB, работающий в асинхронном режиме. Полный список поддерживаемых частот — 44,1, 48, 88,2, 96, 176,4, 192, 352,8, 384 кГц. Два последних числа, как несложно быстро умножить в уме, это восемь раз по 44,1 и 48 соответственно. По мнению инженеров M2Tech, несмотря на отсутствие музыкального контента, записанного с таким разрешением, сам факт наличия работающей аппаратуры, способной иметь с ним дело, может простимулировать и индустрию звукозаписи. Как говорится, посмотрим. Кроме того, высокое внутреннее разрешение ЦАПа сводит к минимуму ошибки, связанные с конвертацией. В аппарате используется чип PCM1795 TI с собственным максимальным разрешением 32 бит / 192 кГц. Для получения более высокой частоты дискретизации (768 кГц при внутреннем оперировании данными) встроенный цифровой фильтр микросхемы обходится, заменяясь фирменным, разработанным M2Tech на ППВМ — программируемой вентильной матрице. Этот цифровой фильтр с минимально-фазовыми характеристиками не дает «предзвона» на фронтах нарастающих сигналов, а его совместное функционирование с ЦАПом обеспечивает очень низкий уровень КНИ и шумовую подложку. Выходной каскад функционирует в классе А. Young 384/32 USB DAC питается не напрямую от сети, а от внешнего блока питания постоянного напряжения. 
После самого крупного в тесте аппарата (Blacknote DAC 15) мы перешли к самому миниатюрному, но далеко не самому субтильному и хлипкому. Компактный корпус со стенками из 5-мм алюминия выглядит чрезвычайно нестандартно и отлит как целое из заготовки. На задней панели этого малыша установлены очень приличные разъемы, причем один из цифровых коаксиальных входов организован не на традиционном RCA (хотя такой тоже есть), а на профессиональном BNC, что встречается не так уж часто. Передняя панель, придающая внешнему облику львиную долю оригинальности, сделана в виде утопленной внутрь корпуса полукруглой сетки с двумя симметричными управляющими кнопками, умеющими только переключать входы и управлять питанием. При включении сетка оказалась в высшей степени необычным экраном, на котором гигантскими ярко-синими буквами или цифрами отображаются выбранный вход либо актуальная частота дискретизации. Лаконичный, но основательный и крепко сбитый аппаратик получает еще один в тесте высший балл за дизайн и качество изготовления корпуса. Такая вещь на стойке не затеряется. 
Вопреки своему малому росту Young выдал весьма солидный по виртуальному масштабу, ясный и основательный звук, напоминающий Blacknote DAC 15, но с меньшей прозрачностью и разделимостью инструментов и с меньшим числом градаций индивидуальных тембровых различий. Легкая округлость звуков вызывала ассоциации с North Star Essensio и Hegel HD20, а выпуклая основательность тембров — с Burson Audio DA-160 DAC. Получилось, что этот малыш взял ото всех понемногу, но по сумме составляющих оказался практически наилучшим, уступив только нашему бесспорному лидеру. В целом M2Tech Young 384/32 USB DAC отличают очень ровная и основательная подача, размеренное и хорошо сбалансированное тонально звучание. Отдельного отмечания заслуживают голоса, выразительные и разные по наполненности и артикуляции. Также весьма проникновенно получаются трудные натуральные инструменты наподобие медных духовых и скрипки. Несколько успокоенная подача заметно проясняется и субъективно чуть убыстряется на хайрезном контенте.

Результаты измерений:
Увидев в технической спецификации модели M2Tech Young 384/32 USB DAC значение выходного сопротивления 0,5 Ом, мы сочли это опечаткой, но проведенные измерения показали неправомерность наших сомнений. Данный показатель действительно не превышает 3 Ом в широкой полосе частот, а на 1 кГц составляет 0,7 Ом. Максимальный уровень выходного напряжения при практически любой нагрузке достигает 2,5 В. Отношение сигнал/шум рекордное для нашей подборки — 117 дБ. Искажения различного рода проявляются в крайне малой степени и не превышают 0,002% для тестовых сигналов (рис. 1 и 2). Взаимопроникновение между каналами не более –90 дБ на 10 кГц. На этом фоне несколько хуже выглядят лишь показатели частотных искажений (рис. 1). Ширина полосы пропускания ограничена по спаду характеристики –3 дБ на 30 кГц. Неравномерность в области звуковых частот равна 0,28 дБ. Разбаланс между каналами — 0,09 дБ. 

Паспортные данные:
Название – M2Tech Young 384/32 USB DAC | Тип преобразователя – 192 кГц / 32 бит, PCM1795 Texas Instruments с цифровым фильтром собственной разработки | Цифровые форматы – 16—32 бит / 44,1—384 кГц | Частотная характеристика, Гц – 10—20 000 (по уровню –0,5 / +0,1 дБ) | Отношение сигнал/шум (192 кГц, 24 бит, в диапазоне частот до 20 кГц), дБА – 121 | Гармонические искажения + шум (192 кГц, 24 бит),% – 0,0003 | Аудиовходы – цифровой балансный AES/EBU, цифровой коаксиальный RCA, цифровой коаксиальный BNC, цифровой оптический TosLink, USB | Аудиовыход – стереопара RCA | Габариты, см – 20 x 5 x 20 | Масса (примерно), кг – 1,0

Оценки:

1.Дизайн – 95%
2.Качество изготовления – 95%
3.Звучание – 90% 
4.Эргономика – 95% 

Итоговый балл: 95%

Плюсы: ровная наполненная подача, выразительный вокал без огрехов и сибилянтов, спокойная отработка динамических пиков 
Минусы: иногда (в жестких жанрах) подача слишком размеренная и успокоенная, некоторый дефицит детальности, усиленный на ВЧ 

Вывод:
Аппарат по звучанию представляет собой хорошо гармонизированную и сбалансированную золотую середину с удачно найденными пропорциями разных достоинств, отмеченных у других участников теста. Базово он играет чуть задумчиво и весьма проникновенно 


Итоговые выводы
Продолжая разговор, начатый во введении, можно отметить, что, даже когда фирма-производитель предлагает довольно много опций подключения ЦАПа к источнику (разные цифровые соединения с обычным проигрывателем CD или универсальным плеером, с компьютером либо современными модными гаджетами наподобие iPod), весьма полезно проверить, какое качество звука дают все эти варианты, и в идеальном случае вдумчиво сравнить их между собой непосредственно. Многие фирмы заявляют об одинаковом качестве воспроизведения при любом подключении (или деликатно обходят этот вопрос стороной). Однако надо понимать, что истинная универсальность стоит недешево, а мы тут говорим, в общем-то, о среднем ценовом классе. К сожалению, в силу временных ограничений и дефицита журнальных площадей провести исчерпывающий идеальный тест для 5—6 аппаратов в такой постановке представляется задачей достаточно сложной. Однако для тех ЦАПов, которые удачно совпали в этом и предыдущем тестах либо были отслушаны по альтернативному подключению ранее, можно удостоверить соблюдение определенных закономерностей. В реальности фирмы выбирают одну вещь (например, организацию качественного приемника S/PDIF или, напротив, высокоскоростного порта USB и его прямой связи с ЦАПом без преобразований), которую они делают лучше остальных и вокруг которой выстраивают концепцию своего аппарата. Именно в таком контексте следует понимать нынешний результат Hegel HD20, в прошлый раз ставшего победителем теста, а сейчас получившего весьма средние оценки. Любителям «компьютерного» аудио и ценителям сопутствующих простоты и удобства в подобных ситуациях ни в коем случае не стоит ставить крест на аппарате. Просто вспомните, что на рынке есть немало качественных переходников USB-S/PDIF (мы сейчас не говорим о дешевых устройствах за несколько долларов), и попробуйте использовать их, чтобы задействовать оптимальный способ коммутации и обойти не слишком хорошо реализованный вход USB. Конечно, этот совет не сработает тогда, когда именно по USB производитель обещает максимальное разрешение и корректность передачи цифрового потока. Как, допустим, у одного из наших победителей — M2Tech Young 384/32 USB DAC. Но там даже из названия аппарата ясно, на чем сделан акцент. В любом варианте логично ожидать максимального качества от того соединения, которое выбрано главным. Тут еще стоит разделять качество воспроизведения обычных CD 16 бит / 44,1 кГц и контента высокого разрешения. В зависимости от того, какие записи больше представлены в коллекции, имеет смысл ориентироваться на то или иное устройство. В нынешнем тесте по качеству воспроизведения треков в формате 24 бит / 96 кГц нам больше всего понравился North Star Design Essensio, а вовсе не M2Tech Young, как можно было бы предположить, исходя из выразительных величин его разрешения. Опять-таки по части воспроизведения стандартных компакт-дисков Essensio заметно отстал от лидеров. 
Суммируя вышесказанное, первое место мы присуждаем Blacknote DAC 15 как безоговорочному, с большим отрывом, победителю по воспроизведению обычных CD и в то же время как аппарату, способному отыграть файлы с материалом высокого разрешения определенно не хуже остальных. Второе место и наша рекомендация достаются инновационному M2Tech Young 384/32 USB DAC — за самый сбалансированный подход при извлечении звука из записей всех типов. Приз редакционных симпатий достается австралийскому Burson Audio DA-160 DAC. Мы с огромным удовольствием послушали эту самую недорогую в тесте модель, которая уверенно и на равных с прочими участниками справилась со всеми CD в тестовой сборке. Что касается файлов в высоком разрешении, то, на наш взгляд, этот ЦАП не продемонстрировал их убедительного превосходства над стандартными 16 бит / 44,1 кГц. Уже упоминавшиеся North Star Design Essensio и Hegel HD20 в ходе всего теста вели между собой очень плотную и практически равную борьбу, победа в которой осталась в результате за итальянцем — благодаря большей жанровой толерантности и исключительно эффектному воспроизведению хайрезных треков. 
Что касается ЦАПа Peachtree Audio, то, вообще говоря, этот американский «персик», как и прочие продукты фирмы, можно классифицировать как находящийся в промежуточной нише, соединяющей традиционное и «чисто компьютерное» аудио. В согласии с отмеченной выше закономерностью это устройство тоже играет наилучшим образом по интерфейсу, являющемуся для него главным, — по цифровому входу с iPod.

Мария Савина 



Редакция Hi-Fi.ru

Рейтинг:

5.00